Менопауза в 40 лет: почему так рано?

01 Жовтня 2015 2:24 Поділитися

Каковы причины раннего наступления менопаузы?Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале «Nature Genetics», генетические вариации оказывают влияние на возраст, в котором у женщины наступает половое созревание и менопауза. Эти выводы могут быть полезными при разработке способов прогнозирования сроков наступления менопаузы, которая знаменует конец репродуктивной фазы жизни женщины.

По словам ученых, в среднем менопауза наступает в возрасте около 50 лет. Однако существуют также значительные различия в сроках у некоторых женщин, они могут варьировать в пределах 20 лет. Около 1% женщин проходят через менопаузу до 40- летия. Причины столь раннего наступления менопаузы детально не изучены, однако благодаря новому исследованию ученые на шаг приблизились к разгадке этого вопроса.

В новом исследовании ученые проанализировали ДНК около 70 тыс. женщин. В результате они выявили более 50 генетических вариаций, в том числе 18 из них ранее известных, которые связывают с возрастом, в котором женщина достигает менопаузы. По словам ученых, большое количество таких генетических вариаций принимает участие в «ремонте» повреждений ДНК. Поэтому основной механизм, посредством которого яйцеклетки становятся непригодными для зачатия ребенка в течение жизни, что и ведет к развитию менопаузы, заключается в повреждении их ДНК. Это может произойти до того, как женщина рождается и продолжаться на протяжении всей ее жизни. Исследователи также выявили генетические связи между поздним наступлением менопаузы и повышением риска развития рака молочной железы у женщин. Кроме того, были установлены генетические связи с задержкой полового созревания.

Ученые подчеркивают, что генетические вариации способны влиять на возраст, в котором у женщины наступает менопауза, в пределах от нескольких месяцев до 1 года. При этом окружающая среда также играет значительную роль в этом процессе. Например, варианты генов, ответственные за «ремонт» ДНК, могут в некоторой степени помочь в восстановлении повреждений ДНК, вызванных экологическими факторами. Но когда таких повреждений накапливается слишком много, это приводит к гибели клеток. Предыдущие исследования показали, что у курящих женщин менопауза наступает на 1-2 года раньше, чем у тех, кто не курит,  — отмечают исследователи.

Более детальное понимание процесса наступления менопаузы скорее всего приведет к открытиям, которые могут задержать ее наступление и продлить репродуктивную жизнь женщины. Также возможно применение стратегий для предотвращения снижения качества яйцеклеток, что может снизить риск потери беременности и снижения рождаемости у женщин в пожилом возрасте. Исследование также дает представление о взаимосвязи между сроком наступления менопаузы и риском развития рака молочной железы. Так, когда речь идет о ранней менопаузе, с одной стороны, это приводит к уменьшению воздействия прогестерона — полового гормона, который, вероятно, способствует повышению риска развития рака молочной железы. С другой стороны, ранняя менопауза может быть признаком ослабленной реакции на повреждение ДНК, что, в свою очередь, способствует повышению риска развития онкопатологии. Таким образом, генетика лишь частично влияет на развитие менопаузы, на данный процесс воздействуют другие факторы, например, курение.

По материалам www.medicinenet.com