Станет ли кризис точкой бифуркации?

6364617 сентября 2015 г. в конференц-зале отеля «Русь» в Киеве состоялась 9-я Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет–2016». Ведущие эксперты фармацевтического рынка Украины традиционно собрались вместе, чтобы обсудить тенденции и наиболее актуальные и важные отраслевые проблемы. Отсутствие заявленных реформ системы здравоохранения и затяжной экономический кризис — основополагающие переменные, определяющие направление эволюции и роста (или противоположное) украинского фармацевтического рынка. Достижения и победы, ожидания и надежды — о чем сегодня говорит украинская Фарма? Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «Тимсофт», «УкрКомЭкспо». Партнерскую поддержку оказали Ассоциация международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Европейская Бизнес Ассоциация (Еuropean Business Association — EBA), Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий», генеральный информационный партнер — «Еженедельник АПТЕКА».

Модераторами конференции выступили Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Владимир Игнатов, глава представительства «Ипсен» в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine».

Работу 1-го раздела «По последним данным разведки (размышления на тему экономики и жизни)» открыл Юрий Гарбуз, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, который 9 сентября 2015 г. зарегистрировал в Парламенте проект закона «О фармацевтическом самоуправлении» (регистр. № 3054). Он подчеркнул, что самоуправление является практикой развитых стран мира, поэтому данная инициатива, безусловно, положительно скажется на развитии фармации в Украине. Кроме того, депутат выразил мнение относительно изменений в политике налогообложения, сообщив, что он не будет поддерживать идею введения ставки НДС на уровне 20% для лекарственных средств. Также Ю. Гарбуз прокомментировал вопрос реформирования сферы государственных закупок в здравоохранении.

То, как будет развиваться фармацевтический рынок Украины, напрямую зависит от макроэкономических показателей Украины и мировых экономических тенденций. Доклад на эту тему — «Плывущие времена. Фармрынок Украины и вокруг» представил Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины. Помимо прочего, он представил данные структуры украинского экспорта, отметив, что нашим главным рынком является Европейский Союз. По словам Л. Гуляницкого, ростки надежды в Украине есть.

Подробный анализ украинского фармацевтического рынка представил Сергей Ищенко, директор ООО «Proxima Research» в рамках доклада «Свежие новости фармрынка: 2015–2016…». Одна из интересных тем, затронутых докладчиком, — влияние снижения/повышения цен на потребление лекарственных средств в упаковках.

Владимир Игнатов представил доклад «Фармацевтический рынок в Украине: ожидание участников рынка». Спикер сфокусировал внимание аудитории на существующих открытых отраслевых вопросах, среди которых проведение оценки результатов пилотного проекта по реимбурсации антигипертензивных препаратов, отказ от централизованных закупок в здравоохранении по причине неэффективности такого подхода. По словам эксперта, тщательного исследования будет требовать вопрос экономической эффективности государственных закупок, проводимых с привлечением международных организаций. Также В. Игнатов озвучил способы решения текущих проблем в украинском здравоохранении, которые могут быть реализованы достаточно быстро и привнести качественные изменения в систему.

4634634

В рамках дискуссии, касающейся реформирования системы здравоохранения, Елена Зубко, руководитель бизнес-группы Байер Хелскер, директор подразделения безрецептурных препаратов компании «БАЙЕР», подняла актуальную системную проблему, а именно присвоение Государственной фискальной службой Украины таможенных кодов, противоречащих материалам регистрационного досье. В этом вопросе существует юридическая коллизия — Государственной фискальной службой принят приказ, который противоречит специальному Закону Украины «О лекарственных средствах».

Затем И. Крячок представил наработанные гражданской инициативой «Реанимационный пакет реформ» идеи относительно влияния процесса автономизации учреждений здравоохранения на фармацевтическую отрасль.

По завершении 1-го раздела состоялась дискуссия, в рамках которой Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директор компании «Калина медицинская производственная компания», осветил вопрос дерегуляции рынка медицинских изделий.

2-й раздел «Акваланги на дне (стратегии выживания и источники оптимизма)» начался с выступления Виктора Шафранского, заместителя министра здравоохранения Украины. Он рассказал об активности Министерства здравоохранения по осуществлению реформ. Стратегическими направлениями работы на сегодня являются реанимирование системы оказания экстренной медицинской помощи, а также осуществление действий, связанных с импортозамещением и локализацией фармацевтических производств на территории Украины. После завершения выступления В. Шафранского состоялась активная дискуссия. В частности, В. Игнатов отметил, что проведение централизованных тендерных торгов не является эффективным инструментом в лекарственном обеспечении. А Кшиштоф Седлецки, глава представительства «Астеллас Фарма», выразил мнение, что международным компаниям локализация производства в Украине может быть неинтересна с точки зрения возврата инвестиций и ряда других факторов. Владимир Руденко, директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) коснулся вопроса осуществления лицензирования хозяйственной деятельности в условиях отсутствия нового органа лицензирования. По его словам, многочисленные обращения АПАУ к компетентным государственным органам за получением разъяснений остались без должного внимания.

После этого с докладом «Тенденции при проведении проверок контролирующими органами» выступила Юлия Ноговицына, руководитель отраслевой практики «Фармбизнес» КПМГ в Украине. В частности, она сообщила о новом мировом тренде в сборе информации о компаниях: отслеживание информации в интернете.

В виде оживленной дискуссии состоялось выступление Светланы Панаиотиди, государственного уполномоченного Антимонопольного комитета Украины (АМК). Она ответила на вопросы участников конференции, в частности относительно урегулирования сферы маркетинговых вертикальных договоров, призвав заинтересованные лица направлять свои предложения. Оксана Манько, заместитель начальника управления расследований недобросовестной конкуренции АМКУ, представила доклад, посвященный нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции.

Николай Орлов, партнер Юридической компании «ОМП», представил доклад «Страсти вокруг маркетинговых договоров: незаконченный спектакль на два действия с прологом и эпилогом», в рамках которого проанализировал политику Антимонопольного комитета в вопросе заключения маркетинговых вертикальных договоров.

Несмотря на то что Украина находится в состоянии экономического кризиса, фармацевтическая отрасль остается инвестиционно привлекательной. «И планов громадье» — под таким названием представлено три взгляда на этот вопрос. Почему стоит инвестировать в украинскую фармацевтическую отрасль, рассказали Анатолий Редер, директор ПАО «Интерхим», и Раджив Гупта, генеральный директор ООО «Кусум фарм». В частности, А. Редер отметил, что для эффективной локализации фармацевтического производства отечественным производителям должны предоставляться преференции. Р. Гупта, в свою очередь, считает, что в этом процессе крайне важно усовершенствование юридического поля.

Доклад Константина Магалецкого, принципала «Хорайзен Капитал», был представлен Катериной Журавской, инвестиционным директором «Хорайзен Капитал».

В рамках фокус-дискуссии «Фармацевтическая вертикаль», которая следовала за 2-м разделом, эксперты фармацевтического рынка Украины высказали мнение относительно того, какие факторы будут драйверами фармрынка Украины в 2015 г. В дискуссии приняли участие Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга ПАО «Фармак», Александр Суходольский, директор по развитию компании «БаДМ», Игорь Червоненко, глава правления АПАУ, Владимир Митин, региональный директор в странах СНГ компании «Актавис», Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации «Артериум», Юрий Руденко, исполнительный директор ООО «Фитофарм», Сергей Ходос, директор компании «ФРАМ КО», Виталий Березницкий, директор ООО «ФарТоп», Владимир Телявский, генеральный директор ЗАО «Киевский витаминный завод». Ключевой месседж, озвученный во время дискуссии, — если не изменить кардинально политику и подходы в здравоохранении (а вероятно, изменений не предвидится), на фармацевтическом рынке в 2016 г. ничего не изменится. Это, в свою очередь, может привести к негативным последствиям как для отрасли, так и для всей нации.

35780

Работу 3-го раздела «Бюджет и люди (эвристическое планирование, или Как скрестить Эк­сель с Фотошопом)» открыла Надежда Крячок, генеральный директор ООО «МДМ». Она представила доклад «Настоящий SuperSFF», в рамках которого осветила множество вопросов, связанных с промоционной активностью фармацевтических компаний в Украине. Интерес аудитории вызвал представленный новый дашборд «Market cross-view», который позволяет в удобной форме увидеть, как промоционные усилия конвертируются в назначения врачей и фактические продажи. Н. Крячок привела ряд практических кейсов, представляющих собой примеры для коррекции промоционной активности.

«Единство идей — залог успешного парт­нерства» — доклад, представленный Франческой ДиАнджело, вице-президентом ВиваОлен Дата ЕМЕА и Вива Системз (лидер глобальных CRM-решений), и Василием Васильевым, директором ООО «Тимсофт» (сертифицированный партнер Вива).

Елена Зубко выступила с докладом «Штатный выход из глубокого погружения — профилактика кессонной болезни», в рамках которого остановилась на важных вопросах антикризисного менеджмента. В частности, на что необходимо обязательно обратить внимание при оптимизации структуры персонала или других расходов.

Интерес аудитории привлек и доклад Светланы Жахаловой, руководителя отдела исследований медицинского и фармацевтических рынков компании «Gfk Ukraine», «Здоровье и медицина глазами украинского потребителя». В настоящее время индекс потребительских настроений и индекс доверия к власти находятся на историческом минимуме. Кроме того, существенно и достаточно неожиданно изменились источники получения информации о лекарственных средствах.

Андрей Партыка, генеральный директор сейлз-хаусов StarLightSales и StarLightBrandContent, выступил с докладом «Реклама на ТВ 2015». Помимо прочего, он остановился на ключевых тенденциях рынка рекламы, в частности, на ценовой политике. А. Партыка также привел данные исследования потребительских предпочтений в ТВ-рекламе — что работает, а что нет. Зоя Хилык начальник отдела клиентских стратегийStarLightBrandContent, озвучила доклад «Развитие сотрудничества с рынком Фарма», в рамках которого поделилась секретами проведения успешных рекламных кампаний.

Что такое идеальный КАМ и почему планирование для КАМ так важно? С докладом на эту тему выступила Виктория Запоточная, эксперт, тренер.

О тенденциях в политике заработной платы рассказал Андрей Анучин, директор компании «Фарма Персонал». В докладе «Зарплатная и штатная динамика в Украине, август 2015 г. Что происходит и чего ожидать?» рассмотрены такие вопросы, как привязка зарплат к твердой валюте, динамика прироста заработной платы, тенденции в политике найма персонала фармкомпаниями. Он также рассказал о распределении штатов внешних служб в разрезе АТС-классификации.

Андрей Обризан, коммерческий директор ООО «Биофарма», выступил с докладом «Зачем нам нужны новые люди». В рамках своего выступления он рассказал о построении эффективной новой команды как залога успешности предприятия. Помимо прочего, он остановился на главных проблемах трудовых коллективов и представил подходы для их решения.

В ближайших выпусках «Еженедельника АПТЕКА» наши читатели смогут подробнее узнать о докладах конференции-практикума «Фармбюджет–2016».

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах morion.ua и apteka.ua.

Галина Галковская,
фото Сергея Бека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті