Самая успешная категория товаров в «аптечной корзине» — косметика

Приобретая что-либо в аптеке, пожалуй, каждый человек где-то в глубине души ощущает, что покупает нечто большее, чем упаковку таблеток или тюбик крема. Он покупает решение своей проблемы, инвестирует в здоровье. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что у большинства людей аптека как место покупки ассоциируется со здоровьем, качеством и эффективностью. Доверие потребителей к аптеке в последнее время все больше и чаще начали использовать производители косметических средств. Особенно учитывая изменения в поведении потребителей, которые при выборе косметики теперь отдают предпочтение качеству товара, а не его цене (www.intercharm.ru). Способствуют росту продаж косметики в аптеках и субъективные факторы, основной из которых — изменение формата торговли аптек: переход с закрытого на открытый. Аптека, в которой представлен широкий ассортимент косметики, где каждую из этих коробочек и тюбиков можно пощупать, почитать инструкцию и получить компетентную консультацию провизора, — мечта любой женщины. В таком месте она может провести не один час своей жизни. Результаты модификаций в психологии покупателя и формате торговли аптек привели к тому, что на протяжении нескольких последних лет косметика является самой успешной категорией среди всех товаров «аптечной корзины». В этой публикации мы постараемся разобраться в тенденциях развития этого сегмента рынка аптечных продаж. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Начиная разговор о косметике, следует отметить, что косметика, реализуемая через аптечную сеть, — достаточно небольшая доля этой индустрии. Согласно опубликованным в ряде средств массовой информации со ссылкой на компанию «Euromonitor» данным, объем украинского рынка косметики и парфюмерии в 2006 г. составил более 2,3 млрд дол. США.

По данным Государственного комитета статистики, оптовый товарооборот парфюмерии и косметических товаров в Украине по итогам 2006 г. составил 6,3 млрд грн. (около 1,2 млрд дол., Осауленко О.Г. Статистический ежегодник Украины, 2006).

Безусловно, в методологиях расчета объемов этого рынка компанией «Euromonitor» и Госкомстатом существуют значительные отличия. Тем не менее, очевидно, что доля косметики, реализуемой через аптечную сеть, составляет несколько процентов общего объема рынка косметики в Украине.

Невелика доля косметики и в общем объеме розничного фармрынка. Удельный вес выручки от продаж косметики в структуре валового дохода аптечных учреждений по итогам первых 9 мес 2007 г. составил 5,0%. Однако по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. этот показатель увеличился на 1,5%.

В общем объеме аптечных продаж доля косметики начала стремительно увеличиваться с  середины прошлого года (рис. 1). Своего апогея этот показатель достиг в июне 2007 г., составив 5,5%.

Распределение объемов                                     аптечных продаж по категориям товаров «аптечной                                     корзины» в январе 2005 – сентябре 2007 гг.

Рис. 1. Распределение объемов аптечных продаж по категориям товаров «аптечной корзины» в январе 2005 – сентябре 2007 гг.

По итогам 2006 г. продажи косметики в ценах конечного потребителя из аптек составили 360,1 млн грн. в денежном и 39,0 млн упаковок в  натуральном выражении (рис. 2, 3). Уже за первые 9 мес 2007 г. они достигли отметки 426,7 млн грн. за 38,1 млн упаковок.

Объем аптечных продаж                                     косметики в денежном выражении суммарно за 9 и                                     12 мес 2005–2007 гг. с указанием процента прироста                                     по сравнению с аналогичными периодами                                     предыдущего года

Рис. 2. Объем аптечных продаж косметики в денежном выражении суммарно за 9 и 12 мес 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года

Объем аптечных продаж                                     косметики в натуральном выражении суммарно за 9 и                                     12 мес 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по                                     сравнению с аналогичными периодами предыдущего                                     года

Рис. 3. Объем аптечных продаж косметики в натуральном выражении суммарно за 9 и 12 мес 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года

В сумме за первые три квартала продажи косметики из аптек увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 81,9% (!) в денежном выражении. Количество проданных упаковок косметики увеличилось более чем на 40%.

Примечательно, что темпы прироста объемов продаж косметики в натуральном выражении из аптек в этом году несколько уменьшились по сравнению с предыдущим. Наряду с этим отмечено повышение темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки косметики, что свидетельствует об увеличении объемов продаж более дорогих товаров этой категории.

По итогам первых 9 мес 2007 г. она повысилась практически на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 11,2 грн. — максимальный показатель среди всех категорий товаров «аптечной корзины».

В общем объеме аптечных продаж косметики в денежном выражении по итогам первых 9 мес 2007 г. доля товаров, стоимость которых не превышает 10 грн., составила 24,8%. Косметические средства стоимостью от 10 до 50 грн. принесли аптечным учреждениям 45,7% общего объема выручки от реализации таковой. Соответственно, косметика стоимостью выше 50 грн. обеспечила 29,5% объема ее продаж.

Факторами роста объемов аптечных продаж косметики сегодня являются и физическое увеличение объемов реализации таковой, и инфляционные процессы, и расширение ассортимента. Так, если по итогам первых 9 мес 2007 г. прирост объемов продаж этой категории товаров составил 81,9% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., то физический вклад увеличения объемов продаж косметики в этот прирост составил 48,5%. Вклад в прирост инновационной и инфляционной составляющих — 24,1 и 7,1%. В общий прирост объемов продаж косметики 2,2% добавило изменение структуры ее продаж.

Рассматривая помесячную динамику объемов аптечных продаж косметики, необходимо отметить, что в отличие от категории лекарственных средств (ЛС) она не имеет сезонного характера (рис. 4, 5). Увеличение объемов продаж косметики происходит планомерно на протяжении всего года. Начиная со второй половины 2006 г. существенное влияние на объемы ее реализации начала оказывать более дорогостоящая продукция, о чем свидетельствует резкое повышение темпов прироста средневзвешенной стоимости таковой (рис. 6).

Динамика объемов                                     аптечных продаж косметики в денежном выражении                                     за январь 2005 – сентябрь 2007 гг. с указанием                                     процента прироста по сравнению с аналогичным                                     периодом предыдущего года

Рис. 4. Динамика объемов аптечных продаж косметики в денежном выражении за январь 2005 – сентябрь 2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика объемов                                     аптечных продаж косметики в натуральном                                     выражении за январь 2005 – сентябрь 2007 гг. с                                     указанием процента прироста по сравнению с                                     аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 5. Динамика объемов аптечных продаж косметики в натуральном выражении за январь 2005 – сентябрь 2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика                                     средневзвешенной стоимости 1 упаковки косметики                                     за январь 2005 – сентябрь 2007 гг. с указанием                                     процента прироста по сравнению с аналогичным                                     периодом предыдущего года

Рис. 6. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки косметики за январь 2005 – сентябрь 2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Очевидно, потребители заинтересованы приобретать более дорогостоящие косметические средства в аптеках. Причем эта тенденция успела закрепиться. Уже в сентябре 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки косметики достигла 12,6 грн. — небывалой до этих пор величины. И это на треть больше по сравнению с  сентябрем прошлого года.

В общем объеме продаж косметики в денежном выражении доля товаров зарубежного производства сегодня составляет более 70% (рис. 7). В  общем количестве реализованных аптеками упаковок косметических средств доля зарубежных производителей — меньше половины (рис. 8). И это при том, что ежегодно отмечается повышение этих показателей.

Распределение объемов                                     аптечных продаж косметики в разрезе товаров                                     отечественного и зарубежного производства в                                     денежном выражении за первые 9 мес 2005–2007 гг. с                                     указанием доли

Рис. 7. Распределение объемов аптечных продаж косметики в разрезе товаров отечественного и зарубежного производства в денежном выражении за первые 9 мес 2005–2007 гг. с указанием доли

Распределение объемов                                     аптечных продаж косметики в разрезе товаров                                     отечественного и зарубежного производства в                                     натуральном выражении за первые 9 мес 2005–2007 гг. с                                     указанием доли

Рис. 8. Распределение объемов аптечных продаж косметики в разрезе товаров отечественного и зарубежного производства в натуральном выражении за первые 9 мес 2005–2007 гг. с указанием доли

В разрезе стран — производителей косметики, реализуемой в отечественных аптеках, стабильно лидирует Украина (табл. 1). На протяжении нескольких последних лет отечественные производители практически в ногу с рынком наращивают объемы продаж этого вида продукции. Второе место среди стран-производителей по объемам аптечных продаж косметики в денежном выражении занимает Франция. Однако количество продаваемых упаковок косметических товаров, произведенных во Франции, на самом деле не слишком велико.

Таблица 1

Топ-5 стран-производителей по объему аптечных продаж косметики в денежном выражении за первые 9 мес 2005–2007 гг. с указанием таковых в натуральном и процента прироста по сравнению с предыдущим годом

№ п/п Страна-производитель Объем в денежном выражении Объем в натуральном выражении
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Млн грн. Млн грн. D, % Млн грн. D, % Млн упаковок Млн упаковок D, % Млн упаковок D, %
1 Украина 40,5 70,9 74,9 117,4 65,6 9,6 15,3 59,0 20,7 35,6
2 Франция 32,1 44,0 37,1 101,7 131,3 0,7 0,9 26,6 1,6 87,4
3 Германия 29,5 52,3 77,2 89,6 71,3 2,1 3,3 60,3 4,4 33,4
4 Россия 9,6 22,7 137,2 31,6 38,9 1,2 2,2 86,7 2,6 16,9
5 Италия 3,5 9,2 163,7 17,5 90,6 0,3 0,7 139,7 1,1 62,5
Прочие 16,2 35,5 119,6 68,9 94,0 2,4 4,8 95,7 7,7 58,9
Всего 131,4 234,6 78,6 426,7 81,9 16,3 27,2 66,7 38,1 40,2

Германия, Россия и Италия дополняют топ-5 стран-производителей по объемам аптечных продаж косметики. Из числа этих стран минимальные темпы прироста объемов реализации и в денежном и в натуральном выражении зафиксированы по России. Судя по всему, наши соседи не в  полной мере используют потенциал украинских аптечных сетей для продажи косметики.

В целом же на долю представленных 5 стран приходится более 80% общего объема аптечных продаж косметики в Украине как в денежном, так и в натуральном выражении.

Такие факторы, как изменение формата аптек, расширение ассортимента косметических средств на их полках, увеличение объемов продаж более дорогостоящей продукции и инфляция, безусловно, играют значительную роль в развитии косметики как категории «аптечной корзины». Однако при этом необходимо учитывать, что волна открытия аптечных маркетов захлестнула пока еще далеко не всю Украину, и продажи косметики имеют свои региональные особенности. Последние, судя по всему, достаточно сильно зависят от региональной стратегии работы производителей и оптовых операторов.

Среди регионов Украины наибольшие объемы продаж косметики сконцентрированы в столице и крупных промышленных областях (рис. 9). Доля Киева, Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областей по итогам первых 9 мес 2007 г. составила 59,3% общего объема аптечных продаж косметики в денежном выражении. Вместе с этим впечатляет и доля косметики в общем объеме розничного фармрынка этих регионов.

Объем аптечных продаж                                     косметики в денежном выражении по регионам                                     Украины за первые 9 мес 2007 г. с указанием доли в                                     общем объеме продаж различных категорий товаров                                     «аптечной корзины»

Рис. 9. Объем аптечных продаж косметики в денежном выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2007 г. с указанием доли в общем объеме продаж различных категорий товаров «аптечной корзины»

Отметим, что в крупных городах с населением более 1 млн человек по итогам первых 9 мес 2007 г. косметика составляет 9,5% общего объема аптечных продаж в денежном выражении (рис. 10). Тогда как во всех остальных населенных пунктах этот показатель в 3 раза меньше.

Доля косметики в общем объеме                                     продаж различных категорий товаров «аптечной                                     корзины» в денежном выражении                                     в городах-миллионниках и других населенных                                     пунктах Украины за первые 9 мес 2007 г.

Рис. 10. Доля косметики в общем объеме продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в городах-миллионниках и других населенных пунктах Украины за первые 9 мес 2007 г.

Доля косметики зарубежного производства в  столице и крупных промышленных регионах значительно превышает таковую в целом по рынку. В разрезе всех регионов Украины доля косметики зарубежного производства по итогам первых 9 мес 2007 г. варьировала от 81,1% в Винницкой до 53,5% в Луганской областях.

В общеукраинском рейтинге торговых наименований косметики по объему аптечных продаж в денежном выражении на протяжении нескольких лет лидирует зубная паста ЛАКАЛУТ АКТИВ (50 мл, табл. 2). Второе и третье места в этом топ-листе стабильно занимают средство для волос PLACEN FORMULA HP № 1 (амп.) и бальзам СПАСАТЕЛЬ-ФОРТЕ (30 мл). В разрезе топ-10 торговых наименований косметики следует отметить прорыв на 9-ю позицию лосьона для ухода за волосами АЛЛОТОН (100 мл).

Топ-15 производителей — лидеров по объемам аптечных продаж косметики в денежном выражении за первые 9 мес 2007 г. на 2/3 представлен украинскими, французскими и  немецкими компаниями (табл. 3). Лидером этого сегмента розничного фармрынка является компания «Vichy», производитель премиум-брэндов косметики, продаваемой исключительно в аптеках. На 2-й строчке представленного топ-листа разместилась отечественная компания «Биокон», создающая средства с использованием биологически активных веществ медицинской пиявки и другие косметические продукты.

В целом состав представленного топ-листа производителей на протяжении нескольких последних лет был достаточно стабилен. Однако при этом количество компаний, представляющих косметику на полках украинских аптек, постепенно увеличивается. Сегодня таковых насчитывается около 400.

Таблица 2

Топ-10 торговых наименований косметики по объему аптечных продаж в денежном выражении за первые 9 мес 2007 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

Торговое наименование 2006 г. 2007 г.
ЛАКАЛУТ АКТИВ, зубная паста туба 50 мл 1 1
СРЕДСТВО ДЛЯ ВОЛОС «PLACEN FORMULA HP № 1», амп. 2 2
СПАСАТЕЛЬ-ФОРТЕ, бальзам 30 г 3 3
КОРЕГА ЭКСТРА СИЛЬНЫЙ ФИКСИРУЮЩИЙ КРЕМ ДЛЯ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ, 40 мл 4 4
СРЕДСТВО ДЛЯ ВОЛОС «PLACEN FORMULA HP BOTANICA № 4» 8 5

ЛАКАЛУТ-ВАЙТ, зубная паста туба 50 мл

6

6

FRENCHI-УМНАЯ ЭМАЛЬ, укрепитель ногтей фл. 15 мл, с протеинами

13

7

ЛАКАЛУТ СЕНСИТИВ, зубная паста туба 50 мл

5

8

ЛОСЬОН ДЛЯ УХОДА ЗА ВОЛОСАМИ «АЛЛОТОН», 100 мл

131

9

АВЕН ТЕРМАЛЬНАЯ ВОДА АЭРОЗОЛЬ, 300 мл

17

10

Таблица 3

Топ-15 производителей по объему аптечных продаж косметики в денежном выражении за первые 9 мес 2007 г. с указанием позиции в рейтингах за аналогичный период 2005 и 2006 гг.

Производитель 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Vichy (Франция) 1 2 1
Биокон (Украина) 3 3 2
WT-Methode (Германия) 10 5 3
Pierre Fabre (Франция) 6 7 4
Etol (Германия, маркетирующая организация — «Натупродукт-Вега») 2 1 5
Ароматика (Украина) 7 8 6
Johnson&Johnson (США) 13 6 7
Фора-Фарм (Россия) 5 4 8
Lierac (Франция) 4 9 9
Alfa Intel (Польша) 21 11 10
Frenchi Products (США) 57 18 11
Эльфа (Украина) 12 10 12
Arcam GmbH (Германия) 9 12 13
GlaxoSmithKline (Великобритания) 14 13 14
Bubchen (Германия) 16 15 15

Итак, косметика — самый быстрорастущий сегмент среди всех категорий товаров «аптечной корзины». Позволим себе предположить, что такая тенденция сохранится в ближайшем будущем. Очевидно, что стимулом к развитию продаж косметики в аптеках послужило много факторов. Это и желание производителей косметических средств освоить новые рынки сбыта, и особенности позиционирования отдельных торговых марок. В конце концов, наши потребители уже устали от навязчивости специалистов прямых продаж.

Постепенно людей, которые хотят и готовы идти в аптеку с целью приобретения косметики, становится все больше и больше. И этим грех не воспользоваться! Не исключено, что в достаточно близкой перспективе аптекам, которые смогут представить на своих полках широкий ассортимент косметики, эта категория товаров будет обеспечивать куда более весомую, чем 5 или 10%, долю выручки. n

Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті