Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2015 г. Helicopter view

В предыдущей публикации, посвященной аптечным продажам (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 41 (1012) от 26.10.2015 г.), мы рассмотрели влияние экономических показателей на общее развитие фармрынка Украины. Помимо экономических факторов, на развитие украинского фармацевтического рынка значительное влияние оказывает ситуация в проблемных регионах, таких как АР Крым и зона проведения антитеррористической операции (АТО) в Донецкой и Луганской областях. В данной публикации мы рассмотрим аптечные продажи в регионах Украины. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

В национальной валюте сохраняется положительная динамика розничных продаж товаров «аптечной корзины» (преимущественно за счет инфляционной составляющей). В натуральных величинах, а также в долларовом эквиваленте аптечный рынок Украины демонстрирует спад, начиная с весны 2014 г. Однако стоит отметить замедление темпов уменьшения объема аптечных продаж в натуральном и долларовом выражении в текущем году.

По итогам 9 мес 2015 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», которая включает лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН*), косметику и диетические добавки, увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 23,7%. В то же время в натуральном выражении фармрынок продемонстрировал спад на уровне 14,5%. Значительное влияние на развитие фармрынка оказывает ситуация в проблемных регионах, таких как АР Крым и зона проведения АТО в Донецкой и Луганской областях.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

В большинстве регионов темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» выше среднерыночного показателя (как в денежном, так и в натуральном выражении) (рис. 1, 2). При этом проблемные регионы являются фактором, который существенно «играет в минус». Так, отмечается практически полное отсутствие дистрибутируемой из Украины фармпродукции в АР Крым, а также значительное уменьшение объема продаж в Донецкой и Луганской областях.

Рис. 1
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины за 9 мес 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины за 9 мес 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Рис. 2
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины за 9 мес 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины за 9 мес 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Следует отметить, что доля проблемных регионов в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении существенно сократилась. Так, по итогам 9 мес 2013 г. Донецкая обл. аккумулировала 10,2% объема фармрынка Украины в денежном выражении, Луганская — 4,3%, АР Крым — 6,3%. По итогам 9 мес 2015 г. удельный вес Донецкой обл. сократился до 5,5%, Луганской — до 1,7%, АР Крым — до 0,4% (рис. 3).

Рис. 3
 Доля областей в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2013–2015 гг.
Доля областей в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2013–2015 гг.

Наибольшую долю в общем объеме аптечных продаж аккумулирует Киев — 13,0% в денежном выражении. Далее за ним следуют Днепропетровская (9,6%) и Харьковская области (8,4%).

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» для различных регионов Украины характерна схожая структура розничного сегмента фармрынка Украины в целом (табл. 1). Львиную долю аптечных продаж в денежном выражении повсеместно аккумулируют лекарственные средства. Удельный вес данной категории «аптечной корзины» достигает 88,6%. Минимальный вклад в объем розничной реализации обеспечивают косметика и диетические добавки. Следует отметить, для АР Крым отмечается несвойственная структура рынка в разрезе категорий товаров «аптечной корзины», что связано с тем, что в АР Крым реализуются только остатки продукции на складах.

Таблица 1 Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2015 г.
Регион Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические
добавки
Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, %
Киев 3810,8 80,5 416,5 8,8 318,5 6,7 189,6 4,0
Житомирская обл. 787,6 86,5 74,5 8,2 22,7 2,5 25,6 2,8
Сумская обл. 791,2 87,4 71,1 7,9 19,2 2,1 23,5 2,6
Черниговская обл. 775,0 86,4 78,9 8,8 20,2 2,2 22,9 2,6
Киевская обл. 1074,8 77,2 161,9 11,6 96,3 6,9 59,7 4,3
Винницкая обл. 1094,8 84,5 107,6 8,3 43,3 3,3 50,3 3,9
Полтавская обл. 1136,6 84,7 131,6 9,8 33,1 2,5 40,9 3,0
Кировоградская обл. 614,9 86,8 59,4 8,4 15,5 2,2 18,6 2,6
Черкасская обл. 960,7 85,0 99,6 8,8 38,6 3,4 31,1 2,8
Волынская обл. 505,1 81,7 67,3 10,9 26,2 4,2 19,6 3,2
Закарпатская обл. 636,5 85,7 58,6 7,9 23,4 3,2 23,8 3,2
Ивано-Франковская обл. 898,6 88,0 71,3 7,0 23,5 2,3 27,3 2,7
Львовская обл. 1540,1 81,5 202,3 10,7 84,7 4,5 63,2 3,3
Ровенская обл. 548,5 82,9 64,0 9,6 26,3 4,0 23,0 3,5
Тернопольская обл. 487,5 84,6 47,2 8,2 20,8 3,6 20,6 3,6
Хмельницкая обл. 753,9 87,1 59,2 6,8 23,0 2,7 29,6 3,4
Черновицкая обл. 656,8 86,8 50,5 6,7 22,2 2,9 27,4 3,6
Донецкая обл. 1741,5 86,9 145,7 7,3 55,2 2,8 60,9 3,0
Луганская обл. 531,5 88,3 42,0 7,0 14,3 2,4 13,9 2,3
Харьковская обл. 2547,7 83,7 319,4 10,5 101,9 3,3 75,9 2,5
Днепропетровская обл. 3 041,6 87,1 269,6 7,7 87,1 2,5 95,3 2,7
АР Крым** 85,1 64,1 29,8 22,5 14,1 10,6 3,7 2,8
Запорожская обл. 1824,5 88,6 152,4 7,4 37,2 1,8 44,9 2,2
Николаевская обл. 816,2 87,8 69,9 7,5 19,1 2,1 24,0 2,6
Одесская обл. 2146,4 79,7 235,2 8,7 175,9 6,5 135,3 5,1
Херсонская обл. 881,1 85,8 78,0 7,6 31,6 3,1 36,4 3,5
В целом по Украине 30 689,2 84,2 3163,7 8,7 1394,1 3,8 1186,8 3,3

Лекарственные средства традиционно являются драйвером аптечного рынка Украины. Лидерами по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении в исследуемый период стали Киев, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области.

Лекарственные средства

По итогам 9 мес 2015 г. объем аптечных продаж лекарственных средств продемонстрировал прирост на уровне 22,5% в гривневом выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в натуральном и долларовом выражении зафиксирована убыль на уровне 12,4 и 37,5% соответственно (рис. 4). Как уже отмечено, на данные показатели существенное влияние оказывают проблемные территории (АР Крым, Донецкая и Луганская области), где зафиксировано существенное уменьшение объема продаж лекарственных средств. Так, с начала текущего года продажи лекарственных средств в АР Крым практически сведены к нулю. Если не учитывать территорию зоны АТО и АР Крым, на контролируемой Украиной территории розничный фармрынок по итогам 9 мес 2015 г. в гривневом выражении увеличился на 38,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В натуральном выражении объем рынка на контролируемой территории уменьшился на 1,5%, в долларовом выражении — на 29,3%. В целом по Украине средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств составила 41,4 грн., увеличившись на 39,9% по сравнению с 9 мес 2014 г. (рис. 5). При этом в различных регионах данный показатель варьирует в диапазоне от 34,1 (Ровенская обл.) до 54,6 грн. (Одесская обл.) за 1 упаковку.

Рис. 4
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном, натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на всей территории Украины и на контролируемой территории (без учета АТО и Крыма)
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном, натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на всей территории Украины и на контролируемой территории (без учета АТО и Крыма)
Рис. 5
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам 9 мес 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам 9 мес 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Лекарственные средства отечественного производства демонстрируют активный прирост по объему продаж в денежном выражении, опережая по этому показателю препараты зарубежного производства почти во всех областях (рис. 6). Исключение составляют Донецкая, Луганская области и АР Крым, где фиксируется убыль объема аптечных продаж лекарственных средств отечественного и зарубежного производства. В натуральном выражении во всех без исключения регионах объем розничной реализации лекарственных средств зарубежного производства по итогам 9 мес 2015 г. демонстрирует отрицательную динамику по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 7).

Рис. 6
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 7
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в натуральном выражении по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в натуральном выражении по итогам 9 мес 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В исследуемый период в 9 областях Украины максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечил АКТОВЕГИН. В 5 регионах лидером по объему розничных продаж в денежном выражении является НО-ШПА и еще в 5 — НАТРИЯ ХЛОРИД (табл. 2).

Таблица 2 Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2015 г.
Регион 1 2 3 4 5
В целом по Украине АКТОВЕГИН НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД НУРОФЕН НИМЕСИЛ
Киев НО-ШПА НИМЕСИЛ НУРОФЕН СПАЗМАЛГОН КОДТЕРПИН
Житомирская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД СЕРЕТИД НО-ШПА ЦИТРАМОН НУРОФЕН
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭМСЕФ НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ТИВОРТИН
Черниговская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ АРМАДИН НО-ШПА
Киевская обл. НО-ШПА НИМЕСИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН НУРОФЕН
Винницкая обл. НАТРИЯ ХЛОРИД НУРОФЕН НО-ШПА НИМЕСИЛ ТИВОРТИН
Полтавская обл. ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ НИМЕСИЛ НО-ШПА
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН РЕОСОРБИЛАКТ НАТРИЯ ХЛОРИД ТИВОРТИН
Черкасская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ
Волынская обл. АКТОВЕГИН НУРОФЕН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН ДИКЛОБЕРЛ
Закарпатская обл. НУРОФЕН НО-ШПА НИМЕСИЛ ЦЕФТРИАКСОН ЛИПРАЗИД
Ивано-Франковская обл. НО-ШПА АКТОВЕГИН НУРОФЕН ФАРМАЦИТРОН ЦИТРАМОН
Львовская обл. НИМЕСИЛ НО-ШПА ФАРМАЦИТРОН НУРОФЕН ЭМСЕФ
Ровенская обл. НУРОФЕН АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН НО-ШПА ЭМСЕФ
Тернопольская обл. НО-ШПА ЛОРАКСОН АКТОВЕГИН НУРОФЕН СПАЗМАЛГОН
Хмельницкая обл. НО-ШПА ЛОРАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД ТИВОРТИН НУРОФЕН
Черновицкая обл. НАТРИЯ ХЛОРИД НУРОФЕН НИМЕСИЛ ТИВОРТИН СПАЗМАЛГОН
Донецкая обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭТАНОЛ ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА
Луганская обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА ТИВОРТИН ЦИТРАМОН РЕОСОРБИЛАКТ
Харьковская обл. НАЛБУФИН КОДТЕРПИН КОДЕТЕРП АКТОВЕГИН КОДЕПСИН
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ЦИТРАМОН СПАЗМАЛГОН
АР Крым** ГРОПРИНОЗИН СЕПТОЛ СПАЗМАЛГОН ВИТРУМ ЛИНЕКС
Запорожская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НАЛБУФИН КОДЕТЕРП ЭССЕНЦИАЛЕ
Николаевская обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА ТИВОРТИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН
Одесская обл. АКТОВЕГИН НИМЕСИЛ ГЕПТРАЛ НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ
Херсонская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН ЭССЕНЦИАЛЕ АРМАДИН

Фармрынок Крыма, Донецкой и Луганской областей

Объем розничных продаж лекарственных средств в этих регионах продолжает уменьшаться. Как показывает анализ, значительное сокращение объема продаж отмечается на территориях, неподконтрольных украинской власти, поскольку поставки товаров, в том числе и фармпродукции, в зоне проведения АТО были затруднены в начале года и практически отсутствуют сейчас. В то же время на контролируемой Украиной территории объем продаж изменился не столь значимо (рис. 8).

Рис. 8
 Объем розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях (контролируемые украинской властью,), а также в АР Крым за период с января 2013 по сентябрь 2015 г.
Объем розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях (контролируемые украинской властью,), а также в АР Крым за период с января 2013 по сентябрь 2015 г.

В Донецкой и Луганской областях в рейтинге корпораций лидирует украинская компания «Фармак» (табл. 3). В исследуемый период многие украинские компании укрепили свои позиции и продвинулись в рейтинге вверх.

Таблица 3 Топ-10 корпораций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам 9 мес 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г.
Донецкая обл. Луганская обл.
Корпорация 2015 2014 Корпорация 2015 2014
Фармак (Украина) 1 1 Фармак (Украина) 1 2
Menarini Group (Италия) 2 2 Здоровье Группа компаний (Украина) 2 4
Sanofi (Франция) 3 3 Дарница (Украина) 3 1
Дарница (Украина) 4 6 Артериум Корпорация (Украина) 4 5
Novartis (Швейцария) 5 4 Sanofi (Франция) 5 6
Артериум Корпорация (Украина) 6 8 Menarini Group (Италия) 6 3
KRKA (Словения) 7 7 Юрия-Фарм (Украина) 7 16
Servier (Франция) 8 5 Takeda (Япония) 8 7
Gedeon Richter (Венгрия) 9 9 GlaxoSmithKline (Великобритания) 9 9
GlaxoSmithKline (Великобритания) 10 11 Кусум Фарм (Украина) 10 15

ИТОГИ

По итогам 9 мес 2015 г. в большинстве регионов тренды развития фармрынка соответствуют общерыночным показателям, за исключением АР Крым, Донецкой и Луганской областей, где отмечается значительное уменьшение объема продаж товаров «аптечной корзины». Безусловно, ситуация в Донецкой и Луганской областях, а также в АР Крым оказывает существенное влияние на развитие фармрынка в целом. Так, без учета этих территорий розничный фармрынок лекарственных средств, крупнейшего сегмента фармрынка, по итогам 9 мес 2015 г. в гривневом выражении увеличился на 38,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в натуральном и долларовом выражении — уменьшился на 1,5 и 29,3% соответственно. Для сравнения, показатели по Украине в целом составляют +22,5%, –12,4% и –37,5% соответственно.

За исключением неконтролируемых территорий, во всех регионах Украины на фоне общерыночного уменьшения физического объема потребления лекарственных средств украинские компании в отличие от зарубежных коллег демонстрируют прирост в большинстве регионов. В то же время в денежном выражении во всех областях (за исключением (Донецкой, Луганской областей и АР Крым) отечественные производители демонстрируют опережающие темпы прироста объема продаж в денежном выражении по сравнению с зарубежными препаратами.

Екатерина Дмитрик
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Продукция, поставляемая украинскими дистрибьюторами.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті