Чисто английское здоровье. From good to best, или Конституция государственного здравоохранения в государстве с конституционной монархией

10 Березня 2016 5:55 Поділитися
Ранее в резонансной статье «Богатые тоже плачут, или Гуд бай, Америка, о…» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (1025) от 8 февраля 2016 г.) мы взяли на себя смелость пообещать своему многоуважаемому читателю продолжить его ознакомление с особенностями мировых систем здравоохранения. Что с удовольствием и делаем. При этом напомним, что если в первой статье (с лейтмотивом «чем больше затрат, тем меньше результат — spending more is getting less») основное внимание было уделено США в сонме избранного ряда высокоразвитых стран мира, — то в этом сонме Великобритания упоминалась чаще других именно в контексте значительной эффективности и общедоступности медицинской помощи для населения (соответственно, текущие реформы этой системы трудно подытожить иначе, чем слоганом, вынесенным в заголовок настоящей статьи, — «от хорошего к лучшему — from good to best»). И если в прошлой публикации мы позволили себе слегка подтрунивать (хоть и по-теплому) над «практически полностью государственной и, как поговаривают злые языки, едва ли не полу-«семашковской» системой здравоохранения», царствующей на Туманном Альбионе, то ныне — мы скажем об этом с более чем серьезным профессиональным отношением врача, когда он понимает, что пребывает во всеоружии для оказания полноценной помощи своим пациентам. А раз так, то в нынешней публикации сравнительного контекста применительно к другим странам не будет. Почему? По трем основным причинам. Во-первых, потому что английская система здравоохранения завораживает сама по себе: порой ей хочется слагать оды и петь псалмы. Во-вторых, английская система здравоохранения (как и вдохновенно воспетая одним из величайших англичан в истории, первым британским Нобелевским лауреатом по литературе Джозефом Редьярдом Киплингом кошка, которая гуляла сама по себе) является как-бы государством в государстве — она даже имеет собственную Конституцию (с положениями которой мы бегло ознакомимся ниже). И, в-третьих, потому что не так давно, с принятием 2012 г. нового Закона о медицинской и социальной помощи (Health and Social Care Act 2012) Национальная служба здравоохранения (National Health Service — NHS) подверглась столь глубинной реорганизации, что эти беспрецедентные изменения (по все тому же принципу «от хорошего к лучшему») не находят надежной сравнительной базы в международной среде: их можно рассматривать главным образом per se (как таковые — лат.) — в единственно возможном сопоставительном контексте поставленных целей и достигаемых при этом реальных результатов для пациентов, местных сообществ и населения в целом.

Здравоохранение принадлежит народу

таков лейтмотив Конституции NHS, согласно которой служба предназначена для улучшения здоровья и благополучия граждан, поддержания их надлежащего психического и физического статуса, максимального улучшения состояния здоровья пациентов, а если достичь их полного выздоровления не представляется возможным, — то обеспечения максимально высокого качества жизни до последней ее минуты. Для спасения жизней и улучшения здоровья NHS действует на острие научных достижений, используя наивысшие уровни человеческих знаний и практических навыков, соприкасаясь с жизнью человека с минут его рождения и до гробовой доски, учитывая все его базовые потребности, обеспечивая помощь и действенное милосердие тогда, когда он более всего в этом нуждается.

Система здравоохранения Англии (особенности таковой для Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии будут прицельно рассмотрены в рамках следующей публикации) зиждется на основополагающем принципе: она является универсальной, то есть предусматривает полное покрытие всего населения страны. Каждый обычный житель («ordinarily resident») королевства автоматически подпадает под действие системы оказания медицинской помощи. В большинстве случаев эта помощь является бесплатной по месту ее предоставления и оплачивается NHS. Лица, не являющиеся гражданами Великобритании, но располагающие Европейской картой медицинского страхования (European Health Insurance Card), также могут быть получателями бесплатных медицинских услуг. Для других же лиц — приезжих не из стран Европейского Союза либо нелегальных мигрантов — бесплатная медицинская помощь предоставляется лишь в отделениях экстренной медицинской помощи или при некоторых инфекционных заболеваниях.

При создании NHS в 1948 г. в основу ее деятельности был положен комплекс принципов и ценностей, тесно связывающих между собой обслуживаемые ею местные сообщества, — в составе пациентов (больных) и остального населения (здоровых), — с работающим в ней персоналом.

547678

7 основополагающих принципов деятельности NHS

1. NHS предоставляет всеобъемлющее медицинское обслуживание, доступное для всех вне зависимости от пола, расы, дееспособности, возраста, сексуальной ориентации, смены пола, религии, убеждений, а также матримониального, родительского или социального статуса. Служба предназначена для облегчения, предотвращения, диагностики и излечения нарушений как физического, так и психического здоровья, с одинаковым вниманием. Она несет обязательство уважать права человека перед всем населением и каждым индивидуумом, которого обслуживает. В то же время она выполняет более широкую социальную обязанность — способствовать равенству в предоставлении медицинской помощи, уделяя при этом особое внимание тем группам или категориям населения, для которых улучшение состояния здоровья и увеличение средней продолжительности жизни отстают от таковых для остальной части общества.

2. Доступ к услугам NHS основан на клинической потребности, а не на платежеспособности того или иного лица. Услуги NHS являются бесплатными, за исключением ограниченного круга обстоятельств, определяемых Парламентом.

3. NHS стремится к достижению наивысших стандартов качества и профессионализма — в предоставлении высококачественного, эффективного, безопасного и сконцентрированного на нуждах пациента лечения; в квалификации своих медицинских специалистов — их всесторонней поддержке, образовательной подготовке и профессиональном развитии; в лидерстве и управлении организациями здравоохранения; через свою приверженность к инновациям — в содействии, проведении и использовании научных исследований для улучшения качества оказания медицинской помощи населению как в текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. Уважение и достоинство, сострадание и забота должны быть ключом взаимодействия пациента и медицинского работника — не только потому, что так надлежит, но и потому, что безопасность, качество процесса проведения и успешность конечного исхода лечения пациента тесно взаимо­связаны с тем, какими полномочиями наделяют медицинского работника, насколько его ценят, поддерживают, мотивируют.

4. Пациент является эпицентром всего, что делает NHS. Служба должна поддерживать в каждом отдельном гражданине стремление и умение развивать и улучшать собственное здоровье, управлять им. Деятельность NHS должна вращаться вокруг нужд и предпочтений пациентов, членов их семей и опекунов — не только отображать, но и зависеть от них, быть скоординированной и отлаженной в соответствии с ними. В частности, NHS должна гарантировать, что в соответствии с Пактом о вооруженных силах (Armed Forces Covenant) военнослужащие, резервисты, члены их семей, ветераны не будут ущемлены в доступе к медицинской помощи по месту их пребывания. Пациенты, вместе с членами их семей или опекунами (в соответствующих случаях), должны быть вовлечены в процесс и обеспечены консультативной помощью при принятии всех решений об их лечении или уходе за ними. NHS всячески поощряет и приветствует обратную связь с общественностью, пациентами, специалистами здравоохранения, используя такой обмен информацией для повышения качества своих услуг.

5. NHS осуществляет свою деятельность, минуя организационные барьеры, а, напротив, в парт­нерстве с другими организациями в интересах пациентов, местных сообществ и широких слоев населения. NHS является интегрированной системой организаций и услуг, сведенных воедино принципами и ценностями, отображенными в Конституции. NHS свое предназначение в конгруэнтном сотрудничестве со службами других местных органов, различными структурами государственного сектора и широким кругом неправительственных организаций из частного и добровольческого (волонтерского) секторов гражданского общества, объединенных общей целью улучшения состояния здоровья и благополучия населения.

6. NHS привержена принципам обеспечения максимальной экономической выгоды для налогоплательщиков, наиболее эффективного, добросовестного и рационального расходования ограниченных ресурсов. Средства государственного бюджета, предназначенные для здравоохранения, должны использоваться исключительно в интересах людей, которых обслуживает NHS.

7. NHS подотчетна обществу, местным сообществам и пациентам, которых она обслуживает. NHS является национальной службой, которая финансируется за счет национальной системы налогообложения, — и именно Правительство устанавливает для NHS рамки деятельности, отчитываясь и неся ответственность за ее работу перед Парламентом. Однако большинство решений в системе NHS, особенно касательно персонифицированного лечения и детализированных особенностей организации предоставления медицинских услуг, принимаются главным образом службами NHS на местах, а также пациентами совместно с их лечащими врачами. Система ответственности и отчетности при принятии решений в NHS должна быть прозрачной и понятной для населения, пациентов и медицинских работников. С этой целью Правительство должно обеспечивать четкое и свое­временное обнародование отчетов NHS о проделанной ею работе.

7 вышеприведенных ключевых принципов, которыми NHS руководствуется во всей своей деятельности и всех начинаниях, базируются на 6 основополагающих ценностях, выкристаллизованных в ходе глубоких продолжительных дискуссий между специалистами здравоохранения, пациентами и гражданским обществом.

6 основополагающих ценностей NHS

1. Партнерство на благо пациентов. Пациенты стоят на первом плане деятельности NHS, которая полностью вовлекает пациентов, членов их семей, опекунов, сообщество, а также профессионалов как изнутри, так и извне NHS. Потребности пациентов и сообщества ставятся превыше организационных барьеров. Если дела идут плохо, об этом заявляется открыто.

2. Уважение и достоинство. Здесь высоко ценится каждый человек — будь-то пациент, член его семьи, опекун, профессионал здравоохранения. Здесь относятся с уважением к каждой индивидуальной личности со всеми ее чаяниями и жизненными предпочтениями, и стремятся понять ее прио­ритеты, потребности, возможности и ограничения. Здесь серьезно воспринимается то, что говорят другие. Здесь открыто высказывают свою точку зрения и честно признают, что могут сделать, а что нет.

3. Примат качества помощи. NHS заслуживает доверие, которым ей платит общество, путем отстаивания качества лечения, обеспечения его фундаментальных слагаемых — безопасности, эффективности и удовлетворения пациента — в случае с каждым конкретным пациентом. NHS поощряет и приветствует обратную связь от пациентов, членов их семей и опекунов, медицинских работников и общественности, чтобы использовать ее для улучшения оказываемой медицинской помощи и повышения успешности достигаемых результатов.

4. Милосердие. NHS гарантирует, что при оказании медицинской помощи сострадание является кардинальным элементом, так же как человечность, доброта и отзывчивость к человеческой боли, недомоганию, беспомощности или потребности. Изыскивается любая, даже самая зыбкая возможность, чтобы принести утешение и облегчить страдания. Сотрудники NHS находят время для пациентов, их родственников и опекунов, как и для своих коллег, с которыми работают рука об руку. NHS не ждет просьб о помощи — она заботится и помогает сама.

5. Улучшение жизни. NHS стремится к улучшению здоровья и благополучия людей. Мастерство и профессионализм высоко ценятся везде, где бы они не находились, — как в бытовых мелочах, которые привносят в повседневную жизнь людей дополнительный комфорт, так и в клинической практике, когда это сопровождается повышением качества услуг и инновациями. Для NHS не существует мелочей: придается значение всему, что может сделать здоровее пациентов, их сообщества, самих себя.

6. Каждый человек имеет значение. NHS мобилизует свои ресурсы на благо всего общества, гарантируя при этом, что никто не забыт и не обойден вниманием, не подвергнут дискриминации и не оставлен за бортом. NHS отдает себе отчет в том, что некоторые люди нуждаются в большей помощи, что трудные решения все равно должны приниматься — и что когда тратятся определенные ресурсы на нужды одних, при этом утрачиваются возможности для других.

Права и обязательства сторон

Как и всякий основной закон, Конституция NHS предусматривает определение прав и обязанностей. Каждый, кто пользуется услугами NHS, должен понимать, какими законными правами он обладает, а также знать, как ему поступать в тех случаях, когда он считает, что не получил того, на что имеет право. Соответственно, в прямые обязанности NHS входит удовлетворение законных прав своих пользователей. В то же время следует подчеркнуть, что кроме обязанности NHS по умолчанию удовлетворять все законные права своих подопечных, Конституция содержит перечень дополнительных ручательств, которые NHS предоставляет каждому своему пользователю. Эти ручательства выходят за пределы (превышают) законные права пользователей — то есть не являются законодательно обязательными для выполнения, а отображают добровольные обязательства по обеспечению всестороннего высококачественного медико-социального обслуживания, взятые на себя NHS перед гражданами. Более детально все обстоятельства осуществления потребителями своих прав и выполнения NHS своих обязанностей и обязательств расписаны в специальном Руководстве по пользованию Конституцией NHS (Handbook to the NHS Constitution; далее — Руководство), которое и мы используем для целей настоящего обзора. Основные разделы прав пользователей (подразумевающих обязанности NHS) и соответствующих дополнительных ручательств со стороны NHS сведены в таблице.

Таблица. Конституция NHS: права и обязательства сторон

Сфера применения Законные права пользователя NHS Дополнительные ручательства NHS
Доступ к медицинскому обслуживанию – Пользоваться услугами NHS бесплатно, кроме некоторых исключений, санкционированных Парламентом;
– пользоваться услугами NHS, в которых ему не может быть отказано без веских на то оснований;
– получать такие опеку, уход и лечение, которые ему подходят, соответствуют его состоянию, отвечают его потребностям, импонируют его предпочтениям;
– ожидать от своего местного подразделения NHS оценки требований и условий медицинского характера внутри его сообщества, а также принятия мер по улучшению состояния здоровья членов этого сообщества;
– при определенных обстоятельствах, отправляться в другие страны Европейского экономического пространства или Швейцарию для лечения, доступ к которому обеспечивается его NHS-уполномоченным;
– не подвергнуться противозаконной дискриминации в виде неполучения услуг NHS на основании половой или расовой принадлежности, беспомощности, возраста, сексуальной ориентации или смены пола, религиозных верований, убеждений, состояния беременности, матримониального, родительского или социального статуса;
– получать доступ к определенным услугам, бюджетируемым органами NHS, в течение периода максимального ожидания, а если это невозможно — рассчитывать на принятие органами NHS всех необходимых мер для предоставления соответствующих альтернативных источников получения данной медицинской услуги.*
– Предоставлять удобный и простой доступ к услугам в течение периода максимального ожидания (установленного в Руководстве: см. выше);
– принимать решения ясным и прозрачным образом, так, чтобы пациенты и общественность могли понимать, как осуществляются планирование, распределение и предоставление медицинских услуг;
– при направлении пациента к другим специалистам (в другие службы/учреждения здравоохранения), а также доставке пациента, его родственников или опекунов в соответствующие центры принятия решений, осуществлять их перемещения максимально удобным и прямым маршрутом.
Качество помощи и условия ее оказания – Получать уход и лечение в соответствии с профессиональными стандартами, от медицинского персонала соответствующей квалификации и опытности, в организации, которая имеет надлежащее разрешение или регистрацию и соответствует требуемому уровню безопасности и качества;
– получать помощь в условиях чистоты, безопасности и комфорта;
– получать качественную и питательную пищу и напитки;
– ожидать от органов NHS мониторинга, а также приложения усилий для непрерывного улучшения качества медицинской помощи, которую они определяют или обеспечивают (это касается совершенствования безопасности, эффективности и слаженности медицинских услуг).
– Определять и распространять лучшие практические достижения в обеспечении качества лечения и ухода.
Методы лечения, лекарственные средства и медицинские программы, одобренные на национальном уровне – Получать фармакотерапию и другие методы лечения, рекомендованные NICE (the National Institute for Health and Care Excellence**) для использования в системе NHS, если, по мнению его лечащего врача, они ему показаны;
– рассчитывать на принятие решений на местах о субсидировании других лекарственных средств или методов лечения, если рациональность такой замены следует из четких доказательств (в случаях, когда местное подразделение NHS отказывает в финансировании лекарства или метода лечения, которые пациент со своим врачом считают для него показанными, такое решение должно быть четко аргументировано пациенту);
– проходить вакцинацию, которая ему рекомендована согласно установкам Объединенного комитета по вакцинации и иммунизации (Joint Committee on Vaccination and Immunization) в рамках проводимой NHS национальной программы иммунизации.
– Обеспечивать прохождение скрининговых программ согласно рекомендациям Британского национального скринингового комитета (the UK National Screening Committee).
Уважение, согласие и конфиденциальность – В ходе лечения испытывать уважение к своему достоинству, соблюдение прав человека;
– получать защиту от жестокости, пренебрежения, унижения;
– принять или отказаться от предложенного лечения, не допустить никакого обследования или лечения без своего четкого согласия. Если пациент не в состоянии дать согласие на лечение, оно должно быть получено от лица, официально уполномоченного выступать от его имени, либо лечение проводится без получения согласия, исходя из лучших интересов пациента;
– получать информацию о результатах его обследований и особенностях лечения, об их рисках и преимуществах;
– получать доступ к своим персональным медицинским данным и исправлять в них любые фактические неточности;
– осуществлять секретность и конфиденциальность, а также строгую сохранность своей конфиденциальной информации в NHS;
– получать информацию о том, как используется информация о нем;
– требовать, чтобы его конфиденциальная информация не использовалась для иных целей, кроме касающихся его лечения (а в случае невыполнения требовать разъяснений, в том числе юридических).
– Гарантировать, что доступ персонала к медицинской информации пациента предназначен, чтобы обслуживать его безопасно и эффективно;
– при госпитализации пациент не может быть помещен в одну палату с представителями противоположного пола (если не определено иначе)***;
– анонимизировав данные, полученные при лечении пациента, использовать их для проведения исследований и улучшения лечения других;
– при необходимости использования идентификационных данных пациента удовлетворять его возражения против этого (при наличии такой возможности);
– информировать пациента о клинических исследованиях, для которых он может оказаться подходящим участником;
– и делиться с ним всем документооборотом между клиницистами, касающимся его лечения.
Информированный выбор – Выбирать себе амбулаторию (GP practice) и быть принятым под ее курацию, если нет весомых оснований для отказа в этом (в случае отказа его причины должны быть доведены до пациента);
– высказывать свои предпочтения касательно закрепления за конкретным врачом в своей амбулатории;
– иметь доступ к прозрачным и сопоставимым данным о качестве деятельности локальных организаций, предоставляющих услуги здравоохранения, и ее результатах в сравнительном контексте с национальным уровнем;
– иметь право на выбор услуг, бюджетируемых органами NHS, и на информацию, позволяющую осуществлять этот выбор; возможные варианты такого выбора вырабатываются по ходу времени и зависят от индивидуальных потребностей пациента.
– Информировать пользователя о доступных для него услугах здравоохранения как на местном, так и национальном уровне;
– предлагать ему легкодоступную, правдивую, соответствующую и понятную для него информацию (прежде всего о диапазоне и качестве клинического обслуживания в медицинских учреждениях, о которых имеется надежная и точная информация), и объяснять, как ее использовать. Это позволяет пациенту полноценно участвовать в процессе принятия решений о его лечении и помогает ему в осуществлении выбора.
Вовлеченность в процесс своего лечения и в систему NHS – Принимать непосредственное участие в планировании и воплощении решений, касающихся его здоровья и лечения, вместе со специалистами, обеспечивающими его лечение и уход за ним, и получать всю необходимую для этого информацию. В соответствующих случаях это право распространяется на родственников или опекунов пользователя, и во всех случаях — дает пользователю возможность управлять собственным лечением;
– иметь право на открытые и прозрачные взаимоотношения с организацией, предоставляющей ему медицинскую помощь. Пользователь должен быть проинформирован о любых неблагоприятных последствиях назначенного лечения, которые нанесли или могли нанести ему существенный вред, — ему должны озвучить факты, принести извинения, оказать максимальную поддержку;
– участвовать, непосредственно или через представителей, в планировании услуг здравоохранения, бюджетируемых органами NHS, в разработке и обсуждении предложений по изменению лечебной тактики и стратегии, а также методов их практического воплощения.
– Обеспечивать пользователя информацией и содействовать его потребности влиять и глубоко вникать в планирование и предоставление услуг NHS;
– работать в партнерстве с ним, его родственниками, опекунами, представителями;
– вовлекать пользователя в процесс принятия решений о планировании его лечения, предоставлять ему письменные подтверждения достигаемых при этом соглашений;
– поощрять и приветствовать обратную связь касательно его лечения, используя ее для совершенствования медицинского обслуживания.
Жалобы, претензии и возмещение ущерба – Обращаться с любой жалобой на услуги NHS в течение трех рабочих дней и иметь гарантии ее тщательного рассмотрения;
– принимать участие в обсуждении методов расследования жалобы, знать предположительный период этого расследования и срок предоставления ответа;
– получать информацию о ходе расследования жалобы, его результатах и сделанных из них выводах, а также мерах, принятых или предложенных к принятию по этим результатам;
– в случае несогласия пользователя с тем, как его жалоба была рассмотрена NHS, — адресовать ее независимому парламентскому омбудсмену по здравоохранению или локальному правительственному омбудсмену;
– подавать судебный иск в случае, если пользователь уверен в прямом ущемлении его интересов незаконным действием или решением органа NHS или органа местного самоуправления;
– получить соответствующую компенсацию в случае, если пользователь пострадал от халатного обращения.
– Гарантировать, что в ходе лечения пациент испытывает на себе полную доброжелательность, а в ходе рассмотрения жалобы получает всю необходимую поддержку; факт подачи жалобы не будет оказывать негативного влияния на дальнейшее лечение;
– гарантировать, что если имели место ошибки или в ходе предоставления медицинских услуг их получателю нанесен ущерб, ему будут принесены соответствующие исчерпывающие объяснения и искренние извинения с признанием нанесенного ему ущерба, а также извлечения тех уроков, которые помогут избежать подобного впредь;
– гарантировать, что организация делает предметные выводы из поступающих жалоб и претензий, используя их для улучшения качества услуг NHS.
*Согласно Руководству продолжительность максимального периода ожидания может составлять до 18 нед с момента получения направления к узкому специалисту или для проведения другого неургентного вмешательства, либо максимум 2 нед с момента направления пациента его лечащим врачом общей практики к специалисту-онкологу. **NICE (Национальный институт по безукоризненности медицинской помощи и попечения) — независимая организация, уполномоченная продуцировать руководства относительно лекарственных средств и лечебных методов. Указание «Рекомендовано к использованию NICE» относит тот или иной метод лечения или лекарственное средство к тому или иному типу рекомендаций NICE, утвержденному в законодательном порядке. Соответствующий орган здравоохранения обязан обеспечить финансирование рекомендаций, определенных NICE, в течение не более 3 мес со дня их опубликования, за исключением обстоятельств, для которых предусмотрен более длительный период. ***Как детализирует Руководство, из этого правила может быть 2 основных исключения — когда это в общих интересах пациентов либо продиктовано их личным выбором.

Наряду с правами пользователей нельзя обойти вниманием и обязанности, которые NHS возлагает на них, с оговоркой о том, что NHS принадлежит каждому, но от каждого же зависит выполнение ряда требований к себе и другим, которые помогут NHS работать эффективно и обеспечить ответственное использование ресурсов. В соответствии с этим NHS убедительно призывает каждого своего пользователя:

  • осознавать, что в его силах сделать весомый вклад в надлежащее здоровье и благополучие свое собственное и своей семьи, и взять на себя личную ответственность за это;
  • зарегистрироваться в своей амбулатории общей практики — ключевом пункте доступа к медицинским услугам, предоставляемых по поручению органов NHS;
  • относиться к сотрудникам NHS и другим пациентам с уважением, а также отдавать себе отчет в том, что насилие, нанесение вреда или причинение беспокойства, а также порча имущества NHS могут повлечь за собой судебное преследование. Каждый пользователь должен понимать, что оскорбительное и агрессивное поведение может привести к отказу в доступе к услугам NHS;
  • предоставлять точную информацию о своем здоровье, состоянии и статусе;
  • придерживаться назначенного режима визитов к врачу либо отменять их заранее: в противном случае лечение в диапазоне максимально периода ожидания может оказаться под угрозой;
  • придерживаться курса лечения, который согласовал пациент, и сообщать лечащему врачу, если при этом возникают трудности;
  • участвовать в важных программах общественного здравоохранения, например вакцинации;
  • убедиться, что близкие осведомлены о его намерениях касательно донорства органов;
  • подавать обратную связь — как позитивного, так и негативного характера — касательно своих впечатлений от получаемого лечения и ухода, в том числе любых замеченных побочных реакций. Иногда обратная связь может осуществляться анонимно, а иногда не только самим пациентом, но и членами его семьи либо опекунами от его имени, — в любом случае, она не будет оказывать негативного влияния на лечение пациента и уход за ним, а напротив, поможет улучшить качество услуг NHS для всех.

Конечно, ряд положений Конституции NHS может вызывать вопросы. В частности, несколько дискутабельными представляются положения о периоде ожидания, который формально может превышать треть года, и возможность лечения пациентов с психоневрологическими нарушениями без их согласия. Однако в первом случае, если человек серьезно болен, у него есть все шансы получить квалифицированную помощь в полном объеме, в том числе и в частных клиниках: если это потребуется, все расходы будут покрыты государством. Во втором: со времен принятия Закона о психическом здоровье (Mental Health Act 1983) и последующего добавления к нему Закона о психическом статусе (Mental Capacity Act 2005), — в которых с чисто английской тщательностью выписаны все возможные юридические нюансы оказания психиатрической помощи прежде всего в контексте прав человека, — одна из старейших мировых демократий не была уличена в использовании принудительного психиатрического лечения, например, для преследования вольнодумцев или в других неблаговидных целях. Подобные социальные явления оставались уделом государств тоталитарного толка, в которых законодательство данного профиля было либо крайне мало развито, либо вовсе отсутствовало.

В то же время, например, в независимой Украине Закон о психиатрической помощи был принят еще в 2000 г. и за это время претерпел целый десяток усовершенствований, а положения, касающее­ся предоставления психиатрической помощи без согласия на то пациента, — например, в случае его неадекватности, несущей прямую опасность для него самого (риск суицида) и/или окружающих (риск внешней агрессии), — включены в соответствующие разделы законодательств значительного количества стран мира.

Иной скептик может заметить: да ведь конституция — это лишь декларация. Позволим себе не согласиться. Отнюдь не в данном случае. Осмелимся заподозрить, что отличие полу-«семашковской» английской модели от чисто-«семашковской» системы советского образца, — как и отличие конституционной монархии от какой-нибудь, к примеру, заштатной плутократической олигархии, — заключается именно в том, что в последнем случае конституционные гарантии остаются вербальными декларациями на бумаге, а в первом — гарантированно воплощаются на деле.

Подтверждения этого вывода, — как, впрочем, и некоторые свидетельства того, что даже в такой отлаженной системе, как NHS, не все происходит настолько гладко, чтобы соответствовать идеалу, — читатель найдет в следующей части нашего обзора, где мы обсудим права и обязанности медицинского персонала; рассмотрим, каким образом основы британского законодательства в сфере здравоохранения воплощаются в практику; бегло обозрим ход реформ английского здравоохранения, инспирированных положениями Закона о медицинской и социальной помощи (Health and Social Care Act 2012); проанализируем принципиальные особенности и практические аспекты регулирования, финансирования, а также других институционально-организационных и операционных взаимоотношений в системе NHS England.

Окончание следует.

Филипп Снегирёв, фото автора
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті