Азбука и арифметика ВТО

О вступлении Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) сегодня не пишет разве что ленивый. Ситуацию регулярно отслеживают телевидение, пресса, интернет-издания. На страницах нашего еженедельника также неоднократно обсуждались вопросы, связанные с тем, какими последствиями для фармацевтический отрасли может обернуться присоединение нашего государства к этому международному «клубу» (см.«Еженедельник АПТЕКА» № 19 (540) от 15.05.2006 г., № 22 (543) от 5.06.2006 г.). Несмотря на разнообразие оценок, тяготеющих зачастую к противоположным полюсам, для многих читателей тема предстоящего вступления Украины в ВТО омрачается банальным незнанием того, что собой представляет эта международная структура и какие выгоды для страны дает членство в ней. Поэтому в сегодняшней публикации, знаменующей начало целой серии материалов, посвященных теме ВТО, мы бы хотели прояснить для читателя вопрос, что собой представляет эта торговая система, а также какие плюсы и минусы могут получить Украина и ее граждане от присоединения к ВТО.

ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю посредством механизма сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Система развивалась в процессе проведения в рамках GATT серий многосторонних торговых переговоров (раундов) (МТП). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позже переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний закончившийся раунд — 1986–1994 гг., так называемый Уругвайский раунд — привел к созданию ВТО. Таким образом, механизм GATT был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. К настоящему времени проведено в общей сложности восемь раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый.

Кроме того, система GATT, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, влияющих на их многосторонние торговые отношения, и контроля реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Сегодня ВТО функционирует во многом так же, как и GATT, но при этом осуществляет контроль более широкого спектра торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации — неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Все страны — члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой — неизменными остаются базовые принципы GATT/ВТО. В рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Место расположения: Женева, Швейцария.
Основана: 1 января 1995 г. по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986–1994 гг.)
Членство: 149 стран-членов и 32 государства-наблюдателя (по состоянию на декабрь 2005 г.)
Бюджет: 169 млн швейцарских франков на 2005 г. (около 130 млн дол. США).
Штат секретариата: 500 сотрудников.
Глава: генеральный директор.

Миссия: либерализация мировой торговли и обеспечение справедливых условий конкуренции.

Таким образом, ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют GATT в редакции 1994 г. (GATT-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on trade in service — GATS) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Trade-related aspects of intellectual property right — TRIPS). Соглашения ВТО ратифицированы парламентами всех стран-участниц.

Товары. GATT-1994 сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов (секторальные тарифные инициативы), таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга. Участниками секторальных инициатив в основном являются развитые государства.

Существуют два фундаментальных принципа GATT/ВТО — это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется посредством взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле, при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке. Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и НР, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые признаны более эффективным средством регулирования товарооборота, а также информационной открытостью и прозрачностью (транспарентностью) в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Услуги. Принципы более свободного экспорта и импорта услуг независимо от способа их поставки, — будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц — были впервые документально закреплены в новом GATS. Однако в силу специфики торговли услугами РНБ и НР применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимают в ходе переговоров. Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках GATS, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Интеллектуальная собственность. TRIPS представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под интеллектуальной собственностью понимают авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытую информацию, например, торговые секреты.

Разрешение споров. Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на эти решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования GATT (1947–1994 гг.)

ВТО И УКРАИНА

Переговоры о вступлении в ВТО (тогда еще GATT) Украина начала в 1993 г., а 17 декабря этого же года подала официальную заявку о намерении присоединиться к системе GATT. Процесс двусторонних переговоров Украины со странами — членами ВТО начался в 1995 г. В соответствии с Соглашением о создании ВТО двусторонние переговоры о доступе к рынку товаров и услуг должны быть завершены с каждой из стран — членов Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины. В Рабочую группу по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО входят 48 стран. Все соседи Украины (кроме России и Беларуси) уже являются членами ВТО. На страны — члены ВТО приходится около 70% украинского экспорта.

ПЛЮСЫ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ ВТО

Выгоды ВТО для потребителей. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя — это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и в настоящее время торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используют импортные компоненты. Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 млн фунтов стерлингов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 млн канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в ЕС привела к снижению цен в среднем на 7–10%. Более широкий выбор товаров и услуг — также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, комплектующие и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью. Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, снижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, конкурентоспособность, расширить масштабы производства или же переключиться на новые виды деятельности.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с зарубежными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е годы, когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тыс. новых рабочих мест в странах-членах. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и увеличивают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, определенность условий торговли и их упрощение — все это способствует созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. В свою очередь, приток капитала в страну, в частности в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Политические выгоды. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, поскольку торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом. Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия ХХ века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже секторы, требующие защиты, замедляется экономический рост и снижается общее благосостояние. Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, поскольку проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Система свободной торговли также создает предпосылки для борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами — так называемой квотной ренты.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами. Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая таким образом возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО. Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи «предоставленными самим себе», могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий. Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Увеличивающееся количество споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к этой системе разрешения разногласий.

ВАЖНЫЕ МИНУСЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Несмотря на то, что экономика страны в целом выигрывает, отдельные отрасли могут проиграть. Поэтому при обсуждении вопроса о вступлении необходимо различать национальный и отраслевой интересы. Отраслевой интерес заключается в том, чтобы иметь доступ на внешний рынок, к импортным комплектующим и сырью, но при этом защитить внутренний рынок от импортеров конкурирующей продукции. Естественно, что интересы различных отраслей часто противоречат друг другу, поэтому вступление в ВТО потребует от бизнес-сообщества, правительства и общества в целом проявить беспрецедентное умение договариваться — переговоры по ВТО станут первым настоящим тестом для государства, бизнес-элиты и общества на способность заключения общественного договора. К сожалению, даже в странах с развитым гражданским обществом при обсуждении проблем международной торговли преимущество по понятным причинам получает крупный бизнес, в то время как интересы населения и малого бизнеса не учитываются в полной мере. В Украине это усугубляется неразвитостью институтов гражданского общества, а также тем, что некоторые отрасли, которые возникнут в результате встраивания в глобальную экономику, пока отсутствуют или находятся в зародышевом состоянии (отрасли услуг, особенно информационных).

Вышеизложенные аргументы верны со статической точки зрения. При рассмотрении динамических аспектов возникает основной аргумент протекционизма, так называемый аргумент развивающейся отрасли (infant industry argument), — если отрасль почти конкурентоспособна в глобальной экономике, то ее стоит защитить (тарифами или квотами) на некоторое время, пока она не достигнет уровня конкурентоспособности, и лишь затем открывать рынок. В принципе, этот аргумент верен, другое дело, что на практике его используют не вполне корректно. Многие развивающиеся страны пытались идти по этому пути, и в подавляющем большинстве из них происходило следующее: каждая отрасль объявляет себя почти конкурентоспособной и требует защиты (при этом успеха в лоббировании добиваются, как правило, не только и не столько новые и растущие отрасли). Но если защищать всех, то это приведет к снижению уровня жизни населения, причем выигрыш каждой отрасли будет невелик (закрытие всех рынков приведет к существенному повышению обменного курса гривны). Кроме того, очень трудно удержаться от продления периода защиты — отраслевым лоббистам, как правило, удается превратить временную защиту в перманентную. Немедленное вступление в ВТО позволяет решить обе проблемы: в процессе переговоров можно будет определить отсрочку открытия некоторых рынков, при этом ее нельзя будет продлить. Но это требует политической воли и кропотливой работы — необходимо привести национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами ВТО, договориться с ВТО в целом и каждым ее членом в отдельности об условиях вступления. n

Алексей Макаренков

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті