|
МЕТОДОЛОГИЯ
Напомним, что с начала 2008 г. в методологии сбора и обработки данных по рынку телерекламы произошли изменения (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 18 (639) от 5 мая 2008 г.). Так, если до конца 2007 г. результаты исследования экстраполировали на генеральную совокупность украинцев в возрасте от 4 лет, проживающих в городах с населением более 50 тыс. человек и имеющих, по крайней мере, 1 телевизор (далее — «Universe»), то с 2008 г. «Gfk Ukraine» увеличила свою выборку домохозяйств до 2540 за счет жителей населенных пунктов численностью менее 50 тыс. человек (далее — «Universe-2008»). Новая генеральная совокупность представляет 17 млн домохозяйств (44 млн телезрителей).
В рамках публикации для сопоставления 2008 г. с предыдущими периодами будут рассмотрены данные в старом формате, то есть рассчитанные по генсовокупности «Universe». А для отображения максимально полных данных по 2008 г. будут использованы характеристики, рассчитанные по «Universe-2008». При этом суммарные медиапоказатели по «Universe-2008» больше таковых по «Universe» в среднем на 10–15%.
Также с 2008 г. мы перешли на новую систему измерений, в которой в качестве показателя медиаэффекта используется EqGRP, то есть эквивалентный GRP (Gross Rating Point), учитывающий коэффициент по длительности просмотра рекламного ролика и, соответственно, более точно коррелирующий с уровнем контакта со зрителем, чем обычный GRP. Для отображения размера инвестиций в телерекламу будет использован расчет, учитывающий стоимость EqGRP из официальных прайс-листов телеканалов (а не стоимость по месту в сетке, как это было до 2008 г.). Рассчитанный таким образом объем инвестиций в ТВ-рекламу гораздо ближе к реальным показателям. Тем не менее следует учитывать, что информация о размерах скидок на размещение рекламы остается закрытой. И даже сложный расчет с использованием EqGRP позволяет судить лишь о номинальных рекламных бюджетах.
Подробнее ознакомиться с методологией исследования и списком медианосителей, в которых проводится мониторинг рекламы в прессе и на радио (далее — нон-ТВ), наши читатели могут на сайте www.monitoring.com.ua. Объемы рынка нон-ТВ рекламы также рассчитаны в ценах open-rate. По экспертной оценке, среднерыночный объем скидки в нон-ТВ каналах коммуникации составляет 30–40%.
ВИДЫ РЕКЛАМЫ
Традиционно на рынке рекламы ЛС максимальная доля инвестиций приходится на телерекламу. Несмотря на незначительное ее снижение в начале лета, июль и август 2008 г. демонстрируют противоположную тенденцию (рис. 1). Доля ТВ в общем объеме рынка рекламы ЛС в августе 2008 г. достигла — 89,5%. Такие высокие показатели были характерны для начала года. Следует отметить, что в течение 4 мес — с марта по июнь 2008 г. — доля спонсорства варьировала в рамках 4,8–7,0%. Однако этот показатель постепенно снизился и уже в июле и августе 2008 г. составил 4,2 и 5,3% соответственно. Подобная ситуация характерна для рекламы ЛС в прессе и на радио. Объем инвестиций в эти медиаисточники значительно уменьшился. В июле и августе 2008 г. он составил 15,3 и 10,5% соответственно. Общий же объем инвестиций в рекламу ЛС также продолжает тенденцию уменьшения и уже в июле 2008 г. составил 33,6 млн грн., что в 4 раза меньше этого показателя в феврале 2008 г. Положительным моментом является приток инвестиций в рекламу ЛС в августе 2008 г., который составил 37,3 млн грн. Вполне возможно, это связано с преддверием осеннего сезона, который характеризуется повышением активности операторов фармрынка.
|
По итогам января–августа 2008 г. общий объем инвестиций фармкомпаний в рекламу ЛС для исследуемых медианосителей составил 558,9 млн грн. Наиболее емким с начала текущего года был февраль — 134,2 млн грн.
РЕКЛАМА НА ТВ
Лето традиционно считается периодом затишья в рекламной активности операторов фармрынка. Однако это не относится к ситуации на рынке телерекламы ЛС. Объем инвестиций в рекламу ЛС в июле и августе 2008 г. составил 28,1 и 31,6 млн грн. соответственно (рис. 2), что на фоне прошлогодних показателей демонстрирует значительные темпы прироста.
|
Так, прирост объема инвестиций в рекламу ЛС на ТВ в июле 2008 г. по сравнению с июлем 2007 г. составил 139,4%, что сопровождалось повышением уровня контакта со зрителем с 4,3 до 7,1 тыс. EqGRP (%) (на 64,9%; рис. 3). В августе 2008 г. темпы прироста этого показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили 96,6%, а уровень контакта со зрителем увеличился на 28,0% — до 8,0 тыс. EqGRP (%). В данной ситуации прослеживается зависимость уровня контакта со зрителями от объемов инвестиций в ТВ-рекламу.
|
Таким образом, в июле и августе 2008 г. компании-производители продемонстрировали высокие темпы прироста объема инвестиций в рекламу ЛС на телевидении (включая спонсорство), в отличие от абсолютных показателей.
По итогам января–августа 2008 г. фармкомпаниями было потрачено на телевизионную и спонсорскую рекламу ЛС 443,8 млн грн., что на 40% больше, чем в аналогичный период 2007 г.
В июле–августе 2008 г. общий объем инвестиций в рекламу ЛС на телевидении увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 59,8 млн грн. |
ПРОДАВЦЫ РЕКЛАМЫ НА ТВ
Топ-10 лидеров по объему продаж рекламы с начала текущего года продолжает сохранять свою целостность, изменениям подвергаются лишь позиции некоторых из них в предоставленном рейтинге (табл. 1). Традиционно в четверку лидеров по объему продаж рекламы в июле–августе 2008 г. как в денежном, так и в натуральном (WGRP, %) выражении представляют телеканалы «Интер», «Студия «1+1», «ICTV» и «СТБ», доля которых составляет около 80% всех рекламных бюджетов ЛС. Кроме того, представленная топ-4 лидеров достигает максимального уровня контакта со зрителем. Также необходимо отметить значительный подъем в рейтинге телеканала «ТЕТ», который в июле–августе 2007 г. занимал 18-е место по объемам продаж рекламы ЛС. В аналогичный же период текущего года этот телеканал переместился на 9-ю позицию. Доля спонсорства в общем объеме продаж рекламы ЛС в июле–августе 2008 г. составила 4,4%. Максимальным этот показатель был у телеканала «СТБ» — 13,1% суммарного объема инвестиций в рекламу ЛС на телевидении. Кроме того, этот телеканал также является лидером по количеству выходов рекламы ЛС. За ним по этому показателю следуют телеканалы «ICTV» и «Первый канал. Всемирная сеть». Продаж ТВ-спонсорства в исследуемый период не отмечено у телеканалов «Интер», «Новый канал», «НТН» и «Первый канал. Всемирная сеть».
Таблица 1
Топ-10 телеканалов по объему продаж рекламы ЛС в денежном выражении по итогам июля–августа 2008 г. («Universe-2008») с указанием прочих медиапоказателей и № п/п в июле–августе 2006–2008 гг. по «Universe»
№ п/п |
Телеканал |
Объем продаж рекламы |
Уровень контакта со зрителем, EqGRP, % |
Количество реализованных рейтингов, WGRP, % |
Количество выходов |
||||
Млн грн. |
№ п/п по «Universe» |
||||||||
Всего | Доля спонсорства, % | 2008 г. | 2007 г. | 2006 г. | |||||
1 | Интер |
17,2
|
—
|
1
|
1
|
1
|
3636
|
2876
|
2650
|
2 | Студия «1+1» |
13,6
|
3,0
|
2
|
3
|
5
|
2832
|
1947
|
2112
|
3 | ICTV |
9,5
|
8,9
|
3
|
5
|
2
|
2264
|
1713
|
4076
|
4 | СТБ |
8,0
|
13,1
|
4
|
2
|
4
|
2293
|
1760
|
4417
|
5 | Новый канал |
4,0
|
—
|
5
|
4
|
3
|
997
|
788
|
1295
|
6 | Украина |
3,9
|
7,7
|
6
|
6
|
7
|
887
|
691
|
2256
|
7 | НТН |
2,0
|
—
|
7
|
8
|
8
|
616
|
491
|
2999
|
8 | Первый канал. Всемирная сеть |
1,1
|
—
|
8
|
7
|
6
|
607
|
492
|
3084
|
9 | TET |
0,7
|
4,6
|
10
|
18
|
14
|
205
|
151
|
544
|
10 | Тонис |
0,7
|
0,8
|
9
|
9
|
12
|
211
|
170
|
2576
|
Прочие |
1,2
|
4,9
|
—
|
—
|
—
|
590,8
|
480,0
|
9036
|
|
Всего |
61,9
|
4,4
|
—
|
—
|
—
|
15137,4
|
11559,3
|
35045
|
Динамика уровня медиаинфляции свидетельствует о значительном повышении ее в июле и незначительном снижении в августе 2008 г. (рис. 4). Следует отметить, что с начала 2007 г. такого высокого значения этот показатель еще не достигал. Уровень медиаинфляции в июле и августе 2008 г. составил 73,9 и 66,2% соответственно. В среднем на фоне низких показателей объема затрат на рекламу в аналогичный период прошлого года эти значения медиаинфляции кажутся достаточно значимыми.
|
В июле–августе 2008 г. в разрезе сейлз-хаусов максимальный прирост объема продаж рекламы ЛС (более чем в 2,5 раза) по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. отмечен по сейлз- хаусу «Приоритет». Количество реализованных рейтингов этим сейлз- хаусом увеличилось почти в 4 раза по сравнению с июлем–августом 2007 г. Эти факторы и способствовали увеличению доли данного сейлз-хауса в общем объеме продаж рекламы ЛС в денежном выражении и количестве реализованных рейтингов в июле–августе 2008 г (рис. 5). Также следует отметить в исследуемом периоде 2008 г. увеличение более чем в 2 раза объема продаж рекламы ЛС сейлз-хаусом «Интер-Реклама». Однако его доля в общем объеме затрат фармкомпаний на рекламу ЛС и количестве реализованных рейтингов незначительно сократилась. В целом в июле–августе 2008 г. для всех сейлз- хаусов отмечено увеличение объема продаж рекламы ЛС в денежном выражении и количества реализованных рейтингов.
|
Таким образом, в июле–августе 2008 г. максимальные уровень контакта со зрителем и количество реализованных рейтингов фармкомпаниям обеспечили телеканалы «Интер», «Студия «1+1», «ICTV» и «СТБ».
ПОКУПАТЕЛИ
В июле–августе 2008 г. топ-10 крупнейших брэндов ЛС по объему инвестиций в телерекламу в денежном выражении возглавил препарат ЛИОТОН (табл. 2). Для этого брэнда также характерен самый высокий уровень контакта со зрителем. Следует отметить, что ЛИОТОН в июле–августе прошлого года по объему капиталовложений в рекламу на ТВ находился на 8-й позиции, а в настоящее время возглавляет представленный рейтинг. Значительный подъем в рейтинге брэндов ЛС по объему инвестиций в телерекламу в июле–августе 2008 г. продемонстрировали препараты ЛАМИЗИЛ и СОЛПАДЕИН. Данные брэнды поднялись с 20-го и 11-го мест, которые они занимали в аналогичный период 2007 г., на 4-е и 5-е соответственно. Для остальных 6 представителей списка топ-10 брэндов инвестиций в телерекламу в июле–августе 2007 г. не было отмечено. Лидерами по объему продаж телерекламы ЛС в натуральном выражении (рейтинг WGRP, %) в исследуемый период были ЛИОТОН и ЭНЕРЛИВ.
Таблица 2
№ п/п |
Брэнд |
Объем продаж рекламы |
Уровень контакта со зрителем, EqGRP, % |
Количество реализованных рейтингов, WGRP, % |
Количество выходов |
||||
Млн грн. |
№ п/п по «Universe» |
||||||||
Всего | Доля спонсорства, % | 2008 г. | 2007 г. | 2006 г. | |||||
1 | ЛИОТОН |
3,8
|
—
|
1
|
8
|
7
|
857
|
662
|
1084
|
2 | ЭНЕРЛИВ |
3,1
|
—
|
2
|
—
|
—
|
732
|
647
|
1064
|
3 | НУРОФЕН |
2,5
|
—
|
3
|
2
|
13
|
689
|
510
|
2934
|
4 | ЛАМИЗИЛ |
2,4
|
—
|
4
|
20
|
16
|
657
|
558
|
1865
|
5 | СОЛПАДЕИН |
2,4
|
—
|
5
|
11
|
4
|
596
|
493
|
1212
|
6 | ОЛФЕН |
2,3
|
—
|
12
|
—
|
—
|
526
|
358
|
503
|
7 | ИМЕТ |
2,2
|
—
|
7
|
—
|
—
|
493
|
381
|
611
|
8 | ТОНГИНАЛ |
2,1
|
—
|
13
|
—
|
—
|
398
|
265
|
181
|
9 | ЭСПУМИЗАН |
1,9
|
—
|
15
|
—
|
—
|
460
|
409
|
581
|
10 | ФЕЗАМ |
1,8
|
—
|
6
|
—
|
—
|
420
|
293
|
656
|
Прочие |
37,4
|
7,3
|
—
|
—
|
—
|
9308,2
|
6984,0
|
24354
|
|
Всего |
61,9
|
4,4
|
—
|
—
|
—
|
15137,4
|
11559,3
|
35045
|
Также необходимо отметить, что в июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество рекламировавшихся брэндов ЛС увеличилось — с 46 до 68 соответственно.
В июле–августе 2008 г. тройка лидеров в рейтинге маркетирующих организаций по объему инвестиций в ТВ-рекламу ЛС представлена компаниями «Berlin-Chemie/Menarini Group», «Bittner» и «ratiopharm», по которым зафиксированы самые высокие показатели объема инвестиций в? рекламу ЛС на телевидении (табл. 3). Для рекламы ЛС в спонсорство в этот период часть своих капиталовложений направили лишь 3 компании из представленной топ-10 — «Actavis Group», «Sandoz» и «GlaxoSmithKline». Таким образом, компании продолжают демонстрировать предпочтение инвестированию в сегмент прямой ТВ-рекламы. В июле–августе 2008 г. лидером по уровню контакта со зрителями и количеству реализованных рейтингов была компания «Berlin- Chemie/Menarini Group». А по количеству выходов рекламы ЛС первенство в представленном рейтинге в исследуемый период 2008 г. принадлежит компании «Reckitt Benckiser Healthcare International».
Таблица 3
Топ-10 маркетирующих организаций по объему инвестиций в ТВ-рекламу ЛС в денежном выражении по итогам июля–августа 2008 г. с указанием основных медиапоказателей
№ п/п |
Маркетирующая организация |
Объем продаж рекламы |
Уровень контакта со зрителем, EqGRP, % |
Количество реализованных рейтингов, WGRP, % |
Количество выходов |
||||
Млн грн. |
№ п/п по «Universe» |
||||||||
Всего | Доля спонсорства, % | 2008 г. | 2007 г. | 2006 г. | |||||
1 | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
11,4 | — | 1 | 5 | 5 | 2647 | 2185 | 3448 |
2 | Bittner (Австрия) | 6,2 | — | 3 | 16 | 0 | 1280 | 769 | 1257 |
3 | Ratiopharm (Германия) |
5,1 | — | 2 | 1 | 1 | 1272 | 945 | 2914 |
4 | Actavis Group (Исландия) |
4,1 | 2,1 | 4 | 21 | 21 | 973 | 664 | 1854 |
5 | Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) |
3,9 | — | 5 | 2 | 12 | 1101 | 921 | 4946 |
6 | Sandoz (Швейцария) | 3,3 | 21,0 | 6 | 3 | 17 | 840 | 650 | 1798 |
7 | Novartis Consumer Health (Швейцария) | 3,3 | — | 7 | 10 | 8 | 894 | 733 | 2753 |
8 | Sanofi-aventis (Франция) |
2,7 | — | 8 | 9 | 13 | 639 | 439 | 1308 |
9 | Стада-Нижфарм (Германия — Россия) | 2,6 | — | 9 | 11 | 27 | 676 | 510 | 2280 |
10 | GlaxoSmithKline (Великобритания) |
2,4 | 0,04 | 10 | 7 | 4 | 597 | 494 | 1292 |
Прочие |
16,9 | 11,6 | — | — | — | 4218,6 | 3249,3 | 11195 | |
Всего |
61,9 | 4,4 | — | — | — | 15137,4 | 11559,3 | 35045 |
Значительно повысили свои позиции в рейтинге компании «Bittner» и «Actavis Group», которые переместились с 16-го и 21-го на 3-е и 4-е места соответственно по сравнению с июлем–августом 2007 г.
Отметим, что общее количество маркетирующих организаций, инвестировавших в телерекламу ЛС в июле–августе 2008 г., увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составило 37 компаний.
ПРЕССА
По итогам июля–августа 2008 г. объем инвестиций в рекламу ЛС в печатных изданиях составил 7,6 млн грн., что более чем на 50% больше такового в аналогичный период 2007 г. Лидером по объему продаж рекламы ЛС в июле–августе 2008 г. , как и в аналогичный период 2007 г., был журнал «Единственная». Объем продаж рекламы ЛС в этом издании составил 707,6 тыс. грн. за 14 выходов рекламы ЛС (табл. 4). Наибольшее количество выходов рекламы ЛС в исследуемый период отмечено в журнале «Лиза». Максимальные темпы прироста объемов продаж рекламы ЛС в разрезе представленной топ-10 продемонстрировала газета «Комсомольская правда» (Украина) — на 313,6%. В результате чего она поднялась в рейтинге на 10 позиций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также следует обратить внимание, что на 7-й позиции в представленной топ-10 в анализируемый период 2008 г. находится журнал «Твое здоровье!». Инвестиции в размещение рекламы ЛС в этом издании в аналогичный период прошлого года не направлялись. Убыль объема продаж рекламы ЛС на 11,0% по сравнению с июлем–августом 2007 г.характерна для журнала «Отдохни!».
Таблица 4
Топ-10 печатных изданий по объемам продаж рекламы ЛС в денежном выражении в июле–августе 2008 г. с указанием объема и количества выходов рекламы, а также объема продаж рекламы ЛС и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года
№ п/п |
Издание |
2007 г. |
2008 г. |
||||
Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | № п/п | Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | в †, % | Количество выходов | Количество листов А3 | ||
1 | Единственная |
681,8
|
1
|
707,6
|
3,8
|
14
|
3,1
|
2 | Лиза |
301,5
|
3
|
693,8
|
130,1
|
30
|
5,4
|
3 | Теленеделя (Украина) |
234,1
|
5
|
498,7
|
113,0
|
23
|
3,7
|
4 | Отдохни! |
496,2
|
2
|
441,8
|
–11,0
|
17
|
3,4
|
5 | Натали |
237,2
|
4
|
385,3
|
62,4
|
12
|
2,1
|
6 | Женский журнал. Здоровье |
188,4
|
9
|
359,9
|
91,0
|
23
|
6,0
|
7 | Твое здоровье! |
—
|
—
|
354,5
|
—
|
17
|
2,6
; |
8 | Комсомольская правда (Украина) |
79,7
|
18
|
329,7
|
313,6
|
17
|
6,4
|
9 | Добрые советы |
214,4
|
7
|
289,0
|
34,8
|
15
|
3,1
|
10 | Полина |
112,1
|
14
|
218,3
|
94,7
|
15
|
2,5
|
Прочие |
2406,6
|
—
|
3273,7
|
36,0
|
349
|
73,1
|
|
Всего |
4952,0
|
—
|
7552,3
|
52,5
|
532
|
111,4
|
В целом в исследуемый период 2008 г. представленная топ-10 печатных изданий по объемам продаж рекламы ЛС пополнилась тремя новыми участниками — изданиями «Полина», «Комсомольская правда» и «Твое здоровье!».
По итогам июля–августа 2008 г. объем инвестиций в рекламу ЛС в печатных изданиях составил 7,6 млн грн., что более чем на 50% больше такового в аналогичный период прошлого года. |
В июле–августе 2008 г., как и в аналогичный период прошлого года, лидером по объему инвестиций в рекламу ЛС и количеству выходов в прессе был брэнд НОМИГРЕН (табл. 5). Значительный прирост объема инвестиций в рекламу ЛС в прессе продемонстрировал ЦЕТРИН, который переместился в рейтинге с 36-й на 8-ю позицию по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Таблица 5
Топ-10 брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу в прессе в июле–августе 2008 г. с указанием объема и количества выходов рекламы, а также объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года
№ п/п |
Брэнд |
2007 г. |
2008 г. |
||||
Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | № п/п | Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | в †, % | Количество выходов | Количество листов А3 | ||
1 | НОМИГРЕН | 294,7 | 1 | 591,6 | 100,8 | 24 | 6,9 |
2 | СМЕКТА | 239,3 | 4 | 350,5 | 46,5 | 21 | 3,9 |
3 | СТИФИМОЛ | — | — | 305,0 | — | 17 | 3,1 |
4 | ЭДЕМ | — | — | 287,7 | — | 19 | 4,3 |
5 | СПАЗМАЛГОН | 98,0 | 17 | 275,2 | 180,8 | 14 | 2,4 |
6 | ЛИНЕКС | 156,6 | 7 | 240,3 | 53,5 | 9 | 2,2 |
7 | ДИФЛЮКАН | 100,0 | 15 | 239,5 | 139,4 | 7 | 1,8 |
8 | ЦЕТРИН | 41,2 | 36 | 190,5 | 362,9 | 13 | 2,0 |
9 | ТРИПСИДАН | — | — | 181,7 | — | 9 | 1,8 |
10 | ФЕЗАМ | — | — | 177,0 | — | 13 | 3,2 |
Прочие |
4022,2 | — | 4713,3 | 17,2 | 386 | 79,8 | |
Всего |
4952,0 | — | 7552,3 | 52,5 | 532 | 111,4 |
Следует отметить, что в июле–августе 2008 г. состав участников представленного топ- листа брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу в прессе практически полностью отличается. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. из прежних участников в его составе остались только НОМИГРЕН, СМЕКТА и ЛИНЕКС.
По итогам июля–августа 2008 г. топ-лист маркетирующих организаций — лидеров по объему инвестиций в рекламу ЛС в прессе возглавила компания «Sandoz» (табл. 6). Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года для этой компании характерна убыль по этому показателю на 3,7%. Высокий прирост объема инвестиций в рекламу в прессе в исследуемый период отмечен для «Киевского витаминного завода», что позволило ему переместиться в рейтинге с 56-й на 6-ю позицию. Также значительный прирост инвестиций в рекламу ЛС на этом медиаканале характерен для компаний «Фармак», «Dr. Reddy’s» и «Pfizer Inc.». Лидером по количеству выходов рекламы ЛС в прессе в июле–августе 2008 г. является компания «Nabros Pharma».
За июль–август 2008 г. около 60% общего объема инвестиций в рекламу ЛС в прессе обеспечила представленная топ-10 маркетирующих организаций (см. табл. 6).
Таблица 6
Топ-10 маркетирующих организаций по суммарному объему инвестиций в рекламу ЛС в прессе в июле–августе 2008 г. с указанием объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года
№ п/п |
Маркетирующая организация |
2007 г. |
2008 г. |
||||
Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | № п/п | Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | в †, % | Количество выходов | Количество листов А3 | ||
1 | Sandoz (Швейцария) | 769,8 | 1 | 741,5 | –3,7 | 35 | 8,3 |
2 | Bosnalijek (Республика Босния и Герцеговина) | 445,2 | 2 | 667,3 | 49,9 | 26 | 7,3 |
3 | Actavis Group (Исландия) | 235,5 | 6 | 628,7 | 167,0 | 46 | 9,3 |
4 | Фармак (Украина) | 46,7 | 28 | 483,1 | 933,4 | 28 | 6,8 |
5 | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
261,1 | 4 | 370,5 | 41,9 | 18 | 3,6 |
6 | Киевский витаминный завод (Украина) | 0,5 | 56 | 365,4 | 73742,7 | 24 | 4,7 |
7 | Beaufour Ipsen Pharma (Франция) | 239,3 | 5 | 350,5 | 46,5 | 21 | 3,9 |
8 | Dr. Reddy’s (Индия) | 66,4 | 18 | 301,6 | 354,1 | 23 | 3,7 |
9 | Nabros Pharma (Индия) | — | — | 282,9 | — | 64 | 16,0 |
10 | Pfizer Inc. (США) | 100,0 | 15 | 239,5 | 139,4 | 7 | 1,8 |
Прочие |
2787,5 | — | 3121,3 | 12,0 | 240 | 46,0 | |
Всего |
4952,0 | — | 7552,3 | 52,5 | 532 | 111,4 |
РАДИО
По сравнению с июлем–августом 2007 г. распределение инвестиций в рекламу ЛС на радиостанциях претерпело изменения. Объем продаж рекламы ЛС на радио в денежном и натуральном выражении в исследуемый период 2008 г. составил 1,5 млн грн. и 465,7 мин соответственно. Объем инвестиций в рекламу ЛС на радио сократился более чем на 40 и 48% соответственно. Максимальный объем инвестиций в рекламу ЛС на радио в денежном выражении в июле–августе 2008 г. зафиксирован для радиостанции «Ретро ФМ» (21,8%), а в натуральном (длительность выходов) — для радиостанции «Наше радио» (28,5%; рис. 6). В исследуемый период 2008 г. как в денежном, так и в натуральном выражении уменьшился объем инвестиций в рекламу ЛС на радиостанции «Русское радио» и радиостанциях, сгруппированных в категорию «Прочие». Противоположная тенденция характерна для инвестирования в рекламу ЛС на радио «Мелодия». А максимальное увеличение доли в объеме продаж рекламы ЛС на радио как в денежном, так и в натуральном выражении в июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. отмечено для радиостанции «Наше радио» до 10,0 и 28,5% соответственно.
|
В июле–августе 2008 г. объем инвестиций фармкомпаний в рекламу ЛС на радио сократился в денежном и натуральном выражении более чем на 40 и 48% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 1,5 млн грн. и 465,7 мин соответственно |
В исследуемый период топ-5 крупнейших радиостанций аккумулировала более 80% общего объема инвестиций фармкомпаний на рекламу ЛС в денежном и около 78% в натуральном выражении.
В июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. топ-лист брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу ЛС на радио практически полностью изменился. Из прежних участников остался АЛКА-ЗЕЛЬТЦЕР, который в исследуемый период является лидером среди брэндов по объему инвестиций в рекламу ЛС и количеству выходов на радио (табл. 7). Для этого же брэнда характерен максимальный прирост капиталовложений в рекламу ЛС на радио — около 50%. Первенство по длительности выходов рекламы ЛС на радио принадлежит брэнду НО-ШПА. Суммарная длительность рекламы этого брэнда в исследуемый период составила 90 мин. Убыль объема инвестиций в рекламу на радио в июле–августе 2008 г. была отмечена для брэндов ТРАВИСИЛ и сгруппированных в категорию «Прочие».
Таблица 7
Топ-10 брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу на радио в июле–августе 2008 г. с указанием длительности и количества выходов рекламы, а также объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года
№ п/п |
Брэнд |
2007 г. |
2008 г. |
||||
Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | № п/п | Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | в †, % | Количество выходов | Длительность, мин | ||
1 | АЛКА-ЗЕЛЬТЦЕР | 275,1 | 2 | 407,0 | 48,0 | 225 | 74,1 |
2 | НО-ШПА | — | — | 318,5 | — | 178 | 90,4 |
3 | ФЕСТАЛ | — | — | 205,9 | — | 194 | 48,2 |
4 | ЛАМИКОН | — | — | 129,6 | — | 71 | 20,1 |
5 | ФЕЗАМ | — | — | 100,0 | — | 43 | 37,7 |
6 | КОРВАЛМЕНТ | — | — | 83,5 | — | 45 | 22,5 |
7 | СПАЗМАЛГОН | — | — | 63,0 | — | 120 | 23,8 |
8 | ЭДЕМ | — | — | 56,6 | — | 96 | 48,0 |
9 | ТРАВИСИЛ | 43,0 | 18 | 33,0 | -23,3 | 49 | 22,1 |
10 | ДОЛАР | — | — | 18,4 | — | 26 | 12,4 |
Прочие |
2216,5 | — | 103,3 | -95,3 | 134 | 66,4 | |
Всего |
2534,6 | — | 1518,8 | -40,1 | 1 181 | 465,7 |
По итогам исследуемого периода 2008 г. топ-лист маркетирующих организаций по объему инвестиций в радиорекламу ЛС, количеству и длительности выходов возглавила компания «sanofi- aventis» (табл. 8). Максимальный прирост объема капиталовложений в рекламу на этом медианосителе зафиксирован у компании «Фармак», что и привело к ее перемещению по этому показателю с 16-й позиции на 3-ю. Убыль объема рекламных инвестиций в июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. отмечена для «Bayer Consumer Care», «Plethico Pharmaceuticals» и компаний, сгруппированных в категорию «Прочие». В целом же в исследуемый период представленная топ-10 маркетирующих организаций обеспечила более 96% суммарных инвестиций в рекламу ЛС на радио.
Таблица 8
Топ-10 маркетирующих организаций по суммарному объему инвестиций в рекламу ЛС на радио в июле–августе 2008 г. с указанием объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года
№ п/п |
Маркетирующая организация |
2007 г. |
2008 г. |
||||
Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | № п/п | Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. | в †, % | Количество выходов | Длительность, мин | ||
1 | Sanofi-аventis (Франция) |
—
|
—
|
524,4
|
—
|
372
|
138,6
|
2 | Bayer Consumer Care (Швейцария) |
702,3
|
1
|
407,0
|
–42,1
|
225
|
74,1
|
3 | Фармак (Украина) |
9,8
|
16
|
186,2
|
1802,9
|
167
|
68,1
|
4 | Actavis Group (Исландия) |
82,1
|
10
|
163,0
|
98,6
|
163
|
61,5
|
5 | Киевский витаминный завод (Украина) |
—
|
—
|
83,5
|
—
|
45
|
22,5
|
6 | Plethico Pharmaceuticals (Индия) |
66,9
|
11
|
33,0
|
–50,7
|
49
|
22,1
|
7 | Рейнбо (Украина) |
—
|
—
|
18,4
|
—
|
26
|
12,4
|
8 | Bionorica (Германия) |
—
|
—
|
17,1
|
—
|
38
|
18,4
|
9 | Panacea Biotec (Индия) |
—
|
—
|
17,0
|
—
|
21
|
10,5
|
10 | Makpar (Индия) |
—
|
—
|
16,6
|
—
|
19
|
10,1
|
Прочие |
1673,5
|
—
|
52,6
|
–96,9
|
56
|
27,4
|
|
Всего |
2534,6
|
—
|
1518,8
|
–40,1
|
1 181
|
465,7
|
ИТОГИ
По итогам июля–августа 2008 г. значительно увеличилась доля инвестиций в рекламу ЛС по сравнению с началом лета среди представленных медиаканалов на телевидении. Максимальный прирост на фоне общего увеличения объема продаж рекламы ЛС на ТВ и количества реализованных рейтингов продемонстрировал сейлз-хаус «Приоритет». Также следует отметить увеличение количества рекламировавшихся на телевидении брэндов ЛС, которых в июле–августе 2008 г. насчитывалось 68.
Большинство компаний остались приверженцами инвестирования прямой ТВ-рекламы ЛС. В спонсорство часть своих вложений в исследуемый период направили лишь 3 компании из представленной топ-10 маркетирующих организаций — лидеров по объемам инвестиций в рекламу ЛС на телевидении. В июле–августе 2008 г. количество компаний, направивших средства в телерекламу ЛС, увеличилось и составило 37.
В исследуемый период также отмечен значительный прирост вложений в рекламу ЛС в печатных СМИ — свыше 50% по сравнению с июлем–августом 2007 г. Однако объем инвестиций в рекламу ЛС на радио как в денежном, так и в натуральном выражении сократился более чем на 40%. Практически полностью обновился состав топ-10 брэндов по этому показателю в прессе и на радио. Среди маркетирующих организаций огромный прирост по объему инвестиций в рекламу ЛС в прессе продемонстрировал «Киевский витаминный завод», на радио — завод «Фармак».
Как видим, исследуемый период ознаменовался уменьшением объема инвестиций в рекламу ЛС на радио, которое пользовалось меньшим успехом. Рекламодатели отдали свое предпочтение размещению рекламы ЛС на телевидении и в печатных СМИ. Вполне возможно, что такое распределение вложений связано с летним периодом, а с приходом осеннего сезона ситуация изменится. В целом же в июле и августе 2008 г. расставленные приоритеты компаний-производителей говорили сами за себя — 80,5 и 86,0% соответственно составила доля прямой рекламы ЛС на телевидении. n
Юлия Лысак
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим