Орфанные препараты: от затрат на разработку до стоимости для пациента

Орфанные препараты: от затрат на разработку до стоимости для пациентаНекоторые заболевания встречаются в популяции настолько редко, что затраты на разработку и выведение на рынок препаратов для их диагностики, профилактики или лечения могут не окупиться ожидаемыми доходами от продаж. Такие лекарственные средства называют орфанными. Тем не менее препараты для лечения орфанных патологий выводятся на рынок благодаря сочетанию рыночных и регуляторных стимулов и общим усилиям всех заинтересованных сторон. Одной из ключевых законодательных инициатив, призванных активизировать разработку лекарственных средств для лечения редких заболеваний, является продление срока их патентной защиты. Так, в США срок патентной защиты с момента одобрения препарата регуляторными органами составляет 7 лет, при этом во многих случаях срок действия патента на активные вещества, входящие в состав орфанных лекарств, превышает 7 лет. В ЕС срок патентной защиты для этой группы лекарственных средств составляет 10 лет. Также США предоставляет различные финансовые льготы компаниям, которые разрабатывают орфанные препараты. Все эти усилия привели к тому, что мировой рынок орфанных лекарств уверенно растет и по итогам 2014 г. оценивается в 97 млрд дол. США.

Термин орфанные заболевания (редкие заболевания) впервые появился в США в 1983 г. при принятии закона об орфанных препаратах («Orphan Drug Act»). До утверждения данного документа в США были выведены на рынок всего 38 лекарственных средств, предназначенных для терапии заболеваний, которые сегодня относятся к орфанным. Успех такого закона в США привел к тому, что его приняли и в других странах: в 1993 г. — в Японии, в 2000 г. — в странах ЕС. Определение термина «редкое заболевание» в законодательствах различных государств отличается. Так, в США редким заболеванием считается патология, диагностированная менее чем у 200 тыс. человек, что составляет менее 6,4 пациента на 10 тыс. человек. В ЕС же под определение «редкое заболевание» подпадают состояния, отмечаемые менее чем у 5 пациентов на 10 тыс. человек или у 250 тыс. больных при том, что население стран ЕС составляет 506 млн человек. В Японии же заболевание считается орфанным, если оно диагностировано менее чем у 50 тыс. человек (то есть менее 4 на 10 тыс.), учитывая, что население Японии составляет 128 млн человек.

Обзор мирового рынка орфанных препаратов

Согласно отчету «Orphan Drug Report 2015» аналитической компании «Evaluate Pharma», к 2020 г. объем продаж препаратов для лечения орфанных заболеваний на мировом рынке достигнет 178 млрд дол. Совокупный среднегодовой прирост (Compound Annual Growth Rate — CAGR) данного рынка в период 2015–2020 гг. в денежном выражении составит 11,7% (рис. 1), что почти вдвое превышает аналогичный показатель для рынка рецептурных лекарственных средств (5,9%). При этом прослеживается четкая тенденция увеличения удельного веса орфанных препаратов в общем объеме продаж рецептурных лекарственных средств (за исключением генериков) в денежном выражении начиная с 11,2% в 2010 г. до прогнозируемых 20,2% в 2020 г. По данным компании «Evaluate Pharma», в 2014 г. объем продаж орфанных препаратов на мировом рынке увеличился на 7,7% до 97 млрд дол. по сравнению с 2013 г., в то время, как аналогичный показатель для лекарственных средств, не относящихся к орфанным, повысился лишь на 2% до 576 млрд дол., а рецептурных препаратов — на 2,8% до 673 млрд дол.

Рис. 1
Орфанные препараты: от затрат на разработку до стоимости для пациента
Объем продаж орфанных препаратов в денежном выражении на мировом рынке в 2010–2014 гг. и прогноз до 2020 г. с указанием их доли в объе­ме продаж рецептурных лекарственных средств

Источник данных: отчет «Orphan Drug Report 2015» аналитической компании «Evaluate Pharma»

Ожидается, что к 2020 г. компании «Celgene» удастся занять лидирующую позицию на мировом рынке по объему продаж орфанных лекарственных средств в денежном выражении (табл. 1). Этому будет способствовать доход от продаж иммуномодулятора Revlimid (леналидомид) из продуктового портфеля компании «Celgene». По прогнозам, в 2020 г. Revlimid (леналидомид) станет наиболее продаваемым орфанным препаратом на мировом рынке с прогнозируемым объемом продаж более 10 млрд дол.

Во сколько фармацевтическим компаниям обходится разработка орфанных препаратов?

Ввиду низкого уровня распространения орфанных заболеваний осложнена их диагностика, проблематично также лечение — современной медицине известны способы терапии лишь нескольких сотен подобных патологий. Поэтому для того, чтобы стимулировать фармацевтические компании вкладывать инвестиции в разработку таких препаратов, в США существует ряд законодательных инициатив, позволяющих компаниям сократить R&D-расходы, связанные с разработкой этой группы лекарственных средств. Так, например, при разработке орфанных препаратов в США фармацевтическим компаниям полагается 50% налоговый кредит.

Таблица 1 Топ-10 фармацевтических компаний по прогнозируемому объему продаж орфанных препаратов на мировом рынке в денежном выражении в 2020 г. с указанием данного показателя по итогам 2014 г.
№ п/п,
2020 г.
№ п/п,
2014 г.
Компания Объем продаж на мировом рынке в 2014 г., млрд дол. США Объем продаж на мировом рынке в 2020 г., млрд дол. США CAGR в 2014–2020 гг., %
1 3 «Celgene» 6,6 12,7 12
2 1 «Novartis» 11,8 12,7 1
3 5 «Bristol-Myers Squibb» 2,9 12,6 28
4 2 «Roche» 9,7 12,5 4
5 6 «Alexion Pharmaceuticals» 2,2 6,8 21
6 4 «Pfizer» 5,3 6,3 3
7 9 «Vertex Pharmaceuticals» 0,5 6,0 53
8 8 «Merck & Co» 1,1 5,9 32
9 10 «AbbVie» 0,2 5,8 73
10 7 «Johnson & Johnson» 2,0 5,7 19
Источник данных: отчет «Orphan Drug Report 2015» аналитической компании «Evaluate Pharma»

В среднем расходы на клинические исследования ІІІ фазы, как правило, самой дорогостоящей, орфанного препарата, составляют чуть менее половины по сравнению с таковыми на клинические исследования ІІІ фазы лекарств, не относящихся к орфанным, и оцениваются на уровне 103 млн дол. (против 193 млн дол.). А с учетом 50% налогового кредита, стоимость данной фазы клинических исследований может сократиться до 51 млн дол., что составляет около ¼ таковой клинических исследований ІІІ фазы для лекарств, не относящихся к орфанным.

Более низкая стоимость клинических исследований ІІІ фазы также связана с меньшим количеством пациентов, которых необходимо задействовать в исследовании. Так, в среднем в клиническом исследовании ІІІ фазы лекарственного средства, не относящего к орфанным, принимают участие 3549 пациентов, а орфанного — 761. По остальным показателям, характеризующим клинические исследования, например таким, как продолжительность исследований, орфанные и неорфанные препараты практически не отличаются. Так, продолжительность клинических исследований ІІІ фазы орфанного лекарственного средства в среднем составляет 3,64 года, неорфанного — 3,31 года. В этом контексте необходимо отметить, что в среднем время, затрачиваемое фармацевтическими компаниями на процесс одобрения препарата, для орфанных составляет 10,45 мес, а неорфанных — 12,63 мес.

Различие средней стоимости проведения исследования ІІІ фазы и количества задействованных пациентов в основном и обуславливают значительные различия показателей ожидаемой окупаемости инвестиций для орфанных и неорфанных лекарственных средств. Так, этот показатель для клинических исследований ІІІ фазы и подачи документов на одобрение орфанных препаратов характеризуется в 1,14 раза более высоким его значением по сравнению с остальными лекарственными средствами (без учета налоговых льгот, предоставляемых компаниям в США).

По данным компании «Evaluate Pharma», среди лекарственных средств, которые получили одобрение Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) в 2014 г., 38% составляли орфанные препараты (19 наименований). В свою очередь, Европейское агентство по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMA) в 2014 г. рекомендовало к одобрению 17 орфанных лекарственных средств.

Ожидается, что в тройку лидеров из топ-5 орфанных лекарственных средств по объему продаж в денежном выражении в США через 5 лет после лонча, одобренных FDA в 2014 г., войдут препараты таких крупных мультинациональных фармацевтических компаний, как «Bristol-Myers Squibb», «Merck & Co» и «Roche» (табл. 2). Их затраты на клинические исследования III фазы препаратов из тройки лидеров и объем продаж таких лекарственных средств через 5 лет после лонча указывают на хорошую окупаемость таких инвестиций.

Таблица 2 Топ-5 орфанных лекарственных средств, одобренных FDA в 2014 г., по объему продаж в денежном выражении в США через 5 лет после лонча.
№ п/п Препарат Компания Терапевтическая область применения Дата одобрения FDA Объем продаж, в США в 2019 г. млрд дол. США Затраты на клинические исследования III фазы, млн дол.
1 Opdivo «Bristol-Myers Squibb» Меланома Декабрь 2014 г. 4,60 193
2 Keytruda «Merck & Co» Меланома Сентябрь 2014 г. 2,80 102
3 Esbriet «Roche» Идиопатический легочный фиброз Октябрь 2014 г. 1,82 218
4 Ofev «Boehringer Ingelheim» Идиопатический легочный фиброз Октябрь 2014 г. 1,09 213
5 Cyramza «Eli Lilly» Рак желудка Апрель 2014 г. 0,89 239
Источник данных: отчет «Orphan Drug Report 2015» аналитической компании «Evaluate Pharma»

Среди орфанных лекарственных средств, которые находятся на стадии разработки, наиболее перспективным продуктом на мировом рынке считается обетихолиевая кислота компании «Intercept Pharmaceuticals», предназначенная для лечения заболеваний печени. Ожидается, что объем продаж этого продукта на мировом рынке в 2020 г. составит 1,83 млрд дол., а чистая приведенная стоимость (Net present value — NPV) данного проекта составит около 9,66 млрд дол. Стоит отметить, что NPV показывает объем средств, которые инвестор ожидает получить от проекта после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные вложения и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. В упрощенном виде NPV можно трактовать как стоимость, добавляемую проектом.

Каковы затраты на лечение орфанных заболеваний?

По данным компании «Evaluate Pharma», в 2014 г. в среднем затраты на 1 лекарственное средство для терапии орфанного заболевания в течение года у 1 пациента составили 111 820 дол., при том, что таковые на 1 препарат, не входящий в категорию орфанных, — 23 331 дол. (рис. 2). Для сравнения в 2013 г. такие затраты составляли 107 316 и 21 215 дол. соответственно, что на 4 и 9% меньше, чем в 2014 г. CAGR затрат на 1 препарат для лечения орфанного заболевания у 1 пациента в течение года в 2010–2014 гг. составил 7,6%, при этом данный показатель для затрат на 1 препарат, не входящий в категорию орфанных, составил 9,1%.

Рис. 2
Орфанные препараты: от затрат на разработку до стоимости для пациента
Средние затраты на 1 орфанный и неорфанный препараты в 2010–2014 гг. в США для лечения 1 пациента в течение года.

Источник данных: отчет «Orphan Drug Report 2015» аналитической компании «Evaluate Pharma»

Средние затраты на 1 препарат для лечения заболевания у пациента в течение года определяли с учетом розничной стоимости лекарственного средства в исследуемом году. Анализ включал топ-100 орфанных и неорфанных препаратов по объему продаж в денежном выражении в США в 2014 г.

Стоит отметить, что, по данным компании «Evaluate Pharma», доход от продаж топ-20 орфанных лекарственных средств по объему продаж в денежном выражении в 2014 г. в США в расчете на пациента коррелирует с количеством больных, которые применяют такие препараты. При этом для орфанных лекарств, которые применяются у менее чем 10 тыс. пациентов, отмечают более выраженную корреляцию между их стоимостью и количеством пациентов, которые их применяют. Так, доход от продаж препарата Advate (фактор VIII (прокоагулянт) в расчете на 1 пациента, по сравнению с таковыми других орфанных препаратов из данного рейтинга является наивысшим, при этом количество пациентов, которые применяют данное лекарственное средство, наименьшим (табл. 3).

Таблица 3 Топ-10 орфанных препаратов по объему продаж в денежном выражении в США в 2014 г.
№ п/п Препарат Действующее вещество Компания Объем продаж в США в 2014 г., млрд дол. Доход от продаж в течение года в США в 2014 г. в расчете на 1 пациента, дол. Количество пациентов, применявших препарат в 2014 г.
1 Rituxan Ритуксимаб «Roche» 3,65 54 780 66 565
2 Copaxone Глатирамера ацетат «Teva Pharmaceutical Industries» 3,11 33 309 93 458
3 Revlimid Леналидомид «Celgene» 2,92 112 294 25 965
4 Gleevec Иматиниба мезилат «Novartis» 2,17 90 634 23 943
5 Avonex Интерферон бета-1a «Biogen» 1,96 57 932 33 781
6 Velcade Бортезомиб «Takeda» 1,40 52 838 26 414
7 Rebif Интерферон бета-1a «Merck KGaA» 1,29 61 631 20 924
8 Alimta Пеметрексид дисодиум «Eli Lilly» 1,23 47 378 25 951
9 Advate Фактор VIII (прокоагулянт) «Baxalta» 0,99 687 144 1433
10 Afinitor эверолимус «Novartis» 0,81 66 390 12 125
Источник данных: отчет «Orphan Drug Report 2015» аналитической компании «Evaluate Pharma»

Таким образом, сегодня для фармацевтических компаний существует несколько стимулов, заинтересовывающих их в разработке орфанных препаратов. Среди таких факторов: отсутствие альтернатив для пациентов в выборе терапии, снижение затрат на R&D, возможность диктовать ценовую политику на такие препараты. Учитывая высокую стоимость лекарственных средств для терапии редких заболеваний, оптимизация оказания помощи пациентам с орфанными патологиями сегодня сводится к такой помощи за счет средств государственного бюджета. Однако, рынок орфанных лекарственных средств обладает значительными резервами для роста и развития. Продолжаются поиски новых методов лечения редких заболеваний и разработки современных препаратов, что оставляет надежду на повышение доступности лекарственных средств, предназначенных для терапии орфанных заболеваний, для пациентов.

Светлана Шелепко,
по материалам www.evaluategroup.com,
www.orpha.net, www.mordorintelligence.com,
www.ema.europa.eu, www.fda.gov

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи