Движение в направлении «ProZorro». Философия прозрачности, или Как обеспечить конкуренцию?

20 мая 2016 г. в Киеве состоялась ІІ Всеукраинская ежегодная специализированная конференция-практикум, посвященная госпитальному сектору фармацевтического рынка Украины «Трансформация госпитальных продаж. Движение в направлении «ProZorro». Как известно, в феврале 2016 г. утвержден Закон Украины «О публичных закупках». С 1 августа использование электронной системы государственных закупок станет обязательным для государственных заказчиков. Данная конференция стала площадкой для обсуждения между операторами фармацевтического бизнеса, юридическими, страховыми компаниями и представителями власти применения в сфере госпитальных закупок лекарственных средств системы публичных закупок «ProZorro». Организаторами мероприятия выступили компания «LAV consult» и ООО «ПРО ПРОЗОРРО». Партнерскую поддержку оказали Ассоциация индийских фармацевтических производителей в Украине (Indian Pharmaceutical Manufacturers&apos Association — IPMA), торговая площадка Zakupki.prom.ua, Всеукраинская ассоциация главных врачей, компания «МОРИОН» и «Еженедельник АПТЕКА», специализированное издание «Здоровье Украины», компании «SMD», «Правовой Альянс», «Фарма Персонал, «Blue Chip», издательство «Balance Business Books», украинский мультимедийный проект IDEALIST.media, рекламное агентство «B-Bright».

Конференция стартовала с аналитического блока, призванного осветить основные тенденции на фармацевтическом рынке Украины.

Дмитрий МоскаленкоДмитрий Москаленко, руководитель проекта «Госпитальные закупки» компании «Proxima Research», начал доклад с краткого обзора рынка лекарств. В 2015 г. объем розничного сегмента составил 43 млрд грн. (85% общего объема рынка), а госпитального — 7,6 млрд грн. (соответственно 15%). Таким образом, львиная доля потребления лекарственных средств финансируется из кармана потребителей. По итогам 2015 г. объем потребления лекарств демонстрирует прирост в национальной валюте на 40%, в долларовом эквиваленте зафиксирован спад на уровне 24%. В натуральном выражении наблюдается незначительный рост.

Далее докладчик представил аналитические данные по динамике тендеров в разрезе финансирования (за средства государственного и местных бюджетов). В региональном разрезе по итогам 2015 г. Киев аккумулирует самый большой объем тендерных закупок. В числе лидеров также Одесская, Днепропетровская, Львовская обл.

В денежном выражении структура госпитального рынка распределена примерно поровну между отечественными и зарубежными производителями, а в натуральном выражении картина отличается — превалируют отечественные компании.

В структуре тендерных закупок за 2015 г. в разрезе международных непатентованных наименований (МНН) в денежном выражении лидирует инсулин человеческий. Высокие позиции занимают препараты, закупаемые по национальным программам. В структуре госпитальных закупок по АТС-классам в денежном выражении превалируют противомикробные лекарственные средства для системного применения, препараты, влияющие на систему крови и гемопоэз, на пищеварительную систему и метаболизм.

Топ-3 рейтинга брэндов по объему госпитальных закупок за 2015 г. формируют Фармасулин, Раствор для перинатального диализа и Натрия хлорид. Рейтинг маркетирующих организаций возглавляют компании «Фармак», «Юрия-Фарм» и корпорация «Артериум».

Д. Москаленко отметил, что доступность этих данных стала возможной в результате запуска в 2012 г. проекта по мониторингу тендерных закупок в системе «PharmXplorer», который позволяет оперативно проводить анализ закупок лекарственных средств и медицинских изделий учреждениями здравоохранения. В основе методологии лежит регулярный сбор и обработка данных, которые публикуются в открытых источниках. Набор фильтров и классификаторов позволяет проводить необходимый поиск, визуализировать данные в виде карты и таблицы. К преимуществам этого проекта докладчик отнес простоту и скорость мониторинга тендерных закупок, регулярность обновляемых данных, возможность индивидуальной настройки дашборда для каждого пользователя, наличие истории тендеров с 2012 г.

Как известно, проект «ProZorro» стартовал в феврале 2015 г., в первые месяцы проводилось небольшое количество тендеров, но уже в сентябре 2015 г. зафиксирован значительный рост объема тендерных закупок.

В завершение своего выступления докладчик привел анализ эффективности тендеров на электронных площадках. Для оценки выбран ряд препаратов, которые часто встречаются в тендерах местных бюджетов. Сравнение средних цен (указанных в Вестнике государственных закупок, на площадках «ProZorro») говорит о том, что в целом стоимость предложения на площадке «ProZorro» несколько ниже по сравнению с традиционными тендерами.

Ирина ГорловаИрина Горлова, генеральный директор компании «SMD», отметила, что на развитие фармрынка в 2014–2015 гг. значимое влияние оказывали макроэкономические и военно-политические факторы: потеря части территории, инфляция и девальвация национальной валюты, падение реальных доходов населения. В текущем году отмечают тенденцию к восстановлению рынка в долларовом выражении после значительного падения в 2013 г.

Украинский рынок лекарственных средств в основном финансируется из кармана конечного потребителя и зависит от его платежеспособности.

При анализе тендерных закупок МЗ Украины за период МАТ (moving annual total) к марту 2016 г. в денежном выражении, по словам докладчика, лидирующие позиции занимают лекарственные средства, влияющие на систему крови, пищеварительную систему и метаболизм, иммуномодулирующие препараты. В прямых тендерных закупках лечебных учреждений лидируют противомикробные лекарства для системного применения, антидиабетические, антитромботические препараты, анальгетики и пр. В региональных тендерах львиный объем закупок в денежном выражении приходится на антидиабетические лекарственные средства.

Дмитрий ПодтуркинДмитрий Подтуркин, директор компании «MCG», коснулся темы конкуренции в сфере государственных закупок лекарственных средств. С точки зрения спикера, при проведении госпитальных закупок заказчик сталкивается не с единым рынком, а с совокупностью конкурентных, олигопольных и монопольных сегментов.

В последние годы происходили изменения в руководстве МЗ Украины. С 2015 г. к процессу централизованных закупок привлечены международные закупочные агентства. Происходили перемены в регуляторной (изменения в нормативной базе) и макроэкономической среде (инфляция и рост цен на лекарственные средства, снижение платежеспособности населения). Все эти факторы оказывали влияние на формирование цен закупки.

Докладчик провел анализ результатов проведения централизованных закупок в 2013–2015 гг. Согласно методике анализа, группировка препаратов осуществлялась в зависимости от динамики изменения закупочных цен. Докладчик выделил 3 сегмента:

  • цена препарата в гривне уменьшилась, несмотря на девальвацию национальной валюты (конкурентный сегмент);
  • рост стоимости в гривне ниже уровня инфляции или девальвации национальной валюты (олигопольный сегмент);
  • рост цены на препараты выше, чем уровень инфляции или девальвации национальной валюты (монопольный сегмент).

Сравнительный анализ торгов МЗ Украины 2013–2014 гг. и 2014–2015 гг. показывает, что значительного снижения цены можно добиться только в конкурентных сегментах (доля монопольных позиций составляет около 19% общего количества закупок). В сфере закупок препаратов через международные организации также существуют монопольные программы, олигопольные и высококонкурентные.

С точки зрения докладчика, повышение эффективности госпитальных закупок напрямую связано с обеспечением перетекания препаратов из монопольного и условно-конкурентного сегментов в конкурентный. Методы формирования предмета закупок, применяемые в настоящее время, способствуют сохранению монопольных и условно-конкурентных сегментов, наблюдается довольно небольшой прирост конкурентных сегментов.

Что обеспечивает наличие монопольных и олигопольных сегментов? Существуют ограничения, связанные с организацией процесса закупок (требования GMP, регистрационное свидетельство, дополнительные квалификационные требования и т.д.) и непосредственно с препаратом (АТС-класс, МНН, форма выпуска).

С целью формирования более конкурентной среды возможно будет целесообразным убрать некоторые ограничения, связанные с процессом проведения торгов, расширить начальные условия, описание предмета закупок, ввести интегральные показатели определения победителя, перейти от закупки лекарств (которые являются лишь элементом фармакотерапии) к закупке целостных курсов лечения (лечебного эффекта). Что касается последнего предложения (о закупке курсов лечения), то прозвучал комментарий от участников конференции, что такой подход сложно реализовать в связи с тем, что при расчете курса лечения необходимо учитывать индивидуальные особенности пациента.

По завершении аналитической части конференции состоялась живая дискуссия экспертов.

Дмитрий АлешкоДмитрий Алешко, партнер юридической компании «Правовой Альянс», подчеркнул, что большую часть рынка составляет негоспитальный сегмент, игрокам рынка необходимо очень внимательно следить за регуляторными изменениями, которые могут оказать существенное влияние на рынок. Учитывая поручение Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана Министерству экономического развития и торговли и Министерству здравоохранения наработать предложения по снижению цен на лекарственные средства, в ближайшее время можно ожидать новые проекты нормативно-правовых актов. Необходимо внимательно отслеживать изменения подходов к формированию оптовых и розничных наценок, ценовому регулированию.

Переход на систему электронных закупок, а также передача централизованных закупок МЗ Украины международным организациям Д. Алешко оценивает как прогрессивные шаги. Однако этого мало. Необходимо внедрение новых подходов к формированию номенклатуры закупок препаратов, продолжать работу по формированию национального перечня основных лекарственных средств, утверждению клинических протоколов и других элементов, которые позволят обеспечить конкурентную среду в сфере закупок.

Петр БагрийС точки зрения Петра Багрия, президента Ассоциации «Производители лекарств Украины», принципы, которые заложены в системе «ProZorro» (повышение конкуренции, прозрачность), играют на руку отечественным производителям, ведь, как известно, в фармацевтическом сегменте цены отечественных препаратов выгодно отличаются от зарубежных. Также докладчик подчеркнул, что необходимо работать над формированием номенклатур препаратов, которые будут закупаться, таким образом, чтобы обеспечить конкурентные условия и увеличить конкурентный сегмент госпитального рынка (о чем говорил в своем докладе Д. Подтуркин).

И. Горлова отметила, что государственные закупки обеспечивают лишь небольшую часть потребности населения в лечении. За счет государственных средств финансируется жизненно важные направления — онкология, вакцины, диабет. Однако в прошлом году многие национальных программ были недофинансированы (в частности онкология, вакцины). Миллионы пациентов с артериальной гипертензией оплачивают лечение из своего кармана. Необходимо поднимать вопрос о дополнительном финансировании и помощи населению, которое неспособно оплатить лечение, со стороны государства.

Андрей БаришпольАндрей Баришполь, руководитель отдела развития государственных закупок торговой площадки Zakupki.prom.ua, отметил, что с момента старта системы «ProZorro» видна позитивная динамика с точки зрения интереса бизнеса к участию в торгах. Благодаря этому на сегодня статистика по проведению успешных торгов намного улучшилась.

Кшиштофа СедлецкиПо мнению Кшиштофа Седлецки, президента Европейской Бизнес Ассоциации, главы представительства «Астеллас Фарма Юроп Б.В.» в Украине, инициатива по внедрению проекта «ProZorro», целью которого является обеспечение прозрачности проведения закупок, — большой положительный шаг. Но это только один из элементов системы закупок.

Также спикер прокомментировал передачу централизованных закупок МЗ Украины международным организациям. С точки зрения К. Седлецки, идея, как инструмент оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией, очень хорошая, но ее воплощение в жизнь далеко от совершенства.

Сергей ИщенкоСергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», отметил, что во многих европейских странах цены на препараты фиксированы. Спикер напомнил, что несколько лет назад в Украине реализовывался Пилотный проект по возмещению стоимости препаратов для лечения лиц с артериальной гипертензией, который показал очень хорошие результаты. Так, вследствие реализации этого проекта объем потребления препаратов, которые в него включены, утроился.

Спикер предположил, что благодаря открытости данных по закупкам проект «ProZorro» может помочь сформировать у государства понимание того, какие цены готовы предложить поставщики. Также докладчик подчеркнул, что, безусловно, осуществлять закупку препаратов необходимо с учетом реальной структуры заболеваемости населения.

Максим НефедовМаксим Нефедов, заместитель министра экономического развития и торговли Украины, более подробно рассказал о нюансах работы с системой «ProZorro», а также прокомментировал, какие трудности могут возникнуть у тех, кто впервые работает с электронной системой торгов.

Зачастую первая реакция на нововведения, особенно если речь идет о государственном реформировании, — недоверие. В отношении «ProZorro» частыми предубеждениями потенциальных участников являются мнения, что этот процесс сложный, не нужный, шансов на победу нет и т.д. Возникают вопросы, касающиеся приема, оплаты товара и пр.

Докладчик обратил внимание, что проект «ProZorro» включает обучающие механизмы. Так, на сайте prozorro.gov.ua доступен онлайн-ресурс infobox.prozorro.org, призванный помочь заказчикам быстрее войти в работу с системой электронных закупок. На этом ресурсе представлена библиотека типичных спецификаций, а также ответы на частые вопросы, методические материалы и много других полезных ссылок и рекомендаций.

Доступен модуль бизнес-аналитики bi.prozorro.org. Также на сайте можно найти информацию о том, как обжаловать результаты торгов. Механизм обжалования создан таким образом, что каждый участник может указать на возможные нарушения.

Можно просматривать статистику жалоб на конкретных заказчиков. В ближайшее время будет доступна возможность мониторинга осуществления платежей по каждой закупке (статистика оплаты).

В завершение доклада М. Нефедов озвучил рекомендации, которые могут быть полезными для участников электронных торгов, — делайте лучшее по цене предложение, на которое вы согласны, трезво оценивайте свои возможности, предоставляйте предложения в точном соответствии с требованиями.

53678

Александр СтародубцевАлександр Стародубцев, руководитель департамента регулирования государственных закупок Министерства экономического развития и торговли, рассказал об истории реализации проекта «ProZorro».

Реформа «ProZorro» развивалась по принципам стартапа. История проекта началась в марте 2014 г. Первые шаги и разработка концепта осуществлялась группой волонтеров. В 2015 г. система работала в пилотном режиме, а с 1 апреля 2016 г. началось развертывание проекта до национального масштаба.

Миссия команды «ProZorro» — создание прозрачной и конкурентной среды в сфере закупок, обеспечение простоты и легкости применения процедур. Недавнее достижение — система электронных закупок ProZorro получила международную премию World Procurement Awards 2016.

Николай ЖандоровДалее тему особенностей работы с системой «ProZorro» продолжил Николай Жандоров, член наблюдательного совета «ProZorro», руководитель торговой площадки Zakupki.prom.ua.

Как отметил докладчик, могут быть случаи, когда поставщик ставит неадекватные цены (ниже себестоимости). Это не повод покидать редукцион или даже изменять предложение в сторону снижения цены (это может быть психологическое давление со стороны конкурента). Также стоит учитывать, что победитель тендера может быть дисквалифицирован в силу различных причин, и тогда будет рассматриваться следующее по цене предложение.

Н. Жандоров озвучил рекомендации для участников торгов — определите нижний порог и оптимальную цену предложения (это будет диапазон, в рамках которого вы можете торговаться). Если ваша цена оказалась лучшей (наиболее низкой) на старте — вы ходите последним в редукционе. Подавайте минимальную цену во время каждого раунда, и тогда вам будет достаточно минимального снижения стоимости для сохранения лидерства. Если ваша цена оказалась не лучшей (не наиболее низкой) на старте, у вас есть 3 раунда для получения преимущества. Следите за минимальной ценой в каждом раунде, подавайте цену в следующем раунде на порядок ниже, чем конкуренты, постепенно снижайтесь к своему минимуму. Если в первых 2 раундах ваша цена не была лучшей, в третьем раунде делайте ставку, равную вашему нижнему порогу. Помните о своем минимальном пороге и не опускайтесь ниже.

Татьяна ДуменкоТатьяна Думенко, директор Департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения государственной формулярной системы ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины» (далее — ГЭЦ МЗ Украины), представила доклад «Рациональный фармацевтический менеджмент как условие рациональной фармакотерапии».

Базовая модель лекарственного обеспечения населения включает несколько путей: препараты закупаются за бюджетные средства в соответствии с государственными программами или за счет региональных бюджетов, а также есть огромный сегмент, который финансируется из кармана потребителя.

По мнению докладчика, важный недостаток механизмов закупок в том, что не обеспечивается равномерное поступление препаратов по отдельным программам. Говоря о системе лекарственного обеспечения или о закупках, можно задать 3 вопроса: что закупаем, как и для чего? Недавние инициативы в сфере закупок связаны с вопросом «как закупаем?». А «что?» и «для чего?» лежит вне инноваций.

В натуральном выражении объем потребления лекарственных средств уменьшается, что является негативным фактором как для пациентов, так и для бизнеса и регуляторов. Из этого следует общая мотивация — нарастить объемы потребления лекарственных средств. По мнению специалистов ГЭЦ МЗ Украины, проблемой рынка является не столько уровень цен на лекарственные средства, как проблематика, связанная со спросом.

Ежегодно ГЭЦ МЗ Украины делает VEN-анализ, который позволяет определить приоритетные группы лекарственных средств в соответствии с делением на жизненно важные (Vital — V), необходимые (Essential — E) и второстепенные (Non-essential — N). Более половины топ-30 брэндов по объему розничных продаж в денежном выражении за 2014 г. относятся к категории «второстепенные». Если рассмотреть аналогичный рейтинг в госпитальном сегменте — в топ-20 лидеров около 20% препаратов относится к категории «жизненно важные», 55% — «необходимые», 25% — «второстепенные».

Далее докладчик озвучила и прокомментировала основные проблемы рационального использования лекарственных средств. Это такое их применение, когда больные получают препараты в соответствии с клинической необходимостью, в дозах, отвечающих индивидуальным потребностям, на протяжении адекватного периода времени и с наименьшими затратами для них и общества. Одной из важнейших проблем является недостаточное финансирование государственных закупок (ни одно направление не удовлетворяет 100% потребности в лекарственных средствах). Также актуальными являются проблемы оценки потребностей в лекарствах, полипрагмазии, чрезмерного применения инъекционных форм (более затратных) при наличии пероральных, недостаточного оснащения учреждений здравоохранения для мониторинга эффективности и безопасности препаратов. Также к существующим проблемам докладчик отнесла недостаточную приверженность к выполнению протоколов медицинской помощи, недостаточный мониторинг рационального использования лекарственных средств в учреждениях здравоохранения, а также рациональности расходов.

С точки зрения спикера, проблемой регуляторных механизмов является их несистемность. Важно, чтобы между собой были урегулированы содержание регуляторных перечней, ценовое регулирование, система поставок, механизмы закупок и другие компоненты государственных закупок. Необходимо сформулировать четкий месседж: какие заболевания и какие лекарственные средства для их лечения являются приоритетными. Это задача основного стратега в обеспечении доступа к медицинской помощи — Министерства здравоохранения.

Александр БондарьАлександр Бондарь, старший юрист юридической компании «Правовой Альянс», рассказал об особенностях обжалования закупок в соответствии с требованиями Закона Украины «О публичных закупках».

Орган обжалования тендерных закупок — Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), а именно — постоянно действующая административная коллегия по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, которая выступает от имени АМКУ. Субъект обжалования — физическое или юридическое лицо, чьи права или интересы были нарушены вследствие действий или бездействия заказчика. Ст. 18 Закона Украины «О публичных закупках» определяет порядок, сроки подачи жалоб и пр.

Жалобы подаются в форме электронного документа через электронную систему закупок, которая автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует договор о закупке, а также отчет о результатах проведения процедуры закупки. Заказчику запрещается совершать какие-либо действия и принимать какие-либо решения по закупке, кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе, заключение договора о закупке во время обжалования запрещается. Если заказчик устраняет нарушения, он должен сообщить об этом АМКУ и разместить в электронной системе соответствующее подтверждение.

Жалоба должна содержать:

  • наименование заказчика, чьи решения, действия или бездействие обжалуются;
  • наименование, местонахождение субъекта обжалования;
  • основания для подачи жалобы, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтвердить;
  • обоснования наличия нарушенных прав и интересов субъекта обжалования;
  • требования субъекта обжалования и их обоснования.

Как подчеркнул докладчик, очень важно соблюдать сроки подачи жалобы. При их нарушении жалобы автоматически не принимаются системой. После принятия решения по результатам рассмотрения жалобы АМКУ в электронной системе закупок в течение 1 рабочего дня размещается информация о резолютивной части решения, в течение 3 рабочих дней — полное решение. Сразу после размещения в электронной системе решение автоматически размещается на веб-портале Министерства экономического развития и торговли и направляется субъекту обжалования и заказчику.

По словам докладчика, статистика рассмотрения жалоб в 2014–2015 гг. говорит о том, что примерно 80% жалоб касались нарушений по установлению заказчиками дискриминационных требований, в частности в документации конкурсных торгов (установление требований, которым соответствует продукция только 1 производителя, что приводит к ограничению конкуренции между участниками торгов, необоснованное объединение несвязанных между собой товаров в 1 лот и т.п.).

Арсений МилютинАрсений Милютин, адвокат, советник судебной практики юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», рассказал о том, с чем столкнется участник торгов, если проиграет обжалование в АМКУ и решит обратиться в суд.

По словам докладчика, в суд целесообразно обращаться: с просьбой признать договор с победителем недействительным, принять решение о противоправности решений заказчика и АМКУ, требованиями возмещения убытков заказчиком.

А. Милютин рекомендует действовать в таком порядке. Первый иск подать в административный суд с требованием признать решение АМКУ и заказчика противоправными. Второй иск — в хозяйственный суд с просьбой взыскания убытков (чтобы получить компенсацию необходимо доказать нарушение, обосновать размер убытков) или признания договора недействительным.

Алексей СухомлиновАлексей Сухомлинов, руководитель департамента систем качества фармацевтики представительства компании «Др. Редди’c Лабораторис» в Украине, представил доклад «Является ли залогом победы в государственных закупках цена и качество лекарственных средств?». Ответ на поставленный вопрос, с чем, наверное, многие согласятся, — отрицательный. Докладчик коснулся темы наличия неравных условий для производителей.

Согласно постановлению КМУ от 14 сентября 2005 г. № 902, каждая серия лекарственного средства, которая ввозится в Украину, должна пройти долабораторный контроль. Несколько лет назад появилась норма, согласно которой делается исключение: лабораторный анализ лекарственных средств не проводится в случае, когда предприятия по их производству расположены в государствах, уполномоченный орган в сфере контроля качества лекарственных средств которых является членом международной Системы сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — PIC/S). Это организация, которая объединяет инспектораты разных стран, причем участие в этой системе, по словам докладчика, не накладывает серьезных обязательств на национальный инспекторат (руководства PIC/S имеют рекомендательный характер).

Дмитрий ЛуферПостановлением КМУ от 7 октября 2015 г. № 804 внесены изменения в порядок осуществления государственного контроля качества препаратов, которые ввозятся в Украину. Одно из изменений допускает, что продукция, не прошедшая стадию фасовки и маркировки (in bulk), также не проходит лабораторный контроль.

С точки зрения докладчика, гарантией цивилизованной конкуренции на рынке лекарственных средств в Украине является имплементация принципов и подходов, действующих в ЕС. Согласно Директиве 2001/20/EC, в случае если лекарственные средства поступают из третьих стран, каждая серия должна подвергаться качественному и количественному анализ, по крайней мере каждого из активных ингредиентов, и все другие исследования или проверки, необходимые для демонстрации качества и соответствия требованиям торговой лицензии.

По завершении второго блока конференции состоялась панельная дискуссия, в рамках которой докладчики коротко подвели итог тематического блока.

К дискуссии присоединился Дмитрий Луфер, операционный директор клиники «Into-Sana». Он отметил, что проблема коррупции заложена глубоко в системе закупок. И никакие новые механизмы не изменят ситуацию, пока рынок не измениться изнутри. Что касается государственного регулирования, в структуре государственных органов, по мнению спикера, как правило, присутствуют организации, которые не хотят ничего менять. Зачастую представители бизнеса, которые принимают участие в регулировании, продвигают изменения не для рынка в целом, а для своего бизнеса.

Продолжение следует…

Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті