Долги по ДЛО замедляют развитие фармрынка РФ

Объем продаж на фармацевтическом рынке Российской Федерации (РФ) в I полугодии 2007 г. увеличился на 18% по сравнению с первым полугодием 2006 г. Но, похоже, затянувшаяся коррекция программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) приведет к снижению темпов прироста рынка до конца года и пересмотру прогнозов его итогового объема.

«Ни один крупный рынок в мире не растет со скоростью 20% в год, — заявил в эфире РБК-ТВ гендиректор ЦМИ «Фармэксперт» Николай Демидов. Однако рост рынка замедляется — ДЛО претерпевает некие технические изменения, которые сокращают его объем. Часть лекарственных средств поставщикам до сих пор не оплачена».

«Технические изменения» обернулись серией громких отставок и уголовных дел. «Но социальные цели программы ДЛО достигнуты, — уверяет гендиректор компании «Нижфарм» Дмитрий Ефимов. — Если мы говорим о крупных мультинациональных компаниях, то для них потери на рынке России невелики». То есть потери оказались большими именно для российских производителей.

Размеры долга перед фармотраслью по программе ДЛО в 2006 г. — около 20 млрд руб. При этом до сих пор не выработан механизм его погашения. Хотя и были выделены дополнительные бюджетные средства, а резервов Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), по оценкам экспертов, и без того хватило бы, чтобы устранить дефицит за 2006 и 2007 г.

Важным следствием этого «сбоя в госзакупках» стала идея о необходимости создания еще одной отраслевой госкорпорации. Ее рабочее название — единый Фармацевтический логистический комплекс (оптовые поставки лекарств для льготников — единственный бизнес в стране, в котором государство еще не присутствует).

Как бы то ни было, ДЛО остается ключевым драйвером фармрынка в РФ. Сохраняется и тенденция к увеличению потребления ЛС. Оба фактора делают страну мощнейшим рынком сбыта. Доминируют на нем зарубежные производители: в первую очередь мультинациональные компании. Доля зарубежных производителей на российском фармрынке составляет 75%. Этот показатель постоянно увеличивается. Характерно, что зарубежные инвесторы не спешат вкладывать средства в разработку новых технологий или новых препаратов в России. Экспансия ограничена генерическими проектами. «Именно генерическая составляющая российского рынка наиболее интересна, — признается Д. Ефимов. — За последние 3–4 года в России построены заводы «КRКА» (Словения), «Hemofarm» (Сербия), «Servier» (Франция) и т.д.».

«По большому счету речь идет о довольно узком интересе восточноевропейских генерических компаний. И в плане слияний и поглощений мультинациональные компании не замечены, — говорит Н. Демидов. А ведь именно они с большим капиталом находятся на острие прогресса. То есть в инновационном плане Россия их не интересует. Только как рынок сбыта!».

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті