Рак пищевода: выявлен новый фактор риска?

02 Березня 2016 12:53 Поділитися

Рак пищевода: выявлен новый фактор риска?В новом исследовании ученых из Университета Луисвилля (University of Louisville), США, Университета науки и технологии Хэнань (Henan University of Science and Technology), бактерии Porphyromonas gingivalis, провоцирующие развитие заболеваний десен, могут также играть роль в развитии рака пищевода. Так, исследователи установили, что количество Р. gingivalis, в тканях, пораженных плоскоклеточным раком пищевода, было значительно большим, чем в прилегающих тканях пищевода у таких пациентов и тканях пищевода у здоровых лиц. Результаты исследования опубликованы в журнале «Infectious Agents and Cancer».

Основными симптомами рака пищевода являются: прогрессирующее нарушение глотания (сначала твердой пищи, потом жидкой) и уменьшение массы тела. Различают аденокарциному пищевода и плоскоклеточный рак пищевода. Известными факторами риска развития рака пищевода являются: постоянное употребление горячей, грубой и плохо пережеванной пищи, а также спиртных напитков, курение, пищевод Барретта, эзофагиты, дивертикулит, термические и химические ожоги пищевода, сопровождающиеся образованием рубцов.

В новом исследовании ученые определили новый фактор, который может повышать риск развития рака пищевода. В ходе исследования ученые проанализировали состояние тканей, взятых у 100 пациентов с плоскоклеточным раком пищевода и 30 здоровых добровольцев (контрольная группа). В частности, они протестировали образцы тканей пищевода участников: ткань, пораженную плоскоклеточным раком и прилегающую ткань пищевода без наличия опухолевых клеток от пациентов с раком пищевода и здоровую ткань пищевода от добровольцев из контрольной группы.

В результате ученые установили, что бактерии Р. gingivalis присутствовали в 61% образцов тканей пищевода, пораженных плоскоклеточным раком, и только в 12% образцов прилегающей ткани. При этом в образцах здоровой ткани пищевода данных бактерий выявлено не было.

Для выявления Р. gingivalis в образцах тканей, исследователи проанализировали наличие фермента, уникального для данных бактерий. Они также искали следы ДНК бактериальных клеток. В результате было установлено, что уровень фермента лизин-гингипаин и бактериальной ДНК был достоверно выше в пораженных тканях пациентов с плоскоклеточным раком пищевода по сравнению с прилегающими или здоровыми тканями участников из контрольной группы. Кроме того, ученые выявили, что количество Р. gingivalis было пропорционально таким аспектам, как степень дифференцировки опухолевых клеток, метастазирование опухоли и общая выживаемостью пациентов с плоскоклеточным раком пищевода.

Ученые считают, что полученные результаты свидетельствуют о том, что бактерии, вызывающие заболевания десен могут быть новым фактором риска развития плоскоклеточного рака пищевода и служить в качестве прогностического биомаркера для этого типа рака. Если полученные данные подтвердятся в ходе дополнительных исследований, то это может означать, что устранение таких бактерий способно помочь сократить распространенность плоскоклеточного рака пищевода среди населения. Определение точных причин данной ассоциации может послужить профилактике и лечению рака пищевода, считают ученые.