|
|
Нельзя сказать, что немецкие аптекари отнеслись к этому благосклонно, их реакцию нельзя описать даже как легкое недовольство: умеющего читать по-немецки я отсылаю на страницы немецкого аналога «Еженедельника АПТЕКА» (
Проблема здесь в значительных разногласиях между немецким и европейским правом.
Началось все еще в 2003 г., когда Европейский суд признал вполне законной работу в Германии зарубежных аптек. Правда, с одной оговоркой — решение суда не касалось рецептурных препаратов, что было достаточно болезненно воспринято нидерландской «DocMorris» — одним из участников того процесса, — ведь основную прибыль эта аптека получала именно благодаря посылочной торговле через интернет из соседних Нидерландов. Не успели немецкие аптекари перевести дыхание, как последовал еще один удар — на этот раз со стороны земляков: согласно решению суда Франкфурта-на-Майне от 21 июля 2006 г. (AZ 3 11 O 64/01) в Германии была разрешена продажа как безрецептурных, так и рецептурных препаратов зарубежными аптеками. А за две с половиной недели до этого, словно зная о грядущем решении, нидерландская интернет-аптека «DocMorris» открыла в Саарбрюкене свой первый реальный филиал. Такой ход голландцев аналитики объясняли достаточно низким интересом немецких потребителей к онлайн-аптекам (что и неудивительно, учитывая возрастную и половую структуру потребителей медикаментов в Германии, большинство из которых — женщины пенсионного возраста), что и подтолкнуло «DocMorris» к основанию первой аптеки в Германии. А протащить голландцев на немецкий рынок министр здравоохранения Саарланда (столицей которой и является Саарбрюкен) Йозеф Хекен (Josef Hecken) смог, воспользовавшись именно противоречиями между немецкими и европейскими законами. Так, согласно немецкому законодательству открывать аптеку в Германии имеет право только аптекарь как физическое лицо или же сообщество аптекарей как общество с ограниченной ответственностью. «DocMorris», являясь акционерным обществом, согласно немецким законам такого права не имел. Европейский же закон о предпринимательской деятельности допускает и такую возможность — именно на это и указал министр Й. Хекен, подписывая разрешение на открытие первого филиала «DocMorris». Реакция немецких аптекарей не заставила себя ждать — первые жалобы на пренебрежение нормами немецкого законодательства и нечестную конкуренцию были поданы в суд спустя несколько недель, а уже через два с половиной месяца был вынесен приговор, согласно которому немецкий филиал «DocMorris» должен был закрыться. Что они и сделали 14 сентября, но пообещали, как незабвенный киногерой с немецкой фамилией и австрийскими корнями, непременно вернуться…
Радость немецкого союза аптекарей была действительно недолгой — 22 января этого года после предварительно положительного решения Высшего арбитражного суда земли Саарланд «DocMorris» снова открыл свои двери соскучившимся посетителям. А окончательно развеялись тучи над голландцами несколько недель назад: 13 февраля из Федерального суда — высшей судебной инстанции Германии — была отозвана кассационная жалоба относительно этого решения. Таким образом законам ЕС удалось взять верх над немецкими. Насколько живучими окажутся последствия этого прецедента — покажет время, ведь аналогичные немецким достаточно строгие по отношению к зарубежным предпринимателям итальянские, австрийские и испанские законы об аптеках уже рассматриваются судом в Брюсселе как противоречащие европейским.
А пока, как говорится, суд да дело, голландцы наращивают обороты — буквально на днях было принято решение об открытии филиала за пределами Саарланда, в земле Северный Рейн-Вестфалия (кстати, непосредственно граничащей с Голландией), а также двух франчайзинговых аптек, немецкие хозяева которых, используя имя «DocMorris» (естественно, за немалую лицензионную плату), будут торговать пока исключительно OTC-препаратами, на которые, кстати, предприимчивые голландцы предлагают 30% скидки. К тому же, несколько немецких больничных касс начали сотрудничать с «DocMorris» и компенсируют приобретенные там препараты (
Кстати, потребление безрецептурных препаратов в Германии снижается. По последним данным, опубликованным маркетинговой фирмой «ACNielsen» (
Александр Ананко, специальный корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» в Германии
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим