Деньги ваши — идеи наши

15 октября при поддержке Министерства здравоохранения Украины организаторы в лице A7 Conferences собрали более 400 участников Украинского форума по здравоохранению ’15, который стал площадкой для диалога представителей власти, бизнеса, международных инвесторов и доноров, а также экспертов в сфере здравоохранения.

Деньги ваши — идеи наши

Главной темой дискуссии стал вопрос государственно-частного партнерства, которое является важным инструментом для развития системы здравоохранения Украины. Присутствующим были представлены опыт такого партнерства в данной сфере в Украине и за рубежом, а также его возможности и перспективы развития.

Форум прошел в формате 6 панельных дискуссий, во время каждой из которых обсуждались актуальные вопросы фармацевтической промышленности Украины, рынка медицинских изделий, финансирования системы здравоохранения и управления медицинскими учреждениями.

Стратегия Правительства относительно реформ здравоохранения Украины в 2015— 2025 гг.

Вступительное слово было предоставлено Дорит Ницан Калуски, председателю Бюро ВОЗ в Украине, которая очертила состояние системы здравоохранения в нашей стране. По ее словам, гуманитарный кризис, связанный с военными действиями на Востоке страны, задел около 5 млн украинцев. Более 2,5 млн граждан вынуждены были покинуть свои дома и получили статус внутренне перемещенных беженцев. Из них 15% — дети и 60% — лица пенсионного возраста.

К сожалению, граждане, проживающие в Донецкой и Луганской обл., лишены доступа к третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, поскольку не имеют возможности свободно добраться в областные центры. Более того, во многих городах указанных регионов не могут работать медицинские учреждения, а задержка в предоставлении международной помощи ООН и неправительственных организаций может привести к тому, что большинство проживающих там лиц не получат доступа к жизненно необходимым ресурсам.

Председатель Бюро ВОЗ в Украине также указала на ряд иных проблем в системе здравоохранения в Украине, в частности на низкий уровень доступности качественных медицинских услуг и лекарственных средств для населения. Также не функционирует система мониторинга и раннего предупреждения заболеваний. Не финансируются надлежащим образом лаборатории, которые в то же время не укомплектованы персоналом и оборудованием. Также отсутствует коммуникация с территориями, не подконтрольными украинским властям. «Там может возникнуть любая эпидемия, а мы об этом даже не будем знать, или узнаем слишком поздно», — отметила эксперт.

На сегодня Бюро ВОЗ в Украине совместно с украинским правительством работает над долгосрочной стратегией реформирования системы здравоохранения. «Это очень хорошая возможность рассмотреть все аспекты, начиная от причин заболеваемости, и заканчивая системой переподготовки врачей», — подчеркнула Д. Ницан. В то же время, по ее словам, реформирование системы здравоохранения Украины также нуждается во вмешательстве частного сектора.

Все составляющие реформы, включающие внедрение клинических протоколов, изменение системы образования, автономизацию учреждений здравоохранения, изменение их финансирования и другое, необходимо проводить одновременно, — продолжил министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили.

«Проблема в том, что в Украине на 100 тыс. населения 900 коек, что в 2,5 раза больше, чем по средним европейским показателям. Нахождение в больнице в среднем составляет около 12 дней, это тоже в 2,5 раза больше, чем в среднем в Европе», — привел данные министр.

«Почему не получилось? Потому что государство не отпустило систему Семашко», — продолжил он, отметив, что Украина является последним государством на постсоветском пространстве, которое выступает и закупщиком услуг, и одновременно контролирует их качество и всю ситуацию в целом. Поэтому, по мнению минис­тра, первое, что необходимо сделать, — разделить функции закупщика услуг и их поставщиков. «Нам нужна конкурентная среда в сфере здравоохранения и правильное финансирование, которое пойдет на оплату услуг. Нельзя жить в рыночной экономике и работать по советским принципам», — подчеркнул А. Квиташвили.

Заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Михаил Радуцкий поделился своим видением развития системы здравоохранения в Украине. Прежде всего он отметил, что городские власти развивают медицину на местном уровне, несмотря на отсутствие изменений в правовом поле.

«По моему мнению, для того чтобы начать преобразования в медицине в столице и в стране в целом, пока не хватает основных базовых принципов, после которых можно начинать изменения», — констатировал М. Радуцкий.

Он считает, что для начала необходимо провести базовый аудит в области здравоохранения, для того чтобы понять, какие здания, территории и оборудование имеются. Кроме того, следует провести аудит протоколов, что позволит увидеть, какие существуют стандарты качества и соответствуют ли они сегодняшним реалиям. Также, по мнению спикера, необходимо создать единое медицинское пространство, в которое войдут коммунальные медицинские учреждения, лечебные учреждения центрального подчинения, лечебные базы Академии медицинских наук и частные учреждения здравоохранения, что сделает невозможным дублирование финансирования медицинских услуг.

Только после всех этих преобразований, по словам М. Радуцкого, можно будет переходить к изменению системы финансирования. Основное изменение, которое следует принять на всех уровнях, — должна закупаться медицинская услуга, а не расходные материалы. Такая практика существует во всех европейских странах. И последним шагом в реформировании отрасли здравоохранения станет внедрение страховой медицины», — отметил он.

Докладчик подчеркнул, что при поддержке центральной власти столица готова внедрять все эти изменения уже сегодня.

Народный депутат Украины, заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (далее — Комитет) Ирина Сысоенко отметила, что деятельность Комитета должна быть более эффективной, а ее члены — иметь консолидированное мнение по поводу реформирования системы здравоохранения.

В контексте нынешней ситуации в стране народный депутат подняла вопрос необходимости создания целостной системы реабилитации военнослужащих. В начале этого года И. Сысоенко инициировала и создала при Комитете координационный совет, который занимается этим вопросом. Сейчас в рамках него заканчивается работа над подготовкой нового законопроекта «О реабилитации». Также важна имплементация норм европейского законодательства и введение новых врачебных и медицинских специальностей — врачи-реаниматологи, физиотерапевты и др. «Это именно те специальности, которых сейчас нет в Украине, и мы должны создать междисциплинарную программу обучения таких специалистов, чтобы обеспечить кадрами реабилитационные центры, санатории и те медицинские учреждения, которые занимаются вопросами реабилитации», — добавила И. Сысоенко.

Говоря о реформе системы здравоохранения, народный депутат выразила поддержку правительственному пакету законопроектов, разработанному МЗ Украины относительно автономизации учреждений здравоохранения и изменения системы их финансирования. Однако, имея возможность пообщаться с профессиональной общественностью в регионах, И. Сысоенко пришла к выводу, что для общего понимания положительных изменений, которые несет за собой принятие пакета законопроектов, необходимо проводить разъяснительную работу на местах.

Также, по ее словам, важным аспектом в реформировании сферы здравоохранения является внедрение института защиты прав пациентов, который включает комплекс разных вопросов: проблемы в сфере судебной защиты прав пациентов, возможности использования международных инструментов, роль просветительских программ и общественного контроля в этой сфере.

При наличии общего видения необходимости реформ отсутствует единый стратегический документ, закрепляющий основные направления реформы здравоохранения, который был бы принят на государственном уровне. Об этом заявил проектный менеджер реформы здравоохранения Национального совета реформ Украины Павел Ковтонюк.

«Формально ответственным за реформу у нас считается министр, но в ней должны участвовать все. Однако быстрая реформа здравоохранения невозможна, если ее осуществление не возьмет на контроль лично глава государства», — подчеркнул эксперт.

Также, по мнению П. Ковтонюка, в Украине есть проблема с преемственностью реформ. «Каждый министр приходит и предлагает свой план, со своих слов. Парламент предлагает свой план, президент — свой», — отметил он.

Что касается скорости проведения реформы здравоохранения в Украине, то, к сожалению, по словам спикера, наша страна является аутсайдером по сравнению не только с Европой, но и со странами СНГ. «Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Беларусь уже ушли вперед. К примеру, в Беларуси сейчас автономизируются больницы, за что мы бьемся уже год. Там внедряются диагностически родственные группы, о которых мы только говорим», — добавил он.

Возможности государственно-частного партнерства в секторе здравоохранения Украины

Опытом Израиля в секторе здравоохранения и сотрудничества с Украиной поделился Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Израиль в Украине Элиав Белоцерковский. Он очертил принципы, на которых основана система здравоохранения в этой стране. Медицинское обслуживание — это фундаментальное право каждого гражданина, и ответственность за это несет государство. «На этом принципе базируется вся система общественного здравоохранения», — подчеркнул посол.

Цель государства — создать такую структуру и найти те финансовые инструменты, которые позволят предоставить это право каждому гражданину. Создание израильской модели финансирования системы здравоохранения закончилось в 1995 г., когда был принят закон «Об обязательном медицинском страховании». Согласно ему каждый гражданин этой страны имеет обязательную медицинскую страховку, за которую платит налог с дохода. «Если человек получает зарплату, то с него вычитывается ежемесячно в среднем 5% налога», — отметил Э. Белоцерковский. Эти деньги перенаправляются в страховые фонды, которых в Израиле 4. Каждый гражданин должен быть прикреплен к одному из них и чем больше граждан зарегистрировано в фондах, тем больше денег они получают, улучшая предоставляемый сервис и конкурируя между собой.

Сейчас в Израиле на уровне правительства совместно с неправительственными организациями пересматривается базисная корзина услуг, к которым израильтяне должны иметь бесплатный доступ.

По словам первого заместителя министра здравоохранения Украины Александры Павленко, здравоохранение находится во всем мире в тройке лидеров по инвестициям.

В украинской медицинской сфере возникают одиночные инвестиционные проекты, которые пока еще не являются государственно-частным партнерством в чистом виде. «Сейчас все очень зависит от реформы. Если она таки состоится, мы сможем предложить инвестору минимально гарантированное возмещение его расходов на пациента. Далее бизнес сам будет считать рентабельность», — отметила А. Павленко.

Сейчас же Министерство помогает отдельным активным медицинским учреждениям и потенциальным инвесторам проводить переговоры, а также вести диалог с местной властью.

Что касается законодательной базы, то принятие пакета законопроектов относительно реформы здравоохранения является важной составляющей привлечения инвестиций в нашу страну. «Но в то же время уже сейчас, руководствуясь Законом Украины «О государственном-частном партнерстве», можно полноценно работать в этом направлении», — добавила А. Павленко. При участии профильного министерства и Министерства экономического развития и торговли Украины сегодня разрабатывается новая редакция Закона Украины «О государственно-частном партнерстве», в котором будут учтены потребности и сферы здравоохранения.

В свою очередь, Ахмет Кесли, заместитель председателя Международного центра передового опыта государственно-частного партнерства ООН, председатель совета International PPP Platform Turkiye, отметил, что в этом году количество проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в Европе заняло 1-е место, до этого пальму первенства удерживали проекты в сфере инфраструктуры. Детальнее с опытом государственно-частного партнерства в Турции наши читатели могут ознакомиться в рамках статьи «Инвестиции в медицину: строй — сдавай — передавай. Опыт Турции и уроки для Украины».

Опытом Кировограда в сфере государственно-частного партнерства поделился Владимир Ященко, генеральный директор Украинского центра томотерапии. Он констатировал, что часто проекты в рамках государственно-частного партнерства саботируются органами на местах, которые не проявляют должной заинтересованности и активности в их реализации. «Ничего в украинском законодательстве не мешает реализовывать подобные проекты», — подчеркнул он. Все строится на договорных отношениях. «К сожалению, на местах мало понимают, что такое инвестиция и что каждая из сторон должна выполнять», — продолжил он.

В Кировограде, в котором отмечают высокие показатели заболеваемости онкопатологиями, и не имеющем соответствующего финансирования с государственного бюджета, внедрен очень инвестиционно емкий проект в сфере онкологии — лечение пациентов с помощью лучевой терапии. Так, государство в лице Кировоградского областного совета — владельца имущества — Онкологического областного диспансера, предоставляет на льготных условиях 1 тыс. м2. Взамен частные инвесторы обязуются поставить линейные ускорители и взять на лечение часть пациентов на бесплатной основе. В частности, с 1 марта 2016 г. такая терапия будет предоставляться населению детского возраста Кировоградской обл. «Государство берет на себя функцию обеспечения инфраструктуры в виде электроэнергии, дорог, логистических услуг. Все это вместе повышает инвестиционную привлекательность региона и качество медицинского обеспечения», — отметил В. Ященко.

Председатель совета Украинской федерации работодателей здравоохранения Владимир Загородний отметил, что консолидированные расходы на здравоохранение в год составляют от 110 до 115 млрд грн., при этом годовой государственный бюджет на здравоохранение — 46 млрд грн. «Остальные средства в больницах граждане платят из собственного кармана, покупая лекарства и оплачивая дополнительные услуги», — констатировал он.

По мнению эксперта, финансирование предоставления услуг в сфере здравоохранения нужно вывести из теневого сектора. Если на сегодня, приходя в частную клинику, пациент понимает, сколько, за что и кому он платит, то ситуация с коммунальными учреждениями иная. По мнению В. Загороднего, это связано с тем, что на сегодня не утверждена методика оценки стоимости медицинских услуг.

«Мы прекрасно понимаем, что более эффективной и ценной инвестиции, нежели человеческий фактор, цивилизованное общество еще не придумало», — подчеркнул спикер.

Закон Украины «О государственно-частном партнерстве», по словам В. Загороднего, дает необходимые возможности, поскольку четко прописывает обязанности, полномочия и ответственность участников этого процесса. Однако также важными аспектами для эффективной работы данного инструмента являются экономичес­кая база функционирования системы и политическая воля центральных и местных органов власти. «Сегодня есть все основания для реализации закона «О государственно-частном партнерстве». В то же время регионы могут быть не готовы к предлагаемым Киевом реформам, поскольку они в первую очередь должны базироваться на местных экономических и социальных условиях, а также инфраструктуре», — добавил он.

Председатель правления Платформы развития публично-частного партнерства в Украине Станислав Дубко отметил, что, к сожалению, частный сектор в Украине существует отдельно от государственного. Для развития государственно-частного партнерства очень важно иметь не только совершенную законодательную базу, защищающую от рисков, но и политическую волю. «К сожалению, существующие механизмы защиты интересов сторон настолько слабы, что отсюда — все опасения частных инвесторов продолжать длительное сотрудничество с государством», — констатировал эксперт. Поэтому для развития данного направления необходимы содействие Министерства здравоохранения Украины и возможность публичного обсуждения проектов, которое поможет получить поддержку со стороны общества.

«Государственно-частное партнерство — это в первую очередь партнерство, которое предусматривает объединение ресурсов, инвестиции частного партнера. Закупка услуг у частного поставщика в принципе еще не является примером государственно-частного партнерства, это просто смена модели», — поделился видением С. Дубко.

Напоследок он отметил, что модель государственно-частного партнерства эффективно работает в мире в последние 20–25 лет, и безусловным лидерами в этом направлении являются Великобритания и Турция.

Рынок медицинских изделий в Украине

Вызовы и возможности на украинском рынке медицинских изделий и техники обсуждались в рамках панельной дискуссии, посвященной этой теме.

Модератором обсуждения выступил президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий» Павел Харчик, который определил несколько текущих вызовов для рынка медицинских изделий. Так, среди проблемных вопросов, которые видит спикер, — изменение системы введения в оборот медицинских изделий в связи с необходимостью с 1 июля 2015 г. обязательно применять технические регламенты; изменения в размере ставок НДС на операции по ввозу и поставкам на таможенной территории Украины медицинских изделий; введение в 2015 г. дополнительного импортного сбора; постгарантийное обслуживание в контексте государственных закупок медицинской техники и др.

Директор представительства компании Karl Shtorz в Украине Виталий Швачка отметил, что, к сожалению, в Украине продается только то, что приносит коммерческий эффект врачам. «Медицинское оборудование покупают только те, кому это нужно. Оно практически не продавалось через тендеры, а если и продавалось, то только через дистрибьюторов, которые решали какие-то вопросы, связанные с гонорарами», — отметил он. По словам В. Швачки, 80% товара, реализованного компанией Karl Shtorz в Украине за 18 лет, приобретено за частные деньги, 20% — за государственные средства.

Еще одним важным аспектом, негативно влияющим на ведение бизнеса в Украине, является процедура сертификации медицинских изделий, которая требует проведения украинскими специалистами аудита системы качества на производственной площадке, изготовляющей соответствующее медицинское изделие.

Что касается государственных закупок, то В. Швачка отметил, что впервые в этом году компания решила принять в них участие по просьбе главврачей, поскольку дистрибьюторы реализовывали соответствующее оборудование в 2–3 раза дороже, чем производитель. «К сожалению, цепочка от начала проведения тендера до получения денег — это десяток подписей», — констатировал он.

«Таможенные органы на свое усмотрение выбирают, где применить 7% ставку НДС, а где — 20%», — прокомментировал В. Швачка ситуацию с налогообложением медицинских изделий. Такую позицию, по словам спикера, таможенные органы аргументируют двойным, по их мнению, назначением соответствующей продукции. При этом постановление КМУ от 03.09.2014 г. № 410, которое четко определяет перечень медицинских изделий, операции по поставкам которых облагаются 7% ставкой НДС, не работает и, к сожалению, власть не спешит решить эту проблему.

Тему проблемных аспектов рынка медицинских изделий продолжил Дмитрий Лаврентий, генеральный директор UMT Plus — эксклюзивного дистрибьютора Toshiba в Украине. Он детальнее остановился на проблеме государственных закупок и отметил, что участники рынка выходили на МЗ Украины с предложением внедрить в нашей стране зарубежный опыт, согласно которому учреждения здравоохранения проводят двухуровневые тендеры: первая ступень — соответствие продукции техническому заданию, вторая — редукцион, то есть торги со снижением цены (торги на понижение).

При этом Д. Лаврентий отметил прозрачность проведения тендеров частными компаниями или благотворительными фондами, которые создают равные и недискриминационные условия для участников торгов.

Он также указал на проблемы постгарантийного обслуживания медицинской техники, закупленной за счет бюджетных средств, на которое государство не выделяет средства. Как следствие, в медицинских учреждениях нашей страны простаивает и не используется оборудование, которое требует сервисного обслуживания. «В то же время сложилась ситуация, когда эти же медицинские учреждения закупают новое оборудование, не используя закупленное ранее», — констатировал Д. Лаврентий.

Генеральный директор компании «Мединвестбуд» — эксклюзивного дистрибьютора Samsung Medison в Украине Евгений Штундюк обратил внимание на отсутствие стабильных правил игры на рынке, что не дает индустрии возможности долгосрочно планировать свою деятельность.

Еще один проблемный аспект, который затронул спикер, касается курсовых разниц. «О каком ценообразовании тогда может идти речь?», — задался вопросом Е. Штундюк.

П. Харчик на правах модератора подвел итоги дискуссионной панели, отметив, что операторы рынка поддерживают идею установления единой ставки НДС для всех медицинских изделий. Также он выразил надежду, что с 1 января 2016 г. будет отменен временный дополнительный импортный сбор на фармацевтическую продукцию и медицинские изделия.

Фармацевтическая промышленность Украины: проблемы производства и дистрибуции

Данная панельная дискуссия стала площадкой для обсуждения наиболее острых вопросов фармацевтической индустрии. В частности, было акцентировано внимание на критической ситуации, связанной с прекращением выполнения функций органа лицензирования Государственной службой Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины).

Прим. ред.: 20 октября на правительственном портале обнародовано постановление КМУ от 7 октября 2015 г. № 829, которым Гослекслужбу Украины определено органом лицензирования видов хозяйственной деятельности, связанных с оборотом лекарств. В связи с этим ведомство возобновило выдачу лицензий.

Татьяна Котляр, председатель правления Ассоциации «ФАРМУКРАИНА», подняла проблемные вопросы, связанные с импортом лекарственных средств и требованиями соответствующих Лицензионных условий. Так, лицензия на импорт предусматривает приложение с указанием перечня лекарств, которые импортируются. «Фактически, существует угроза для пациента, поскольку, если, к примеру, указанный в перечне препарат прошел процедуру перерегистрации, либо же внесены изменения в регистрационные материалы относительно его названия или формы выпуска, то соответствующие изменения должна быть внесены и в приложение к лицензии», — комментирует Т. Котляр. Однако, по ее словам, по факту такие изменения не вносятся, что ставит под угрозу возможность импорта таких лекарств, о чем не единожды заявляли профессиональные ассоциации.

Что касается контроля качества лекарственных средств, то согласно европейскому законодательству за это должен отвечать производитель. В Украине же, например, за качество лекарства в аптеке ответственность несет уполномоченное лицо. «Как оно может нести ответственность за качество полученного лекарственного средства?», — задалась вопросом Т. Котляр.

Поэтому она акцентировала внимание на необходимости нефрагментарной имплементации европейских норм относительно импорта и контроля качества препаратов. «Очень хотелось бы, чтобы власть нас слышала и делала соответствующие шаги», — подчеркнула Т. Котляр.

О том, кто должен нести ответственность за качество лекарственного средства, рассказал Владимир Руденко, директор ВОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины». Путь лекарства к пациенту лежит через множество звеньев цепи поставок: начиная от производителя и заканчивая аптекой. Действующее законодательство Украины четко разграничивает ответственность в пределах каждого из звеньев. «Существует ряд мер для сохранения качества лекарственного средства, начиная от холодовой цепи и заканчивая правильным применением препарата», — подчеркнул он. Таким образом, по словам В. Руденка, сегодня контроль качества лекарств обеспечен на всех уровнях.

Также присутствующими был поднят вопрос квалификационных требований к работникам аптечных учреждений. Александр Новиков, заместитель главы правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата», провел для присутствующих небольшой исторический экскурс, напомнив, что во времена СССР руководителями на уровне больших аптечных предприятий — управлений — могли быть только лица с соответствующим образованием, провизорским стажем не менее 10 лет и высшей квалификационной категорией. «Я не помню, чтобы заведующий аптекой или первостольник не имели соответствующего образования», — отметил А. Новиков.

Что касается деятельности ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата», то она объединяет исключительно провизоров и фармацевтов по образованию. Сейчас основная задача общественной организации — создать единый реестр фармацевтических работников, определять их профессионализм, взять на себя возможность аттестации и отстаивания их прав.

Владимир Редько, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств (АПРАД), остановился на вопросах налогообложения лекарственных средств. В частности, в начале этого года введен дополнительный импортный сбор на лекарства в размере 5%, который планируется отменить с 1 января 2016 г. «Однако вместе с тем сейчас ведутся дискуссии вокруг введения 20% ставки НДС на операции по ввозу и поставке на таможенную территории Украины всех без исключения лекарственных средств и медицинских изделий», — отметил он. Данная инициатива исходит от Министерства финансов Украины, и фармацевтическая индустрия очень обеспокоена этой ситуацией.

В завершение дискуссии участники пришли к консенсусу относительно того, что государство должно создать максимально прозрачные условия в законодательном поле, ведь на сегодня существуют нормативно-правовые акты, которые противоречат один другому, дублируют функции органов контроля и направлены прежде всего на удовлетворение интересов государства, а не бизнеса. Пользуясь случаем, В. Руденко призвал народных депутатов сесть за один стол переговоров и консолидировать совместные усилия для создания нового качественного и основанного на европейском законодательстве Закона Украины «О лекарственных средствах». Индустрия, со свей стороны, выразила готовность принимать активное участие в его разработке, однако указывает на то, что законодатель пока не готов ее слышать.

Екатерина Горбунова,
фото Максима Кудимца

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті