|
|
В приветственном слове А. Гудзенко сообщил о состоявшемся 31 июля совещании у первого вице-премьер-министра Украины Николая Азарова, на котором рассматривались волнующие отрасль вопросы. До недавнего времени в соответствии с совместным приказом МЗ Украины и Министерства финансов Украины от 3.06.2007 г. № 363/785, утвержденным паспортом бюджетной программы на 2007 г., предусмотрена компенсация производителям дополнительных затрат, связанных с повышением ставки акцизного сбора на спирт этиловый, который используется для производства лекарственных средств (ЛС), за продукцию, реализуемую исключительно на внутреннем рынке Украины.
С таким положением вещей были в корне не согласны ни МЗ Украины, ни производители ЛС. Сегодня подготовлены проекты паспорта бюджетной программы и совместного приказа МЗ и Минфина, которые предусматривают полную компенсацию производителям акцизного сбора независимо от объемов реализации продукции на внутреннем или внешнем рынках. Этот приказ и паспорт бюджетной программы уже подписан первым заместителем министра финансов Вадимом Копыловым.
В соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», государство осуществляет регулирование производства и обращения спирта этилового, в том числе и того, который используется в медицинской отрасли и производстве ЛС. Препараты, для производства которых используется спирт этиловый, являются необходимыми, социально значимыми товарами, которые потребляют наиболее социально незащищенные слои населения.
До 2003 г. на спирт этиловый, используемый в медицине и для производства ЛС, действовала ставка акцизного сбора 0,12 грн. за 1 л 100% спирта. В дальнейшем, с введением ставки акцизного сбора на уровне 2 грн. и последующим повышением ее до 19 грн. за 1 литр, оптовая цена на ЛС стала повышаться. Чтобы не допустить роста цен на ЛС, в Государственном бюджете начиная с 2004 г. ежегодно утверждается бюджетная программа компенсации дополнительных затрат, связанных с повышением ставки акцизного сбора на спирт этиловый, используемый при производстве ЛС (Бюджетная программа). Для ее выполнения ежегодно постановлением КМУ утверждается порядок использования средств.
Однако на сегодня механизм компенсации акцизного сбора является несовершенным. Согласно постановлению КМУ от 30.12.2003 г. № 2077 механизм компенсации акцизного сбора распространялся на спирт этиловый, который используется при производстве ЛС и в медицинской отрасли. Согласно утвержденному этим постановлением порядку, субъекты хозяйствования при получении спирта этилового для соответствующих целей пользовались вексельной системой расчетов. Но в 2005 г. после принятия изменений в Законе Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки» вексельная система была отменена, и введена процедура предоставления банковских гарантий в соответствии с постановлением КМУ от 28.05.2005 г. № 403. При этом расходы на пользование такими гарантиями автоматически включаются производителем в себестоимость продукции, в том числе и НДС, который начисляется на сумму акцизного сбора. Более того, компенсация акцизного сбора сегодня осуществляется согласно перечню ЛС, утвержденного КМУ, а медицинская отрасль лишена права на нее.
По состоянию на 1.01.2007 г. задолженность перед фармпроизводителями по компенсации акциза за 2006 г. составила около 3 млн грн. (всего было выделено 73 млн грн.). На 2007 г. для компенсации акциза на спирт в бюджете предусмотрено всего лишь 40 млн грн. (за продукцию, которая реализуется исключительно на внутреннем рынке Украины) при потребности 135 млн грн. (подробнее — см.?«Еженедельник АПТЕКА» № 13 (584) от 2.04.2007 г.). Таким образом, можно констатировать, что реальный дефицит средств, необходимых для выполнения Бюджетной программы, составляет 57 млн грн., а общая задолженность перед фармпроизводителями — около 29 млн грн.
Однако позиция Министерства финансов Украины состоит в том, что существующий механизм компенсации дополнительных затрат на спирт этиловый, используемый при производстве ЛС, является эффективным, способствует адекватному контролю за его использованием и соответствует законодательству ЕС. Однако в Европейском законодательстве не предусмотрены процедуры компенсации акцизного сбора по определенным перечням ЛС и по территориальному принципу рыночного потребления.
Вторым вопросом, обсуждаемым на совещании у первого вице-премьера, было регулирование цен на ЛС, производимые в Украине и входящие в перечень ЛС отечественного и импортного производства, которые могут закупаться учреждениями здравоохранения, полностью или частично финансируемых из Государственного или местных бюджетов. В частности, МЗ было дано поручение провести мониторинг цен и ценообразования на эти препараты в течение 2007 г.
Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Государственная служба) проведен оперативный анализ цен на отечественные ЛС, для производства которых используется спирт этиловый, который продемонстрировал значительное повышение оптовых цен на многие социально значимые препараты.
Заместитель министра с сожалением признал, что государство, которое декларирует предоставление своим гражданам социальных гарантий, в том числе и в обеспечении качественными и доступными ЛС, не владеет в достаточной мере ценовой ситуацией, складывающейся на фармацевтическом рынке. Следствием этого является необоснованное повышение цен на ЛС на этапе их реализации конечному потребителю, неэффективное использование бюджетных средств и, соответственно, невыполнение обязательств перед своими гражданами.
За 6 мес 2007 г. отпускные цены отечественных производителей в среднем повысились на 6,1% (было проанализировано 2425 позиций), при этом снижение цен отмечалось по 49 позициям (0,2%), повышение — по 795 позициям (32,78%).
Среди причин, вызвавших повышение цен на ЛС, можно выделить такие:
— инфляция;
— изменение курса евро по отношению к гривне;
— повышение цен на энергоносители и, как следствие, на сырье и вспомогательные материалы;
— увеличение общепроизводственных, административных, коммунальных и других расходов предприятий;
— необходимость повышения заработной платы сотрудников;
— внедрение современных технологий производства, современных методов контроля качества.
А. Гудзенко отметил, что предусмотренный постановлением КМУ от 16.11.2001 г. № 1499 механизм государственного регулирования цен на медикаменты, который распространяется на 20% зарегистрированных в Украине ЛС, является недейственным и практически не срабатывает. При свободном режиме ценообразования уровень торговых наценок на ЛС составляет 10–50%, а по отдельным позициям — 90 и даже 111%.
С целью предотвращения завышения цен на ЛС и изделия медицинского назначения, неэффективного использования бюджетных средств при их закупках Государственной службой было разработано уже утвержденное КМУ постановление от 20.06.2007 г. № 835, в соответствии с которым граничная наценка на цену производителя (таможенную цену) для ЛС, закупаемых за бюджетные средства, не должна превышать (с учетом скидок) 10%.
Однако государственное регулирование цен на ЛС путем только лишь установления ограничений на торговые надбавки неэффективно. Мировая практика свидетельствует, что государственное регулирование цен в той или иной степени существует во всех странах и реализуется в трех основных формах:
— ограничение граничного уровня цен;
— введение налоговых платежей, которые приводят к извлечению доходов у производителей и потребителей;
— государственная поддержка цен путем дотаций.
Одним из приемлемых способов регуляции цен на ЛС видится введение их граничного уровня путем регистрации и декларирования. Однако недостаточность полномочий МЗ Украины в этой сфере задерживает процесс создания системы государственной регистрации цен на ЛС.
В этом году специалистами Государственной службы подготовлен проект постановления КМУ о внесении изменений и дополнений к постановлению КМУ от 25.12.1996 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и руководящих органов местных советов относительно регулирования цен (тарифов)». В этом проекте предлагается дополнить этот документ пунктом о предоставлении МЗ полномочий осуществлять регулирование цен на ЛС путем регистрации и перерегистрации этих цен.
Следующим шагом на пути решения этого вопроса будет подписание приказа МЗ Украины «Об утверждении государственной регистрации и перерегистрации цен на ЛС». Осуществление государственной регистрации цен на ЛС будет возложено на Государственную службу лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которая будет проводить ее на основании заключения специально установленной экспертной организации по регистрации цен и мотивированных предложений согласительного совета по вопросам государственной регистрации цен.
|
Принятие такого документа, по мнению докладчика, позволило бы обеспечить государственный контроль за ценами на ЛС, входящие в Национальный перечень основных лекарственных средств, способствовало бы введению прозрачных, понятных правил ценообразования на рынке ЛС, создало бы благоприятные условия для обеспечения населения качественными и доступными ЛС, помогло бы учесть рекомендации ВОЗ о повышении экономической доступности ЛС.
|
С тем, что существующий механизм компенсации дополнительных затрат за счет повышения акцизного сбора на спирт этиловый является трудоемким и неэффективным, в целом согласилась и заместитель министра финансов Украины Татьяна Ефименко.
И то, что приказ об утверждении паспорта бюджетной программы подписан с учетом объемов реализации продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках, является результатом огромной работы, проведенной Ассоциацией фармацевтических производителей Украины совместно с Министерством финансов Украины. Такое сотрудничество можно с полной ответственностью назвать социальным партнерством бизнеса и государства.
Т. Ефименко также напомнила участникам совещания, что сущность акциза заключается в том, что его необходимо уплатить и вернуть тогда, когда происходит какое-то потребление. Поэтому компенсация должна предоставляться не на объем закупленного спирта, а на объем спирта, «содержащегося» в реализованной продукции. Далее была озвучена позиция Министерства финансов о том, что акцизный налог (а именно так он будет называться после принятия налогового кодекса) на спирт должен быть всегда, несмотря на то, что ЛС, содержащие подакцизный спирт, не являются подакцизными товарами.
Александр Гудзенко заострил внимание на том, что в странах ЕС и СНГ ставка акциза на спирт этиловый, используемый для производства ЛС, равняется нулю. Он также добавил, что на последнем совещании у первого вице-премьера данная информация была озвучена, и Николай Азаров дал поручение изучить этот вопрос и в течение 2 нед дать на рассмотрение предложение о возможности и целесообразности введения нулевой ставки акциза на спирт этиловый, используемый для производства ЛС в Украине.
|
Директор Ассоциации фармацевтических производителей Украины (АФПУ) Елена Алексеева отметила, что проблема некомпенсации производителям акциза является в настоящее время общегосударственной. Все фармацевтические предприятия Украины, какие бы препараты (кроме спиртсодержащих) они не производили, обязательно в процессе производства используют спирт этиловый.
Тот факт, что на сегодня паспорт бюджетной программы утвержден в полном объеме, безусловно является положительным, однако произошло это только в августе, когда производителям не был компенсирован акциз на спирт за последние 6 мес 2006 г. и первое полугодие 2007 г. Все это время на уплату акциза отвлекались оборотные средства предприятий, которые должны были пойти на модернизацию и развитие производства, на расчеты с трудовыми коллективами. Существующий механизм компенсации акцизного сбора является не просто несовершенным, а очень обременительным для фармацевтических предприятий. Отвлечение на год таких оборотных средств несет предприятию потери, равносильные месяцу простоя или недовыпуску нескольких миллионов флаконов ЛС.
Согласно разделу 7 директивы ЕС 92/83 от 19.10.1992 г. «О гармонизации структур акцизных сборов на алкоголь и алкогольные напитки» государства — члены ЕС должны освобождать от налогообложения акцизом спирт этиловый в случае, если он, в частности, используется для производства медикаментов. Освобождается от акциза также спирт, который используется для медицинских целей в медицинских учреждениях и аптеках. Такая же ситуация сложилась и в странах постсоветского пространства. Все это, как уже неоднократно говорилось, снижает конкурентоспособность ЛС отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке. По этому, для снижения налоговой нагрузки на производителей ЛС АФПУ выступила с предложением исключить из базы налогообложения налогом на добавочную стоимость ставку акцизного сбора на спирт этиловый, которая подлежит компенсации по программе 2301480.
Для этого есть все необходимые основания, поскольку в проекте Налогового кодекса Украины в статье 7.5 раздела VI установлены особенности налогообложения спирта этилового в зависимости от направления его использования таким образом:
7.5.1. Налог взимается по ставке 0 грн. за 1 литр 100% спирта с:
а) спирта этилового, который используется предприятиями первичного и смешанного виноделия для производства виноградных и плодово-ягодных виноматериалов и сусла;
б) спирта этилового денатурированного (спирта технического), который реализуется субъектам хозяйствования с целью его использования в качестве сырья для производства продуктов органического синтеза, которые не содержат в своем составе более 0,1% остаточного этанола;
в) биоэтанола, который реализуется субъектам хозяйствования с целью его использования для изготовления бензинов моторных смешанных с добавками на основе биоэтанола, содержание которого в указанных бензинах составляет от 2 объемных процентов или содержание эфира этил-трет-бутилового от 5 объемных процентов.
Таким образом, сегодня существуют все основания для установления на законодательном уровне нулевой ставки акцизного сбора на спирт этиловый, который используется для производства ЛС. АФПУ предлагает дополнить пункт 7.5.1. подпунктом «г» в такой редакции:
г) спирт этиловый, который реализуется субъектам хозяйствования — производителям ЛС с целью его использования в качестве сырья для производства ЛС.
|
Вице-президент Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Геннадий Хорунжий отметил, что позиция представляемой им ассоциации полностью совпадает с позицией АФПУ. Конечной целью для всех фармацевтических предприятий Украины в настоящее время является введение нулевой ставки акциза на спирт этиловый, как этого требуют соответствующие директивы ЕС. Добиться ее достижения можно только объединив усилия всех производителей и регуляторных органов, а для этого в первую очередь необходимо достичь взаимопонимания между ними.
Он также напомнил, что с 1 января 2009 г. все Украинские фармпредприятия должны будут перейти на условия производства, соответствующие требованиям GMP, однако никаких льготных ставок на ввоз соответствующего оборудования не вводится. Вместе с тем по причине невозвращения акцизного сбора приходилось замораживать огромные суммы из оборотных средств, которые могли бы пойти на модернизацию производства, а также брать кредиты, что и привело в конечном итоге к повышению цен на ЛС.
Директор Государственного фармакологического центра МЗ Украины Виктор Чумак подчеркнул, что невозвращение акциза за спирт приводит не только к развитию тяжелой ситуации в фармацевтической отрасли. Самое главное, на что должно обратить внимание МЗ Украины — это обеспечение граждан качественными и экономически доступными лекарственными препаратами. Он также отметил, что при внесении изменений в налоговый кодекс необходимо обратить внимание на наличие эффективных механизмов контроля целевого использования этилового спирта.
|
|
Президент АФПУ Петр Багрий предложил вниманию собравшихся проект совместного обращения к Кабинету Министров Украины отечественных предприятий — производителей ЛС с совещания в МЗ Украины относительно установления нулевой ставки акцизного сбора на спирт этиловый, используемый для производства ЛС. Он также подчеркнул, что одной из причин невозвращения акциза на спирт и многих других проблем фармацевтической отрасли было отсутствие компетентного чиновника в МЗ, который бы мог решать их в режиме конструктивного диалога с представителями предприятий. Его предложение обратиться к министру здравоохранения с ходатайством о назначении Александра Гудзенко ответственным за фармацевтическую отрасль Украины было с одобрением встречено всеми участниками совещания.
Вопросы, обсуждаемые во время совещания, нашли свое отражение в решении, принятом по его результатам, а также в меморандуме о недопущении повышения цен на ЛС, включеных в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения до 1 января 2008 г., который в настоящее время подписывается руководителями фармацевтических предприятий.
Подводя итоги, А. Гудзенко отметил, что совещание прошло очень конструктивно, и выразил пожелание, чтобы такие встречи, приносящие конкретные результаты и имеющие положительное значение как для государства, так и для бизнеса, проходили как можно чаще.
Фармацевтическая отрасль в Украине должна развиваться, люди должны получать качественные, безопасные и доступные лекарства отечественного производства, и добиться этого можно, объединив усилия МЗ и фармацевтических производителей Украины.
Александр Устинов, фото Елены Старостенко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим