Смогут ли отечественные производители участвовать в международных закупках?

Недавно Кабинетом Министров утвержден перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ИМН), которые будут закупаться через международные организации (постановление КМУ от 8.10. 2015 г. № 787). В этот перечень входит 12 направлений по закупке вакцин, лекарственных средств и ИМН. Метод закупки лекарств в сотрудничестве с международными организациями в мире используется достаточно давно и апробирован многими странами. В Украине подобный подход в этом году будет применяться впервые, в связи с чем многие вопросы остаются не до конца выясненными. В частности, с момента принятия решения о сотрудничестве с международными организациями в процессе закупок препаратов по социально значимым программам на сегодня все еще остается открытым вопрос, смогут ли отечественные производители принять участие в таких закупках. В данной публикации мы проанализировали перечень лекарственных средств, которые будут закупаться через международные организации, чтобы увидеть, может ли некоторые позиции обеспечить отечественная фармпромышленность.

Одной из наиболее актуальных тем для украинского здравоохранения является проведение государственных закупок лекарственных средств и вакцин по социально значимым программам. В прош­лом году во время проведения централизованных закупок они оказались под угрозой срыва. Не в последнюю очередь этому способствовали девальвация национальной валюты (что привело к повышению цен на препараты) и введение НДС. Многие торги долгое время были заблокированы из-за рассмотрения жалоб о нарушении заказчиком (МЗ Украины) порядка проведения процедуры закупки, в части установления дискриминационных требований в документации конкурсных торгов. С целью минимизации коррупционных рисков, которые зачастую связаны с проведением тендерных процедур, правительство приняло решение о сотрудничестве с международными организациями в процессе закупок препаратов по социально значимым программам.

Следует отметить, что инициатива о передаче закупок международным организациям — один из пунктов Коалиционного соглашения Верховной Рады Украины VIII созыва. В частности, п. 4.5 ст. 28 Коалиционного соглашения, касающегося реформирования сферы здравоохранения, в Украине предусмотрено: «Определить 2015 г. транзитным годом для осуществления реформы закупок вакцин и лекарственных средств за средства государственного бюджета и провести закупки лекарств и вакцин через международные агентства Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и детского фонда ООН — ЮНИСЕФ (United Nations Children’s Fund — UNICEF) с привлечением специалистов Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development — USAID)».

Для осуществления государственных закупок МЗ Украины в качестве партнеров были выбраны международные организации ООН (Программа развития ООН (ПРООН), ЮНИСЕФ, ВОЗ и др.), а также агентство Crown Agents — организация, которая представляет Великобританию и работает со многими странами мира, в том числе Японией, США. Предполагается, что через ЮНИСЕФ будут закупаться вакцины, через ПРООН — препараты для лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа (антиретровирусные препараты), вирусных гепатитов и орфанных заболеваний, через Crown Agents — препараты для лечения гематологических и онкологических заболеваний.

Анализ перечня препаратов, которые будут закупаться через международные организации, показал, что порядка 37% позиций (международных непатентованных наименований (МНН) с учетом форм выпуска и дозировок) могут обеспечить отечественные производители. В частности, по таким направлениям, как ВИЧ, туберкулез, вирусные гепатиты, онкология предложения по многим позициям теоретически могли бы составить в том числе и украинские производители.

По словам министра здравоохранения Александра Квиташвили, закупки лекарственных средств через международные организации не исключают отечественных производителей. Однако на сегодня ни одним законодательным актом прямо не определено, что специализированные организации, осуществляющие закупки, будут закупать исключительно те лекарственные средства, которые не производятся локальными производителями или не представлены на украинском рынке.

При подготовке к проведению закупок с привлечением международных организаций было учтено, что часть закупаемых препаратов может быть не зарегистрирована в Украине. Поэтому для препаратов, закупаемых с привлечением специализированных организаций, предусмотрена упрощенная процедура регистрации, а именно сокращены перечни документов, прилагаемых к заявлению, и оснований для отказа в регистрации, уменьшен срок для отправки отказа МЗ Украины о регистрации, а также отменена необходимость оплаты государственной пошлины.

В то же время недавно правительство разрешило ввоз некоторых незарегистрированных в Украине препаратов для лечения туберкулеза (капреомицин и канамицин), а также препаратов для лечения ВИЧ (невирапин, ламивудин, эфавиренз, тенофовир) (приказ МЗ Украины от 30.07.2015 г. № 480 и приказ МЗ Украины от 11.08.2015 г. № 504 соответственно). Дозировки и формы выпуска соответствуют утвержденному перечню лекарственных средств по закупке препаратов по данным направлениям. Следует отметить, отечественные компании производит капреомицин, канамицин и ламивудин (в заявленных дозировках).

Еще один важный аспект, на который необходимо обратить внимание, — проведение предварительного квалификационного отбора участников (что может ограничить круг потенциальных участников в закупках через международные организации), поскольку потенциальные участники должны соответствовать требованиям ООН и агентств по закупкам.

Учитывая вышесказанное, вопрос, смогут ли отечественные производители, не имеющие опыта участия в международных закупках, принять участие в процессе закупок препаратов по программам, которые будут закупаться через международные организации, остается открытым.

С одной стороны, многие препараты из утвержденного перечня лекарственных средств, которые планируется закупать через международные организации, производятся в Украине — порядка 37% позиций лекарственных средств представлены на фармрынке украинскими производителями. С другой стороны, в нормативных документах, которые регулируют закупки через международные организации, напрямую не говорится о возможности участия в них отечественных производителей. Поэтому вполне возможна ситуация, что отечественные производители не будут допущены к закупкам (поскольку международные агентства ориентированы на закупки препаратов, которые прошли процедуру переквалификации ВОЗ).

Таким образом, государство ставит в неравные условия отечественных и зарубежных производителей лекарственных средств, предоставив последним преференции в государственной регистрации лекарственных средств и налогообложении, не учтя при этом в нормативных документах интересов украинских производителей касательно возможности их участия в международных закупках.

С точки зрения рационального использования средств госбюджета на закупку лекарственных средств, помимо качества, эффективности и безопасности препаратов, следует ориентироваться на обеспечение экономической доступности лекарств, а значит, необходимо рассматривать все возможные предложения производителей — как зарубежных, так и отечественных, для определения оптимального варианта.

Кроме того, если отечественные производители не будут допущены к закупкам через международные организации, а специализированные агентства будут закупать исключительно препараты зарубежного производства, это может негативно отразиться на сальдо торгового баланса страны. Торговый баланс — это разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта за определенный период. Если стоимость импортируемых в страну товаров превышает таковую экспортируемых (отрицательный баланс), говорят, что в стране «дефицит торгового баланса». При противоположной ситуации (баланс положителен) имеет место профицит. Во время рецессии, как правило, усилия направляются на увеличение объема экспорта в расчете на стимулирование спроса на товары и услуги отечественного производства. В такой ситуации дефицит торгового баланса отрицательно сказывается на экономике страны в целом.

P.S. 21 октября 2015 г. Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины направило Арсению Яценюку, Премьер-министру Украины, подготовленный проект изменений в постановление КМУ от 22.07.2015 г. № 622 с просьбой дать поручение о срочном решении данного вопроса.

Екатерина Дмитрик
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

олександр 23.10.2015 11:13
Предложения может быть и дельные, и причинная база верна, но экономика от правительства камикадзе - это вам не какая-то там экономикс, а всепобеждающая яйценомика! Так, что ничего не сработает, может министр культуры что-то изменит, как в ситуации с лицензированием?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті