Закупки через международные организации: достижение или провал?

Из года в год объем средств, выделяемых из госбюджета на централизованные закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, увеличивается (хотя справедливости ради стоит отметить, что доля государства в финансировании лекарственного обеспечения украинских пациентов уменьшается). Государство закупает лекарственные средства для лечения таких заболеваний, как ВИЧ/СПИД, туберкулез, онкологическая патология, гепатиты и пр. Несмотря на это, доступность медикаментов в госпитальном сегменте для украинских пациентов остается на низком уровне. Это происходит потому, что централизованные закупки по ряду программ не покрывают потребность в лекарственной терапии на 100%. Особенно эта проблема актуальна для пациентов с онкологическими заболеваниями и гепатитами, ведь не секрет, что чаще всего они лечатся за свой, а не за государственный счет. Вот и в 2015 г. на централизованные закупки лекарственных средств и медицинских изделий в государственном бюджете Украины предусмотрено 4,1 млрд грн., в то время как в прошлом году — около 2,3 млрд. А для уменьшения коррупции в этой сфере Парламент Украины привлек к проведению централизованных торгов международные закупочные организации. По утверждению идеологов и сторонников такого решения, оно сведет на нет коррупцию и «в результате пациенты Украины должны получить препараты подтвержденного качества по более доступной цене и в гарантированном количестве». Безусловно, по результатам закупок и поставок 2015 г. мы оценим — оправданы ли эти ожидания. Но уже сегодня, до проведения процедуры торгов, можно усомниться в том, что задекларированные цели будут достигнуты.

Закупки через международные организации: достижение или провал?По состоянию на начало декабря 2015 г. торги по большинству государственных программ, переданных международным закупочным организациям, не объявлены. А скоро рождественские праздники. То есть с централизованными закупками лекарственных средств и медицинских изделий по ряду социально важных программ в этом году уже не сложилось. Причем эта проб­лема касается именно международных закупочных агентств, хотя поставки товаров, закупленных ими, предусматривают беспрецедентные налоговые льготы — освобождение от уплаты 7% НДС и 5% импортного сбора. Между тем централизованные торги Министерства здравоохранения Украины проходят довольно живо.

Что же происходит в сфере государственных закупок лекарственных средств и медицинских изделий?

25 апреля 2015 г. вступил в силу Закон Украины от 19.03.2015 г. № 269-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки)». Этот закон вводит отдельную процедуру закупки лекарственных средств за счет государственного бюджета через международные закупочные организации.

Из бюджета централизованных закупок 2015 г. (4,1 млрд грн.) международным организациям передано 2,5 млрд грн. на закупки лекарств и медицинских изделий.

Всего с использованием нового механизма планируется закупить следующую продукцию:

  • иммунобиологические препараты (571 млн грн.);
  • термоиндикаторы (1,5 млн грн.);
  • препараты для лечения туберкулеза (200 млн грн.);
  • тестовые материалы для диагностики туберкулеза (12 млн грн.);
  • антиретровирусные препараты (253 млн грн.);
  • тест-системы для диагностики ВИЧ (96 млн грн.);
  • препараты для лечения детей с онкологическими заболеваниями (353 млн грн.) и для взрослых (397 млн грн.);
  • лекарственные средства для детей, больных гемофилией (162 млн грн.);
  • лекарства для детей, больных хроническим вирусным гепатитом (8 млн грн.);
  • лекарства и продукты питания для детей с орфанными заболеваниями (20 млн грн.);
  • лекарства для взрослых больных вирусным гепатитом В и С (121 млн грн.).

Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, которые закупаются специализированными закупочными организациями, утвержден постановлением КМУ от 8 октября 2015 г. № 787. Этим же документом определены объемы закупок в натуральном выражении по каждому наименованию. Поэтому определить, как изменится количество пациентов, для которых будет доступна лекарственная терапия за государственный счет, несложно.

ЮНИСЕФ

В октябре текущего года между МЗ Украины и ЮНИСЕФ был подписан Меморандум о предоставлении услуг по закупке вакцин и антиретровирусных препаратов на сумму 827 млн грн.

В 2015 г. планируется закупить почти в 5 раз больше доз вакцин, нежели было закуплено в 2014 г. Номенклатура закупок по программе иммунопрофилактики населения по сравнению с предыдущим годом расширилась. Например, в 2015 г. планируется закупить вакцину для профилактики полиомиелита оральную (ОПВ), а в прошлом году для профилактики, в том числе, полиомиелита закупались комбинированные вакцины.

Опыт в обеспечении Украины полиовакцинами у ЮНИСЕФ уже есть. В 2015 г. этот фонд закупил для нашей страны за средства канадского правительства у французского производителя 3,7 млн доз оральной живой вакцины против полиомиелита. Из них 1,5 млн доз были доставлены в конце мая текущего года в размороженном виде и подверглись повторной заморозке, что категорически запрещено инструкцией по медицинскому применению, утвержденной в Украине.

Благодаря резонансу, который возник в профессиональной среде после обнародования информации о повторной заморозке вакцины ОПВ, поставки ЮНИСЕФ были временно приостановлены и возобновлены осенью текущего года.

Наше издание проанализировало сведения о трехвалентной живой оральной вакцине ОПВ, накопленные человечеством за 65 лет ее использования. Одной из основных проблем при применении ОПВ является ее способность, хоть и в редких случаях, вызвать развитие паралича. Вспышки связанного с вакциной паралитического полиомиелита были зарегистрированы во многих странах мира.

В решении ВОЗ от 22 мая 2015 г. сообщается, что делегаты Ассамблеи ВОЗ (World Health Assembly) согласовали резолюцию, в которой государства-члены инициировали подготовку к поэтапному выведению из использования пер­оральной вакцины против полиомиелита.

Решением 68-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения от 5 июня 2015 г. ВОЗ призывает все государства-члены, которые используют в настоящее время перорально полиовирусную вакцину, подготовиться к глобальному изъятию в апреле 2016 г. трехвалентной вакцины и переходу на использование бивалентной. А к 2020 г. ВОЗ планирует полностью отказаться от живой полиовакцины.

Применение ОПВ-вакцины связано с опасностью вспышек циркуляции полиовируса вакцинного происхождения и риска развития связанного с вакциной паралитического полиомиелита. Такой риск для регионов, где дикий тип вируса полиомиелита был уничтожен, должен побуждать к переходу от ОПВ к ИПВ. Сейчас во многих странах ОПВ не используется в рутинной практике иммунизации, а в некоторых странах, таких как, например, Австралия и США, не применяется вообще.

Почему же ЮНИСЕФ при отсутствии в Украине дикого типа вируса полиомиелита закупил за средства канадского правительства для нашей страны трехвалентную оральную полиовакцину, которую необходимо изъять из оборота в апреле 2016 г. в количестве 3,7 млн доз? Больше того, этот фонд намерен закупить еще 1,6 млн доз, но уже за наши деньги. При этом за свои услуги ЮНИСЕФ возьмет комиссию в размере 5% от бюджета закупки, то есть более 41 млн грн.

До апреля 2016 г. МЗ Украины должно обеспечить освоение довольно существенного объема вакцины ОПВ (более 5 млн доз). Напомним, что представители ВОЗ вместе с руководством МЗ Украины неоднократно публично заявляли о том, что в нашей стране возникла вспышка полиомиелита. А недавно представители ВОЗ даже призвали ввести в Украине чрезвычайное положение.

Отсутствие экономического обоснования номенклатуры вакцин компенсируется мощной информационной кампанией. При этом нормы украинского законодательства в сфере защиты населения от инфекционных заболеваний игнорируются. Такой подход к обеспечению иммунопрофилактики несет угрозу национальным интересам нашей страны.

ПРООН

27 октября Министерство здравоохранения подписало договор с Программой развития ООН (ПРООН) в Украине о предоставлении услуг по закупке лекарственных средств на сумму 620 млн грн. ПРООН планирует закупить лекарственные средства и медицинские изделия для лечения и диагностики туберкулеза, ВИЧ-инфекции, лечения детей, больных гемофилией типа А или В, болезни Виллебранда, хронического вирусного гепатита В и С, орфанных заболеваний. 3 ноября средства уже перечислены ПРООН.

Мы проанализировали номенклатуру закупок препаратов для лечения ВИЧ, туберкулеза и вирусных гепатитов В и С.

Что касается антиретровирусных препаратов, то номенклатура их закупок в 2015 г. по сравнению с прошлогодней изменилась за счет включения новых лекарственных форм и дозировок. Например, планируется закупать препарат Абакавир как в таблетках, так и во флаконах для пер­орального применения. В прошлом году таблетированные формы абакавира не закупались. Аналогичная ситуация с препаратами зидовудина. Для препаратов невирапина также планируется закупка как таблетированных форм, так и флаконов для перорального применения, хотя в 2014 г. закупались только таблетированные формы. Для препарата дарунавир планируется закупка таблеток с дозировкой 600 и 400 мг, в то время как в 2014 г. закупались таблетки с дозировкой только 600 мг.

Однако, несмотря на включение в номенклатуру закупок новых лекарственных форм и дозировок, общее количество закупаемых доз в 2015 г. существенно меньше, нежели закупили в прошлом году. Так, в текущем году по сравнению с предыдущим планируется закупить на 54% меньше установленных суточных доз (defined daily dose — DDD) монопрепаратов для антиретро­вирусной терапии, а комбинированных форм на 6% меньше.

В номенклатуре противотуберкулезных препаратов 2015 г. по сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение количества DDD за счет включения лекарственных средств, которые ранее не закупались. В текущем году по сравнению с предыдущим планируется закупить на 69% больше DDD противотуберкулезных препаратов. При этом количество таблетированных форм увеличилось, а инъекционных — уменьшилось.

Что касается препаратов для лечения вирусных гепатитов, то в текущем году также планируется закупить больше DDD чем в прошлом, но всего лишь на 8,5%. Комиссия ПРООН за услуги составляет 5%, а это 31 млн грн.

Crown Agents

6 ноября 2015 г. состоялось подписание договора между Министерством здравоохранения и агентством «Crown Agents», который предусматривает закупку онкологических и онкогематологических препаратов для взрослых и детей, а также химиопрепаратов, радиологических препаратов и препаратов сопровождения онкологических больных общей стоимостью 750 млн грн. Комиссия агентства составляет 5,5% от суммы контракта, а это 41,3 млн грн.

Номенклатура закупок также расширилась. В то же время можно отметить увеличение объе­ма закупок таблетированных форм на 6,6% и уменьшение объема закупок инъекционных форм почти на 40%.

Кому и зачем это нужно?

При увеличении объема финансирования закупок в 2 раза и введении беспрецедентных налоговых льгот для победителей торгов, проводимых международными организациями, ситуация в сфере лекарственного обеспечения остается сложной. Наряду с увеличением объема закупок по отдельным программам, например препаратов для лечения туберкулеза и вакцин, по другим программам наблюдается их уменьшение.

В 2015 г. номенклатуру закупок определили члены экспертно-технической группы Минздрава, созданной на замену номенклатурным комиссиям, а потребность регионов в лекарственных средствах и медицинских изделиях аккумулировало МЗ Украины.

Постановлением КМУ от 8 октября 2015 г. № 787 утвержден Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, которые закупаются специализированными закупочными организациями. Однако он не имеет экономического обоснования.

Процесс принятия законодательства, предусматривающего новый механизм закупок препаратов и медицинских изделий через международные организации, сопровождался мощным пиаром. Например, в марте 2015 г. некоторые народные депутаты — члены профильного парламентского комитета заявили, что, по подсчетам экспертов, передача процедуры закупок международным организациям позволит сэкономить 42% государственных средств, которые выделяются на закупки. Однако сегодня становится очевидным, что это не соответствует реальной ситуации. На самом деле никто из инициаторов внедрения нового механизма закупок не потрудился подсчитать его экономические последствия.

Услуги международных организаций обойдутся Украине в 113 млн грн. Прибавим к этим убыткам налоговые льготы, вследствие которых украинский бюджет недополучит около 300 млн грн.

Существует еще один важный аспект, на который стоит обратить внимание. Международные организации, такие как ВОЗ и ЮНИСЕФ, обычно предоставляют услуги по закупкам отсталым странам, в которых отсутствует понятная система обеспечения общественного здоровья. Поэтому они ориентированы на закупку лекарств, которые прошли процедуру переквалификации ВОЗ.

Украинским законодательством урегулированы вопросы обеспечения качества лекарственных средств, их допуска на рынок и порядка закупок. Заметим, что в последние годы украинская фармацевтическая промышленность пыталась развиваться в соответствии с требованиями ЕС. Например, руководства по надлежащим практикам производства, дистрибуции гармонизированы с соответствующими руководствами ЕС. Поэтому локальные производители, производственные мощности которых расположены в Украине, проходили оценку на соответствие продукции и условий производства требованиями законодательства нашей страны, а не правил ВОЗ, разработанных для обеспечения отсталых стран.

Из этого следует, что привлечение международных организаций в процесс централизованных закупок лекарственных средств ведет к появлению новых требований, являющихся дискриминационными по отношению к отдельным участникам торгов, в частности локальным производителям. Если они не будут допущены к торгам, то 2,5 млрд грн. бюджетных средств будут полностью выведены за границу.

Кто проиграет в этой ситуации? Во-первых, украинские пациенты, которые по-прежнему будут лечиться за свой счет. Во-вторых, государство Украина, которое понесет убытки, оплачивая услуги международных организаций и предоставляя налоговые льготы на закупки импортной продукции. В-третьих, локальные производители, для которых созданы дискриминационные условия.

Кто выигрывает? Во-первых, поставщики, которые могут выполнить требования международных закупщиков. Во-вторых, международные закупочные организации, которые смогут заработать в Украине более 100 млн грн. В-третьих, организации, которые и сегодня продолжают пиарить новый механизм закупок, хотя они до сих пор так и не состоялись.

Закупки министерства

Между тем Министерство здравоохранения тоже проводит централизованные закупки. Бюджет составляет 1,6 млрд грн. При этом МЗ не берет комиссию за свои услуги. А если возникает острая необходимость, то оно даже поддерживает локального производителя. Например, закупки лекарственных средств для лечения больных гемофилией взрослого возраста.

Эпилог

Сегодня мы видим, что в сфере централизованных закупок лекарственных средств главной проблемой по-прежнему остается непрозрачность. Например, для участия в закупках через международные организации нет необходимости декларировать цены. То есть накануне торгов нет сведений о ценах, по которым препараты и медицинские изделия будут закупаться для Украины. Кроме того, международные закупщики так и не озвучили четкие требования, предъявляемые к потенциальным участникам закупок.

Для того чтобы решить проблему, необходимо ликвидировать ее источник — централизованные закупки. Иными словами, нужно максимально децентрализовать процесс. Касательно привлечения к процессу централизованных закупок международных организаций, то целесообразность использования данного механизма должна быть экономически обоснованной.

Елена Приходько
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті