Органическое движение в мире и Украине

16–19 февраля в Нюрнберге (Германия) проводилась выставка органических (экологически чистых) продуктов, в которой уже в четвертый раз принимали участие представители Украи­ны. Оказывается, в нашей стране уже более 20 лет функционируют хозяйства, соблюдающие прин­ципы органического производства и даже сертифицированные на соответствие международным и европейским нормам. Кроме того, на украин­ском рынке представлены косметические средства и продукты питания зарубежных компаний — известных производителей экологически чистой продукции. Об этом и многом другом корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» рассказали Евгений Милованов (Е.М.), председатель Федерации органического движения Украи­ны, и Людмила Чаюн (Л.Ч.), маркетингменеджер компании «Бизнес Центр Фармация».

— Евгений Владимирович, каким должен быть органический (натуральный, экологически чистый) продукт?

Евгений Милованов Е.М.: Органическим продукт питания, косметическое средство, одежду и т.д. принято считать лишь в том случае, если в процессе их создания не использовались средства химической защиты растений, минеральные удобрения, генетически модифицированные продукты, синтетические красители, ароматизаторы. Не менее важно то, что абсолютно все этапы обращения продукции (производство, переработка, упаковка, хранение, доставка) инспектируются в отношении соблюдения действующих международных стандартов.


— Расскажите, пожалуйста, об истории органического движения.

Е.М.: Отцом современного органического сельского хозяйства часто называют английского ботаника Альберта Ховарда, который почти 20 лет изучал ведение сельского хозяйства в Индии, отразив его преимущества в ряде публикаций. Учение о биодинамическом сельском хозяйстве развил австрийский ученый, основатель антропософии Рудольф Штайнер. Среди видных последователей этого движения называют леди Еву Бэлфоур, которая провела первый научный сравнительный эксперимент органического и обычного сельского хозяйства, Масанобу Фукуока, написавшего всемирно известную книгу «Революция одной соломинки».

Людмила Чаюн Л.Ч.: Развитие этого явления тесно переплетается с изменениями культурных ценностей населения, которое стремится к более совершенному. Желание окружать себя и пользоваться продуктами абсолютно другого уровня привело к созданию новой потребительской категории — натуральных продуктов. В эпоху потребительского общества, наступившей в ХХІ веке, именно конечный потребитель диктует рыночной инфраструктуре (производителю, дистрибьютору) что производить, где продавать, по каким ценам и т. д., то есть формирует социальный заказ.


Е.М.: В случае с органическим сельским хозяйством речь идет, скорее, не о новизне, модернизации, а о возвращении к традициям, истокам, но на новом качественном уровне. Потребителям принадлежит определяющая роль в том, какие товары им нужны. Мощный толчок развитие органического движения получило после произошедшей в 1950–1960-х гг. так называемой Зеленой революции, декларировавшей своими целями повышение производительности сельского хозяйства путем активного применения химических удобрений и средств защиты. Фактически это стало «химической контрэволюцией». Как следствие, начало быстро увеличиваться число потребителей, которые решительно отказывались от продукции, полученной с применением ядохимикатов и минеральных удобрений.

Стенд компании «Weleda» на выставке «BioFach» (Нюрнберг, февраль 2006 г.)

Стенд компании «Weleda» на выставке «BioFach» (Нюрнберг, февраль 2006 г.)

— Какие организации в настоящее время представляют интересы производителей органической продукции?

Е.М.: Флагманом среди всех организаций является Международная федерация органических сельскохозяйственных движений (International Federation of Organic Agriculture Movements — IFOAM), объединяющая 750 организаций-членов из 108 стран. IFOAM обеспечивает объединение усилий по проведению исследований, обучения, производства, торговли, выставок, конференций и т.п. во всем мире. Общее видение задач и целей органического движения одинаково во всех странах, в том числе и в Украине. Нам необходимо перенимать методы и подходы и привносить что-то новое в соответствии со своей спецификой.

— Вы уже упоминали о контроле качества и сертификации, нельзя ли остановиться на этом подробнее?

Е.М.: В развитых странах уже давно созданы и функционируют сертифицирующие органы, услугами которых пользуются производители. Статус органических продуктов определен в законодательном порядке, и предусмотрена соответствующая маркировка. Некоторые украинские предприятия (их уже более 70) на протяжении более 5 лет сертифицируются в соответствии с европейским и международным стандартами. Сейчас заканчивается работа по подготовке к созданию украинской сертифицирующей компании, что позволит снизить затраты и уменьшить сроки проведения сертификации.

Л.Ч.: Очень авторитетной организацией, имеющей собственную систему сертификации, является Федеральная ассоциация производственных и коммерческих компаний (Bunddeutscher Industrie- und Handelsunternehmen —BDIH), объединяющая более 400 производителей и дистрибьюторов косметических средств, безрецептурных лекарственных препаратов, пищевых добавок, диетического питания и изделий медицинского назначения. Кроме стандартов BDIH, для операторов данного рыночного сегмента очень важна система ISO 14000 — серия международных стандартов по защите окружающей среды. Кроме того, в Европе большой вес имеют потребительские организации, тестирующие продукты различных категорий в отношении содержания тех или иных компонентов, например искусственных красителей, консервантов и т.д. В Германии достаточно серьезный вес имеет организация потребителей, которая ежегодно тестирует около 6000 товаров и публикует свое суждение об их безвредности для здоровья человека в журнале «Okо-Test».

— Как действует органическое движение в Украине?

Е.М.: В Украине накоплен значительный опыт работы в соответствии с мировыми стандартами органического производства, хотя до настоящего времени продукция производилась в основном на экспорт. По своему опыту и отзывам коллег могу сказать о том, насколько улучшается самочувствие работников, занятых в таких хозяйствах, и жителей окрестных сел, употребляющих их продукцию. Чтобы лучше представлять интересы производителей и потребителей, способствуя улучшению экологической обстановки в стране, в июне 2005 г. была создана Федерация органического движения Украины. Нашими задачами являются, прежде всего, содействие сохранению окружающей среды, создание законодательной базы для органического производства, формирование сертифицирующего органа.

Л.Ч.: Необходимо выстраивать цепочку: производитель — дистрибьютор — розничное звено — потребитель. Этот сегмент рынка нуждается в налаженной инфраструктуре, сформированной связи между производителем и потребителем. Кстати, в Европе многие крупные дистрибьюторы продают органическую продукцию под собственными брэндами, что свидетельствует о развитой интеграции производственного, оптового и розничного звеньев.

Е.М.: Производитель потенциально готов выпускать органическую продукцию, но этому препятствует нехватка информации как у производителя, так и потребителя: о методах производства, ее свойствах, преимуществах. Следовательно, налаживание контакта с потребителем — первоочередная задача.

— Расскажите, пожалуйста, о недавней выставке в Нюрнберге?

Е.М.: Основное впечатление от «BIOFACH-2006» —масштабность происходящего. Выставка как нельзя лучше иллюстрирует то, что органическое производство вышло из нишевого состояния: 9 огромных павильонов, более 30 тыс. посетителей за 4 дня, колоссальное количество экспозиций, — все это производит большое впечатление. Тем более, что на выставке представлены потребительские товары всех групп: продукты питания, спиртные напитки, одежда, обувь, бытовая химия, фармацевтическая и косметическая продукция.

— «Бизнес Центр Фармация» является эксклюзивным дистрибьютором в Украине немецкой компании «Weleda», представлявшей на выставке свою продукцию. В чем привлекательность такого сотрудничества?

Л.Ч.: «Бизнес Центр Фармация» всегда была нишевым дистрибьютором, фокусирующим свою деятельность в госпитальном сегменте рынка. Сотрудничество с «Weleda» (основанной в 1921 г. Р. Штайнером) для нас — возможность участия, наряду с крупными европейскими производителями, в создании на украинском рынке новой продуктовой категории, охватывающей как косметические, так и лекарственные средства. Дело в том, что в портфеле немецкого производителя есть хорошо зарекомендовавшие себя на рынках США и Европы продукты, применяющиеся при вирусном гепатите и других заболеваниях. В скором времени они могут появиться в Украине. В настоящее время на отечественном рынке представлены продукты по уходу за полостью рта (зубные пасты, эликсиры, бальзамы для десен), серия продукции для будущих и молодых мам, а также детская и зимняя серии. Все они прошли соответствующую сертификацию (ISO, BDIH, OKO-тест).

— Как уже сегодня украинские потребители могут позаботиться о собственном здоровье?

Е.М.: Я бы пожелал читателям не мучиться сомнениями по поводу очередных «Е» на этикетках продуктов, а помнить о существовании особого подхода к развитию отношений между человеком и окружающей средой, который позволяет формировать здоровое и безопасное микроокружение. «Don’t panic, just organic» («Не паникуй, присоединяйся к органическому движению») — к этому призывают наши англоязычные коллеги. Этот лозунг, уверен, очень близок и нам. n

Дарья Полякова,
фото предоставлены компанией «Бизнес Центр Фармация»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті