|
ОБЪЕМ ПРОДАЖ РЕЦЕПТУРНЫХ ПРЕПАРАТОВ
В 2005 г. лидером по объему продаж рецептурных препаратов, который достиг 44,3 млрд дол. США, стала компания «Pfizer». По величине изменения объема продаж в процентном соотношении от показателей 2004 г. на первые места вышли компании «Genentech» (+47%), «Novartis» (+35%) и «Forest» (+21%). Динамика объемов продаж «Pfizer» и «Bristol-Myers Squibb» оказалась отрицательной (-2% и -4%, соответственно). Подробная информация от «Pharmaceutical Executive» об объемах реализации рецептурных средств 50 ведущих компаний в 2005 г. и их изменениях по сравнению с 2004 г. была опубликована ранее («Еженедельник АПТЕКА» №22 (543) от 5.06.2006 г.). При этом первые 11 позиций Топ-50 из списка компаний, включенных в настоящий анализ, совпадают; остальные 5 рассеяны вплоть до 42 места Топ-50 (принципы включения компаний в рейтинг описаны в конце статьи).
В ежегодном рейтинге лидирующих по доходам корпораций мира «Fortune 500» компания «Pfizer» занимает 101 место, а всего в него вошли 12 фармацевтических компаний (money.cnn.com/magazines/fortune) (табл. 1). Среди 25 компаний, наиболее стремительно переместившихся в рейтинге вверх, из фармацевтических названа только «sanofi-aventis», переместившаяся на 162 позиции — с 321 на 159 место. Для компаний со штаб-квартирами в США в таблице указана динамика изменений показателей по сравнению с 2004 г.
По объему прибыли в 2005 г. в «Fortune 500» «Johnson&Johnson» занимает 21 место, «GlaxoSmithKline» — 26, «Pfizer» — 30, «Novartis» — 48.
ИНВЕСТИЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКУ
По объему инвестиций в исследования и разработку (R&D) лидирует также компания «Pfizer», которая инвестировала на эти нужды 7,4 млрд дол. (табл. 2). Меньше всех из рассмотренных компаний в R&D в 2005 г. вложила «Forest Labs» — 293 млн дол. В упрощенном понимании: чем больше от объема продаж компания тратит на R&D, тем сильнее она ориентирована на инновации. Но вопреки значительному объему инвестиций в R&D, «Pfizer» и «GlaxoSmithKline» по отношению этого показателя к объему продаж рецептурных препаратов — не на первых местах. Все рекорды бьет «Biogen Idec» с 46,7%, тогда как средний показатель выборки из 16 компаний — 19,8%. Ниже 10%-й отметки — только показатели «Forest» и «Wyeth» (9,2% и 8,5%, соответственно).
СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Стоимость предприятия (entеrprise value) — это фактически сумма, на которую величина активов превышает величину обязательств. Определяется как суммарные активы (стоимость всех выпущенных акций плюс наличность) минус все обязательства (суммы, положенные кредиторам).
Стоимость предприятия отражает стоимость компании с точки зрения акционеров; то есть те выгоды, которые акционер может получить от инвестиций в данную компанию, а именно дивиденды, доходы от прироста капитала и пр.
Этот показатель в 2005 г. был наибольшим у «Pfizer» (177,5 млрд дол.), но по сравнению с 2004 г. он снизился на 13,8% (табл. 3). Стоимость предприятия «sanofi-aventis» и «GlaxoSmithKline» в 2005 г. оценена в 150 млрд дол. и более. У «Amgen», занявшей первое место в рейтинге «Pharmexec» в 2006 г., этот показатель составляет 62 млрд дол., то есть треть такового у «Pfizer». У «Genentech», обладателя почетного второго места в рейтинге, — только 29 млрд дол., «Forest», занявшая последнее «призовое» место, — 15 млрд дол., и по этому показателю она предпоследняя. Компании «AstraZeneca» (+15,5%) и «Novartis» (+13,3%) занимают ведущие позиции по созданию (наращиванию) ценности компании с точки зрения акционеров. Из участвовавших в рейтинге компаний 11 создали или увеличили акционерную стоимость, 5 — снизили ее.
Путем деления стоимости предприятия на объем продаж автор стремится устранить влияние такого фактора, как масштабы деятельности компании, на стоимость предприятия. По отношению стоимость предприятия/объем продаж на первом месте среди компаний, участвовавших в рейтинге, находится «Genentech» (12,93) (табл. 3). «Amgen» — вторая по этому показателю, несмотря на то, что объем продаж последней почти вдвое превышает таковой у «Genentech». Как отмечает Б. Тромбетта, это может означать, что акционеры охотнее покупают акции «Genentech», нежели «Amgen».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРИБЫЛЬ НА АКЦИЮ И ОТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ АКЦИИ К ДОХОДУ
Наибольшая прибыль на акцию (earnings per share) в 2005 г. была у компании «Johnson&Johnson» (3,46 дол.), наименьшая — у «Schering-Plough» (0,29 дол.) (табл. 4). Зато «Schering-Plough» опережает другие небиотехнологические компании по отношению цены акции к доходу (price/earnings). Лидируют в этом рейтинге «биотехи» — «Biogen Idec» и «Genentech».
БРУТТО-ПРИБЫЛЬ И МАРЖА ПРИБЫЛИ (РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ)
Брутто-прибыль (gross margin) — разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и издержками их производства. Биотехнологические компании в 2005 г. продемонстрировали лидерство в выполнении стратегии установления высоких цен, позволяющей направлять средства на инновационную деятельность. Так, брутто-прибыль «Biogen Idec» составила 85,4%, «Genentech» — 85,2%, «Amgen» — 83,5% (табл. 5). «Pfizer» — единственная небиотехнологическая компания, брутто-прибыль которой в 2005 г. превысила 80%.
Маржа прибыли (margin of profit), т.е. рентабельность, вычисляется как отношение брутто-прибыли к нетто-продажам (совокупный объем продаж минус возврат продукции и скидки). По данному показателю в 2005 г. лидирует «Amgen», маржа прибыли которой составила 29,6% (табл. 5).
ОТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОДАЖ К АКТИВАМ И ДОХОДНОСТЬ АКТИВОВ
Отношение объема продаж к активам отражает то, как компания распоряжается своими средствами и имуществом. Наиболее успешной по этому показателю в 2005 г. оказалась компания «Johnson&Johnson» (табл. 6). В конце списка — и фармацевтические гиганты, и биофармацевтические компании: «Pfizer», «Amgen», «GlaxoSmithKline», «sanofi-aventis», «Biogen Idec». Умножая вышеупомянутый показатель на значение брутто прибыли, получают доходность активов (return on assets).
ОТНОШЕНИЕ АКТИВОВ И ПРИБЫЛИ К ЧИСТОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
Величина отношения активов к чистой стоимости компании (net worth, сумма, на которую активы предприятия превышают обязательства) показывает долю заемных средств в структуре капитализации компании. В последние годы наибольшая задолженность имеется у компании «Wyeth», хотя по общим меркам это довольно скромная величина (табл. 7). Отношение прибыли к чистой стоимости компании свидетельствует о долговой нагрузке компании. Наибольшими величинами этого показателя характеризуются компании «Merck», «GlaxoSmithKline», «Wyeth» (табл. 7).
ДОХОД НА ОДНОГО CОТРУДНИКА
Доход на одного cотрудника (отношение общей выручки от продаж за период к численности работников на конец периода) — показатель, все чаще используемый аналитиками. Сравнительно небольшие внешние службы биофармацевтических компаний «Amgen», «Biogen Idec» и «Genentech» вкупе с астрономической стоимостью препаратов обусловливают ведущие позиции по объему доходов на одного сотрудника (табл. 8).
Таблица 8 | Таблица 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доход на одного сотрудника фармацевтической компании в 2005 г. | Итоговый рейтинг фармацевтических компаний по 13 показателям в 2005 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
«AMGEN» – КОМПАНИЯ ГОДА №1
Итак, в 2005 г. первое место в рейтинге финансовой успешности «Pharmaceutical Executive» делили две компании «Genentech» и «Amgen». «Genentech» вытеснена на 2 место, поскольку «Amgen» показала превосходные результаты по нескольким показателям: отношению прибыли к продажам (29,6%), доходу на одного сотрудника (свыше 756 тыс. дол.) и некоторым другим (табл. 9).
В анализ финансового состояния включены данные 16 компаний, открыто торгующих на фондовой бирже и подающих отчеты форм 10-К или 20-F в Комиссию по ценным бумагам и биржам [Securities $ Exchange Commission]. Кроме информации из этих форм, использованы база данных finance.yahoo.com, а также материалы изданий «Fortune», «Forbes», «BusinessWeek», «In Vivo», «The Wall Street Journal». Для того чтобы сравнительный анализ был корректным, в рейтинг не включены компании, которые резко отличаются от основной массы: крайне диверсифицированные (как «Procter&Gamble»), узкопрофильные (как «Novo Nordisk»), специализирующиеся преимущественно на генерических препаратах (как «Teva»), с необычной структурой собственников (как «Roche») и те, чьи финансовые отчеты не соответствуют американским меркам (например, японские компании). n
Татьяна Власюк по материалам www.pharmexec.com;
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим