Игры «патриотов» над пропастью во лжи

Уже не первый месяц весь мир лихорадит в связи с экономическим кризисом. Классические вопросы «кто виноват» и «что делать» в период таких эпохальных перемен постоянно звучат, однако, к сожалению, гораздо чаще ищут виновных, чем пути исправления ситуации. Множество нерешенных проблем стоит и перед фармацией. Предлагаем вашему вниманию взгляд на процессы, происходящие в области здравоохранения в целом и в фармации в частности, юриста юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Ирины Кириченко.

Юрист юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Ирина КириченкоДефицит свободного времени не позволяет мне регулярно смотреть «мыльную оперу» с вышеупомянутым названием и вникать, кто из наших политиков кого переплюнул в своем «патриотизме». На мой взгляд, гораздо рациональнее и интереснее продолжать жизненный путь в своей стране, пусть в ней «…все делается через палку в колесе под завистливым взглядом братьев по разуму: «Попробуй, попробуй, а вдруг у тебя ничего не получится » (М. Жванецкий).

Поэтому попробую высказать свой взгляд на топ-тему СМИ в последнее время — финансово-экономический кризис и его последствия для отдельно взятой отрасли экономики.

Вскрытие покажет?

На мой взгляд, не обязательно ждать летального исхода, чтобы определить причину происходящего — точнейшим образом высказал ее вновь избранный Патриарх Кирилл: «…самая большая проблема сейчас — это кризис человеческой личности, а совсем не вопросы экономики». Поэтому кризис серьезно потрепал новые гламурные «ценности» нашего общества, а вот нравственность будет «политически целесообразна» и в долгосрочный период. Рассуждая современным языком, рано или поздно мода на здравый смысл и нравственный стержень сменит устаревшую моду на «гибкость» и политкорректность.

Поэтому прежде чем анализировать очередной нормативный опус и, политкорректно выразив его «издателю» свое глубочайшее почтение, пытаться обратить его внимание на «отдельные» недостатки этого документа и его несоответствие Закону (чем до недавнего времени частенько грешила и ваша покорная слуга), попробуем определить соответствие деятельности некоторых органов исполнительной власти Основному Закону — Конституции Украины в целом.

Итак, применительно к теме данной статьи рассмотрим последние «антикризисные» меры Министерства здравоохранения Украины, деятельность которого согласно Положению о Министерстве здравоохранения Украины, утвержденному постановлением КМУ от 2 ноября 2006 г. № 1542 призвана обеспечивать реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, создание, производство, контроль качества и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и регулируется Конституцией и законами Украины, а также принятыми согласно Конституции и законам Украины другими нормативными актами.

Среди основных задач Министерства, указанных в п. 3 Положения, выделим организацию предоставления государственными и коммунальными заведениями здравоохранения безвозмездной медицинской помощи населению; а также организацию научных исследований по приоритетным направлениям развития медицинской науки совместно с Национальной академией наук, Академией медицинских наук.

Рассуждать на тему «безвозмездной медпомощи населению» не будем — медицина даже в сталинские времена была исключением из правил, а самому Сталину приписывают слова: «Хорошего врача прокормит народ, а плохому — так и надо».

Остановимся на самой организации предоставления заведениями здравоохранения медицинской помощи населению и на проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития медицинской науки, исчерпывающий перечень которых обозначен в п. 3 данного Положения.

На официальном сайте Министерства www.moz.gov.ua в разделе «Медицинская помощь» представлен отчет о последних мероприятиях в данной области:

16.03.2009 г. «Українська Греко-Католицька Церква та Міністерство охорони здоров’я підписали Угоду про співпрацю»:

«На днях в рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Украины и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций Глава УГКЦ Любомир Гузар и Министр здравоохранения Василий Князевич подписали Соглашение о сотрудничестве между УГКЦ и МЗ Украины…

Как отмечается в Соглашении, стороны будут сотрудничать, в частности, в следующих направлениях:

  • разработка и реализация программ профилактики ВИЧ/СПИДа, алкоголизма, наркомании, зависимости от других психотропных веществ;

  • подготовка методических рекомендаций для предоставления духовно-психологической поддержки, удовлетворение нужд в осуществлении Святых Таинств и других церковных обрядов;

  • обустройство часовен и молитвенных комнат на территории учреждений ради создания надлежащих условий реализации религиозных нужд;

  • проведение конференций, научно-практических семинаров и других просветительских мероприятий.

Согласно документу, Министерство здравоохранения Украины при этом обязуется: предоставлять в установленном законодательством порядке доступ на территорию учреждений священнослужителей и мирян, которых надлежащих образом подготавливает и уполномочивает на служение УГКЦ; создавать благоприятные условия для предоставления духовно-психологической помощи, осуществления богослужений; оказывать содействие (при наличии) выделению в учреждениях помещений для проведения религиозных обрядов; способствовать размещению материалов в ведомственных изданиях, подготовленных представителями УГКЦ по вопросам сотрудничества согласно настоящему Соглашению».

Если бы я не была гражданкой Украины, и, следовательно, налогоплательщиком и потенциальной пациенткой учреждений Минздрава, я бы процитировала Вольтера: «Искусство медицины заключается в том, чтобы развлекать пациента, пока природа занимается лечением болезни». И хотя, лично на меня как пациента приход «по мою душу» «уполномоченного служителя УГКЦ» оказал бы такой же положительный терапевтический эффект, как и на героя А. Краско в замечательном фильме «Я остаюсь» — приход псевдо-ламы с восстановлением всех естественных рефлексов. Однако как у юриста и гражданина у меня такие действия Министерства здравоохранения вызывают ряд обоснованных вопросов и возражений, вытекающих из положений Конституции Украины, ст. 35 которой, в частности, гласит: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная».

Векторы антикризисного броуновского движения

Скажу банальность: во время кризиса выживает сильнейший. Именно фармацевтическая отрасль была, наверное, самым сильным звеном украинской экономики — ее запас прочности, безусловно, изначально был выше, чем в любом другом секторе нашей экономики. Это и понятно: словами булгаковского Воланда «…человек не просто смертен — он ВНЕЗАПНО смертен…» и, тем паче, он не только болеет, но и очень боится заболеть весьма некстати, учитывая все тот же кризис. Именно поэтому продукт под названием «лекарство» будет всегда приоритетным в нашей потребительской корзине, а возможно — и единственным в ней. Это также стратегический продукт даже с политической точки зрения: именно фармрынок определяет в стране стабильность системы здравоохранения, а значит — и социальную стабильность.

Что касается украинского фармрынка, то он изначально был защищен от тех потрясений, которым были подвержены аналогичные секторы экономики развитых стран, — существенного сокращения финансирования инноваций вследствие общего оттока капиталов из высокотехнологических, наукоемких, интеллектуальных сфер экономики, коей является фармацевтическая. Это на Западе останавливаются исследования новых препаратов, а акции инновационных фармкомпаний стремительно дешевеют. Мы же еще не столь «евроинтегрированы», и наш фармацевтический рынок наполнен генерическими препаратами как отечественного, так и зарубежного производства, поэтому особой зависимости от кризисных настроений портфельных инвесторов Украина не должна была испытать.

Но это логические рассуждения. Сформированное же в результате последнего «сердечного» голосования украинское правительство эту «логику» с легкостью опровергло своими простыми и весьма предсказуемыми действиями:

  • «допустив» резкие скачки валютного курса, особенно курса доллара (правда, возложив при этом всю монополию «вины» в организации этих «американских горок» для украинской экономики на скромную персону председателя Национального банка Украины);

  • установив предельные торговые наценки на лекарственные средства, сделавшие бессмысленным фармбизнес как таковой;

  • ликвидировав Государственную службу лекарственных средств и изделий медицинского назначения — орган лицензирования в украинской фармотрасли, ничего толком не предоставив взамен;

  • ограничив кредитование, в частности, переведя весь импорт на предоплату;

  • заигравшись на «газовой трубе» и т.д.

Последствия всех этих «забав» несложно было просчитать хотя бы на примере регулирования цен на лекарственные средства.

Историю постановления Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» мы знаем — уже полгода оно бьет рекорды по обсуждаемости среди всех негативных новостей. И что?

Вопросы несоответствия установленных постановлением КМУ от 17 октября 2008 г. № 955 предельных наценок здравому смыслу, в частности, уровню рентабельности отрасли, широко обсуждались еще до его введения в действие. На одном из таких мероприятий Главный инспектор новообразованной тогда Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Геннадий Падалко признал свое авторство на данное постановление, но якобы в его проекте уровень наценок был другим, а далее произошла то ли «техническая», то ли «редакционная» ошибка.

Постановление Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» уже полгода бьет рекорды по обсуждаемости среди всех негативных новостей. И что?

Однако, с ошибками или без, данное постановление стало действующим нормативным актом, что дало контролирующим органам основания для осуществления проверок и применения соответствующих санкций в случаях выявления нарушений.

Так, уже 16.10.2008 г. Антимонопольный комитет Украины возбудил дела о нарушении конкурентного законодательства против 10 крупнейших оптовых операторов фармацевтического рынка. В результате из аптек ввиду убыточности стали исчезать даже отечественные лекарства, после чего Президент своим указом от 5 декабря 2008 г. остановил действие постановлений Кабмина № 827, 837, 955, 1022 на основании их несоответствия Конституции Украины и сделал соответствующее представление в Конституционный Суд.

Однако вскоре на многих «фармацевтических» сайтах повис «драфт» очередного ценового постановления КМУ: «Целью принятия постановления является обеспечение социальной защиты для низкооплачиваемых и малообеспеченных слоев населения в части доступности приобретения основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем установления предельных торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок (наценок) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию»…

То есть, спасение утопающего — дело рук другого утопающего?

Одновременно для обсуждения был представлен проект Национального перечня лекарственных средств (по международным непатентованным наименованиям — МНН), цены на которые подлежат регулированию, успевший увеличиться в 2 раза и распространяющийся теперь почти на 20% всех лекарственных средств. Учитывая разницу стоимости «торговых марок» в пределах одного МНН, экономический результат такого регулирования прогнозируем.

Определением Конституционного Суда Украины от 11.02.2009 г. № 4-у отказано в открытии производства в деле по конституционному представлению Президента Украины о соответствии постановлений КМУ № 827, 837, 955, 1022 Конституции Украины.

А деловая активность зашкаливает. Почти каждый день проходят форумы или заседания рабочих групп, посвященные поискам путей выхода из кризиса, в частности, анализу состояния дел в фармотрасли, неизменным «предметом спора», которых также является извечный вопрос «кто виноват ». При этом решать другой извечный вопрос — «что делать » весьма политкорректно предоставляют «виноватым».

Еще этим «виноватым» пишут смелые письма, где анализируют пагубные последствия для фармотрасли изданных ними нормативных актов, а иногда и подсчитывают, какому количеству законов эти самые акты противоречат. Если параллельно такое письмо публикуется в прессе, наверное, его читают коллеги по несчастью. А если совсем повезет, то в результате конфликта между власть предержащими некоторые из таких, мягко говоря, непродуманных нормативных актов могут и отменить.

Но тут возникает вопрос: почему необходимо ждать, пока один подзаконный акт будет отменен другим подзаконным актом из субъективных побуждений, но на абсолютно объективных основаниях (противоречия Основному Закону), а не воспользоваться этими основаниями самостоятельно и сразу, обратившись непосредственно в компетентный орган — суд?

Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод на основании Конституции Украины гарантируется ст. 8 Конституции. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124). В Конституции предусмотрены все необходимые условия для доступности судебной власти. А в ч. 3 ст. 3 Закона «О судоустройстве Украины» указано, что судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Украины».

Судебная власть в Украине сегодня намного эффективнее и компетентнее государственной власти, поскольку используемые ею средства имеют конституционно-правовой характер. Поделимся опытом: когда в отношении субъектов другой отрасли украинской экономики нашим Кабинетом Министров было издано дискриминирующее постановление сродни № 955, их наиболее активные представители обратились в суд на предмет его отмены. Суд своим определением до рассмотрения дела по сути действие этого постановления остановил. Финал был конструктивен: КМУ принял новое постановление, не содержащее спорных положений, и предмет спора отпал сам собой.

Основной инстинкт

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она.» (А.С. Пушкин). Кто-то из ученых верно подметил, что инстинкт самосохранения — не основной для человека. Главный инстинкт — жить по привычке, сохраняя привычный статус-кво, даже если такая привычка вредна и опасна.

Возвращаясь к заглавию данной статьи, хотелось бы вспомнить сюжет оригинального произведения Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: жизнь привычно катится своим чередом, и мерзости ее становятся привычной обыденностью, даже не слишком унылой, отчасти радующей глаз своим синтетическим глянцем, и школа Пэнси доблестно штампует благородных «стопроцентных американцев», но внезапно, откуда ни возьмись, появляется парень по имени Холден, сам плоть от плоти этого мира, и криком своей души заставляет посмотреть на все другими глазами. И мы видим, что человеку жить в этом нейлоновом мире невозможно, что он задыхается в нем и не находит себе места.

Но главный герой, тоскливо и бестолково слоняясь в этом мире, не задумывается о том, что его можно и нужно переделать, но для этого следует что-то преодолеть и в самом себе, а его собственное безволие и пассивность тяжкими гирями висят у него на ногах… И что ему нужно, наконец, повзрослеть и искать не врагов извне, а силы внутри, которые появляются лишь в процессе работы над собой. Только нужно, наконец, чего-то захотеть.

Поэтому я воспринимаю кризис положительно: если нас сильно прижать, мы начнем самоорганизовываться и отстаивать свои права. Наверное, это и называется гражданским обществом.

Мне кажется, это относится и к игрокам фармацевтического рынка, особенно в ситуации, когда власть не может предложить правила игры, не нарушив при этом работу хрупкого организма фармации. Надеяться же на то, что власть, наконец, осознает и проникнется их проблемами, не стоит: образ украинского «антикризисного менеджмента» и его отношения с представителями власти можно выразить сценой из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: «Тут Ипполит Матвеевич не выдержал и с воплем «может быть!» смачно плюнул в доброе лицо отца Федора. Отец Федор немедленно плюнул в лицо Ипполита Матвеевича и тоже попал».

Нужно, чтобы инстинкт самосохранения наконец взял верх над инстинктом привычки, иначе может наступить момент, когда сохранять будет просто нечего.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті