Измерения разные – рынок один! Фармрынок Украины, госпитальный сегмент: I полугодие 2008 г.

С одной стороны, рынки производителя и конечного потребителя — это две большие разницы, как говорит небезызвестный Олег Леонидович из Одессы. Однако по сути это один и тот же сложнейший живой механизм, только измеренный по-разному. В рамках этой публикации мы постараемся бросить взгляд на единый рынок из различных измерений и обрисовать роль, которая принадлежит в нем госпитальному сегменту. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

МЕТОДОЛОГИЯ

Анализируя госпитальный сегмент фармрынка Украины, следует учитывать, что закупаемую лечебно-профилактическими учреждениями фармпродукцию используют в  клинической практике, что дает нам право считать госпитальные закупки рынком конечного потребления. Составляющими госпитального сегмента фармрынка Украины являются 3 категории товаров: лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН) и  препараты аптечного производства (ПАП). Общий объем рынка конечного потребителя представляет собой сумму реализованной в  госпитальном и  аптечном сегменте продукции. Напомним, что общий объем произведенной продукции (рынок производителя) рассчитывается по формуле «импорт + производство – экспорт». Соответственно, зарубежная составляющая рынка производителя представлена импортными поставками, а отечественная — внутрирыночным производством, то есть производством за вычетом экспортной части. Подробнее о методологии исследования госпитального рынка и  его инфраструктуре читайте в  «Еженедельнике АПТЕКА» № 37 (608) от 24.09.2007 г, об исследовании рынка производителя — в  «Еженедельнике АПТЕКА» № 31 (652) от 11.08.2007 г.

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Во II кв. 2008 г. объем госпитального рынка Украины составил 932,8 млн грн. за 185,0 млн упаковок, увеличившись по сравнению с  аналогичным периодом 2007 г. на 31,5% в  денежном и  на  32,4% в  натуральном выражении. Напомним, что в  I кв. 2008 г. аналогичные показатели были гораздо ниже (+4,4% и  –17,6%). Видно, что активность госпитальных закупок набирает темпы, обусловив не только более чем двукратное увеличение объема по сравнению с  I кв., но и  значительный прирост по сравнению со II кв. 2007 г.

По итогам I полугодия 2008 г. лечебно-профилактическими учреждениями было закуплено товаров на сумму 1,3 млрд грн. за 268,3 млн упаковок, что больше, чем в  аналогичный период 2007 г. на 22,2% в  денежном и  на 13,3% в  натуральном выражении.

Рынок конечного потребителя в  целом продолжает постепенно увеличиваться в  объеме, причем как в  денежном, так и  в  натуральном выражении (рис. 1, 2). Роль первой скрипки, разумеется, принадлежит аптечным продажам. Тем не менее в  ракурсе объемов реализуемых упаковок влияние госпитального сегмента ощущается достаточно сильно.

Динамика                                     объема рынка конечного потребителя в  денежном                                     выражении в  разрезе его сегментов                                     в  I  полугодии 2007 и  2008  г. с  указанием                                     процента прироста по сравнению с аналогичным                                     периодом предыдущего года и  доли в  сегменте

Рис. 1 Динамика объема рынка конечного потребителя в  денежном выражении в  разрезе его сегментов в  I полугодии 2007 и  2008 г. с  указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и  доли в  сегменте

Динамика                                     объема рынка конечного потребителя                                     в  натуральном выражении в  разрезе его                                     сегментов в  I  полугодии 2007–2008  гг.                                     с  указанием процента прироста по сравнению                                     с  аналогичным периодом предыдущего года                                     и  доли в  сегменте

Рис. 2 Динамика объема рынка конечного потребителя в  натуральном выражении в  разрезе его сегментов в  I полугодии 2007–2008 гг. с  указанием процента прироста по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года и  доли в  сегменте

Общий объем рынка конечного потребителя (госпитальные закупки + аптечные продажи) по итогам I полугодия 2008 г. составил 9 млрд грн. за 1,3 млрд упаковок, увеличившись на 34,3% в  денежном и  5,7% в  натуральном выражении по сравнению с  аналогичным периодом 2007 г. Здесь доля госпитального сегмента составила 14,6% в  денежном и  21,4% в  натуральном выражении.

Наиболее весомой категорией как на розничном, так и на госпитальном рынке являются ЛС. По итогам I полугодия 2008 г. объем закупок этой категории товаров составил 1,1 млн грн. за 84,2 млн упаковок. Это больше, чем в I полугодии 2007 г., на 22,8% в  денежном и  меньше — на 7,2% в  натуральном выражении. Традиционно удельный вес этой категории товаров в  общем объеме госпитального сегмента в  денежном выражении был максимальным и  составил 85,4%. Вторая по величине госпитальных закупок категория — ИМН, в  I полугодии 2008 г. продемонстрировала увеличение объема закупок в  денежном и  натуральном выражении в размере 23,9 и  28,4% соответственно. Категория ИМН также аккумулирует наибольшую долю госпитального рынка в  натуральном выражении, которая увеличилась в  I полугодии 2008 г. на 8% — до 68,2% (рис. 3). В  этот период минимальный вклад в  общий объем госпитального рынка внесли ПАП — 5,4 млн грн. за 1,1 млн упаковок, что на 50,1 и 70,7% меньше соответственно в  денежном и  натуральном выражении по сравнению с  аналогичным периодом 2007 г. Удельный вес категории ПАП уменьшился до 0,4%.

Удельный вес                                     различных категорий товаров в  общем объеме                                     госпитальных закупок в  денежном                                     и  натуральном выражении в  I  полугодии 2007                                     и  2008 г.

Рис. 3 Удельный вес различных категорий товаров в  общем объеме госпитальных закупок в  денежном и  натуральном выражении в  I полугодии 2007 и  2008 г.

Примечательно, что доля ЛС на госпитальном и  аптечном рынке характеризуется схожими тенденциями. В  обоих случаях происходит медленное, но уверенное уменьшение удельного веса крупнейшей категории, то есть ЛС, в  пользу менее крупных, но более активных. В  качестве таких категорий на аптечном рынке выступают косметика и  БАД, на госпитальном — ИМН (рис. 4).

Удельный вес                                     различных категорий товаров в общем объеме                                     аптечных продаж в денежном и натуральном                                     выражении в I полугодии 2007 и 2008 г.

Рис. 4 Удельный вес различных категорий товаров в общем объеме аптечных продаж в денежном и натуральном выражении в I полугодии 2007 и 2008 г.

Вместе с  тем обозначенные изменения пока что не в  состоянии пошатнуть незыблемое положение ЛС как основного товара потребительской корзины. Именно поэтому операторы украинского фармацевтического рынка уделяют этой категории товаров столь пристальное внимание. Разумеется, прежде чем попасть в  руки (или как происходит в  госпитальном сегменте — сразу в  организм) конечного потребителя, ЛС должно быть произведено. Именно рынок производителя является основой для деятельности оптовых и  розничных операторов. Следует отметить, что рынок конечного потребителя развивается в  противофазе с  рынком производителя, иначе говоря, с  некоторой задержкой. Ведь та продукция, которая была ввезена в  страну или произведена в ее пределах, опять же должна пройти долгий путь, пока не попадет со склада производителя непосредственно к  конечному потребителю. Причем длительность этой задержки может достигать нескольких месяцев. В  результате уже на уровне макропоказателей видно, что темпы роста объема рынка производителя в  I кв. 2008 г. были меньше таковых рынка потребителя, а во II кв. — наоборот (рис. 5).

Динамика                                     объема ЛС рынка потребителя и  производителя                                     в  денежном выражении в  I  полугодии 2007                                     и  2008  г. с указанием процента прироста по                                     сравнению с  аналогичным периодом предыдущего                                     года

Рис. 5 Динамика объема ЛС рынка потребителя и  производителя в  денежном выражении в  I полугодии 2007 и  2008 г. с указанием процента прироста по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года

На госпитальном рынке сферы влияния отечественных и  зарубежных производителей распределились традиционно. Наибольшую долю госпитальных закупок в  денежном выражении составляют товары зарубежного производства — 61,1%, а в  натуральном выражении максимальный объем поставок обеспечивают отечественные производители — 64,7% (табл. 1, 2). В  общерыночном товарообороте ЛС зарубежного производства постепенно увеличивают свою долю, причем это подтверждается данными с  обоих уровней — производителя и  потребителя (рис. 6). Вместе с тем следует отметить, что доля отечественных ЛС в  госпитальном сегменте стабильно гораздо выше, чем в  аптечном.

Таблица 1
Объем госпитальных закупок в  денежном выражении по  категориям товаров зарубежного и  отечественного производства в  I полугодии 2007 и  2008 г. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  I полугодием 2007 г.

I полугодие Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2007 571,4 62,3 346,0 37,7
2008 700,3 62,2 22,6 426,0 37,8 23,1
ИМН
2007 68,3 45,3 82,3 54,7
2008 105,7 56,7 54,9 80,8 43,3 -1,8
ПАП
2007 10,8 100,0
2008 5,5 100,0 -50,1
Всего
2007 639,7 59,3 439,1 40,7
2008 806,0 61,1 26,0 512,3 38,9 16,6

Таблица 2
Объем госпитальных закупок в  натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и  отечественного производства в  I полугодии 2007 и  2008 г. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  I полугодием 2007 г.

I полугодие Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2007 16,0 17,6 74,8 82,4
2008 15,9 18,9 -0,3 68,3 81,1 -8,7
ИМН
2007 55,3 38,9 87,1 61,1
2008 78,9 43,1 42,6 104,1 56,9 19,5
ПАП
2007 3,6 100,0
2008 1,0 100,0 -70,7
Всего
2007 71,3 30,1 165,5 69,9
2008 94,8 35,3 33,0 173,4 64,7 4,8

*В общий объем госпитальных закупок ИМН включены объемы реализации товаров, которые прошли процедуру регистрации дезинфицирующих средств.

Удельный вес                                     отечественных и  зарубежных ЛС в  общем                                     объеме рынка производителя, потребителя,                                     аптечных продаж и  госпитальных поставок                                     в  денежном выражении в  I  полугодии 2007 и                                     2008  г.

Рис. 6 Удельный вес отечественных и  зарубежных ЛС в  общем объеме рынка производителя, потребителя, аптечных продаж и  госпитальных поставок в  денежном выражении в  I полугодии 2007 и 2008 г.

В  структуре госпитального рынка максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки — у ЛС — 13,4 грн. в  I полугодии 2008 г., что на 32,3% больше показателя аналогичного периода предыдущего года (рис. 7). На рынке аптечных продаж максимальным показателем стоимости, конечно же, может похвастаться косметика. В  розничном сегменте средневзвешенная стоимость ЛС характерно несколько ниже, чем в  госпитальном. При этом в  обоих сегментах зафиксированы практически идентичные темпы прироста стоимости по этой категории товаров. В  целом госпитальный рынок ориентирован на более дорогие ЛС и  менее дорогие ИМН, чем аптечный.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных                                     категорий аптечных и госпитальных товаров                                     в  I  полугодии 2007 и  2008  г. с  указанием                                     процента прироста/убыли по сравнению                                     с  I  полугодием 2007 г.

Рис. 7 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий аптечных и госпитальных товаров в  I полугодии 2007 и  2008 г. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  I полугодием 2007 г.

Закономерно, что ценовая структура на госпитальном рынке в  разрезе товаров зарубежного и  отечественного производства дифференцирована. Так, в  I полугодии 2008 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного производства достигла 44,0 грн., в  то время как для ЛС отечественного производства этот показатель составил 6,2 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ИМН зарубежного производства была также выше, чем в целом по рынку, — 1,1 грн., а отечественного ниже — 0,8 грн.

Конечно, продуктовая линейка, которую используют лечебно-профилактические учреждения отличается от таковой аптечных предприятий. В  частности, рецептурные препараты гораздо более востребованы при госпитальном лечении (рис. 8). По итогам I полугодия 2008 г. лечебно-профилактическими учреждениями было закуплено таких ЛС на сумму 1,0 млрд грн. за 69,8 млн упаковок. В  этот период в  общем объеме госпитальных закупок доля рецептурных препаратов составила 91,5% в  денежном и 82,9% в  натуральном выражении. Следует отметить, что по сравнению с  аналогичным периодом 2007 г. удельный вес препаратов безрецептурной формы отпуска значительно увеличился как в  денежном, так и  в  натуральном выражении — до 8,5 и 17,1% соответственно. Что касается средневзвешенной стоимости 1 упаковки рецептурных и  безрецептурных ЛС, видно, что наиболее дорогостоящей является зарубежная продукция (рис. 9). При этом темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки рецептурных препаратов отечественного производства выше, чем для зарубежного. По-видимому, постепенное изменение структуры спроса, которое уже давно проявило себя в  аптечном сегменте, начало сказываться и  на ценовой структуре госпитальной продукции.

Удельный вес                                     рецептурных и безрецептурных ЛС в  общем                                     объеме госпитальных закупок и  аптечных продаж                                     в  денежном и  натуральном выражении                                     в  I  полугодии 2007 и  2008  г.

Рис. 8 Удельный вес рецептурных и безрецептурных ЛС в  общем объеме госпитальных закупок и  аптечных продаж в  денежном и  натуральном выражении в  I полугодии 2007 и  2008 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки                                     рецептурных и  безрецептурных ЛС в  разрезе                                     зарубежного и  отечественного производства                                     в  госпитальном и  аптечном сегментах по                                     итогам I  полугодия 2007 и  2008  г.                                     с  указанием процента прироста по сравнению                                     с  I  полугодием 2007  г.

Рис. 9 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных и  безрецептурных ЛС в  разрезе зарубежного и  отечественного производства в  госпитальном и  аптечном сегментах по итогам I полугодия 2007 и  2008 г. с  указанием процента прироста по сравнению с  I полугодием 2007 г.

Что касается фармакотерапевтической структуры госпитального рынка, то здесь состав топ-5 крупнейших групп АТС-классификации по объемам закупок в  денежном выражении несколько отличается от такового на розничном рынке ЛС. Конечно, это обусловлено характером потребления препаратов в лечебно-профилактических учреждениях. По итогам I полугодия 2008 г. максимальный объем госпитальных закупок ЛС, как и  на розничном фармрынке, отмечен для группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 290 млн грн. за 12,9 млн упаковок (рис. 10). 2-е место по объемам госпитальных закупок ЛС в  денежном выражении заняла группа В «Средства, влияющие на систему крови и  гемопоэз» — 199,2 млн грн. за 17,7 млн упаковок. По ней отмечен наибольший удельный вес в  натуральном выражении — 21,2%. Группа J «Противомикробные средства для системного применения» заняла 3-е место, ее удельный вес в  разрезе представленной топ-5 был максимальным в  денежном выражении — 23,6%. Отметим, что в  этот же период на розничном рынке аптечных продаж ЛС группа J заняла 5-е место.

Распределение                                     объемов госпитальных закупок ЛС в  разрезе                                     топ-5 групп АТС-классификации первого уровня                                     в  денежном и  натуральном выражении                                     в  I  полугодии 2008  г. с  указанием таковых                                     в  I  полугодии 2007  г.

Рис. 10 Распределение объемов госпитальных закупок ЛС в  разрезе топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в  денежном и  натуральном выражении в  I полугодии 2008 г. с  указанием таковых в  I полугодии 2007 г.

Что касается групп госпитальных закупок ЛС в  разрезе АТС-классификации третьего уровня, то наибольший объем таковых отмечен для группы J01D — «Прочие бета-лактамные антибиотики» — 93,6 млн грн. за 7,2 млн упаковок. Однако по сравнению с  I полугодием 2007 г. в  общем объеме госпитальных закупок ЛС доля этой группы препаратов уменьшилась до 8,3% в  денежном выражении (табл. 3). По сравнению с  I полугодием 2007 г. объем госпитальных закупок препаратов группы А10А «Инсулин и  его аналоги» увеличился более чем в  2 раза (до 82,7 млн грн.), а ее доля увеличилась на 3% — до 7,3%. В  целом топ-5 групп АТС-классификации третьего уровня практически полностью отличается от таковой в  розничном сегменте. Объединяет топ-листы только группа группа A16A «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процессы».

Таблица 3 Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по  объему госпитальных закупок ЛС в  денежном выражении в  I полугодии 2008 г. с  указанием удельного веса группы, процента прироста/убыли по сравнению с  I полугодием 2007 г.

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы 2007 г. 2008 г. D, %
Млн грн. Удельный вес, % Млн грн. Удельный вес, %
1 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 111,8 12,2 93,6 8,3 –16,3
2 A10A Инсулин и  его аналоги 39,2 4,3 82,7 7,3 110,7
3 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процессы 33,7 3,7 55,1 4,9 63,6
4 B05X Дополнительные растворы для внутривенного введения 37,9 4,1 48,5 4,3 27,9
5 B01A Антитромботические средства 38,6 4,2 47,0 4,2 21,8
6 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 30,5 3,3 43,4 3,8 42,1
7 N01A Средства для общей анестезии 21,8 2,4 36,5 3,2 67,0
8 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и  гиперактивности (ADHD), и  ноотропные средства 25,5 2,8 36,0 3,2 41,1
9 C01E Прочие кардиологические препараты 31,5 3,4 34,0 3,0 8,0
10 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 24,6 2,7 26,8 2,4 9,0
Прочие 522,2 56,9 622,7 55,3 19,3
Всего 917,3 1126,3 22,8

По итогам I полугодия 2008 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в  денежном выражении возглавила корпорация «Артериум» (табл. 4). 2-е место в  топ-листе заняла компания «sanofi-aventis», а 3-е — «Дарница». В  целом состав топ-3 участников стабилен, а в  топ-5 крупнейших маркетирующих организаций входят три украинских фармпроизводителя — корпорация «Артериум», «Дарница» и  «Фармак». Верхушка рейтинга производителей по объему госпитальных поставок значительно отличается от такового аптечных продаж, причем особо следует обратить внимание на действительно высокие и  прочные позиции отечественных компаний.

Таблица 4
Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему госпитальных поставок в денежном выражении в I полугодии 2008 г. с  указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2007 г.

Маркетирующая организация № п/п, год
2008 2007
Артериум Корпорация (Украина) 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2
Дарница (Украина) 3 3
Фармак (Украина) 4 7
Nycomed (Норвегия) 5 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 6 4
Novo Nordisk (Дания) 7 12
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 8 5
Юрия-Фарм (Украина) 9 13
Gedeon Richter (Венгрия) 10 9

ИТОГИ

Фармацевтический рынок Украины усилиями операторов не стоит на месте, а дышит, растет и  развивается, как самый настоящий живой организм. Измерение объемов рынка на различных этапах жизнедеятельности (производство, дистрибьюция, реализация) создает впечатление его многоликости.

Тем не менее рынок един, и то, что видоизменяет его на пути со склада производителя к потребителю (дистрибьюторская и  аптечная наценки, временная задержка между производством и  реализацией и  прочее), может быть измерено с  помощью соответствующих маркетинговых инструментов.

Госпитальный сегмент, бесспорно, является достаточно весомой частью рынка конечного потребителя. Тем не менее он имеет ярко выраженную по сравнению с  аптечным сегментом специфику продуктовой линейки. Так, госпитальные отгрузки ЛС, в  отличие от аптечных продаж, в  основном представлены рецептурными препаратами, доля ЛС отечественного производства в этом сегменте гораздо выше. ИМН значительно чаще применяют в лечебных учреждениях, чем при самолечении, что соответствующим образом отразилось на их доле в обоих сегментах. Кроме того, состав лидирующих фармакотерапевтических групп на госпитальном и аптечном рынках сильно отличается.

Вместе с тем знаковые тенденции фармрынка проходят красной нитью через все его пласты — высокие темпы прироста объема в  денежном выражении, в  несколько раз превышающие таковые в  натуральном, постепенное увеличение доли зарубежных товаров, повышение популярности дорогостоящей продукции.

Видеть и  понимать рынок целиком во всем многообразии его проявлений — одно из важнейших условий успешного планирования стратегии развития любой фармацевтической компании. В  рамках этой публикации было сделано несколько первых шагов в  обозначенном направлении. Надеемся, представленный материал наглядно продемонстрирует, что многоуровневый анализ фармацевтического рынка уже сегодня является вполне доступным. n

Оксана Сергиенко,
Евгений Кунда,
Юлия Лысак

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті