Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, или Разрешенные в ВТО меры борьбы с импортом

Довольно часто украинские производители самых различных товаров обращаются к органам государственной власти с требованием защитить их от импорта. Как правило, такие требования сводятся к повышению действующих пошлин, введению квотирования, программ локализации производства и т.д. При этом украинские производители почему-то не обращают внимания на такие механизмы борьбы с импортом, как антидемпинговые, компенсационные и специальные меры (далее — меры торговой защиты).

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, или Разрешенные в ВТО меры борьбы с импортомУпомянутые меры имеют ряд существенных преимуществ:

  • они прямо разрешены Всемирной торговой организацией (ВТО) и четко регламентированы законодательством Украины. Поэтому зарубежным производителям и импортерам будет достаточно сложно обвинять украинских производителей в протекционизме или других нелицеприятных вещах;
  • для введения мер не нужно участие таких органов власти, как Кабинет Министров или Верховная Рада Украины, что, как правило, требует значительных временных ресурсов и не всегда позволяет рассчитывать на предсказуемость процесса и результата;
  • не требуются ресурсы из государственного или местного бюджетов, которых не хватает;
  • объем мер торговой защиты напрямую зависит от того, насколько нечестными являются действия зарубежных производителей или импортеров, то есть они вводятся по принципу чем больше навредил, тем больше наказание;
  • меры торговой защиты применяются сроком на 5 лет с возможностью неоднократного дальнейшего продления каждый раз на 5 лет и т.д.

В этой статье мы остановимся на обзоре специфики применения мер торговой защиты в Украине.

Немного статистики

Согласно официальному сайту ВТО за период 01.01.1995–31.12.2014 гг. членами ВТО было инициировано 5432 торговых расследования (рис. 1) и применено по их результатам 3402 меры торговой защиты (рис. 2). Существенное превалирование антидемпинговых мер обусловлено следующими обстоятельствами. На практике довольно сложно доказывать наличие нелегитимной субсидии, что является одним из обязательных условий для применения компенсационных мер, поскольку, как правило, законодательство иностранных государств прямо не предусматривает субсидии, а требует анализа его фактического применения. Поскольку специальные меры применяются против честного импорта (в отличие от антидемпинговых и компенсационных мер), они носят экстраординарный характер и применяются только в исключительных случаях — при очень существенном росте импорта, причиняющем серьезнейший ущерб национальной индустрии. Что касается расследований и мер торговой защиты в Украине, то по состоянию на 06.08.2015 г. проводятся 2 антидемпинговых расследования и 3 пересмотра действующих антидемпинговых мер, 1 антисубсидиционное расследование и 1 специальное расследование; применяются 18 антидемпинговых мер и 3 специальные меры.

Рис. 1
vto_1
Торговые расследования за период 01.01.1995–31.12.2014 гг.
Рис. 2
vto_1
Меры торговой защиты за период 01.01.1995—31.12.2014 гг.

Кто может инициировать расследование

Торговые расследования могут быть инициированы национальным производителем (это может быть как одно, так и несколько предприятий), совокупное производство товара которого составляет 50% и более от общего объема производства данного товара в Украине. Также законодательство предусматривает возможность инициирования расследований органами государственной власти, у которых есть достаточные доказательства необходимости их инициирования, либо профсоюзами национальных производителей. На практике почти в 100% случаев расследования инициируются именно национальными производителями.

Основные уполномоченные государственные органы

Межведомственная комиссия по международной торговле (далее — Комиссия) является органом, уполномоченным принимать решения об инициировании расследований, о применении/неприменении мер по их результатам и т.д.

В свою очередь, расследования непосредственно проводятся Министерством экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономики). На практике именно Мин­экономики осуществляет все расчеты и готовит рекомендации для Комиссии о применении или неприменении мер. В большинстве случаев Комиссия прислушивается к таким рекомендациям.

Основания для применения мер торговой защиты

В соответствии с соглашениями ВТО и законодательством Украины все торговые меры должны применяться исключительно при наличии следующих условий:

  • подобность импортируемого товара и товара национального производителя.
  • ни соглашения ВТО, ни законодательство Украины не предусматривают критериев для определения подобности товара. Подобность товаров определяется в каждом расследовании индивидуально, как правило, с учетом следующих критериев: физические характеристики, цена, качество, другие факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке;
  • наличие демпингового, субсидированного или возросшего импорта (в зависимости от вида расследования).

Соглашения и практика разрешения споров в ВТО, законодательство Украины предусматривают сложные методики и правила определения наличия демпинга, нелегитимных субсидий и возросшего импорта. В рамках этой статьи мы попробуем проанализировать данный вопрос упрощенно.

Под демпинговым импортом следует понимать ситуацию, когда товар продается на зарубежном внутреннем рынке по цене выше, чем таковая, по которой этот же товар импортируется в Украину.

Под субсидированным импортом понимается ситуация, когда государственные или связанные с ними органы дают предприятиям или индустриям определенные льготы (de jure или de facto в самых различных формах — либо денежные вливания, либо кредиты без процентов, либо государственные гарантии и т.д.), что предоставляет конкурентные преимущества такому товару при его импорте в Украину.

NB! Компенсационные меры могут применяться только в том случае, когда выдается специфическая/адресная субсидия, то есть если субсидия предоставляется каким-то конкретным предприятиям или индустриям.

Для инициирования специального расследования рост импорта должен быть значительным, недавним и внезапным в абсолютных показателях либо относительно производства или потребления.

  • причинение ущерба национальному производителю демпинговым, субсидированным или возросшим импортом. Для определения ущерба анализируется минимум 15 финансово-экономических показателей национального производителя за 3 года, предшествующих инициированию расследования;
  • наличие причинно-следственной связи между импортом и ущербом. В этом контексте отдельно анализируются любые другие факторы причинения ущерба национальному производителю, кроме импорта, например, девальвация национальной валюты, финансово-экономический кризис, убытки от экспортной деятельности и т.д.;
  • соответствие мер торговой защиты национальным интересам, а именно: интересам потребителей, международным интересам, возобновлению конкуренции на рынке и т.д.

Стадии расследования

Инициирование антидемпинговой и антисубсидиционной процедуры Минэкономики для проверки того, соответствует ли заявление об инициировании расследования требованиям законодательства. Аналогичная стадия характерна и для специальных расследований. Однако в законодательстве она отдельно не выделяется.

Инициирование расследования Комиссией.

Публикация официального уведомления об инициировании расследования в газете «Урядовий кур’єр». Дата публикации считается датой инициирования расследования;

Регистрация всех заинтересованных компаний (а именно: зарубежные производители, экспортеры и импортеры товара, являющегося объектом расследования; их профильные ассоциации; дипломатические учреждения стран, в отношении которых инициируется расследование; украинские потребители товара, являющегося объектом расследования и т.д.) в качестве заинтересованных лиц расследования.

Регистрация осуществляется на основании заявления каждой заинтересованной компании, поданного в течение 30 дней с дня опубликования уведомления об инициировании расследования.

Проведение расследования Минэкономики, что, в первую очередь, направлено на сбор и анализ достоверной информации, необходимой для принятия объективного решения о применении/неприменении мер.

В частности для этих целей:

  • Минэкономики направляет всем заинтересованным лицам заявление об инициировании расследования, давая им возможность предоставить свои контраргументы в течение 45–60 дней с момента инициирования расследования;
  • Минэкономики направляет всем заинтересованным сторонам вопросники для их заполнения.

NB! Это одна из наиболее важных стадий для всех заинтересованных лиц расследования. Именно на основании ответов национального производителя на вопросники Минэкономики исследует наличие ущерба. На основании ответов зарубежных производителей на вопросники Минэкономики рассчитывает демпинговую маржу (в рамках антидемпингового расследования) либо размер нелегитимной субсидии (в рамках антисубсидиционного расследования), которые в последующем определяют размер антидемпинговой или компенсационной пошлины.

В рамках специального расследования ответы на вопросники предоставляются только нацио­нальным производителем для анализа ущерба. Другие заинтересованные лица могут высказаться в отношении роста импорта в своих комментариях:

  • проведение консультаций между отдельными заинтересованными лицами (чаще всего национальным производителем и каким-то зарубежным производителем) по требованию одной из сторон;
  • проведение слушаний с участием всех заинтересованных лиц по их требованию;
  • заинтересованные лица могут комментировать любые документы, подаваемые другими заинтересованными лицами в ходе расследования.

Принятие Комиссией решения о применении предварительных мер при наличии достаточных оснований для этого. Если упрощенно, предварительные меры могут быть применены еще в рамках расследования, когда демпинговый импорт, субсидированный импорт или возросший импорт очень значительны и существует риск, что причиняемый ими ущерб нельзя будет в последующем устранить;

Принятие Комиссией финального решения по результатам расследования. Такое решение может предусматривать завершение расследования как с применением мер, так без них.

Меры, которые могут быть применены

По результатам торговых расследований могут применяться следующие меры:

  • антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины;
  • специальные пошлины или квоты.

Успешные примеры фармацевтической отрасли

Прежде всего, следует отметить, что согласно практике членов ВТО торговые расследования не инициируются в отношении импорта лекарственных средств (даже если единичные случаи имели место, они не имели широкой огласки).

По нашему мнению, это связано с двумя основными факторами. Оборот лекарственных средств, в том числе цены на них на внутреннем рынке и цены импорта, жестко регулируются государством практически во всех странах. Препараты имеют высокую интеллектуальную составляющую, поэтому вопросы их защиты регулируются правом интеллектуальной собственности (далее — ИС) (в практике ВТО было много споров, связанных с нарушением прав ИС на препараты).

Вместе с тем, были случаи, когда торговые расследования инициировались в отношении импорта субстанций. Например, Южная Африка применяла антидемпинговые пошлины к импорту параацетаминофинола (acetaminophenol) происхождением из Индии. В связи с этим возможность инициирования торговых расследований в отношении лекарственных средств должна подробно анализироваться в каждом конкретном случае.

Однако торговые расследования успешно применяются в мире и в Украине к импорту изделий медицинского назначения. Первопроходцами в Украине стали ОАО «Гемопласт» и ЗАО «Тюмень-Медико-Смила», по инициативе которых сроком на 5 лет применялись следующие антидемпинговые пошлины к импорту шприцев (в зависимости от объема):

  • из Китая — 24,36–347,14%;
  • из Испании — 10,54–196,38%;
  • из Великобритании — 23%;
  • из Германии — 37%;
  • импортируемым без сертификата о происхождения — 24,36% — 347,14%.

Примеру ОАО «Гемопласт» и ЗАО «Тюмень-Медико-Смила» последовало также ОАО «Марьяновский стеклозавод», по инициативе которого были применены сроком на 5 лет следующие антидемпинговые пошлины к импорту стеклянной тары медицинского назначения происхождением из Российской Федерации:

  • производства ОАО «Березичский стекольный завод» — 13,08%;
  • производства всех других производителей — 27,99%.

По нашему мнению, успешный опыт компаний «Гемопласт», «Тюмень-Медико-Смила» и Марьяновский стеклозавод в борьбе с импортом может быть успешно применен и другими украинскими производителями медицинских изделий, что особенно важно в нынешней экономической ситуации в стране.

Анжела Махинова,
старший юрист,
Юридическая фирма Sayenko Kharenko

_____________
1. Данный принцип не распространяется на специальные меры, применяемые к импорту товара независимо от страны происхождения и экспорта.
2. Специальные меры могут применяться сроком на 4 года с возможным однократным продлением срока до 8 лет.
3. В Украине нет единой базы статистки проведения всех расследований и применения всех мер за определенный период (подобные данные есть только на определенную дату).
4. Данные указаны по количеству стран, к которым применяются меры.
5. Данная стадия может иметь место исключительно в рамках антидемпинговых и антисубсидиционных расследований.
6. http://www.itac.org.za/upload/document_files/ 20141010021820_Report-212.pdf
7. Стеклянная тара медицинского назначения производства ООО «Остров Джус» была исключена из-под действия мер, поскольку Минэкономики в ходе антидемпингового расследования установило факт отсутствия демпинга со стороны данного производителя.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті