Где скачать таблетку?

wpid-logo_ru_fmt.jpeg30 сентября 2015 г. вступил в силу новый Закон Украины от 3 сентября 2015 г. № 675-VIII «Об электронной коммерции». Закон регулирует вопросы торговли в интернете. Давайте рассмотрим, что он значит для фармацевтической отрасли в отношении розничной реализации лекарственных средств, медицинских изделий и диетических добавок. Забегая наперед — полноценно торговать в интернете лекарствами по-прежнему нельзя. С медицинскими изделиями и диетическими добавками ситуация получше. Но все по порядку.

Заболел — сиди дома. За лекарством — иди в аптеку

Новый закон ничего не изменил в вопросе интернет-торговли лекарственными средствами — полноценная торговля препаратами через интернет все так же запрещена.

Согласно закону «Об электронной коммерции» если для осуществления деятельности по распространению определенных товаров, выполнению работ или оказанию услуг законом предусмотрена обязательность получения лицензии или разрешительного документа, субъект электронной коммерции может осуществлять реализацию таких товаров, работ, услуг исключительно с момента получения соответствующего разрешительного документа. То есть лицензионные условия продаж распространяются также и на интернет-продажи. Как известно, относительно лекарственных средств лицензионные условия в категорической форме запрещают торговлю ими через интернет. Розничная реализация возможна только через аптеки.

Торговля лекарственными средствами через интернет по-прежнему запрещена

Таким образом, пока интернет в лучшем случае может служить только виртуальной витриной для лицензированной аптеки. То есть аптека может на веб-сайте рассказать потребителям, какие лекарства и по какой цене есть у нее в наличии. Если потребителя что-то заинтересует, он должен самостоятельно поехать в аптеку и купить там необходимое лекарство.

Стоит ли в ближайшем будущем ожидать изменений в этой связи? Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим на некоторые из причин столь жесткого регулирования интернет-продаж для лекарств.

1. Хранение и транспортировка

wpid-kyslyy_fmt.jpegВ первую очередь, такие ограничения обусловлены требованиями к хранению и транспортировке лекарственных средств. Совершенно очевидно, что они могут быть достаточно разными, а иногда и очень специфическими для каждого лекарственного средства. Если их нарушить, препарат испортится. И тогда вместо лечебного эффекта пациент либо не получит необходимого лечения, либо ему станет еще хуже, вплоть до летального исхода.

С учетом этого государство достаточно жестко регулирует всю цепочку передвижения лекарства производитель — импортер — оптовик — аптека — потребитель. На каждом этапе есть лицензирование и строгий контроль, которые позволяют обеспечить то, что до потребителя лекарство доходит в неиспорченном виде. Далее потребитель, приобретя лекарство непосредственно в аптеке, берет на себя вопрос соблюдения условий его хранения, сам распоряжается своим здоровьем.

Если представить, что вдруг будет разрешена дистанционная торговля, то где гарантия, что во время пересылки/доставки лекарство, например, банально не перегреют или не переохладят? Конечно, можно лицензировать службы доставки и на государственном уровне ввести контроль за их работой в части соблюдения условий по транспортировке лекарственных средств. Но лицензирование — это, конечно же, дополнительные затраты, которые в конечном итоге приведут к удорожанию препарата. Готовы ли к этому бизнес и потребитель? В текущих экономичес­ких условиях, наверное, нет.

2. Контрафакт

Ни для кого не секрет, что лицензирование и прочий государственный контроль не так эффективно помогают предотвратить контрафакт, который иногда имеет место быть. Если при текущей ситуации разрешить еще и курьерскую доставку препаратов, то это вряд ли положительно повлияет на ситуацию с контрафактом. Где гарантия, что курьер при доставке дорогого оригинального препарата не подменит его?

Пока в части лекарственного контрафакта не появится эффективных решений по искоренению этого зла, переход на интернет-торговлю маловероятен.

3. Рецепт

Ну и не стоит забывать, что часть препаратов, покупаемых пациентами, являются рецептурными. Для их приобретения пациент должен предъявить рецепт. Рецепт — это своеобразная гарантия, что пациент точно проконсультируется у врача и не купит сильнодействующее лекарство для самолечения.

То есть согласно действующим правилам пациент должен сходить на прием к врачу, получить рецепт на препарат, пойти в аптеку, предъявить там рецепт и только после этого приобрести лекарство.

Если применить это к интернет-продажам, то возникает вопрос, кому и на каком этапе должен покупатель предъявлять рецепт? Что делать, если при доставке окажется, что рецепта нет? Как рецепт будет попадать в аптеку?

Ответов на эти вопросы со стороны государства нет и в ближайшем будущем, скорее всего, не предвидится. Соответственно, об интернет-продажах рецептурных лекарственных средств говорить еще очень рано, если вообще целесообразно.

Диетические добавки и медицинские изделия — можно, но осторожно

Давайте теперь рассмотрим возможность интернет-продаж для менее зарегулированных продуктов фармацевтической отрасли — диетичес­ких добавок и медицинских изделий. Это как раз тот случай, когда закон не так суров. Такие продажи возможны. Однако со вступлением в силу Закона Украины «Об электронной коммерции» интернет-площадкам стоит проверить, насколько их работа соответствует новым правилам такого рода продаж.

1. Требования к продавцу

В первую очередь, следует обратить внимание на требования упомянутого закона к интернет-продавцу. В частности, продавец должен на своем сайте обеспечить наличие идентифицирующей его информации. Это полное зарегистрированное наименование, идентификационный код, адрес юридический и фактический. При этом закон отдельно требует, чтобы к такой информации был прямой, простой и стабильный доступ.

На сегодня в Украине функционирует предостаточное количество интернет-магазинов, владельцев которых не найти днем с огнем. Зачастую на сайте доступен только телефон для заказа товара. Теперь такие интернет-магазины вне закона.

Отныне договор, заключенный в электронной форме, признан на законодательном уровне

2. Электронный договор

Отныне договор, заключенный в электронной форме, признан на законодательном уровне и ничем не хуже письменного договора.

При этом электронный договор должен содержать все существенные условия, которые предусмотрены законодательством для соответствующего типа договора, — например, договора купли-продажи.

Электронный договор заключается путем предложения его заключить со стороны продавца и принятия такого предложения покупателем. Другими словами — продавец на сайте выставил товар на продажу, а покупатель подтвердил, что покупает его.

Что касается такого подтверждения, то закон предусматривает для покупателя несколько опций. Наиболее востребованной, конечно, будет нажатие кнопки «Купить» на веб-сайте магазина. Еще возможны такие варианты, как электронное письмо продавцу либо заполнение электронной формы веб-магазина с применением электронной цифровой подписи — честно говоря, до повсеместного применения такой подписи у нас еще очень далеко.

Предусмотрено в законе также такое немаловажное требование к продавцу, как оперативное подтверждение заказа. Сейчас многие потребители избегают оформления покупки непосредственно на сайте, предпочитая звонок в интернет-магазин и живое общение с оператором, который сразу же предоставляет всю необходимую информацию о товаре и подтверждает покупку. Ведь оформление через сайт порой превращается в затяжной марафон вялых отзывов службы поддержки интернет-магазина, иногда через 3–5 дней, а то и через неделю, которые сводятся к тому же телефонному звонку, только во время, удобное для магазина, а не потребителя.

Вы можете себе представить, что пришли в магазин, выбрали товар, а продавец вам в ответ — мы вам перезвоним через недельку. Новый закон добавляет надежду, что в этом плане сервис улучшится — теперь интернет-магазин обязан реагировать оперативно. И хотя закон не устанавливает конкретные сроки, логично было бы предположить, что речь идет об ответе, по крайней мере, не позже чем на следующий рабочий день.

Интернет-продавец обязан предоставить покупателю документ, подтверждающий получение оплаты

3. Подтверждение сделки

К новшествам можно отнести обязанность продавца предоставить покупателю подтверждение того, что электронная сделка состоялась. Такое подтверждение может быть в электронном или бумажном виде и, среди прочего, обязательно должно содержать:

  • условия и порядок обмена товара,
  • наименование продавца, его местонахождение и порядок принятия претензий,
  • гарантийные обязательства.

4. Оплата

Отдельно закон предусматривает обязанность продавца предоставить покупателю документ, подтверждающий получение оплаты.

Интересным моментом является то, что если покупатель решил не платить, сделка считается незаключенной. В то же время сама по себе оплата без выполнения других условий сделки также не подтверждает ее заключение — деньги в таком случае должны вернуться к покупателю. В общем, у покупателя есть своеобразное поле для маневра или злоупотребления при общении с продавцом.

5. Персональные данные

Закон в прямой форме возлагает обязательство обеспечить защиту персональных данных, полученных при совершении электронных сделок. Также закон запрещает использовать такие данные для целей, не связанных с интернет-покупкой — например, для последующей рассылки клиентам рекламного мусора. Хотя предусмотрительный продавец может в договоре указать и иные условия — в этом случае внимательный покупатель должен обратить внимание на то, с чем он соглашается.

В качестве итога следует отметить, что новый закон не привнес ничего революционного в уже давно существующий рынок интернет-продаж, в том числе и для фармацевтичес­кой отрасли. Лекарственные средства все так же продавать через интернет нельзя. Медицинские изделия и диетические добавки — можно, но при этом необходимо соблюдать правила, которые теперь достаточно четко прописаны в законе. Соответственно, на данном этапе бизнесу стоит свериться с юристами и поднастроить свои интернет-продажи таким образом, чтобы ничего не нарушать.

Тарас Кислый,
советник, руководитель практики
интеллектуальной собственности/технологий,
медиа и телекоммуникаций ЮБ «Егоров,
Пугинский, Афанасьев и партнеры», Украина
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті