Фармацевтическая вертикаль. Чего ожидать в 2016 г.?

wpid-fb_zag_fmt.jpeg

Второй раздел. 17 сентября 2015 г. в Киеве состоялась 9-я Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет–2016». Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «Тимсофт», «УкрКомЭкспо». Партнерскую поддержку оказали Ассоциация международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Европейская Бизнес Ассоциация (Еuropean Business Association — EBA), Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий», генеральный информационный партнер — «Еженедельник АПТЕКА». В рамках раздела состоялась дискуссия операторов рынка с регуляторами, в ходе которой участники поделились видением развития событий в украинской Фарме.

В работе конференции принял участие Виктор Шафранский, заместитель министра здравоохранения Украины, который рассказал о текущей деятельности профильного министерства. Он подчеркнул, что фармацевтическая индустрия и МЗ Украины находятся в одной лодке и имеют единые цели, а именно — обеспечение населения качественными лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

Активность МЗ Украины направлена на реформирование. В частности, проходит этап законодательных проработок изменений в системе здравоохранения. Документы будут доработаны, а затем вынесены на рассмотрение профильного комитета.

В. Шафранский остановился на направлениях текущей деятельности МЗ Украины. В медицинском направлении в первую очередь сделан фокус на развитие семейной медицины. Ведется работа по завершению размежевания первичного и вторичного звена, а также максимально быстрой доработке механизмов финансирования первичного звена, так называемой семейной медицины.

В. Шафранский отметил, что все регионы подтвердили желание двигаться в этом направлении, и в настоящее время дорабатывается нормативно-правовая база.

Второе стратегическое направление, над которым работает МЗ Украины, — построение качественной общегосударственной системы экстренной медицинской помощи. Он сообщил, что в Украине есть области/города, в которых созданы эффективные системы экстренной медицинской помощи, однако на общегосударственном уровне этот сегмент здравоохранения находится на неудовлетворительном уровне.

В настоящее время МЗ Украины движется в направлении поиска ресурсов для построения эффективной общегосударственной системы оперативно-диспетчерской службы и экстренной медицинской помощи.

В фармацевтическом направлении основное внимание направлено на дерегуляцию рынка и развитие импортозамещения и локализации производства. В МЗ Украины создана рабочая группа по дерегуляции, которая проводит еженедельные встречи, в рамках которых операторы рынка дискутируют и выносят предложения в контексте децентрализации.Еще одно важное направление работы МЗ Украины — развитие импортозамещения и локализации производства. По словам заместителя министра, это очень серьезная вещь, которая позволит и отечественным, и зарубежным производителям почувствовать себя в Украине более востребованными. Для локальных производителей это открывает такие возможности, как замещение импорта лекарственных средств, которые не производятся в Украине. По его словам, около 60% ассортимента лекарственных средств мы можем заместить.

МЗ Украины обратилось к ведущим украинским производителям с предложением наработать свои предложения и предоставить драфт проекта документа, который Министерство могло бы активно развивать, насыщать необходимыми новациями и ввести в действующее законодательство. Для зарубежных производителей локализация производства позволит чувствовать себя более уверенно на украинском рынке как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

В. Шафранский сообщил, что пока еще он не увидел должной активности со стороны зарубежных фармацевтических производителей в этом направлении, в частности в контексте разработки соответствующего законодательного документа.

В. Шафранский также остановился на вопросе проведения конкурсных торгов. В текущем году сделано беспрецедентное количество шагов в сторону того, чтобы упростить доступ потенциальным участникам к конкурсным торгам. Значительно сократилось количество разрешительных документов. МЗ Украины облегчило коммуникацию между заказчиком и потенциальными участниками конкурсных торгов. Рабочие встречи в формате диалога с потенциальными участниками осуществляются каждую неделю. Поступает большое количество писем со стороны потенциальных участников, в которых они выражают свое волнение по той или иной причине. Все эти документы принимаются для рассмотрения. На протяжении предыдущего месяца МЗ опубликовало все программы закупок, которые должны проходить через Комитет конкурсных торгов, — это 25 номенклатур, остальные 15 должны проходить через международные организации.

Докладчик прокомментировал поступление запросов, в рамках которых задают вопросы о причинах включения конкретного препарата или дозировки в номенклатуру. По его словам, замечания необходимо было подавать в период составления номенклатур, а не после их утверждения.

МЗ Украины настроено на продуктивную работу, на то, чтобы коммуникация и сотрудничество между ведущими фармацевтическими производителями и Министерством была действительно качественной, эффективной и прозрачной.

wpid-d0_be_d0_b1_d1_89_d0_b0_d1_8f_20_d0_bf_d1_80_d0_b5_d0_b7_d0_b8_d0_b4_d0_b8_d1_83_d0_bc_202_fmt.jpegИ. Крячок сообщил, что в зале неоднократно за время мероприятия прозвучало предложение, почему бы Министерству не отказаться от такой ноши, как государственные закупки, и не передать эти средства в виде субвенции с центрального уровня на уровни областных администраций.

В. Шафранский сообщил, что Министерство с радостью встретит такие изменения. МЗ интересно реформировать систему здравоохранения, двигать вперед новые направления и идеи, разрабатывать модели финансирования и т.д. Однако сегодня профильное министерство вынуждено заниматься тендерными торгами. Он подчеркнул, что Министерство возлагает надежды на то, что вследствие децентрализации все больше средств будет передаваться на региональный уровень. Он также отметил, что в соответствии с Коалиционным соглашением должен быть создан отдельный орган, который будет заниматься государственными закупками.

Задание МЗ Украины — доработать национальный перечень лекарственных средств (завершить создание нового национального перечня), внести в него препараты, которые необходимы для лечения социально значимых заболеваний, не допустить включение в перечень препаратов, которые не показаны для терапии этих заболеваний. В настоящее время идет создание экспертного совета, который будет заниматься включением препаратов в национальный перечень.

По завершении выступления состоялась активная дискуссия. В. Игнатов выступил с комментарием, отметив, что в здравоохранении развитых стран используются стандарты лечения и формулярная система. По мнению В. Игнатова, сложно говорить о прогрессе, поскольку мы видим попытки усовершенствовать то, что на современном этапе в развитых странах мира в общем-то уже не используется. Мы консервируем свою отсталость и третьесортность.

Представитель компании «Байер» задал заместителю министра вопрос относительно классификации товаров и взаимоотношения между МЗ Украины и ГСФ. Существует реестр зарегистрированных лекарственных средств, однако таможня использует его избирательно. Как исправить эту коллизию?

В. Шафранский отметил, что поскольку таможня также является органом исполнительной власти, МЗ Украины не может направлять прямые указания. Однако профильное министерство может направить письмо, в рамках которого попросит предоставить разъяснение или устранить коллизию, которая была допущена.

Владимир Руденко, директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ), обратил внимание на проблему приостановки выдачи лицензий Государственной службой Украины по лекарственным средствам по причине ее ликвидации. Когда выйдет из коллапса розничный фармацевтический рынок? И. Крячок отметил, что в соответствии с законом о беспрерывности власти действующая служба (до создания новой) должна заниматься лицензированием. Кшиштоф Седлецки, глава представительства «Астеллас Фарма», задал вопрос относительно локализации производства. По его мнению, если бы этот процесс был экономически целесообразен, зарубежные компании сами локализовали производство. При этом важно понимать, что в Украине очень хорошо развито локальное производство, которое покрывает потребности рынка.

Светлана Панаиотиди, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), ответила на вопросы операторов рынка.

Один из них — подпадают ли централизованные закупки под действие конкурентного законодательства. С. Панаиотиди сообщила, что в настоящее время АМКУ ведет диалог с МЗ относительно того, каким образом можно это изменить. По ее мнению, это касается реформы, связанной с децентрализацией всех функций, которую планирует внедрить МЗ Украины. АМКУ не видит глобальных препятствий для того, чтобы все закупки осуществлялись децентрализовано. Если эта реформа будет внедрена, вероятно, АМКУ ее поддержит. Она сообщила, что лично поддерживает изменение принципов финансирования системы здравоохранения. Внедрять реформу — компетенция МЗ Украины, АМКУ ее анализирует на предмет конкурентного законодательства. У АМКУ были определенные замечания в контексте закупок, осуществляемых через международные организации, поскольку все-таки это ставит в неравные условия потенциальных участников.

В частности, АМКУ направлял свои замечания в МЗ Украины относительно создания неравных условий для потенциальных участников, в том числе создания особых условий для закупок через международные организации. Однако замечания учтены не были. С. Панаиотиди выразила надежду, что в будущем будут установлены равные условия для всех участников рынка.

Игорь Червоненко, глава правления АПАУ, задал вопрос относительно урегулирования заключения маркетинговых вертикальных договоров. Он отметил, что участники рынка приветствуют изменение позиции АМКУ в этом вопросе. Так, весной текущего года все аптечные учреждения получили рекомендации относительно данного аспекта. В настоящее время создается рабочая группа по разработке прозрачных и понятных правил заключения таких договоров. Однако среди операторов возникает много вопросов.

С. Панаиотиди сообщила, что в ближайшее время будет финализирован состав рабочей группы по разработке правил заключения маркетинговых вертикальных договоров. Этот вопрос будет урегулирован. Кроме того, рынок должен составить общие правила промоции, которые после исследования АМКУ будут внедрены. Она призвала операторов рынка направлять свои предложения по этим вопросам.

Также поднимался вопрос относительно того, изменилось ли количество жалоб в АМКУ при проведении государственных закупок. В настоящее время АМКУ и МЗ Украины договорились о максимально быстром рассмотрении этих жалоб.

Чего стоит ожидать фармацевтической индустрии от АМКУ в 2016 г.? С. Панаиотиди сообщила, что она надеется на нормальные рыночные условия работы. Сейчас проводится тщательный анализ рынка, причем не только производителей, дистрибьюторов и розницы, но и всех учреждений, которые так или иначе имеют отношение к рынку (выдача экспертиз, документов и прочее). То есть выявить все нюансы, которые могут оказывать влияние на конечную стоимость лекарственных средств. Она выразила надежду, что в 2016 г. она сможет выявить все подводные камни и урегулировать их. При этом целью является не влияние на цены, поскольку это рыночный процесс, а выявление злоупотреблений. Необходимо работать над созданием прозрачного и понятного ценообразования.

От фармацевтической отрасли она ожидает открытости и сотрудничества для установления прозрачных и равных условий работы на рынке. Это будет на пользу государству, пациентам и бизнесу. Необходимо найти баланс между защитой интересов потребителей, государства и бизнеса.

Оксана Манько, заместитель начальника управления расследований недобросовестной конкуренции АМКУ, представила доклад, посвященный нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции. Согласно ст. 42 Конституции Украины государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Запрещаются злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция.

В структуре нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, приостановленных АМКУ в 2014 г., превалируют зло­употребления монопольным положением (42%). За ними следуют антиконкурентные действия органов власти (31%), недобросовестная конкуренция (12%), антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования (8%), другие нарушения (8%).

Если посмотреть на структуру нарушений в разрезе статей антиконкурентного законодательства, то 90% в ней занимают нарушения ст. 15-1 — распространение информации, вводящей в заблуждение.

Согласно ст. 1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, которые противоречат торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности.

На фармрынке АМКУ, среди прочего, пресекает нарушения, связанные с неправомерным использованием обозначений. Так, например, были случаи, когда копировался дизайн упаковки лекарственного средства. Кроме того, АМКУ прекращает действия, направленные на дискредитацию субъекта хозяйствования. Например, в 2010 г. Комитет защитил права одной из украинских фармкомпаний в споре с зарубежным производителем, который распространял неправдивую информацию о сомнительном качестве препарата отечественного производства.

Докладчик напомнила, что в соответствии со ст. 15-1, которая превалирует среди нарушений антимонопольного законодательства, распространением информации, вводящей в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, ложных сведений, в частности вследствие выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажа, поставки, выполнение, оказание) товаров, работ, услуг этого предприятия.

О. Манько выделила два основных направления распространения информации, вводящей в заблуждение. Это информация, которая вводит в заблуждение относительно безопасности лекарственного средства, а также информация, которая вводит в заблуждение относительно фармакологических свойств лекарственного средства.

Множество нарушений АМКУ выявляет на рынке диетических добавок.

wpid-d0_9e_d0_b1_d1_89_d0_b0_d1_8f_d0_b7_d0_b0_d0_bb_fmt.jpeg

Докладчик отметила, что к недобросовестной конкуренции относится распространение информации о продукте «с преувеличением», которое не подтверждено документально. В данном случае субъект, распространяя информацию, использует такие слова и словосочетания, как «полностью натуральный», «оригинальный», «уникальный» или подобные.

Кроме того, к проявлениям недобросовестной конкуренции докладчик отнесла распространение неправдивой, неточной, неполной информации об особенностях реализации товара, цене, скидках и т.д. В этом контексте О. Манько привела примеры, когда на фасадах аптечных учреждений размещалась информация о скидках для всех, хотя они предоставлялись владельцам дисконтных карт.

Совершение субъектами хозяйствования действий, определенных законом как недобросовестная конкуренция, влечет наложение штрафа в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.

При определении размера штрафа могут учитываться следующие обстоятельства: размер незаконно полученной прибыли или продукции, которая была реализована с нарушением; повторность совершения нарушения; продолжительность совершения нарушения; финансовое состояние ответчика; поведение предприятия после выявления признаков нарушения; признание факта нарушения; принятие мер по пресечению нарушения, устранение причин его возникновения и условий, которые ему способствовали, устранение последствий нарушения.

Докладчик обратила внимание на ст. 14 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». С целью предупреждения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, повышения предсказуемости его применения АМКУ или административная коллегия АМКУ на основе предоставленной субъектами хозяйствования информации может давать им заключения в форме рекомендательных разъяснений относительно соответствия действий субъектов хозяйствования положениям ст. 6, 10 и 13 Закона «О защите экономической конкуренции» и ст. 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

В завершение доклада О. Манько призвала операторов рынка принять правила профессио­нальной этики. «В Украине есть отрасли, в которых такие правила работают, и они согласованы с АМКУ», — сообщила докладчик.

В своем докладе Юлия Ноговицына, руководитель отраслевой практики «Фармбизнес» КПМГ в Украине, рассказала о проведении проверок фармкомпаний контролирующими органами и какие при этом возникают споры.

В 2015 г. действует мораторий на проведение проверок, однако есть ряд исключений. Мораторий не распространяется на проверки фискальной службой, на проверку компаний, у которых оборот за прошедший год превышает 20 млн грн., а также на проверки в рамках уголовного процесса и по решению Кабинета Министров Украины. В связи с указанными исключениями многие фармкомпании стали объектом проверок, а также запросов со стороны контролирующих органов.

При проверке фармкомпаний налоговыми органами один из наиболее актуальных вопросов — предоставление скидок оптовым дистрибьюторам. Налоговые органы отказываются признавать скидки при расчете налогооблагаемой прибыли, в случае если предоставление скидки не предусмотрено договором, либо же предоставление скидки прописано в договоре, но не задокументирован факт соблюдения оптовиком всех условий для получения скидки. Также у фискальных органов могут возникать вопросы относительно экономического обоснования предоставления скидки.

Еще одним вопросом при проведении проверок являются взаимоотношения с аутсорсинговыми агентствами. Помимо акта выполненных работ, налоговые органы все чаще требуют более детальное документальное подтверждение, вплоть до табелей рабочего часа, предоставления электронной переписки и т.д.

В 2015 г. некоммерческие представительства фармкомпаний оставались в фокусе проверок налоговых органов. Во многих случаях по результатам проверки налоговыми органами признается постоянное представительство. При этом представительству доначисляются налоговые обязательства за последние 3 года (или с даты предыдущей проверки, если этот срок короче). Основные факторы, на которые обращают внимание налоговые органы при определении, является ли представительство постоянным, — совпадение видов деятельности представительства с основными видами деятельности хэд-офиса и деятельность представительства в интересах третьих лиц (в том числе в интересах других компаний группы).

Налоговые органы становятся более «продвинутыми» в плане использования современных источников информации. Например, для того чтобы получить информацию об основных видах деятельности материнской компании, налоговые органы, среди прочего, могут изучить корпоративный сайт такой компании.

Также в текущем году некоторые фармкомпании столкнулись с проверками таможенных органов, Службы безопасности, Министерства внутренних дел и Антимонопольного комитета.

Николай Орлов, партнер Юридической компании «ОМП», представил доклад, посвященный маркетинговым договорам. В начале 2015 г. маркетинговые договора широко используют производители и массово — аптечные сети, что свидетельствует о стандартной рыночной практике применения таких договоров. Кроме того, они являются одним из основных, а часто и единственным источником дохода аптечных сетей. В условиях тяжелого финансового положения населения маркетинговые договора стимулируют аптеки продавать дорогие импортные препараты. Большинство из таких договоров базируется на продажах, хотя зачастую этот факт скрывается.

В начале 2015 г. отмечался стремительный рост цен на лекарственные средства, на который АМКУ отреагировал выдачей рекомендаций производителям и аптечным сетям относительно маркетинговых договоров, цель которых — «запугать» рынок и снизить цены. Рекомендации не запрещают использования маркетинговых договоров, однако тонко намекают на возможное их влияние на рост цен, нецелесообразность их заключения, поскольку соответствующие услуги предоставляются аптеками и так, а также на необходимость уменьшения оплаты по маркетинговым договорам до уровня себестоимости предоставления соответствующих услуг. При этом рекомендации АМКУ не содержат экономического или коммерческого обоснования и не учитывают влияние девальвации национальной валюты. После рассылки рекомендаций АМКУ умышленно не начинает расследований, поскольку доказать антиконкурентность маркетинговых договоров практически невозможно, однако АМКУ начинает изучение фармрынка на предмет выявления локальных монополистов среди аптечных сетей.

Последствия рекомендаций: маркетинговые договора продолжают работать, часть аптечных сетей начинает намекать производителям на договора с физическими лицами — предпринимателями или переходить к непрозрачным расчетам, часть — агитирует за отмену маркетинговых договоров, а также появляются призывы отменить привязку к объему продаж. Однако снижения цен при этом не отмечается. В 2015 г. изменился состав АМКУ, который не продолжает действия предшественников, а начинает проводить консультации относительно реального влияния маркетинговых договоров как на на цены, так и на отрасль в целом. При этом давление на аптечные сети ослабевает. Также АМКУ призывает рынок и МЗ Украины определиться с правилами промоции.

Подводя итоги, Н. Орлов отметил, что в настоящее время на повестке дня 2 основных вопроса относительно регулирования маркетинговых договоров:

– актуально ли регулирование маркетинговых договоров в настоящее время? Поскольку непонятно, как это способствует снижению цен на лекарственные средства и поддержит розничную торговлю и что от этого получит потребитель;

– есть ли законные основания регулирования маркетинговых договоров? Поскольку запрета на их заключение и ограничений по их условиям в законодательстве нет, в том числе и относительно привязки к объему продаж. Также нет оснований заявлять об антиконкурентных действиях, поскольку АМКУ считает, что это стандартная рыночная практика.

Катерина Журавская, инвестиционный директор «Хорайзен Капитал», представила доклад о привлекательности украинского фармрынка с точки зрения инвестора, а также поделилась рекомендациями по планированию бюджета. Сегодня портфель инвестора в Украине состоит из 18 компаний, в числе которых одна фармацевтическая — «Биофарма».

Докладчик отметила, что инвестиции в фарм­отрасль являются довольно перспективными, поскольку в условиях кризиса фармацевтический рынок демонстрирует бóльшую кризисоустойчивость по сравнению с другими отраслями. При этом в Украине фармотрасль является одним из направлений, где возможности развития безграничны, поскольку сегодня самый крупный производитель аккумулирует менее 6% объема розничных продаж в денежном выражении. Если оценивать уровень заболеваемости, потребность в препаратах, применяемых при тех или иных болезнях, то открываются безграничные возможности в области разработки или выведения на рынок новых препаратов. Если рассматривать еще более глобально, то Украина имеет широкие перспективы для выхода на рынки других стран. Таким образом, фармотрасль может быть очень привлекательной для инвесторов.

Еще одним подтверждением перспективности инвестиций в украинского производителя лекарственных средств является такой показатель, как индекс эволюции, который характеризует увеличение доли компании в рынке. Так, для всех из топ-10 отечественных компаний данный индекс демонстрирует прирост, в то время как лишь для для 2 зарубежных компаний из топ-10 зафиксирован незначительный прирост. Это свидетельствует о том, что на фармацевтическом рынке украинский производитель способен конкурировать с зарубежными компаниями и имеет достаточно возможнос­тей для дальнейшего роста.

В завершение доклада К. Журавская дала практические рекомендации по планированию бюджета в условиях нестабильности национальной валюты и регуляторного поля. Так, при планировании бюджета компаниям следует отходить от практики планирования на основе прошлого периода. В условиях кризиса необходимо, в первую очередь, провести детальный аудит внутренних бизнес-процессов, что даст возможность извлечь дополнительные средства за счет сокращения затрат и оптимизировать оборотный капитал. Также дополнительным источником высвобождения оборотных средств может стать оптимизация товарных запасов и производственных процессов путем введения в производственный цикл теории ограничений.

Для нивелирования девальвационных факторов при планировании бюджета рекомендуется ежемесячный пересмотр годового бюджета.

Относительно локализации производства Анатолий Редер, директор ПАО «Интерхим», отметил, что она возможна лишь в случае, когда государство создает преференции для локальных производителей. Таким образом, локализация производств характерна для многих развивающихся, а также многих развитых стран, которые до сих пор определенные виды фармацевтического производства удерживают на своей территории. Так должно произойти и в Украине.

Немаловажным вопросом является и доказательство эффективности препаратов. Необходимо определить единую для всех производителей методологию этого процесса.

wpid-dsc_1995_fmt.jpegЧто касается инвестиций, то компания в последние 2 года инвестировала в производство порядка 34 млн евро. Сегодня на предприятии работает система электронного досье, а также швейцарская пневматическая почта, что позволяет ускорить производственный процесс. Также более 5 млн дол. США инвестировано в новый приборный парк для лаборатории.

В завершение своего выступления А. Редер пожелал всем не останавливаться на достигнутом и, несмотря на все политические и экономические потрясения, продолжать развиваться.

Раджив Гупта, генеральный директор ООО «Кусум-фарм», обратил внимание на то, что локализация производства для производителей оригинальных препаратов не столь выгодна, как для небольших генерических компаний. Относительно инвестирования докладчик отметил, что сегодня ситуация в стране изменяется довольно резко, поэтому компания инвестирует только в остро необходимые проекты, такие как расширение склада или контроль качества. При этом инвестиции в производство компания приняла решение приостановить на 3 года с оглядкой на правовую ситуацию в стране.

 

Ю. Комаров А. Суходольский И. Червоненко В. Митин А. Партышев

Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга ЧАО «Фармак», заявил, что в 2016 г. основным драйвером рынка по-прежнему останется потребитель, поскольку госзакупки составляют лишь 10% общего объема рынка. Поэтому в основу планирования должны быть заложены именно розничные продажи и финансовое состояние населения. Также при планировании необходимо учитывать макроэкономические показатели и на их основе прорабатывать несколько сценариев развития. Что касается локализации, то в странах СНГ локальным предприятиям предоставляются преференции, чего в Украине, к сожалению, нет. Поэтому локализация производства в Украине не так уж и привлекательна.

Александр Суходольский, директор по развитию компании «БаДМ», согласился с мнением, что драйвером рынка в 2016 г. останется потребитель, однако добавил, что многое будет зависеть и от политической ситуации в стране. Также он отметил, что в сегменте дистрибуции в 2016 г. значительных изменений не произойдет.

Игорь Червоненко, глава правления АПАУ, подчеркнул, что в 2016 г. принципиальных изменений в товаропроводящей цепочке не произойдет, однако будет расширяться сотрудничество производителей и аптечных сетей.

Владимир Митин, региональный директор в странах СНГ компании «Актавис», высказал мнение, что залогом успеха для зарубежных производителей может стать локализация не производства, а торговли. В этом случае снижается зависимость от колебаний курса валют.

Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации «Артериум», отметил, что в текущем году возможности для отечественных производителей на внешних рынках несколько ослабли, поскольку во многих странах, в частности странах СНГ, действуют преференции для локальных производителей. Это вынуждает украинских производителей задумываться о локализации или совместном производстве в этих странах.

Ю. Руденко С. Ходос В. Березницкий В. Телявский

Юрий Руденко, исполнительный директор ООО «Фитофарм», заявил, что в кризис выживает сильнейший, и рынок очищается от неконкурентоспособных компаний. Основной целью в 2016 г. должно быть фокусирование инвестиций на тех сегментах, которые позволят увеличить прибыль.

Сергей Ходос, директор компании «ФРАМ КО», охарактеризовал ситуа­цию на фармрынке как стабильно-скучную и имеющую все признаки замкнутой системы, подвергающейся некоторым внутренним изменениям, касающимся субъектов рынка, но не влияющим на общую картину, например перетекание импортной составляющей в отечественную. Такие изменения носят объективный характер и позволяют поддерживать равновесие системы. Эту систему можно описать следующими «чувственными» парадигмами: 1) наибольшая глупость — это ожидание результатов отличного от вчерашнего при повторении действия в замкнутой системе; 2) наибольшее разочарование — повышение регуляции замкнутой системы приводит к дерегуляции. Дерегуляция замкнутой системы требует введения регуляции для эффективности дерегуляции; 3) наибольшая неожиданность — любые изменения в замкнутой системе приводят к ее разрушению и переходу в открытую систему. Введение правил в открытой системе требует перехода к замкнутой системе.

Таким образом, он подчеркнул, что значительных изменений на фармрынке в следующем году не произойдет, так как предпосылок к переходу в новую замкнутую систему и правил для нее так быстро ожидать не приходиться. Однако постепенно будет продолжаться консолидация розничной сети. Дистрибьюторы ввиду высокой консолидации и отсутствия перспектив дальнейшего роста будут задумываться о создании собственных розничных сетей. Вследствие этого розничный сегмент будет укрупняться и больше взаимодействовать с производителями.

Виталий Березницкий, директор ООО «ФарТоп», назвал основные направления работы розничных сетей в 2016 г. — это борьба за клиента и укрепление взаимоотношений с производителями.

Владимир Телявский, генеральный директор ЗАО «Киевский витаминный завод», сообщил, что залогом успешной работы фармкомпании в условиях рыночной турбулентности являются эффективная маркетинг активность, фокус на инновации и продукты с высокой маржинальностью.

В ближайших выпусках «Еженедельник АПТЕКА» продолжит обзор конференции-практикума «Фармбюджет–2016». С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах morion.ua и apteka.ua .

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті