Кластер компаний «Биокон»: в будущее — только вместе!

29 сентября в гостинице «Турист» состоялась первая конференция группы компаний «Биокон». Как подчеркнул президент группы компаний Александр Яворский, целью конференции стало обсуждение положения компании на фармацевтическом рынке и ее дальнейшей эволюции. На конференции докладчики не раз делали акцент на том, что каждый сотрудник какой-либо компании в составе «Биокон» должен иметь видение общей стратегии развития группы компаний, что позволит всем членам большой команды осознанно и эффективно трудиться для удержания имеющихся и завоевания новых позиций на фармацевтическом рынке Украины. Также Александр Яворский представил участникам конференции исполнительного директора группы компаний «Биокон» Олега Курченко.

Александр Яворский,  президент группы компаний «Биокон» (справа), и Олег Курченко, исполнительный директор группы компаний «Биокон», отвечают на вопросы
Александр Яворский, президент группы компаний «Биокон» (справа), и Олег Курченко, исполнительный директор группы компаний «Биокон», отвечают на вопросы

Открывая конференцию рассказом о 14-летней истории компании, Александр Яворский с юмором повествовал об особенностях ведения бизнеса в период рассвета рыночных отношений, сдержанно вспоминал период преодоления кризиса после 1998 г. и с оптимизмом рассказывал об успехах компаний, входящих в структуру Группы сегодня:

— Компания «Биокон» была основана в 1992 г., когда мы с группой энтузиастов решили поставлять качественные и эффективные лекарственные средства иностранного производства в нашу страну. В то время практически никто не занимался дистрибьюцией препаратов, производимых зарубежными фармацевтическими компаниями. Мы оказались одними из первых, кто наладил связь между иностранными производителями и отечественными врачами.

В то время аптеки отказывались приобретать новые, и зачастую — дорогостоящие лекарственные средства иностранного производства, поэтому мы создали небольшую розничную сеть, состоящую из 10 аптечных киосков при больницах и поликлиниках. Близкое расположение аптечных киосков к врачам и неутомимый труд медицинских представителей, предоставляющих полную информацию о новых для нашего рынка препаратах, стали залогом успеха. Качественные препараты оказались востребованными. Поэтому практически все зарубежные производители лекарственных средств стали предоставлять свою продукцию на самых выгодных для нас условиях.

Мы создали наш первый таможенный склад, где хранили лекарственные средства в процессе их таможенного оформления и получения лицензии для продажи на территории Украины. Тогда же мы начали создавать розничную сеть, состоящую из аптек в Киеве. Финансово-валютный кризис стал серьезным испытанием наших отношений с поставщиками. Путем длительных переговоров нам удалось достичь компромисса, однако последствия кризиса привели к утрате нами лидирующих позиций, которые мы занимали до 1998 г.

Тем не менее мы все время заботились об усовершенствовании материально-технической базы. После приобретения полуавтоматической линии для склада и подписания контракта с поставщиком лицензионного программного обеспечения «Oracle Applications» весной 1999 г. наш склад стал соответствовать нормам, принятым в международной практике. Программное обеспечение позволило решить проблему учета товарных запасов, ведения баз данных клиентов и финансового учета.

Развивая сеть региональных подразделений, мы разработали эффективные маршруты и благодаря созданному в 1999 г. автомобильному парку обеспечили быструю транспортировку препаратов. Для того чтобы соответствовать требованиям современного ведения бизнеса, мы создали интернет-аптеку, что обеспечило быструю обработку заказов и, соответственно, более оперативное обслуживание клиентов.

Профессиональная работа с зарубежными партнерами, подразумевающая соответствие предъявляемым требованиям к оперативности и качеству логистических функций, хороший охват аптек, индивидуальный подход к каждой из компаний-производителей, позволили нам добиться возрождения бизнеса.

Несколько лет назад мы начали переговоры с Международной финансовой корпорацией (International Financial Corporation — IFC), учреждением Всемирного банка, которая после проведения 2-летнего аудита всех аспектов деятельности компаний, входящих в группу «Биокон», 15 мая 2006 г. подписала с нами контракт на предоставление кредитной линии. Теперь у нас есть возможность увеличить площадь складских помещений, что позволит работать с большим количеством иностранных производителей и поставлять в Украину все больше лекарственных средств, получивших признание во всем мире.

Кроме того, сотрудники IFC помогли нам переосмыслить многие аспекты деятельности в условиях грядущего изменения реалий на фармацевтическом рынке Украины.

Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» не могла не поинтересоваться, каким видит Александр Яворский положение группы компаний «Биокон» на украинском фармацевтическом рынке:

— Группа компаний «Биокон» — это всеукраинский высокотехнологичный фармацевтический кластер, который объединяет компании, оперирующие на всех уровнях оптово-розничного сегмента рынка, с ежегодным увеличением оборота товаров и услуг. Миссия Группы состоит в обеспечении быстрого поступления качественных препаратов от производителей всего мира населению Украины. Выполняя нашу миссию на протяжении многих лет, мы создали такие компании:

«Аптека Биокон» — национальный оптовый оператор;

«Аптечное объединение «Биокон» — розничная компания, аптечная сеть в Киеве;

«Фармация», Севастополь — розничная компания, аптечная сеть в АР Крым;

«Украинский медицинский союз» — компания, осуществляющая доставку препаратов почтой;

логистический центр ХФК «Биокон» — таможенно-лицензионный склад;

офисный центр по адресу: ул. Березняковская, 29, где мы сдаем в аренду помещения представительствам крупных западных фармацевтических компаний.

Кроме того, в состав группы компаний «Биокон» входят 3 промоционных компании — «Хелс Промоушн», «ПромоФарма», «Аркамед». Очень важным сегодня является наличие в составе «Биокон» отдельных структур, которые осуществляют поиск перспективных лекарственных средств, пока не представленных на украинском рынке. В этом и заключается роль наших промоционных компаний (выявление эффективного и конкурентоспособного препарата и осуществление его монодистрибьюции в Украине), а их руководители прошли хорошую школу ведения такого рода деятельности в иностранных компаниях.

В структуре движения товаров и услуг кластер компаний «Биокон» имеет много преимуществ. Следует признать, что некоторые конкурирующие компании, несомненно, имеют более сильные позиции на фармацевтическом рынке как дистрибьюторы. Тем не менее наши преимущества в том, что мы предоставляем полный сервис, обеспечивающий прохождение препаратом всех этапов, — от производителя к покупателю. Мы способны не только интегрироваться в бизнес-процессы производителей, но и выполнять их самостоятельно.

Мы обеспечиваваем эфективное взаимодействие входящих в Группу компаний, поэтому сотрудничество с нами является привлекательным для всех субъектов рынка. Цель моего сегодняшнего выступления — дать возможность участникам конференции посмотреть на себя со стороны и лучше представить свое положение на фармацевтическом рынке Украины, а также донести эту информацию до остальных операторов рынка.

Татьяна Коломиец, генеральный директор оптово-розничной фармацевтической ком­пании «Аптека Биокон»
Татьяна Коломиец, генеральный директор оптово-розничной фармацевтической ком­пании «Аптека Биокон»

Выступление Татьяны Коломиец, генерального директора оптово-розничной фармацевтической компании «Аптека Биокон», вкратце можно описать ее же фразой: «Наш первый подъем на рынке произошел по вдохновению, а второй — вследствие тяжелого ежедневного труда»:

— В первые годы работы компании мы приложили немалые усилия для продвижения лекарственных средств иностранных производителей. Первые наши контракты были заключены с компаниями «Merck Sharp&Dohme», «Novartis», «Pfizer», «Glaxo», «Berlin-Chemie», «Pharmacia&Upjohn», «Roche». За короткое время мы стали обладателями портфеля препаратов, каким тогда не мог похвастаться ни один из операторов. За весь период развития компании в 1997–1998 гг. у нас было наибольшое количество прямых контрактов с производителями. Мы всегда стремились быть лучшими партнерами для наших поставщиков: проводили тренинг персонала, конференции и выставки, впервые в Украине обеспечили постоянную информационную работу с врачами. Результатом нашей деятельности стало выведение на рынок огромного количества препаратов.

Последствием кризиса стала потеря всех контрактов, однако реноме эффективного дистрибьютора за нами осталось, и 2001 г. для нас начался с подписания 4 контрактов с компаниями-производителями. Постепенно мы стали расширять свой ассортимент благодаря подписанию новых контрактов с мировыми лидерами в производстве лекарственных средств. С гордостью могу отметить, что сегодня «Аптека Биокон» показывает хорошие результаты увеличения объема оптовых продаж, опережая рост рынка более чем в 2 раза. Количество позиций в нашем прайс-листе увеличилось с 1300 до 4000 наименований. На сегодня у нас заключено 68 прямых контрактов с украинскими и иностранными производителями.

Сегодня мы активно реорганизовываем оптовое и розничное подразделения с той целью, чтобы они работали на выполнение общей стратегии группы компаний «Биокон». Мы работаем над расширением ассортимента, обеспечиваем его постоянное наличие на складе, улучшаем качество подбора препаратов, автоматизируем все возможные участки. Сейчас мы радикально пересматриваем ассортиментную политику, укрепляем и расширяем региональную оптовую сеть, оптимизируем логистические операции. Наша розничная компания будет плацдармом для выведения новых препаратов, которые будут поддерживать промокомпании, входящие в группу компаний «Биокон».

С докладом об основных достижениях логистического центра ХФК «Биокон» выступила его директор Вера Павлова:

Вера Павлова, директор логистического центра ХФК «Биокон»
Вера Павлова, директор логистического центра ХФК «Биокон»

— Наша компания уже 10 лет предоставляет услуги таможенно-лицензионного склада, предлагая индивидуальное логистическое решение для каждого клиента. Высококвалифицированными сотрудниками логистического центра «Биокон» отработаны схемы работы по приему, хранению и растаможиванию грузов, содержащих лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в том числе требующие специальных условий хранения и транспортировки.

Логистический центр «Биокон» сотрудничает почти со всеми импортерами фармацевтической продукции в Украине, а также осуществляет поставки лекарственных средств в Закавказский регион, Среднюю Азию, Прибалтику, Молдову.

В распоряжении нашей компании три склада, оснащенные всем необходимым оборудованием для хранения фармацевтической продукции. Складские площади регулярно инспектируются государственными контролирующими органами и аудиторами наших зарубежных партнеров.

Штат компании составляет 40 человек, чьи обязанности разработаны в соответствии со стандартными операционными процедурами. Логистический центр «Биокон» — одна из немногих компаний, получивших разрешение на работу по упрощенной схеме таможенного оформления документов.

Лариса Шаповалова, начальник отдела торговли и маркетинга ОАО «Фармация», Севастополь
Лариса Шаповалова, начальник отдела торговли и маркетинга ОАО «Фармация», Севастополь

После подписания кредитного соглашения с инвестиционным департаментом IFC для нас стало возможным сооружение современного логистического центра с общей площадью 30 000 м2 (10 000 м2 будут сданы в эксплуатацию в июле 2007 г.). Сегодня наша компания весьма привлекательна для зарубежных партнеров, поскольку специализируется исключительно на фармации. На базе нового логистического центра мы планируем предоставлять дополнительные услуги, что позволит зарубежным производителям, открывающим представительства в Украине, использовать наш склад одновременно и как таможенный, и как «гривневый» оптовый, а также поможет им снизить логистические и административные затраты.

На конференции с коротким сообщением выступила Лариса Шаповалова, начальник отдела торговли и маркетинга ОАО «Фармация», Севастополь. Упомянув о том, что компания была присоединена к Группе в 1997 г., она рассказала о ее сегодняшнем дне:

— На сегодня «Фармация» — крупнейшая розничная сеть на южном берегу Крыма, в которую входят более 30 розничных точек, большая часть которых — крупные аптеки.

Восхищение присутствующих вызвали фотографии имиджевой аптеки «Матери и ребенка», которой могут позавидовать и столичные эксперты.

Тимур Барсоцкий, директор «Украинского медицинского союза»
Тимур Барсоцкий, директор «Украинского медицинского союза»

?

Тимур Барсоцкий, директор компании «Украинский медицинский союз», рассказал об успешном ведении проекта каталожной торговли «Лекарства на заказ», начатого с ноября 2004 г. совместно с Украинским государственным предприятием почтовой связи «Укрпошта»:

— Эта программа охватывает всю территорию Украины, включая областные центры, Автономную Республику Крым, города Киев и Севастополь. В более чем 15 000 отделений почтовой связи можно воспользоваться этой услугой, заказав свыше 1000 лекарственных средств, свыше 200 лечебно-профилактических и косметических средств, биологическиактивных добавок, изделий медицинского назначения, парафармацевтику и т.д.

Основные потребители услуги «Лекарства на заказ» — жители районных центров и сел Украины, от которых поступает около 80% заказов. Проект постоянно развивается: расширяется ассортимент товаров, внедряется электронная система передачи заказов, сокращаются сроки их выполнения.

Нашей услугой все чаще пользуются медицинские работники — фельдшеры и врачи районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, сельских амбулаторий.

Проект постоянно развивается: расширяется ассортимент товаров, внедряется электронная система передачи заказов, сокращаются сроки выполнения заказов. Популярность услуги среди населения увеличивается, и мы отмечаем уверенный рост количества заказчиков.

Андрей Горкавчук, заместитель директора компании «Health Promotion»
Андрей Горкавчук, заместитель директора компании «Health Promotion»

Также с докладом выступил Андрей Горкавчук, заместитель директора аутсорсинговой промокомпании «Health Promotion»:

— Основная деятельность компании «Health Promotion» направлена на осуществление мероприятий по выведению новых препаратов на украинский фармацевтический рынок.

Мы занимаемся анализом рынка, подбираем оптимальную продукцию для продвижения, осуществляем полный спектр услуг по регистрации продуктов, разрабатываем эффективные схемы дистрибьюции и промоции для каждого из препаратов.

Одно из наших существенных отличий от конкурентов заключается в том, что мы готовы брать на себя ответственность за результаты продаж, вместе с нашими партнерами неся риски и деля успехи. Благодаря множеству инноваций и ноу-хау успех уже стал нашей визитной карточкой. Можно сказать, что «Health Promotion» сегодня — это боевая машина, ориентированная только на рост и завоевание рынка.

На конференции прошла презентация новой промокомпании в составе группы «Биокон» — «Arcamed». Свое видение миссии новой компании изложил ее директор Владимир Шевченко:

— Вся деятельность «Arcamed» будет направлена на обеспечение населения Украины качественными и эффективными препаратами. В своей деятельности компания будет формировать портфель лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска, как оригинальных, так и генерических с доказанной биоэквивалентностью.

В планах компании — покупка лицензий у иностранных производителей для осуществления маркетинга новых препаратов на территории Украины.

С заключительным докладом на конференции выступил Олег Курченко, исполнительный директор группы компаний «Биокон». Он проанализировал состояние украинского фармацевтического рынка и сделал прогноз его развития, а также изложил элементы стратегии Группы для обеспечения собственного развития в свете перемен, которые грядут:

— «Биокон» — это не просто дистрибьютор на рынке фармацевтической продукции, это современный фармацевтический кластер, который объединяет компании, оперирующие на всех участках движения препаратов от производителя к конечному потребителю.

Необязательно быть абсолютным лидером в каждом из многочисленных направлений нашего бизнеса, если группа компаний «Биокон» сегодня — это очевидный лидер по объему и спектру предоставляемого сервиса. Мы намерены активно развивать каждую из компаний Группы, в первую очередь, за счет эффективного взаимодействия внутри самого кластера.

Имея практически все средства продвижения товара от момента его производства до приобретения конечным потребителем в аптеке, группа компаний «Биокон» интенсифицирует свое развитие. Сегодня мы являемся свидетелями уникальной динамики роста украинского фармацевтического рынка, который неминуемо замедлится через несколько лет. Поэтому доля рынка, которую мы планируем занять в ближайшие годы, значительна и амбициозна, а запланированные темпы нашего роста существенно опережают самые оптимистические прогнозы по росту рынка в целом.

Учитывая, что в Украине количество зарегистрированных препаратов существенно меньше, нежели в странах Западной Европы, можно легко представить те перспективы, которые смогут обеспечить нам дальнейший рост. И роль трех промокомпаний группы «Биокон» состоит в удержании существующих и завоевании новых позиций на рынке лекарственных средств в Украине. Каждая из промокомпаний, находя потенциальные продукты для развития на территории нашей страны, будет обеспечивать более полный перечень продуктов, предоставляемых клиентам.

Рост валового национального продукта в Украине приводит к улучшению благосостояния граждан, которые уже могут позволить себе больше тратить на здоровье и выбирают тот препарат, который завоевал признание на мировом рынке. Поэтому сотни новых производителей в ближайшем будущем будут стремиться на наш рынок препаратов и изделий медицинского назначения. Компании, занимающие лидирующие позиции на мировом рынке, будут занимать таковые и в Украине.

Сегодня мы стремимся к сохранению существующих и налаживанию дальнейших отношений с иностранными экспортерами. Мы поможем им эффективно выйти на украинский рынок, поскольку располагаем всеми необходимыми для этого инструментами.

В 2005 г. в Украине объем розничных продаж лекарственных средств составил 6,58 млрд грн., при этом увеличение объемов продаж относительно 2004 г. составило 36,9% в денежном выражении (по данным аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН»).

Мы учитываем такую динамику развития рынка и планируем ежегодный прирост по всем компаниям Группы минимум на 150%. Этих показателей мы будем добиваться, укрепляя сотрудничество с существующими клиентами и создавая взаимовыгодные отношения с новыми. Предоставляя исключительный по качеству сервис для иностранных производителей, мы активно сотрудничаем с лучшими отечественными производителями, которые осознают тенденции развития рынка и развиваются в соответствии с международными стандартами. На это направлены усилия всех компаний, составляющих кластер под названием «Биокон». В свое время ориентация «Биокона» на обслуживание преимущественно зарубежного производителя стала залогом успеха, поэтому мы продолжим наши традиции сотрудничества в будущем.

Учитывая относительно стабильное количество розничных операторов на украинском рынке, мы все наблюдаем укрупнение розничного фармацевтического бизнеса и формирование аптечных сетей. «Биокон» соответствует существующим тенденциям, поскольку имеет мощные сети аптек в Киеве и Севастополе, и прилагает все усилия для расширения сети в регионах, где существует наибольший спрос. Активно развивая фармацевтические супермаркеты, мы так организовываем работу розничных сетей, чтобы наш рост опережал темпы роста рынка.

Тех же задач мы будем придерживаться и в создании эффективных оптовых филиалов, работая там, где концентрируются клиенты. Кроме того, мы будем развивать существующий почтовый проект, который призван обеспечить препаратами сельское население. Таким образом, нам удастся увеличить объем розничных продаж, одновременно выполнив важную социальную задачу — обеспечение людей, живущих в сельской местности, полным спектром необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Мы динамично повышаем уровень взаимодействия и координации между компаниями Группы. Это позволит всем нашим партнерам и клиентам, заказчикам и поставщикам получить превосходный сервис, не имеющий равных на рынке по многогранности и полноте.

Завершая свое выступление, Олег Курченко еще раз подчеркнул:

— «Биокон» сегодня очень отличается от других компаний на фармацевтическом рынке наличием тех ресурсов, которые при хорошей координации и взаимодополнении станут залогом успешного будущего всей Группы компаний. o

Лариса Бугайченко, фото Игоря Кривинского

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті