Вовремя о важном. Компетентно о лекарствах — от разработки до применения

Можно сказать, что «Еженедельнику АПТЕКА» повезло: в отличие от многих компаний и людей, измеряющих свою жизнь годами и потому имеющих возможность отмечать юбилеи лишь раз в десятилетие, мы можем делать это ежегодно. Каждый год выходит ровно 50 номеров нашего издания, и вот сегодня мы представляем вниманию читателей уже 550-й по счету выпуск «Еженедельника АПТЕКА».

Расширенный редакционный совет в преддверии 550-го номера «Еженедельника АПТЕКА». Слева направо: Оксана Сергиенко, Екатерина Кармалита, Алексей Макаренков, Олег Мазуренко, Игорь Крячок, Александр Сироштан, Филипп Снегирёв, Дарья Полякова, Виктория Матвеева. И — как всегда за кадром, поскольку при исполнении, — фотокорреспондент Игорь Кривинский
Расширенный редакционный совет в преддверии 550-го номера «Еженедельника АПТЕКА». Слева направо: Оксана Сергиенко, Екатерина Кармалита, Алексей Макаренков, Олег Мазуренко, Игорь Крячок, Александр Сироштан, Филипп Снегирёв, Дарья Полякова, Виктория Матвеева. И — как всегда за кадром, поскольку при исполнении, — фотокорреспондент Игорь Кривинский

Наше издание изначально задумывалось как специализированный печатный орган для тех, кто участвует в обороте лекарственных средств. Это, в первую очередь, работники аптек, производители и дистрибьюторы фармацевтической продукции. Поэтому логично было начать с того, чтобы предоставлять им информацию о том, какие препараты появляются на рынке, где и по каким ценам их можно приобрести. Однако со временем стало понятно, что круг тем, интересующих наших читателей, гораздо шире. Что наш читатель ждет от нас оперативного освещения событий, публикации отраслевых нормативных документов и комментариев к ним как официальных лиц, так и тех, кому в соответствии с этими документами придется строить или перестраивать свою работу. Что он хочет сам участвовать в формировании фармацевтического рынка, не только занимаясь непосредственно своим делом, но и высказывая мнение по тем или иным животрепещущим вопросам. «Еженедельник АПТЕКА» стремился и продолжает стремиться соответствовать ожиданиям своих читателей, и понятие «обратная связь» для всего редакционного коллектива — это не просто устойчивое словосочетание, а принцип каждодневной работы.

Практика показывает, что такой подход приносит свои плоды. Читательская аудитория издания с каждым годом становится все более обширной и разнообразной. Увеличивается количество подписчиков, среди которых аптеки, оптовые фирмы, фармацевтические предприятия и представительства, специализированные библиотеки, научные фармацевтические и медицинские учреждения. Мы не стоим в стороне от современных технологических достижений, предоставляя возможность читать «Еженедельник АПТЕКА» в электронной версии. За 2 года число посетителей сайта издания возросло в 2 раза, теперь в среднем электронную версию ежемесячно читает 50 тыс. специалистов. Причем география читательской аудитории не ограничивается Украиной: нас читают в России, Казахстане, Беларуси, Германии, Франции, Канаде, США и даже в таких «экзотических» странах, как Норвегия и Кипр.

Все более разнообразным становится и профессиональный состав аудитории. Это не только провизоры и врачи, но практически все специалисты, так или иначе имеющие отношение к медицине. Создатели лекарственных средств могут со страниц издания узнать о современных тенденциях или высказать свою точку зрения по поводу того, как обстоят дела в этой сфере в нашей стране, а возможно, найти инвесторов для исследований в лице венчурных компаний. Клиницисты могут поделиться с коллегами проблемами и перспективами проведения клинических исследований лекарств в Украине. Вопросы регистрации препаратов актуальны для самых различных специалистов, как и весь массив информации, связанный с формированием нормативно-правового поля.

Мы видим свою задачу в том, чтобы предоставлять широкому кругу читателей компетентную информацию о лекарственных средствах — от момента их создания до непосредственного терапевтического применения. Возможно, определение «компетентно» покажется кому-то излишне самоуверенным. Однако использовать его нам позволяет то, что авторами, соавторами, пристрастными и строгими экспертами выступают сами читатели, люди, в компетентности которых мы не сомневаемся. При этом мы стремимся отразить весь спектр мнений, существующих по тому или иному вопросу, предоставить слово разным сторонам для дискуссий и дать возможность читателям самим определять весомость аргументов. Кем бы ни был наш читатель — провизором, врачом, научным сотрудником, юристом, бизнесменом, маркетологом или менеджером, — он может быть уверен: его потребности в той или иной информации являются основой нашей работы, его точка зрения всегда интересна нам, а его советы будут услышаны и приняты во внимание. Мы настроены на интерактивное общение, от которого, в конечном счете, выигрывают все, потому что читатели могут активно участвовать в создании еженедельника и с полным правом использовать его страницы как дружественную территорию для плодотворных дискуссий.

Сообщать вовремя о важном — такова текущая и перспективная миссия «Еженедельника АПТЕКА». А о том, как это видят для себя разные сотрудники редакции, речь пойдет ниже, от первого лица.

Юбилей — хороший повод подвести итоги и наметить дальнейшие планы, оглянуться назад и попытаться заглянуть в будущее. Именно для этого собралось заседание редакционного коллектива под бессменным председательством главного редактора «Еженедельника АПТЕКА» Игоря Крячка, который, как водится, скромно командовал парадом, предоставив возможность высказаться руководителям подразделений.

Не только отражать действительность, но и формировать ее

Виктория Матвеева, руководитель информационного отдела

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами

Г. Честертон

«Еженедельник АПТЕКА» издается уже 11 лет. Я работаю здесь почти 10. Рост издания и его становление мне довелось видеть собственными глазами. Когда я только появилась в еженедельнике, то была приятно удивлена: при всей его молодости, он уже был читаем и известен среди профессионалов. Это означало, что издание появилось в нужное время, в нужном месте и в правильном формате. Первоначальная концепция — предоставлять профессионалам информацию, которая помогала бы им в работе — оказалась верной и была по достоинству оценена читателями. Однако как добиться идеального или, во всяком случае, максимально приближенного к идеалу воплощения этой концепции на практике? Как определить, что именно нужно выбирать из всего потока информации? Какие вопросы следует освещать, чтобы облегчить работу участников фармацевтического рынка? Ответить на эти вопросы самостоятельно, без помощи самих читателей, было бы невозможно или, по крайней мере, излишне самонадеянно. И читатели не бросили нас на произвол судьбы. Они активно участвовали в процессе становления и совершенствования «Еженедельника АПТЕКА», высказывая свои пожелания, охотно участвуя в дискуссиях, обращаясь к нам с вопросами и предложениями.

Именно благодаря читателям мы убедились в том, что нельзя ограничиваться только публикацией статей о лекарственных средствах и их производителях. Чтобы стать по-настоящему действенным профессиональным инструментом, необходимо отражать всю гамму происходящего на фармацевтическом рынке и в его «окрестностях». Газета становится живым организмом, только когда в ее жилах пульсирует кровь фактов, событий, мнений. И окружающая действительность не оставляла нас без «пищи» для публикаций. Вся страна и вместе с ней фармацевтический рынок пережили достаточно бурный период, целую эпоху от рождения до становления. И все это время мы стремились быть не бесстрастными летописцами происходящего, но самыми активными его участниками. Сколько бурных споров и острых обсуждений прошло за это время на страницах «Еженедельника АПТЕКА»! Экономический кризис 1998 г., внедрение различных надлежащих практик, издание новых нормативных документов и многое другое, — все эти вопросы активно дискутировались в нашем издании, которое охотно предоставляло возможность высказать самые разные точки зрения. Мы все были свидетелями того, как сплоченность и умение отстоять свою выверенную аргументированную позицию позволяли участникам рынка добиваться решения поставленных задач. Достаточно вспомнить хотя бы ситуацию с введением НДС на лекарства. Хочется верить, что «Еженедельник АПТЕКА», не оставаясь в стороне от этих баталий, также внес свою лепту в положительное решение целого ряда вопросов.

С расширением читательской аудитории обогащается и тематика публикуемых материалов. Новые веянья в здравоохранении, экономика и финансирование, правовые аспекты фармации, решение кадровых проблем, структурные преобразования в компаниях и на рынке, взаимодействие различных его участников, вопросы интеллектуальной собственности, процессы европейской интеграции, — все это лишь неполный перечень тем, которые не должны и не будут оставлены без внимания.

Впереди у отечественной фармации долгий и непростой путь. Мы пройдем его вместе, постоянно постигая новое и совершенствуясь. «Вовремя о важном» — так сформулировали мы миссию нашего издания. Применительно к информационному отделу, это означает стремление оперативно реагировать на все происходящие события, выявлять потребности профессионалов в той или иной информации и своевременно ее предоставлять. Чтобы открывая «Еженедельник АПТЕКА», специалист был уверен: здесь он найдет ответы на многие важные и волнующие его вопросы. Открывая на первой странице, с интересом дочитывать до последней, а потом не раз возвращаться к тому или иному материалу в своей непосредственной работе. Когда-то Маяковский написал: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Перефразируя поэта, можно сказать: «Если такая звезда нужна нашим читателям, мы приложим все силы, чтобы она сияла для них!»

Качественная аналитика — залог уверенности в будущем

Екатерина Кармалита, руководитель аналитического отдела

Те, кто хвастаются столь возвышенным познанием, должны не скрывать его, а предоставить для публичной проверки и высокой оценки.

Иммануил Кант

Открывая каждый номер «Еженедельника АПТЕКА», читатель может быть уверен, что во второй его части он увидит графики и таблицы, отражающие самые разные параметры фармацевтического рынка. Это фрагменты, сложив которые можно получить более или менее точную картину окружающей действительности. Для чего мы это делаем и к чему стремимся в работе? Попытаюсь изложить свое видение задач, решаемых аналитическим отделом.

В процессе эволюции человек создал рынок. Однако, к сожалению, его базовые ресурсы достаточно быстро исчерпываются. Поэтому сегодня основной задачей для многих компаний является сохранение своей доли рынка, завоевание новой ниши или даже создание сегментов рынка, ранее не существовавших. В этом деле аналитическая информация играет далеко не последнюю роль.

Вне зависимости от сферы деятельности успех в достижении целей любой компании во многом предопределен эффективностью принимаемых управленческих решений. И здесь на первое место выходят полученные ранее знания и опыт. Их совокупность представляет собой глобальное информационное пространство. Доступ к нему открывает много возможностей для участников того или иного сегмента рынка, поскольку позволяет держать руку на пульсе прогресса. В частности, когда речь идет о стремительном развитии и стабилизации фармацевтического рынка Украины, каждая представленная на нем компания, без сомнения, заинтересована в получении максимально полной, достоверной, актуальной и качественной информации. Причем обострение конкурентной борьбы между операторами рынка само по себе создает дополнительную ценность такой информации для каждой компании.

Перед нашими глазами чередой прошли знаковые события предыдущих лет. Мы видели пот на висках операторов фармрынка и не понаслышке знаем, каких усилий стоит выживание и обеспечение успешности бизнеса в современных условиях. И это не просто ощущение: у нас все подкреплено точными данными, анализ которых позволяет формировать мнение, независимое от различных сторон. Он также дает возможность делать прогнозы и определять вектор дальнейшего развития рыночной ситуации.

И, конечно же, значимость нашей работы для специалистов фармацевтического рынка определяют сами читатели. Причем по данным исследования, проведенного компанией «GFK Ukraine», по итогам 2005 г. «Еженедельник АПТЕКА» является абсолютным лидером по сумме набранных баллов при оценке значимости для работы различных специализированных СМИ. Так оценили нас эксперты центров закупок и первостольники. А по данным системы исследования PromotestSM, предоставленным компанией «Medical Data Management Ukraine», в I полугодии 2006 г. удельный вес количества фармацевтов, читавших «Еженедельника АПТЕКА», составил 73,8% (максимальный показатель среди всех специализированных фармацевтических изданий).

В задачи нашего подразделения входит проведение исследований различных параметров отечественного фармацевтического рынка. Систематизированные данные таких исследований мы регулярно предоставляем на рассмотрение общественности, размещая их на страницах «Еженедельника АПТЕКА» и в электронной версии издания. Для нас очень важны точность и своевременность опубликования информации о конъюнктуре рынка: его количественных и качественных характеристиках. Мы постоянно прислушиваемся к потребностям наших читателей в получении подобной информации, стараемся выделять наиболее важные и актуальные аспекты.

В дальнейшем мы будем стараться мобилизовать максимум сил для обеспечения комплексного подхода к анализу рыночной ситуации. Мы делаем это для того, чтобы помочь операторам рынка, всем нашим читателям принимать эффективные управленческие решения на любом этапе своей деятельности: от производства до реализации лекарственных средств. Надеемся, что и в дальнейшем наш отдел будет вносить свой вклад в то, чтобы участники фармацевтического рынка Украины всегда помнили о прошлом, адекватно воспринимали настоящее и уверенно смотрели в будущее!

Мы доверяем своим читателям

Олег Мазуренко, руководитель корпоративного отдела

В августе газете «Еженедельник АПТЕКА» исполнится 11 лет, а сегодня мы представляем на суд читателей юбилейный 550-й номер. Вспоминаю свои первые шаги в редакции. Да, теперь мне даже смешно читать свои ранние статьи. Но тогда, в первые месяцы, приходилось очень непросто от несоответствия между предполагаемыми результатами и суровой действительностью. И одной из главнейших причин первоначальных трудностей было для меня отсутствие четкого понимания основополагающего принципа своей деятельности. Возможно, в то время задавать подобные вопросы себе и коллегам было еще рано. Теперь мы все вместе подошли к пониманию необходимости проговорить для себя и для читателей миссию издания.
Трудно представить газету, работники и руководители которой не ставят перед собой тех или иных целей. Газет много, и все они разные, и решаемые ими задачи тоже различны. В одном случае газета является лишь способом зарабатывать на жизнь сотрудникам и владельцам этого бизнеса. В другой газете видение издания еще примитивней — это всего лишь место работы, пусть и с невысокой зарплатой, отсутствием перспектив и удушающим моральным климатом, но на котором мечтается просидеть до пенсии. Как результат — стагнация, устойчивое падение тиража, снижение качественного уровня. Отсутствие четкого видения будущего может сыграть злую шутку.

Теперь, собственно, о миссии нашей газеты, о том, как мы ее себе представляем. Я далек от иллюзий относительно возможности изменения сложившихся общественных и рыночных отношений. В обществе и экономике царит та атмосфера, которую сегодня готовы поглощать и общество, и наша экономика. Это не безволие или апатия, это всего лишь трезвый взгляд на жизнь. Если называть вещи своими именами, то все, что может газета — это максимально полно информировать читателя, дав ему все возможные и существующие по рассматриваемому вопросу точки зрения. Бывают ситуации, по поводу которых существуют диаметрально противоположные взгляды. В таких случаях мы стремимся сохранить объективность, не занимая позиции какой-либо конфликтующей стороны. Ведь у каждого своя правда, и мы не вправе никому навязывать свое мнение. Мы доверяем своим читателям и оставляем за ними право делать свой выбор, составлять свой взгляд на волнующий их вопрос. Но для того, чтобы выбор его был точен, а взгляд зорок и справедлив, человек должен быть вооружен информацией. И мы стараемся предоставить читателю максимум важных для него сведений.

Поначалу я хотел сформулировать кредо газеты так: «Защита интересов специалистов фармации», но потом понял, что большинство не всегда бывает право, да и нуждаются ли профессионалы в какой-либо специальной защите? Мы выполняем важную общественную функцию, вооружая людей информацией. Как человек воспользуется подобным оружием — это уже его выбор. В любом случае, информированный читатель — это человек защищенный и вооруженный.

Казалось бы, нет ничего особенного в том, что мы поставим перед собой такую задачу: «Облегчать жизнь людей, вооружая их информацией». Однако после того как я стал ее проговаривать при каждом удобном случае, мне стало легче. Прежде всего мне. Решая вопрос, какую тему выбрать для публикаций, я задаю себе вопросы: «Послужит ли статья решению этой задачи? Насколько важной и своевременной является данная информация ». Мерилом нужности и качества материала служат не чьи-то пристрастия, критерий вытекает из того, станет ли человек после статьи чуточку информированней — или нет.

До момента определения миссии газеты для себя я в душе посмеивался над пристрастием американцев ко всевозможным бизнес-ритуалам, в огромном количестве описываемых в различных книгах и статьях по менеджменту. Сегодня я убедился в том, что это необходимо, поскольку значительно облегчает выбор пути, по которому нужно двигаться дальше.

Смелость, любопытство и отсутствие предвзятости

Дарья Полякова, руководитель отдела исследований и инноваций

Своего читателя мы видим, прежде всего, среди тех, кому недостаточно знакомства с официально принятой или господствующей точкой зрения, тех, кому свойственно стремление познакомиться с альтернативной.

Поиск, систематизация и обобщение существующего в мире опыта — в этом смысл и содержание работы нашего отдела. Повышение доступности информации в настоящее время способствует тому, что результаты исследований, недавние открытия, свежие идеи и наблюдения могут быстро становиться нашим с вами достоянием. Для этого необходимы смелость, любопытство и отсутствие предвзятости. Погружение в информационные потоки, которые становятся все более полноводными, часто позволяет отыскать именно то, чего недоставало для формирования собственного представления о чем-либо важном, или подобрать ответы на тревожащие вопросы. Сегодня нет причин довольствоваться информацией локальной, имеющей ценность только в местных условиях и получившей право на существование только потому, что более полную и всестороннюю никто не потрудился получить. Нет оснований у фармакологов и фармацевтов основывать профессиональное мировоззрение только на узкоспецифических и практических позициях, не вникая в то, как врач воспринимает проблемы фармакотерапии. Точно так же недостаточным является кругозор врача, очерченный рамками учебной программы мединститута. Эта программа оперирует зачастую устаревшими сведениями о лекарствах, а достижения и процесс развития фармацевтической отрасли в ней зачастую представлены недостаточно.

Будучи врачами по образованию и журналистами или медицинскими авторами по роду деятельности, мы прекрасно понимаем, что к профессионалам должны обращаться профессионалы, и с удовольствием цитируем на страницах еженедельника высказывания специалистов фармации и фармакологии. Правда, среди них в количественном отношении преобладают зарубежные, но со временем это соотношение будет меняться: мы очень надеемся, что будем интересны нашим отечественным ученым и практикам так же, как они и их работа интересны нам. Изо дня в день мы получаем подтверждения того, что работа отдела исследований и инноваций может быть источником качественной «пищи для ума» читателей, — полноценной и вкусной. Продолжая кулинарную тему и приоткрывая завесу, за которой происходит создание трудных и не очень, любимых и поднадоевших, оригинальных и тривиальных блюд — статей, спешим заверить, что постоянно стремимся совершенствовать как искусство приготовления, так и оформления. Идя по этому пути, мы с благодарностью принимаем ваши предложения и замечания как самый необходимый стимул для дальнейшей работы.

Чувство ответственности перед своим читателем

Филипп Снегирёв, заведующий редакцией

На мой взгляд, первостепенное значение имеет ментально-просветительская функция «Еженедельника АПТЕКА». Причем не только для Украины, но и всего постсоветского (в подавляющем большинстве русскоязычного) пространства. Второй важный момент. Газета — скрупулезный летописец и тщательный «прижизненный биограф» украинской отрасли здравоохранения, с особым прицелом на ее фармацевтический сектор. Безусловно, в этом историческое значение издания, но — это вторично, не история ради истории (для этого существуют энциклопедии, монографии и др.). Речь идет о сугубо практической, даже прикладной — инструментарной функции. Еженедельник — полезный и удобный информационный инструмент для специалиста отрасли. К услугам читателя — подшивка газеты, а если ее нет под рукой — на нашем сайте, с помощью «гончего» поисковика, он может воспользоваться многолетним архивом всех выходивших публикаций, чтобы: или отыскать древний и забытый (а при ближайшем рассмотрении — о, эврика! — абсолютно действующий, поскольку никем не отмененный) нормативный акт, или оценить, какие из ранее заявленных амбиций удалось воплотить тому или иному оператору рынка, — или, или, или… То есть — практически полезная история отрасли в лицах, с конечной станцией «Сегодня»; своего рода машина времени в миниатюре, позволяющая соразмерить текущую временную точку в трехмерной системе координат:

  • Х — архив прошедшего (база сравнения)

  • Y — зеркало дня сегодняшнего (конечная точка)

  • Z — эксперт-прогноз дня завтрашнего.

Третью ось — прогнозную («прагматичный взгляд за горизонт») мы начали осваивать не так давно, и некоторые тому примеры наверняка не укрылись от внимания читателя «Еженедельника АПТЕКА» образца 550-го номера. Возможно, следовало бы внять советам некоторых из наших читателей и уделять прогнозам еще больше внимания? Мы, конечно, постараемся, но строго памятуя о том, что обнародование прогноза предварительно требует как минимум семикратного замера (для чего как раз и служат базовые оси X и Y).

Приятно отметить, что наш инструмент (как и жизнь отраслевого социума, которую он фиксирует) отнюдь не статичен, напротив, он динамично меняется и совершенствуется. В последнее время были предприняты шаги по дальнейшей, так сказать, логитимизации работы редакции. В основе изменений лежат принципы дифференциации, взят курс на значительную творческую самостоятельность подразделений как в выработке планов и определении перспективных тем, так и в создании собственной ниши в текущем номере (ведь делегирование — верный признак высокого уровня развития организации в целом, соответственно и профессионализма каждого из составляющих ее людей). В общем-то, наш редакционный коллектив — это добрососедский союз дружественных суверенных государств, которые одинаково высоко ценят и неукоснительно блюдут как собственный суверенитет, так и взаимную дружественность. Последняя сводится не только к человечески теплой и коллегиально уважительной атмосфере в редакции, но и плодоносит реальным творческим конструктивом: очень многие материалы стоят на стыке компетенции сразу двух, а то и трех тематических направлений, а значит — синтезируют экспертизу разных углов профессионального зрения на одну и ту же проблему. Пожалуй, этот метод, как никакой другой, эффективен для кристаллизации истины.

Благодаря чему так происходит?

Благодаря слаженному взаимодействию уважающих и умеющих слышать друг друга профессионалов.

Благодаря объединяющему фактору совместного поиска золотого сечения истины и формы, рождающего коллегиальную типологию жанра.

И, возможно, главное: благодаря чувству ответственности перед своим читателем. Перед тем, кто тебе верит.

…Читатель мой суров,
         он писем мне не пишет.
Однако пару строк,
         в которых правду слышит,
Он знает назубок. (Д. Самойлов)

Это чувство, общее для нас всех, которое испытывает каждый в отдельности.

А иначе — ничего бы не получилось. n

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті