АРБИДОЛ — история одного успеха

Отечественный фармацевтический рынок сегодня изобилует лекарственными средствами. При этом далеко не каждому из них суждено заслужить доверие врачей, фармацевтов, пациентов и, к тому же, занять видное место на полках аптек. Одним из наиболее ярких примеров среди препаратов, которым удалось преодолеть все эти барьеры за короткий срок, можно по праву считать АРБИДОЛ. Его история — это история успеха на современном отечественном фармрынке. Подтверждением этому является заслуженно полученная награда — победа в номинации «Лучший безрецептурный препарат 2007 г.» VIII ежегодного конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «ПАНАЦЕЯ-2007». При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».


По оценке ВОЗ, ежегодно во время эпидемий гриппа у 5–15% населения развиваются заболевания верхних дыхательных путей. По данным Министерства здравоохранения (МЗ) Украины, с  10 по  16 сентября 2007 г. в  Украине грипп и  острые респираторные заболевания (ОРЗ) выявили у 36 263 человек, большинство из них (21 638) — дети.

Существует 6 классов вирусов, которые способны поражать верхние дыхательные пути и  вызывать острые респираторные вирусные заболевания:

  • миксовирусы (вирусы гриппа А, В и С);
  • парамиксовирусы (парагрипп, респираторно-синцитиальный вирус);
  • коронавирусы;
  • пикорнавирусы (этерновирусы, риновирусы);
  • паденовирусы;
  • реовирусы.

Характерными признаками заболеваний, вызванных этими вирусами, являются резкое повышение температуры тела, мышечная и  головная боль, сильное недомогание, кашель, боль в  горле, насморк. При этом острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) способствуют обострению хронических заболеваний. Для очень маленьких детей, людей пожилого возраста, а также пациентов с  заболеваниями легких, почек и  сердца, сахарным диабетом, онкологической патологией, вирусы представляют серьезную опасность, поскольку могут привести к  серьезным осложнениям, развитию пневмонии и  даже смерти. Несмотря на то, что в аптеку при простуде и гриппе за лекарственной помощью обращаются чаще, чем к доктору, первостольнику следует помнить о серьезных симптомах, при которых пациенту необходимо рекомендовать обратиться к  врачу. К таким симптомам относят:

  • повышение температуры тела выше 39 °С;
  • повышение температуры тела, сопровождающееся сильной болью, одышкой, расстройствами сознания, судорогами;
  • температура тела выше 37,5 °С, которая держится больше 2 нед;
  • кашель, сопровождающийся одышкой, болью в груди при дыхании, с приступами удушья;
  • выделение мокроты с прожилками крови;
  • «пылающее горло», резкое увеличение миндалин, налеты, изъязвления, отек шеи;
  • увеличение лимфоузлов,
  • наличие герпетических высыпаний на  обширных участках кожи.

Во время ежегодных эпидемий в  мире отмечают 3–5 млн тяжелых случаев заболевания ОРВИ и  250–500 тыс. случаев смерти. Большинство летальных исходов вследствие осложнений после гриппа в  промышленно развитых странах фиксируют у людей в возрасте старше 65 лет (WHO, 2003). Но вирусные инфекции — это не только проблема медицинского характера. Вследствие эпидемий гриппа снижается производительность труда, увеличиваются расходы на лечение не только самого заболевания, но и  связанных с  ним последствий, оплату по листкам нетрудоспособности. Ежегодные расходы в  США в  связи с  эпидемиями гриппа, например, достигают 71–167 млрд дол. США (WHO, 2003). В  случае же пандемий грипп приобретает планетарные масштабы!

Нельзя пренебрегать лечением и  профилактикой вирусных инфекций, даже если они достаточно легко переносятся. Профилактику ОРЗ и  гриппа следует проводить в  осенне-зимний период, когда пора простудных заболеваний только начинается.

Терапию ОРВИ рациональнее всего направить на устранение не симптомов простуды, а причины заболевания, — то есть непосредственно на борьбу с  вирусами! Кроме того, симптоматические средства:

  • незначительно уменьшают длительность простудного заболевания,
  • имеют побочные эффекты, такие как сонливость, неблагоприятное воздействие на  пищеварительный тракт,
  • влияют на систему крови и  ее свертываемость,
  • противопоказаны беременным, пациентам с  язвой желудка,
  • несовместимы со многими другими препаратами и  алкоголем.

Также большинство лекарственных средств для устранения симптомов простуды и  гриппа не рекомендуется принимать водителям и  всем тем, чья работа требует повышенного внимания.

Следует помнить, что антибактериальные средства, которые так любят назначать сами себе пациенты при простуде и ОРЗ, не оказывают влияния на вирусы. Их нерациональное применение приводит:

  • к  увеличению числа устойчивых штаммов,
  • развитию дисбактериоза,
  • снижению сопротивляемости организма,
  • аллергическим реакциям.

Поэтому проивомикробные препараты не применяются для профилактики гриппа и  ОРВИ.

Основная проблема в  лечении вирусных инфекций заключается в  сложности, дороговизне и  трудоемкости определения типа вируса, которым произошло инфицирование. Поэтому основное требование к  противовирусному препарату, применяемому для лечения гриппа и  ОРЗ, — широта противовирусной активности, высокая специфичность к  вирусам и  минимальное повреждающее действие на клетки человека, а также отсутствие у вируса резистентности к  препарату как до, так и  после лечения.

АРБИДОЛ — история одного успеха

Всем этим требованиям соответствует АРБИДОЛ. Механизм его противовирусной активности заключается в  том, что препарат ингибирует слияние липидной оболочки вируса с  плазматическими мембранами клетки, а также слияние липидной оболочки вируса с  мембранами эндосом, происходящее внутри клеток. Также АРБИДОЛ проникает в  клетку в  неизмененном виде (Бурцева Е.И. и  соавт., 2007) и  таким образом оказывает свое действие не только во внеклеточной среде, но и  внутри клетки, где, собственно, и  происходит размножение вирусов.

АРБИДОЛ имеет ряд положительных качеств:

  • широкий спектр действия — воздействует на вирусы гриппа А и  В, вирусы парагриппа, аденовирусы, респираторно-синцитиальные вирусы;
  • кроме противовирусной, обладает интерферониндуцирующей активностью за счет того, что способствует образованию в  организме внутреннего, эндогенного интерферона;
  • проявляет иммуномодулирующую активность, стимулирует фагоцитарную активность нейтрофилов (Амарян М.П. и  соавт., 2001);
  • проявляет антиоксидантное действие — влияет на перекисное окисление липидов (ПОЛ), нормализуя липидный обмен (Васильева О.В. и  соавт., 1999; Фадеева Н.И. и  соавт., 2000);
  • применяется в  качестве экстренной профилактики среди здоровых во время эпидемии или при контакте с  больными;
  • не просто устраняет симптомы, но и  лечит, оказывает прямое воздействие на  причину гриппа и  ОРВИ — вирусы;
  • в отличие от вакцин не проявляет сезонной активности и  не требует сезонного обновления, поскольку у вирусов не вырабатывается устойчивость к нему;
  • позволяет сократить срок лечения;
  • снижает риск развития осложнений и  обострений хронических заболеваний;
  • включен в  схемы комплексного лечения гриппа и  простуды;
  • обладает благоприятным профилем безопасности и  может применяться у детей с  2 лет;
  • отпускается без рецепта.

АРБИДОЛ широко рекомендуется для применения в  период обострения сезонной заболеваемости простудой и  ОРВИ специалистами разного профиля, в  том числе при вспышках птичьего гриппа.

Кроме лечения и  профилактики ОРВИ, АРБИДОЛ также показан в  составе комплексной терапии хронического бронхита, пневмонии и  рецидивирующей герпетической инфекции, острых кишечных инфекций ротавирусной этиологии у детей старше 2 лет.

Дети и  взрослые применяют АРБИДОЛ до еды, запивая небольшим количеством воды:

  • с целью неспецифической профилактики при контакте с  больным гриппом и  ОРЗ, во время эпидемии гриппа и  ОРЗ для предотвращения обострения хронического бронхита и  рецедивирующего герпеса;


  • с лечебной целью при гриппе и  других ОРЗ без осложнений, а также при гриппе и  ОРЗ, осложненных бронхитом, пневмонией; в  составе комплексной терапии хронического бронхита и  рецидивирующей герпетической инфекции.


Подробная схема применения препарата АРБИДОЛ приведена в табл. 1. Надеемся, для работников первого стола она станет подспорьем в оказании лекарственной помощи пациентам.

Таблица 1

СХЕМА применения препарата АРБИДОЛ для профилактики и лечения ОРЗ и гриппа у взрослых и детей

Возрастные группы Для неспецифической профилактики, г Лечебная доза, г
При контакте с больным гриппом и ОРЗ Во  время эпидемии гриппа и ОРЗ для предотвращения обострения хронического бронхита и  рецедивирующего герпеса Грипп и  другие ОРЗ без осложнений Грипп и  ОРЗ, осложненные бронхитом, пневмонией В  составе комплексной терапии хронического бронхита и рецидивирующей герпетической инфекции
Дети в  возрасте 2–6 лет 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
Дети в  возрасте 6–12 лет 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Дети старше 12 лет и взрослые 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Режим дозирования 1 раз в  сутки в течение 10–14 дней 2 раза в  сутки в течение 3 нед 4 раза в  сутки (каждые 6 ч) в течение
3–5 дней
4 раза в  сутки (каждые 6 ч) в течение 5 дней, затем по 0,05 г 1 раз в неделю в течение 4 нед 4 раза в  сутки (каждые 6 ч) в течение 5–7 дней, затем по 0,05 г 2 раза в неделю в течение
4 нед


АРБИДОЛ является надежным, доступным и  простым средством как для профилактики, так и  лечения простудных заболеваний, ОРВИ и  их последствий.

Говоря о терапевтических преимуществах АРБИДОЛА, нельзя забывать и  о его рыночных характеристиках, таких как объемы продаж, представленность на полках аптек, рекламной поддержке, месте среди препаратов для лечения ОРВИ и  гриппа и  т.д. При этом некоторые операторы фармацевтического рынка задаются вопросом: «А что мне до этого ». Ответ на него, в  первую очередь лежит в  экономической плоскости.

Для проведения анализа экспертным путем была определена конкурентная среда препаратов АРБИДОЛА (далее — конкурентная группа). В  нее включены препараты, позиционируемые для лечения ОРВИ и  гриппа, противовирусные средства, иммуномодуляторы, вакцины. Эти препараты были разделены на 2 группы: этиотропные и патогенетические средства (далее — этиотропные), к  которым относится АРБИДОЛ, и  симптоматические.

Общий объем аптечных продаж препаратов, конкурентной группы в  денежном выражении за первые 7 мес 2007 г. составил 230,1 млн грн., увеличившись по сравнению с  предыдущим годом на 44,9%. Большую долю — 65,8% — в  данном случае составляют симптоматические средства (рис. 1). Однако динамика развития этих групп препаратов свидетельствует, что симптоматические средства ежегодно демонстрируют значительно меньшие темпы прироста, чем этиотропные.

Объем аптечных продаж симптоматических и этиотропных средств конкурентной группы в денежном выражении за первые 7 мес 2005–2007 гг. с указанием доли и процента прироста по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Объем аптечных продаж симптоматических и этиотропных средств конкурентной группы в денежном выражении за первые 7 мес 2005–2007 гг. с указанием доли и процента прироста по сравнению с предыдущим годом

За первые 7 мес 2007 г. объем аптечных продаж этиотропных средств исследуемой группы в  денежном эквиваленте увеличился на 81,1% по сравнению с  прошлым годом, а их удельный вес в  общем объеме продаж конкурентной группы препаратов увеличился на 6,9% и  достиг 34,2%.

В  натуральном выражении продажи препаратов конкурентной группы за первые 7 мес 2007 г. составили 27,0 млн упаковок, что на 13,8% больше показателей аналогичного периода 2006 г. Причем каждая пятая проданная аптеками упаковка таких препаратов — этиотропное средство.

Особенно важно, что темпы прироста объемов продаж этиотропных средств не только значительно превысили общерыночные показатели, но и  увеличились по сравнению с  прошлым годом. Тогда как в  целом по розничному рынку лекарственных средств темпы увеличения объемов продаж снизились. Так, аптечные продажи лекарственных средств этой группы за первые 7 мес 2007 г. в  денежном выражении увеличились по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. на 19,3%, а в  натуральном — уменьшились на 5,2%.

Таким образом, конкурентную группу этиотропных препаратов можно считать одной из наиболее успешных на фармацевтическом рынке. И в  этом, конечно же, есть определенная заслуга АРБИДОЛА, доля которого в  исследуемой группе таких лекарственных средств уже сегодня составляет более 22% (рис. 2). А учитывая ее увеличение на протяжении нескольких лет, несложно понять, что темпы прироста объемов продаж АРБИДОЛА еще выше, чем в  целом по группе этиотропных средств, о которой идет речь.

Удельный вес (%) АРБИДОЛА в общем объеме аптечных продаж этиотропных средств конкурентной группы в денежном выражении за первые 7 мес 2005–2007 гг.

Рис. 2. Удельный вес (%) АРБИДОЛА в общем объеме аптечных продаж этиотропных средств конкурентной группы в денежном выражении за первые 7 мес 2005–2007 гг.

По итогам первых 7 мес 2007 г. продажи АРБИДОЛА из аптек составили 17,7 млн грн. за 766,6 тыс. упаковок. А это — практически в  2,5 раза (!) больше по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. В  общеукраинском рейтинге брэндов лекарственных средств по объемам аптечных продаж в  денежном выражении за I полугодие 2007 г. АРБИДОЛ занял 29-е место, поднявшись на эту позицию со 154- й в  I полугодии 2006 г.

Напомним также, что в  топ-листе за I кв. 2007 г. по этому показателю он занимал 14- е место. Причем в  рейтингах за аналогичные периоды по Киеву он стал лидером (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (603) от 20.08.2007 г.; № 18 (589) от 7.05.2007 г. и  № 35 (606) от 10.09.2007 г.).

Очевидно, что на полках аптек АРБИДОЛ не залежался! Более того, аптеки, которые правильно сформировали товарный запас этого препарата, смогли неплохо заработать.

Действительно, маржа аптечных учреждений (добавленная аптеками стоимость) от реализации этиотропных средств выше, чем от продажи симптоматических (рис. 3). По итогам первых 7 мес 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки симптоматических средств конкурентной группы составила 7,1 грн., из которых 1,5 грн. — доход аптеки.

Структура средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки симптоматических и этиотропных средств конкурентной группы за первые 7 мес 2007 г.

Рис. 3. Структура средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки симптоматических и этиотропных средств конкурентной группы за первые 7 мес 2007 г.

В  это же время аналогичные показатели для исследуемой группы этиотропных средств составили 14,0 и  2,9 грн. соответственно. Из этого следует, что в  среднем в  рамках конкурентной группы доход аптеки от продажи 1 упаковки этиотропного препарата практически в  2 раза превышает таковой от реализации 1 упаковки симптоматического. Более того, доход аптеки от продажи любой формы выпуска АРБИДОЛА больше, чем в  целом по исследуемой группе этиотропных средств, и  составляет 3,3 грн. для лекарственной формы с  содержанием действующего вещества 0,05 г и  5,2 грн. для лекарственной формы с  содержанием действующего вещества 0,1 г (рис. 4). Таким образом, от реализации АРБИДОЛА за первые 7 мес 2007 г. отечественные аптеки заработали более 3,5 млн грн.

Структура средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки препаратов АРБИДОЛА за первые 7 мес 2007 г.

Рис. 4. Структура средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки препаратов АРБИДОЛА за первые 7 мес 2007 г.

Конечно же, такой успех АРБИДОЛА на отечественном фармацевтическом рынке — не случайность. Ему способствовали полномасштабная рекламная кампания, в  том числе телевизионная, и  интенсиваня промоционная активность среди врачей и  фармацевтов. Все эти маркетинговые мероприятия активизируются в  преддверие сезонного повышения спроса на препараты для лечения простуды и  гриппа.

И если сейчас осень уже в  разгаре, то несложно догадаться, что завтра в  вашу аптеку придут пациенты именно за АРБИДОЛОМ! В  таком случае верным решением является подготовка его оптимального товарного запаса.

Для решения этой задачи необходимо учитывать, что на отечественном рынке аптечных продаж сегодня представлены две лекарственные формы АРБИДОЛА (таблетки, покрытые оболочкой, 0,05 г и  0,1 г, № 10). В  сумме их продажи только в  сезон 2006/2007 — с  сентября 2006 г. по апрель 2007 г. — ежемесячно составляли 1,4–6,3 млн грн. (рис. 5). При этом АРБИДОЛ можно было приобрести практически в  каждом втором аптечном учреждении. Позволим себе предположить, что эти характеристики будут улучшаться, о чем свидетельствует ежегодное увеличение объемов продаж АРБИДОЛА и  удельного веса продающих его розничных точек (ПРТ, %).

Динамика объемов аптечных продаж АРБИДОЛА в денежном выражении  и удельного веса ПРТ (%) за январь 2005 — июль 2007 гг.

Рис. 5. Динамика объемов аптечных продаж АРБИДОЛА в денежном выражении и удельного веса ПРТ (%) за январь 2005 — июль 2007 гг.

Правильно спрогнозировать потребности аптечных учреждений в товарном запасе АРБИДОЛА в осенне-зимний период помогает анализ его продаж в расчете на 1 торговую точку (ТТ). Так, в различных группах ТТ, сформированных по объемам выручки, где АРБИДОЛ представлен на полке, в октябре 2006 г. в  среднем на 1 аптечное учреждение продавалось 9–50 упаковок этого препарата (рис. 6). Причем максимальное количество проданных упаковок АРБИДОЛА в  1 аптеке достигло 267 (!). Учитывая стремительные темпы прироста объемов продаж АРБИДОЛА, можно предположить, что в  октябре 2007 г. с  учетом увеличения удельного веса продающих розничных точек (ПРТ), продажи этого препарата из расчета в  среднем на 1 аптеку увеличатся минимум в  2 раза. А в  период эпидемии гриппа они будут еще на порядок выше.

Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок  АРБИДОЛА в ТТ, сгруппированных по объемам выручки в октябре 2006 г.

Рис. 6. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок АРБИДОЛА в ТТ, сгруппированных по объемам выручки в октябре 2006 г.

Детально проанализировав структуру продаж АРБИДОЛА по  ТТ, предоставляем наши рекомендации по величине месячного товарного запаса этого препарата в  аптечных учреждениях с  различных финансовыми и  территориальными характеристиками на осенне-зимний период 2007/2008 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Рекомендации по объему месячного товарного запаса АРБИДОЛА (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками в осенне-зимний период

Территориальна характеристика


Население (тыс. чел.)
<100 100–700 >700
Финансовая
характеристика ТТ
Рекомендуемое количество упаковок
Аптечные учреждения с выручкой до 50 тыс. грн. 24–32 32–40 40–48
50–100 тыс. грн. 32–40 40–48 48–56
100–200 тыс. грн. 40–48 48–56 58–66
более 200 тыс. грн. 60–68 70–78 80–88


Ориентируясь на эти показатели, необходимо учитывать, что в  период предстоящей эпидемии гриппа товарные запасы АРБИДОЛА можно увеличить в  1,5–2 раза. Кроме того, нельзя упускать из виду индивидуальные особенности работы аптечного учреждения (месторасположение, тип, ассортимент) и  то, что 3 из 4 продаваемых упаковок АРБИДОЛА — форма выпуска с  содержанием действующего вещества 0,1 г.

Надеемся, АРБИДОЛ не только принесет выгоду вашей аптеке, но и  поможет большому количеству пациентов! o

Валерий Юдин,
Екатерина Кармалита


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Иммустат + Мефенаминовая кислота: СИЛА ДВУХ — В СИНЕРГИЗМЕ!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті