|
На протяжении десятков лет для борьбы с болью и воспалением применяют нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). При этом врач обязан помнить, что при использовании лекарственных средств этой группы у больных может возникнуть ряд побочных реакций. Наиболее частыми являются осложнения со стороны верхних отделов желудочно-кишечного тракта, которые в 5% случаев могут сопровождаться перфорацией, кровотечением, хронической скрытой кровопотерей, обусловливая развитие анемии (Швец Н.И. и соавт., 2002). Поэтому ученые продолжают непрерывный поиск эффективных и безопасных препаратов для лечения пациентов с воспалительными и невоспалительными (дегенеративными) заболеваниями суставов. Около 30 лет назад было установлено, что механизм действия НПВП связан с обратимым подавлением активности фермента циклооксигеназы (ЦОГ), регулирующей синтез простагландинов — важнейших медиаторов воспаления, боли и лихорадки. Открытие в 1987 г. двух изоформ ЦОГ позволило объяснить причины эффективности и токсичности (прежде всего гастроэнтерологической) «стандартных» НПВП. Терапевтический эффект НПВП связан с их способностью ингибировать ЦОГ-2, в то время как наиболее частые побочные реакции — поражение пищеварительного тракта, почек и др. — обусловлены подавлением ЦОГ-1. Это позволило приступить к целенаправленному синтезу новых НПВП: ингибиторов (селективных или специфических) ЦОГ-2, обладающих более низкой гастроэнтерологической токсичностью.
Результаты многочисленных широкомасштабных контролируемых испытаний, а также значительный опыт применения ингибиторов ЦОГ-2 в клинической практике свидетельствуют, что основная задача, которая была поставлена при разработке ингибиторов ЦОГ-2 (снижение гастроэнтерологической токсичности), решена весьма успешно.
Сегодня во многих клиниках Украины успешно применяют один из первых селективных ингибиторов ЦОГ-2 — ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ, действующее вещество которого — целекоксиб. Результаты исследований применения целекоксиба послужили убедительным доказательством его высокой эффективности, обусловленной избирательным ингибированием ЦОГ-2. Целекоксиб оказывает мощное противовоспалительное и обезболивающее действие. По эффективности препарат не уступает диклофенаку, ибупрофену и напроксену (Garner S. et al., 2000). При этом риск развития осложнений со стороны пищеварительного тракта сравним с таковым плацебо и значительно ниже, чем при применении неселективных НПВП (Scheiman J.M., 2003).
В продолжающихся сегодня исследованиях профиля безопасности группы НПВП — селективных ингибиторов ЦОГ-2 — основное место занимает проблема развития кардиоваскулярных осложнений. В этом отношении целекоксиб также признан одним из наиболее безопасных представителей НПВП. Так, в популяционном ретроспективном групповом исследовании с участием 2256 пациентов в возрасте старше 66 лет, применявших различные НПВП, в том числе целекоксиб или рофекоксиб, определяли риск смерти или возникновения рецидива застойной сердечной недостаточности (Hudson M. et al., 2005). Полученные результаты свидетельствуют о том, что риск смерти и развития застойной сердечной недостаточности у пациентов, принимавших целекоксиб, ниже.
Таким образом, целекоксиб более безопасен, чем другие НПВП (в том числе и другие коксибы), для пациентов старшего возраста с застойной сердечной недостаточностью. Использование ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ при заболеваниях, в клинике которых преобладает воспалительный и/или болевой синдром: ревматоидный артрит, остеоартроз, анкилозирующий спондилит, подагрический и псориатический артрит — позволяет достичь быстрого положительного эффекта при минимальной частоте возникновения побочных реакций, характерных для других НПВП (как селективных, так и неселективных).
На отечественном фармрынке ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ представлен в одной лекарственной форме — капсулы с различным содержанием действующего вещества (100 и 200 мг, № 10). Режим дозирования устанавливается врачом индивидуально с учетом интенсивности воспалительного процесса и выраженности болевого синдрома. Курс лечения длится от 2–3 нед до 3 мес в зависимости от вида заболевания и эффективности терапии.
Для того чтобы помочь специалистам отделов закупок правильно сформировать потребность аптеки в товарных запасах ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ, рассмотрим специфику продаж препаратов группы МО1А НО1 «Целекоксиб» (далее — конкурентная группа). По итогам января–сентября 2006 г. объем реализации препаратов конкурентной группы составил 3209,5 тыс. грн. в денежном и 141,0 тыс. упаковок в натуральном выражении (рис. 1). В исследуемый период он увеличился на 31,2 и 51,0% соответственно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Примечательно, что в первом случае показатели прироста объемов продаж препаратов группы МО1А НО1 «Целекоксиб» в полной мере соответствуют общерыночному показателю увеличения объемов аптечных продаж лекарственных средств, который за первые 9 мес 2006 г. составил 31,8%. Зато во втором случае по препаратам конкурентной группы отмечено значительное превалирование темпов прироста объемов продаж над таковыми по рынку в целом.
|
Таблица
Рекомендации по объему месячного товарного запаса ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками
Тер. характеристика | Население (тыс. чел.) | ||
< 100 | 100–700 | >700 | |
Фин. характеристика | Не менее | Не менее | Не менее |
Аптеки с выручкой до 50 тыс. грн. | 1–2 | 1–2 | 2–3 |
от 50 до 100 тыс. грн. | 2–3 | 2–3 | 2–3 |
от 100 до 200 тыс. грн. | 2–3 | 3–4 | 3–4 |
более 200 тыс. грн. | 4–5 | 5–6 | 5–6 |
Аптечные пункты с выручкой до 50 тыс. грн. | 2–3 | 2–3 | 2–3 |
от 50 до 100 тыс. грн. | 3–4 | 3–4 | 3–4 |
от 100 до 200 тыс. грн. | 4–5 | 3–4 | 3–4 |
более 200 тыс. грн. | 5–6 | 5–6 | 5–6 |
Аптечные киоски с выручкой до 50 тыс. грн. | 1–2 | 1–2 | 1–2 |
от 50 до 100 тыс. грн. | 2–3 | 1–2 | 1–2 |
от 100 до 200 тыс. грн. | 2–3 | 2–3 | 2–3 |
более 200 тыс. грн. | 3–4 | 2–3 | 2–3 |
Так, наметилась четкая тенденция снижения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов конкурентной группы. Причем эти изменения в полной мере свидетельствуют о смещении акцента потребителя в сторону более дешевых препаратов конкурентной группы. Отметим, что ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ в двух формах выпуска относится к среднестоимостной нише. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ по 100 и 200 мг по итогам первых 9 мес 2006 г. составила 8,2 и 14,4 грн. соответственно,тогда как в целом по рынку средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов группы МО1А НО1 — 22,8 грн.
«Индекс ЗДОРОВЬЯ», рассчитанный по препарату ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ, свидетельствует о более чем трехкратном увеличении выручки от продажи этого препарата одним аптечным учреждением, где он представлен на полке, с октября 2005 г. по сентябрь 2006 г. (рис. 2). Следует также отметить, что ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ в двух формах выпуска реализуют в аптеках практически равномерно. Так, порядка 60% объема продаж препарата в натуральном выражении составляет форма выпуска с содержанием действующего вещества 100 мг и 40% — 200 мг. Такие пропорции необходимо учитывать специалистам отделов закупок в процессе планирования товарных запасов ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ.
|
Еще одним конкурентным преимуществом ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ является активная промоционная деятельность компании-производителя, направленная на его продвижение. Фармакотерапевтические свойства препарата предполагают знание и владение полной информацией о нем врачей различных специальностей, а также фармацевтов. Согласно данным компании «Medical Data Management Ukraine», в январе–сентябре 2006 г. основной аудиторией, на которую были направлены промоционные усилия компании-производителя, стали фармацевты, терапевты и неврологи (рис. 3). Кроме того, ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ промотировали среди ортопедов/травматологов, психиатров, хирургов, кардиологов и др.
Для того чтобы лучше понять специфику продаж препаратов конкурентной группы и место ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ в ней, давайте детально проанализируем объемы продаж группы МО1А НО1 «Целекоксиб» в различных аптечных учреждениях. Напомним, что при проведении анализа определяют категорию торговой точки (ТТ — аптека, аптечный пункт, аптечный киоск), финансовую и территориальную характеристику (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объемов продаж использовались данные за сентябрь 2006 г.
|
Приведенные данные о минимальном и максимальном количестве проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ с различными финансовыми характеристиками указывают на неравномерное распределение объемов его продаж (рис. 4). Так, по итогам сентября 2006 г. в группе ТТ с выторгом от 50 до 100 тыс. грн. в одной из аптек реализовали 71 упаковку препаратов конкурентной группы, тогда как в другой — всего 1. В среднем по группе этот показатель составил 4,5 упаковки. Позволим себе предположить, что любая ТТ с идентичными финансовыми и территориальными характеристиками способна реализовать не менее 5–6 упаковок таких препаратов в месяц.
|
При этом необходимо также учитывать, что максимальные объемы продаж препаратов конкурентной группы сконцентрированы в аптеках. Однако в среднем в одной аптеке реализуют на 40% больше упаковок препаратов исследуемой группы, чем в аптечном киоске, и на 10% меньше, чем в аптечном пункте. Таким образом, специалистам отделов закупок необходимо планировать товарные запасы конкурентной группы препаратов в интервале между средними и максимальными показателями объемов их продаж с учетом финансовых и территориальных характеристик ТТ (рис. 5).
|
Согласно полученным данным, в сентябре 2006 г. в небольших городах с населением от 100 до 700 тыс. человек среднее количество проданных упаковок этих препаратов превышает таковое в крупных населенных пунктах (рис. 6). Этот факт необходимо учитывать специалистам отделов закупок при планировании товарных запасов исследуемой группы препаратов для аптечных учреждений с различными территориальными характеристиками.
|
Подводя итоги проведенного исследования, предлагаем наши рекомендации для специалистов отделов закупок о формировании месячного товарного запаса ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ, который смогут реализовать ТТ с определенными финансовыми и территориальными характеристиками (таблица).
Итак, за относительно короткий период пребывания на украинском фармацевтическом рынке ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ уже успел отлично зарекомендовать себя и завоевать доверие у определенного круга пациентов. Активные промоционные действия компании-производителя повышают его узнаваемость. Поэтому уже сегодня можно утверждать, что количество его потребителей будет увеличиваться. К тому же для людей, разумно распоряжающихся своими доходами, доступность и цена ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ — весомое преимущество. Наличие этого препарата на полке вашей аптеки может не только помочь облегчить движения пациентов, но и сделать более успешным ваше коммерческое предприятие. o
Оксана Сергиенко, Олег Мазуренко
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим