Мультиканальный маркетинг: каналы и правила промоции на фармацевтическом рынке

Мультиканальный маркетинг: каналы и правила промоции на фармацевтическом рынке

Мы уже сообщали нашим читателям, что 29–30 октября 2015 г. в конференц-зале отеля «Русь» в Киеве состоялся «Pharma MCM Forum». Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН», «Медикал Дата Менеджмент», «УкрКомЭкспо», а соорганизатором — «Агентство медицинского маркетинга». Партнерскую поддержку оказали «Proxima Research», «Тимсофт», «New Strategies Group», генеральный информационный партнер — «Еженедельник АПТЕКА». Первая сессия форума была посвящена вступлению в тему мультиканального маркетинга — рассмотрению основных каналов и раскрытию правил промоции на фармацевтическом рынке. Венцом первой сессии стало фокус-обсуждение, посвященное истории развития фармацевтического маркетинга в Украине в целом.

Игорь КрячокМодераторами первой сессии «Вступление в тему: каналы и правила промоции на фармацевтическом рынке. История и настоящее вопроса» выступили Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка. Первый раздел открыл Игорь Крячок, отметив, что главная задача — найти путь, как двигаться дальше. Ведь то, что для наших западных коллег является догмой, для нас звучит как вопрос. Почему традиционные каналы промоции в Украине до сих пор остаются доминирующими? Почему методы мультиканального маркетинга, активно использующиеся на FMCG-рынке, не акцептированы в полной мере фармрынком? Именно на эти вопросы предстоит ответить. Мы выросли в некой парадигме традиционного поведения. Однако в последние годы автономная модель поведения, когда человек принимал решение, основываясь на мнении авторитетной для него личности и собственных эмоциях, отходит в прошлое — сегодня люди становятся все более интерактивными, виной тому активное развитие цифровых технологий и сети Интернет. Человек стремится проверить информацию в нескольких источниках и только на основании проведенного сравнения принимает решение. Что же делать фармацевтической индустрии? Ответ на этот вызов достаточно простой — нужно быть везде, где есть наш потребитель. Как решить эту задачу? Где нужно быть? И как быть вовремя в тех местах, где есть потребитель? Вот те задачи, которые мы постараемся решить в ходе данного форума.

Сергей ОрликСергей Орлик в своем докладе представил обзор основных вызовов в сфере фарммаркетинга в Украине, призвав не противопоставлять традиционный и мультиканальный маркетинг. Докладчик очертил тематику последующих выступлений, поставив главные вопросы, на которые еще только предстояло найти ответы уважаемой аудитории. Он отметил, что традиционный маркетинг все меньше влияет на потребителя, который все больше времени проводит в различных коммуникативных каналах. При этом в сети Интернет сейчас представлено огромное количество информации, большая часть из которой является белым шумом. Тем не менее, эксперт подчеркнул необходимость быть во всех каналах, чтобы не потерять клиента.

Следует помнить, что Фарма теперь работает в новой среде. «Трендом сезона» в сфере фарммаркетинга будет взаимодействие, а не воздействие на потребителя. Технологичность, предсказуемость, новизна и низкий (пока) коррупционный мультипликатор мультиканального маркетинга делают его перспективным инструментом продвижения продукции, особенно в условиях перемен, происходящих сейчас в стране.

Говоря об основных вызовах, стоящих перед Фармой, С. Орлик сравнил ее и медицину в нашей стране с сиамскими близнецами, один из которых — медицина, очень болен, и отравляет своими токсинами жизнь второго — Фармы. Поэтому для Фармы очень важно помочь оте­чественной медицине, ведь если погибнет один из близнецов, и второму тоже не жить.

Докладчик отметил, что главным механизмом развития мультиканального маркетинга является постоянный анализ данных по всем каналам в сведенной базе (Big Data), в этом контексте особое значение приобретает роль аналитика — не как примитивного пользователя программы Excel, а как человека, понимающего бизнес-процессы и потребности целевых аудиторий. Таким образом, современный аналитик приобретает новые компетенции. Тем не менее, несмотря на широкое внедрение современных технологий, никто не освобождает представителей Фармы от главного — таинства продажи, ведь тот, кто умеет делать это от рождения, будет более успешен и в мультиканальном маркетинге.

Отвечая на вопрос, что завело Фарму в тупик в сфере продвижения продукции, С. Орлик выделил три составляющие данной проблемы. Первая — аптечные «договорняки», убивающие весь фармфутбол. Ведь аптека не может одинаково удовлетворить потребности всех участников рынка. Вторая составляющая — качественный и количественный состав внешней службы. Медицинских представителей, как правило, больше, чем необходимо в нынешних реалиях, а качество их подготовки и работы хуже, чем будет нужно уже завтра. И третий фактор — реклама, которая теряется среди массы ей подобной, как «крик с простуженным горлом на шумном базаре». В этом контексте ключевой становится роль «первой персоны» в компании, на которой, собственно, и лежит ответственность за результаты работы.

Все выше перечисленное делает актуальным использование подходов мультиканального маркетинга. Мультиканальный маркетинг подразумевает одновременное взаимодействие с клиентами посредством прямых (рекламы, «живых» визитов медицинских представителей, мерчандайзинга) и косвенных каналов коммуникации («заряженных» поисковиков, социальных сетей, вебинаров, «хитрых» ТВ-программ, обучения, спонсорства, почтовых рассылок, электронной почты, смс-рассылок и пр.) и побуждение клиентов к покупке продукта или услуги через выбранные ими канал продаж. Таким образом, мультиканальный маркетинг — это разнообразие и взаимное умножение каналов коммуникации наряду с постоянной обратной связью с потребителем. Мультиканальный подход позволяет компаниям сформировать для себя всесторонний портрет клиента и управлять достоверной базой покупателей. Именно тут в игру вступают Big Data и «мультикомпетентные» аналитики.

При этом внедрение мультиканального маркетинга ни в коем случае не подразумевает отказ от традиционных каналов продвижения, его следует рассматривать как дополнение существующим каналам, а не как альтернативу. Сегодня внедрение мультиканального маркетинга сулит рискнувшим первопроходцам адекватную монетизацию. Ключ к успеху при внедрении подходов мультиканального маркетинга, по мнению С. Орлика, заключается в изяществе исполнения, которое основывается на мастерстве в чувстве меры. Подводя итоги, эксперт призвал присутствующих: «Дышите глубже и свободнее — вы в изящных сетях мультиканального маркетинга».

Тобиас БольцеО последних тенденциях в сфере фарммаркетинга на европейском рынке рассказал Тобиас Больце (Tobias Boltze), управляющий, начальник отдела маркетинга и стратегического консалтинга компании «Menivendis» (Германия). Компания, основанная в Мюнхене (Германия) в 1996 г., является высокоспециализированной маркетинговой компанией, работающей в направлении цифровых технологий в сфере здравоохранения. «Menivendis» разрабатывает стратегии работы в цифровой сфере для национальных и международных брэндов, предоставляя полный комплекс услуг для продвижения фармацевтической и косметической продукции, а также диетических добавок.

Докладчик отметил, что в ЕС очень важно придерживаться европейских норм информирования о пользе для здоровья. Так, рекламируемое в ЕС средство должно быть классифицировано — отнесено к одной из 5 категорий: фармацевтические продукты, косметика, диетические добавки, пищевые продукты или медицинское оборудование. В зависимости от категории отличаются законодательные требования и ограничения при продвижении продукции. Необходимо строго придерживаться европейских норм по информированию о пользе для здоровья. Поэтому не рекомендуется публиковать такую информацию без ее проверки юрисконсультом. При несоответствиях промоционных материалов требованиям законодательства взимаются существенные штрафы.

Далее Т. Больце дал короткую характеристику основным каналам, использующимся в фарммаркетинге в Германии. Мультиканальный маркетинг представляет собой микс из множества составляющих: сайт продукта, логотип, веб и теле-семинары, почтовая и электронная рассылка, видео, статьи, информация в блогах, социальных медиа, средствах массовой информации, реклама в печатных изданиях, сети Интернет и пр.

В качестве трех основных элементов мультиканального маркетинга докладчик выделил вебсайт по продукту, социальные медиа и средства массовой информации (ТВ и радио). Веб-сайт о продукте является стратегическим центром многоканального маркетинга. При этом важно, чтобы его контент содержал истории, интересные потребителю, а не занимался продвижением продукции. Необходимо использовать современные технологии при разработке и создании дизайна сайта — его формат должен читаться на различных устройствах, в том числе и мобильных, таких как планшет и смартфон. Докладчик акцентировал внимание присутствующих на так называемом правиле 24 часов — все материалы, использующиеся для продвижения продукции, сначала необходимо публиковать на сайте продукта, а затем не менее чем через 24 ч начинать распространять через другие каналы. В этом случае поисковые системы (например Google) отметят сайт по продукту как источник указанной информации, это позволит привлечь больше клиентов именно на этот сайт. Еще одним важным правилом, которого необходимо придерживаться при использовании этого канала, является уважение к корпоративному имиджу — все материалы должны ему соответствовать.

Второй важный канал — социальные медиа. Одним из must have в этом контексте является присутствие компании в социальной сети Facebook. Докладчик отметил, что ему неизвестна фармкомпания в Германии, которая бы не использовала эту социальную сеть. Twitter чаще используется для распространения новостей, связанных с компанией, направленных на «B to B»-взаимодействие. Присутствие в Google+ позволяет достичь лучшей поисковой известности. На этом ресурсе лучше размещать короткие сообщения.

Теле- и радиомедиа являются третьим важным инструментом мультиканального маркетинга. Все публикации, распространяемые через такие медиа, должны проверяться юрисконсультом. В Германии можно достичь охвата в 6,5 тыс. аккредитованных журналистов. С помощью «Online Public Relations» можно осуществлять публикации, создавать трафик на свой сайт, получать полезные контакты. Механизм продвижения в этом случае выглядит следующим образом: информация публикуется онлайн, оценивается журналистами, которые в случае заинтересованности размещают ее онлайн в своих изданиях, а при хорошей читаемости — публикуют в печатной версии издания.

Отвечая на вопросы, Т. Больце отметил, что операторы фармрынка ЕС ожидают либерализации требований к продвижению продукции.

Александр ПхакадзеТему эффективного использования цифровых технологий в продвижении продукции продолжил Александр Пхакадзе, эксперт медицинского рынка, который представил доклад «Big Data: модный тренд или must do, чтобы остаться на рынке». Докладчик отметил, что сегодня важно строить маркетинговую политику на основе личных стремлений клиентов, именно в их определении может помочь Big Data. Не существует универсального определения Big Data. В общем виде Big Data можно рассматривать как постоянно анализируемый массив данных, структурированных в том направлении, в котором работает компания. Big Data может изменить каждый бизнес и уже меняет его, становясь активом, позволяя собирать рыночную информацию и понимать поведение клиента, повышать эффективность операционной деятельности внутри компании, а также улучшать качество обслуживания клиентов и строить продуктовые предложения на основе Big Data. При этом потенциал Big Data огромен, ведь на сегодня реально используется всего лишь 0,5% всех накопленных в мире данных. В 2017 г. ожидается Big Data-бум, когда количество соединений в сети Интернет достигнет 18,9 млрд. Уже сегодня каждую секунду на YouTube загружается видео длительностью 1 ч, каждый день отправляется 400 млн твитов. Доверие к такой информации среди руководства компаний достаточно велико — лишь один из 3 руководителей не доверяет информации, полученной с использованием Big Data, при принятии решений. Примечательно, что сегодня около 4,4 млн IТ-специалистов заняты в сфере создания и поддержки алгоритмов Big Data по всему миру.

В целом, подытожил А. Пхакадзе, IТ-решения предоставляют удобный конструктор для любой отрасли, чтобы собрать необходимый инструмент для контакта с клиентами.

Во второй части доклада А. Пхакадзе остановился на возможностях цифровых технологий в сфере здравоохранения, в частности на направлении, получившем название mHealth. Это технологии, устройства, мобильные приложения и услуги для лечения и ухода за пациентами, а также системы и устройства, предназначенные для контроля за соблюдением здорового образа жизни.Ожидается, что объем рынка мобильных приложений в сфере здравоохранения возрастет с 4 млрд дол. США в 2014 г. до более чем 26 млрд дол. в 2017 г. При этом ведущим источником прибыли в этой сфере является предоставление услуг, которое аккумулирует 69% дохода.

Ожидается, что уже в 2016 г. рынок mHealth-приложений будет характеризоваться активным развитием интегрированных решений и сервисов для здоровья, а также покрытием стоимости услуг mHealth страховыми компаниями. А инвестиции в цифровую медицину в текущем году впервые превзошли таковые в традиционную. В ближайшие 5 лет наиболее перспективным направлением mHealth будет создание сервисов на основе использования мобильных приложений для мониторинга состояния здоровья.

А. Пхакадзе сообщил о присутствующих на мировом рынке сенсорах, которые подключаются к мобильным устройствам и позволяют определять различные медицинские параметры пациента. Например, таких как портативные тонометры, глюкометры и аппараты ЭКГ. В будущем это направление получит значительное развитие, а количество таким образом определяемых показателей уже сейчас достигает нескольких десятков. Трудно даже представить, какое развитие получат данные технологии через 10 лет. Ожидается, что в ближайшем будущем будет создан универсальный центр данных, получаемых с помощью таких приложений. Докладчик также привел примеры других приложений и онлайн-сервисов в сфере здравоохранения.

Говоря об Украине, А. Пхакадзе отметил высокую «смартфонизацию» населения, которая, как ожидается, продолжит расти, несмотря на кризис. Доклад увенчался дискуссией на тему, кто же может стать драйвером для развития подобных проектов в Украине.

Сергей ИщенкоСергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», представил доклад на тему «Многоканальная диагностика: Market Cross View». Докладчик подчеркнул, что мультиканальный маркетинг является дополнительным каналом сбора информации, анализ которой позволяет переформатировать общение с потребителем, изменить подаваемый ему месседж о продукте и таким образом оптимально использовать имеющиеся ресурсы.

Анализируя текущее состояние фармацевтического рынка Украины, С. Ищенко сообщил, что на фоне снижения покупательной способности населения (реальный доход сократился на более чем 30%) объем розничных продаж лекарственных средств в долларовом выражении отброшен на 5 лет назад, сократившись до показателя 2010 г.

Однако уже сейчас можно говорить о том, что падение розничного рынка лекарственных средств в долларах останавливается, и высоки ожидания Nike-образного выхода из кризиса, в противоположность быстрому восстановлению в кризис 2008–2009 гг. При этом в национальной валюте рост за первые 9 мес 2015 г. составил 39% (за вычетом оккупированных территорий).

Таким образом, фармацевтический рынок в ходе текущего кризиса показал себя достаточно устойчивым. Основываясь на стратегии, которую выбирают компании в кризис, их можно условно разделить на две большие группы: «оптимисты» (смелые) и «информированные оптимисты» (осторожные). «Смелые» компании в тяжелых временах видят дополнительные возможности для роста. Они стремятся наращивать долю рынка, выводят новые продукты, рекрутируют персонал и вкладываются в рекламу и промоцию.

В противовес этому «осторожные» предпочитают направить свои усилия на удержание P&L, замораживают лончи, прекращают набирать персонал и сокращают бюджеты. Для текущего кризиса примечательно, что, несмотря на тяжелые времена, практически никакие компании не ушли с фармрынка, что говорит о вере в нас со стороны зарубежных партнеров.

В условиях снижения реальных доходов населения и значительного повышения стоимости фармацевтической продукции зарубежного производства, компании, чья продукция представлена в низкостоимостном сегменте, получили карт-бланш. Именно в этом контексте стоит рассматривать увеличение доли отечественных фармкомпаний в структуре расходов на промоцию посредством визитов медицинских представителей и соответственного увеличения количества назначений препаратов отечественного производства. Также возрос удельный вес инвестиций отечественных компаний в рекламу на телевидении.

С. Ищенко представил новый продукт «Market Cross View», разработанный компанией «Proxima Research», позволяющий комплексно проанализировать поведение компаний в кризис и определить стратегию конкурентов на рынке, а также помочь ответить на вопрос, что делать остальным в этих условиях?

Новый продукт «Market Cross View» на основе интегрированных данных предоставляет новые возможности в оценке эффективности маркетинговых коммуникаций. «Market Cross View» позволяет интегрировать внутренние данные компании с данными рынка в целом. Это открывает перед операторами рынка действительно захватывающие перспективы. Так, использование платформы «QlikView» позволяет интегрировать данные о промо- и медиаактивности, эффективности Sales Force (данные CRM, расчет эффективности визитов) и информацию о врачебных назначениях и продажах (розничная реализация, дистрибьюторская отчетность, цены и пенетрация в аптеки). Соответственно, анализ интегрированных данных из различных источников значительно повышает скорость принятия и эффективность менеджерских решений.

Мультиканальный маркетинг: каналы и правила промоции на фармацевтическом рынке

Использование «Market Cross View» предоставляет возможность определять средневзвешенный удельный вес продающих точек по брэнду, маркетинговой организации и т.д., оценить назначения препаратов в денежном выражении, обеспечить интеграцию внутренней отчетности компании (дистрибьюторской отчетности, визитной активности и пр.), получить объединение нескольких типов данных в одном дашборде с возможностью проведения полного анализа своего продукта на конкурентном для компании рынке. Кроме того, с помощью «Market Cross View» можно провести комплексный анализ вложений/усилий компании в продвижении продуктов с оценкой их эффективности в разрезе каждого канала и целевых ауди­торий с возможностью оптимизации расходов по критерию «инвестиции — результат».

Использование нового продукта «Market Cross View» позволяет оценить, насколько эффективно количество фактически сделанных визитов конвертируется в число воспоминаний о визитах, запоминаемость брэнда — в назначения, выписывание рецептов — в объем продаж, а реклама в СМИ — в повышение потребления.

Далее С. Ищенко при помощи нового продукта «Market Cross View» на примере ряда ведущих фармацевтических компаний Украины продемонстрировал, какие стратегии поведения в кризис выбирают игроки фармацевтического рынка. Также докладчик привел несколько интересных кейсов анализа поведения различных конкурирующих брэндов и целых конкурентных групп. В контексте продвижения препаратов С. Ищенко продемонстрировал еще одну функцию, доступную в рамках нового продукта «Market Cross View», которая позволяет оптимизировать расходы на рекламу в специализированной прессе, оценив покрытие изданиями целевой аудитории фармацевтов и провизоров или врачей. Кроме того, этот продукт помогает составить оптимальный медиаплан на основе данных о желаемом покрытии и частоте выходов, бюджете компании, предложив несколько вариантов на выбор. Подводя итог С. Ищенко подчеркнул, что время экстенсивного роста уже давно закончилось, пришло время интенсифицироваться.

Наталья ПазюкНаталья Пазюк, заместитель директора по вопросам маркетинга и продаж компании «МДМ», сфокусировала свое внимание на предпочтениях врачебной целевой аудитории при выборе источника информации о лекарственных средствах. Она отметила, что эффективное использование микса каналов коммуникации позволяет охватить врачебную аудиторию наилучшим образом. Так, докладчик провела аналогии между предпочтениями врачей из развитых стран и отечественных специалистов. В развитых странах 18% врачебной аудитории предпочитают получать информацию о лекарственных средствах непосредственно от фармацевтических компаний, 31% — черпают информацию из независимых медицинских сайтов, а 46% — предпочитают использовать оба упомянутые источника. При этом если речь идет об обучении пациентов, вопросах касающихся реимбурсации, врачи отдают предпочтение информации, получаемой от медицинских представителей фармацевтических компаний. Аналогичный опрос был проведен и среди украинских врачей, согласно результатам которого 44% из них ежедневно используют информацию, полученную от медицинских представителей, 32% — из сети Интернет, а более 25% — из социальных сетей. Отвечая на вопрос, какие источники информации вы бы хотели использовать ежедневно, 34% отдали предпочтение сети Интернет, более 25% — социальным сетям и 23% — визитам медицинских представителей. Таким образом, украинский, как и «мировой» врач уже перестал быть «аналоговым» и активно ищет информацию в сети Интернет. При этом степень доверия к различным источникам информации среди украинских врачей сопоставима. Таким образом, сегодня врачи регулярно используют различные источники информации о продуктах компании, поскольку один канал не может удовлетворить все их потребности. Соответственно, фармкомпаниям необходимо организовать свое присутствие во всех этих каналах, используя их сочетание в коммуникациях.

В этом контексте Н. Пазюк озвучила некоторые инновационные подходы, которые будут полезны при продвижении продукции в условиях ограниченного бюджета, в частности, акцентировав внимание на услуге «Call-Rep».

Услуга «Call-Rep» на рынке существует уже 2 года и представляет собой готовое решение для комплексных проектов прямых маркетинговых коммуникаций с профессиональной целевой аудиторией (врачами и фармацевтами). В рамках проектов «Call-Rep» осуществляются персонализированные коммуникации с врачами и фармацевтами посредством таких способов, как почтовые и электронные рассылки, звонки специализированного call-центра, sms-рассылки. Услуга «Call-Rep» будет актуальна, когда есть необходимость в информировании целевой аудитории о новом или хорошо забытом старом продукте, в расширении охвата целевой аудитории и/или повышении частоты контактов без привлечения дополнительных крупных инвестиций, а также с целью получения дополнительного целевого канала коммуникации.

Эта услуга является отражением тренда потребитель-центричных подходов в мире и дополняет микс каналов коммуникаций.

Олег ИщенкоИтогом первой сессии стало фокус-обсуждение «События и люди о фарммаркетинге: первые 20 лет», в рамках которого эксперты отечественного фармацевтического рынка поделились воспоминаниями о зарождении маркетинга в украинской Фарме и размышлениями о его будущем. Олег Ищенко, глава представительства в Украине компании «Берлин-Хеми АГ», поделился воспоминаниями о развитии фармацевтического рынка в бурлящие 1990-е годы, отметив повышение конкуренции на рынке и постепенное появление и развитие новых каналов продвижения продукции. О. Ищенко выразил мнение, что поиск новых маркетинговых подходов очень напоминает легенду о Сизифе — вы никогда не достигнете цели — идеального маркетингового микса, но будете постоянно развиваться.

Владимир ИгнатовВладимир Игнатов, глава представительства «Ипсен» в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», отметил, что в ходе своего развития украинский фармацевтический рынок прошел 3 этапа. Первый пришелся на 1990-е годы и ознаменовался работой над повышением узнаваемости брэндов и развитием логистики.

Для второго этапа, наступившего после кризисного 1998 г., был характерен сложный маркетинг и снижение эффективности визитов медицинских представителей. Третий, текущий этап ставит перед нами новые вызовы, ключевые из которых — открытость отечественного рынка, изменение психологии потребителя и места врача в системе здравоохранения в будущем. На наш рынок заходят товары из других стран, и евроинтеграционные процессы уже в ближайшее время могут поднять на поверхность проблему реэкспорта лекарственных средств. В этом контексте для нашей страны может быть полезен опыт Грузии. Однако вопрос, на что в этих условиях смогут повлиять представительства зарубежных фармацевтических компаний в Украине, остается открытым.

С другой стороны, очень сильно изменился потребитель и продолжает меняться, в этом контексте возникает вопрос — каково место врача или фармацевта в будущем? Будет ли врач в будущем, ведь передовые технологии (например в хирургии) уже с успехом заменяют врача. Это вызов для фармацевтических компаний, ведь они привыкли работать с врачами при промоции препаратов рецептурной группы. В этом случае интерес представляет опыт США, где пациент уже сейчас является активным участником процесса принятия решений и в отношении Rx-препаратов в том числе.

Иван СорокаИван Сорока, президент Медицинского клуба, поделился своими воспоминаниями о развитии фармацевтического маркетинга в Украине, подчерк­нув, что кризис — это время для проверки себя, собственных способностей и использования новых возможностей.

«Мне посчастливилось стать одним из первых граждан Украины, кто стал работать с зарубежными фармацевтическими компаниями в области медицинского маркетинга и продаж, фактически стать одним из участников создания фармацевтического рынка независимой Украины», — отметил И. Сорока. Тогда было все впервые и требовало от сотрудников универсальных знаний, умений и действий. Уже в то время использовались инструменты мультиканального маркетинга, и это приносило успех и чувство профессионального удовлетворения. Оглядываясь назад в четвертьвековую историю, можно с уверенностью сказать, что украинский фармацевтический рынок совершил стремительное развитие и имеет большие перспективы, а украинское медицинское и фармацевтическое сообщество потенциально имеет возможность стать локомотивом экономического и политического развития страны.

Александр ПотапковАлександр Потапков, исполнительный директор аутсорсинговой компании «Фарм-РОСТ», отметил, что сейчас как раз пришло время для использования мультиканального маркетинга, и призвал молодых маркетологов быть смелыми и инновационными, ведь маркетинг — это движущая сила продаж.

В ходе первой сессии «Pharma MCM Forum» были раскрыты основные тенденции в сфере фармацевтического маркетинга как на мировой арене, так и в рамках украинского фармацевтического рынка. Важными трендами в этом контексте стали ориентированность на потребности врача и конечного потребителя при выборе каналов коммуникации и месседжей, а также ключевой роли современных цифровых технологий в продвижении продукции. В рамках первой сессии проводилось несколько интерактивных опросов, во время которых участникам мероприятия предлагали поделиться собственным мнением относительно тех или иных вопросов, касающихся фармацевтического маркетинга.

В ближайших выпусках «Еженедельника АПТЕКА» наши читатели смогут подробнее узнать о докладах «Pharma MCM Forum».

С докладами форума можно ознакомиться на сайтах  http://www.morion.ua и  http://www.apteka.ua .

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті