Внедрение системы публичных закупок «ProZorro»: опыт применения и возможности для участников рынка

В этом году предстоит постепенный переход на электронную систему публичных закупок лекарственных средств «ProZorro» (напомним, с 1 августа 2016 г. использование этой системы станет обязательным для всех заказчиков). Именно эта тема стала ядром докладов, дискуссий и обсуждений во время ІІ Всеукраинской ежегодной специализированной конференции-практикума «Трансформация госпитальных продаж. Движение в направлении «ProZorro». В одной из предыдущих публикаций мы уже рассмотрели ключевые темы первой части этого мероприятия: какие тенденции преобладают на госпитальном фармрынке Украины, как развивалась система ProZorro? Также прозвучали практические советы и рекомендации для участников торгов (см. Еженедельник «АПТЕКА» № 20 (1041) от 30.05.2016 г.). В рамках данной публикации рассмотрены доклады, прозвучавшие во время двух завершающих сессий конференции-практикума, которая состоялась 20 мая 2016 г. в Киеве. Ее организаторами выступили компании «LAV consult» и «ПРО ПРОЗОРРО». Партнерскую поддержку оказали Ассоциация индийских фармацевтических производителей в Украине (Indian Pharmaceutical Manufacturers&apos Association — IPMA), торговая площадка Zakupki.prom.ua, Всеукраинская ассоциация главных врачей, компания «МОРИОН» и «Еженедельник АПТЕКА», специализированное издание «Здоровье Украины», компании «SMD», «Правовой Альянс», «Фарма Персонал, «Blue Chip», издательство «Balance Business Books», украинский мультимедийный проект IDEALIST.media, рекламное агентство «B-Bright».

Участие в мероприятии, а также в обсуждении возможностей использования системы Prozorro приняли представители украинского и зарубежного фармбизнеса, а также дистрибуции.

Владимир ПедькоВидение зарубежного производителя касательно того, чего можно ожидать от внедрения системы электронных торгов в повседневную практику, представил Владимир Педько, коммерческий директор компании «РОШ Украина». Он выделил несколько групп участников госпитальных продаж: заказчики (организации здравоохранения), производители (отечественные и зарубежные), международные организации, дистрибьюторы, аптечные сети, провайдеры тендеров, информационные и сервисные организации.

Безусловно, каждый участник этого процесса имеет свои цели и задачи. Задача организаций здравоохранения заключается в обеспечении максимального количества пациентов эффективными лекарственными средствами при ограниченных финансовых возможностях. Производители заинтересованы в расширении присутствия своих препаратов на рынке государственных закупок. Задача дистрибьютора — сформировать конкурентное предложение, увеличить долю в госпитальном сегменте, сохранить прибыль при обеспечении конкурентной наценки. Сервисные компании заинтересованы в увеличении числа клиентов.

Докладчик видит следующие возможности применения системы «ProZorro» для зарубежного производителя. Во-первых, как предполагается, эта программа обеспечивает равные условия для всех участников процесса госпитальных закупок, а также прозрачность. Есть доступ к различной информации, в частности доступен модуль бизнес-аналитики. По мнению докладчика, возможность получения информации из данной системы позволяет оценить конкурентное окружение и на основании этого анализа принять правильное стратегическое решение относительно участия в закупках.

Также очень важно, что производитель может напрямую участвовать в процессе закупок. Для этого производителю, безусловно, необходимо грамотно оценить свой потенциал и возможности (может, будет более целесообразно использовать потенциал дистрибьюторов). Также стоит учитывать, что некоторые процессы происходят за пределами площадки «ProZorro», в частности формирование заявки и тендерной документации. «ProZorro» является только техническим инструментом, который обеспечивает проведение самого процесса закупок.

Чем еще может быть данное нововведение полезным и интересным для зарубежного производителя? Для любой компании очень важны репутация и положительный имидж. С точки зрения докладчика, участие в электронных торгах в системе государственных закупок может стать дополнительным фактором, подтверждающим репутацию честной и открытой компании, повысить доверие со стороны потребителей, парт­неров и государственных организаций.

В завершение своего доклада В. Педько отметил, что с внедрением системы «ProZorro» все участники процесса закупок смогут извлечь положительные моменты и возможности. С точки зрения государства — это возможности эффективного использования бюджета и улучшение доступа пациентов к эффективному лечению, с точки зрения лечебных учреждений — обеспечение пациентов лекарственными средствами с учетом ограниченных финансовых возможностей, с точки зрения пациента — получение доступа к современному лечению, с точки зрения производителя — расширение присутствия на рынке, с точки зрения дистрибьютора — корректная конкуренция и развитие.

Павел ЛукашевичВидение национального производителя представил Павел Лукашевич, руководитель отдела маркетинга госпитальных продаж компании «Фармак».

Докладчик обратил внимание на некоторые стереотипы, существующие относительно госпитального рынка Украины, во многом не соответствующие действительности. Например, о том, что в госпитальном сегменте крутятся большие деньги. На самом деле есть серьезная проблема недостаточного финансирования этого сегмента. Также бытует мнение, что госпитальный рынок очень коррумпирован. Безусловно, проблема коррупции есть. Вместе с тем, если проанализировать рынок с точки зрения количества международных непатентованных наименований, брэндов, компаний, которые присутствуют в госпитальном сегменте, — мы увидим, что это высококонкурентный рынок. Еще один стереотип — победитель тендера известен наперед. Докладчик выразил надежду, что система «ProZorro» даст уверенность в том, что действительно выигрывает наиболее низкая цена. Также считается, что препараты должны закупаться в соответствии со стандартами и протоколами лечения, но, по словам докладчика, в действительности это не работает.

Многие ожидают, что международные компании наведут порядок и помогут улучшить ситуацию с закупками. Тем не менее, существуют серьезные проблемы со сроками поставок препаратов, закуп­ленных при помощи международных организаций.

По мнению докладчика, факт, что доля отечественных производителей в госпитальном сегменте в натуральном выражении очень высокая (и в последние годы наблюдается тенденция к росту этого показателя), свидетельствует о низкой покупательной способности населения.

Спикер отметил, что в Украине государственные расходы на лекарственные средства составляют 15% в долларовом эквиваленте (по итогам 2015 г.), что является наименьшим из показателей среди соседних стран (Беларусь — 26%, Россия — 30%, Казахстан — 48%). В 2015 г. в Украине из 54 дол. США расходов на препараты на душу населения государство обеспечивало только 8 дол. В России, Казахстане и Беларуси доля участия государства в разы выше. С точки зрения докладчика, передача централизованных закупок МЗ Украины международным организациям не приведет к улучшению ситуации в сфере госзакупок, ведь остается проблема недостаточного финансирования со стороны государства.

Также докладчик обратил внимание, что в большинстве групп АТС-классификации средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в Украине по сравнению со странами СНГ ниже, что обусловлено высоким уровнем конкуренции в сегментах, где присутствуют лекарства украинского производства.

Сегодня большое внимание уделяется экономии государственных средств за счет привлечения в процесс закупки препаратов международных организаций, хотя, с точки зрения П. Лукашевича, гораздо более важен вопрос повышения инвестиционной привлекательности Украины. По мнению докладчика, передача централизованных закупок международным организациям снижает мотивацию зарубежных компаний для локализации фармпроизводства в Украине.

В завершение презентации спикер акцентировал внимание на том, что участникам госпитального рынка следует проявлять активность и поднимать вопрос о необходимости увеличения объема финансирования закупок лекарственных средств, информировать о реальном положении дел, лоббировать расширение рынка через введение субсидированного амбулаторного потребления препаратов (реимбурсации) в соответствии с лучшими европейскими практиками, поддерживать разработку Национального перечня лекарственных средств путем участия в рабочих группах.

Гурген КарапетянПрактические вопросы взаимодействия участников украинского рынка в системе «ProZorro» рассмотрел в своем докладе Гурген Карапетян, директор компании «БаДМ-Б».

Докладчик выделил несколько типов участников — заказчик торгов, участник торгов, площадка, общество, государство. Более подробно он остановился на том, какую роль играет участник торгов (производитель, дистрибьютор) на каждом этапе закупок.

До объявления торгов проводятся формирование условий и технико-экономический анализ. Это закрытая часть, но косвенно внешние службы (путем информирования о препаратах) могут оказывать влияние на формирование ассортимента закупок лечебными учреждениями. В период уточнений участник торгов должен провести повторный анализ ассортимента и требований, экономический анализ процедуры (выгодно ли участие в торгах с экономической точки зрения), диалог с заказчиком в формальном режиме на предмет наличия нарушений. Также необходимо получить все необходимые внешние документы, которые вкладываются в предложение, подготовить и разместить предложение в системе «ProZorro». На этапе торгов роль участника, конечно же, — участие в редукционе. На этапе заключения договора — предоставление пакета документов, согласование договора, сроков поставки товара и оплаты. Далее следует поставка товара.

Затем Г. Карапетян рассмотрел основные вопросы, которые могут возникнуть у дистрибьютора как у участника государственных торгов. Каким образом удешевить предложение (ведь рынок лимитирован по объему в денежном выражении)? Снизить цену предложения, по мнению спикера, можно несколькими способами: снизить наценку (норму прибыли), уменьшить затраты, снизить базу ценообразования. Следующий вопрос, который может возникнуть, — каким образом выполнить обязательства по договору? Важно учитывать ряд факторов, в частности колебания цен на продукцию, потребности заказчика, возможность наличия дефектуры у производителя. Каким образом расширить присутствие в госпитальном сегменте? С точки зрения докладчика, этого можно достичь, если выигрывать больше торгов, увеличить свою долю у заказчика или производителя.

Чего хочет производитель? Безусловно, чтобы был закуплен именно его продукт, увеличить объем реализации (что непросто в условиях ограниченного рынка и недостаточного финансирования госзакупок). Соответственно, вопросы, которые производитель должен себе задавать, — это «каким образом мотивировать участников к использованию именно его продукта?», «как обеспечить стабильность цены продукта?» и «как защитится от конкурентов?».

У заказчика могут возникать такие вопросы: «как определить потребность в товаре: что закупить, в каком количестве и каким образом распределить потребность на предметы закупки?», «как обеспечить безопасность проведения закупок?», «каким должно быть финансирование (учитывая потребность)?».

Далее докладчик привел статистику участия в торгах компании «БаДМ-Б». В среднем в неделю обрабатывается 46 процедур «ProZorro» по целевым предметам закупки. Из них в 53% процедур после экономического анализа компания принимает участие. Средняя доля выигрышных предложений составляет 62% в денежном выражении.

По мнению Г. Карапетяна, производителям самостоятельно принимать участие в торгах не очень выгодно. По подсчетам компании «БаДМ-Б», производителям удается выиграть порядка 12–13% торгов из тех, в которых они участвуют, что обусловлено отсутствием большого опыта в составлении предложения.

Далее Г. Карапетян рассмотрел особенности взаимодействия всей цепочки участников. По его мнению, конкуренция между производителем и дистрибьютором приводит к увеличению количества поставщиков, а также снижению прибыли (поскольку на каждом этапе редукциона необходимо снижение цены). Потенциально это может способствовать сокращению количества участников. Также существует конкуренция между площадками, которые в погоне за лояльностью заказчиков не предъявляют к ним жестких требований, что, по мнению докладчика, может привести к снижению конкуренции в торгах.

104251

С точки зрения спикера, для улучшения проведения госпитальных закупок в системе «ProZorro» необходимы следующие нововведения:

  • интеграция с системой казначейства;
  • мониторинг платежей клиентов;
  • электронная подпись договора;
  • мониторинг выполнения договора (что даст возможность формировать рейтинг доверия к поставщику);
  • правила создания ассортимента и критериев закупки для различных предметов закупки;
  • аналитика по предметам закупки.

Кроме того, по мнению Г. Карапетяна, для улучшения работы системы «ProZorro» необходимы такие шаги:

  • распространение действия Закона Украины «О публичных закупках» на все закупки (за исключением так называемых допороговых закупок);
  • введение возможности изменять цену на законодательном уровне (поскольку валюта нестабильна, важно, чтобы были соответствующие механизмы для ее изменения);
  • увеличение периода контракта.

Леся ЩербаковаЛеся Щербакова, заместитель председателя правления по корпоративным и личным видам страхования страховой компании «ПРОВИДНА», раскрыла тему взаимодействия фармрынка и страхового бизнеса (в фокусе сектора медицинского страхования).

По словам докладчика, рынок добровольного медицинского страхования в 2015 г. развивался преимущественно за счет инфляционной составляющей. Клиентами на рынке добровольного медицинского страхования в основном являются зарубежные компании, а украинские составляют небольшую долю. Ввиду высокой зависимости от валютной составляющей эксперты компании «ПРОВИДНА» в 2016 г. прогнозируют рост рынка на уровне 10–15% в национальной валюте.

Удельный вес лекарственных средств в портфеле компании «ПРОВИДНА», по словам докладчика, составляет около 25–30%. В сервисах, которые предоставляет компания (лечение в поликлинике, стационарная, неотложная помощь), большие затраты приходятся на медикаментозную составляющую, поэтому, безусловно, на стоимость программ оказывает влияние изменение цен на препараты.

Страхование — это специфический сегмент, где используются только те препараты, которые предусмотрены страхованием. Докладчик обратила внимание, что основной удельный вес в затратах занимают препараты для купирования острых состояний, а средства поддерживающей терапии занимают небольшую долю.

Экономическая ситуация в стране не позволяет бурно развиваться рынку добровольного медицинского страхования, ведь стоимость страхования высока и пока, к сожалению, недоступна для рядового украинца. По словам докладчика, из-за кризиса наблюдается высокий рост затрат по медицинскому страхованию. Появилась необходимость поиска способов их оптимизации.

Так, компания «ПРОВИДНА» с этой целью предприняла несколько шагов, например в части сокращения числа партнеров-аптек и концентрации работы с узким числом партнеров. Еще одно новшество — заключение прямых контрактов с фармкомпаниями в части обеспечения безрецептурными препаратами, которые назначаются с профилактической целью. Клиенты не менее заинтересованы в оптимизации стоимости услуг. Так, часть компаний-клиентов перешли на применение препаратов украинского производства. Часть клиентов приняли такую оптимизацию: не более 3 препаратов на страховой случай. Еще часть перешли на работу с франшизой (при наступлении страхового случая застрахованный также участвует в возмещении).

Каково влияние страхового рынка на фармацевтический? По мнению докладчика, страхование берет на себя определенный удельный вес в реализации препаратов, ведь многие аптечные сети и лечебные учреждения работают со страховыми компаниями.

Как уже было отмечено ранее, услуги по добровольному медицинскому страхованию доступны очень небольшой части населения. Каковы перспективы и возможности внедрения обязательного медицинского страхования? В последние годы этот вопрос регулярно поднимается. Но для внедрения обязательного медицинского страхования, по мнению спикера, кроме расчетов (которые сделать несложно), нужны серьезные реформы, которых пока нет.

Одними из первых системой электронных закупок воспользовались военные. Они начали проводить закупки продуктов питания через «ProZorro». Опытом использования этой системы поделились официальные представители Министерства обороны Анастасия Ковалева и Марьяна Безуглая. В течение 2016 г. Министерству обороны удалось несколько увеличить количество участников, что, впрочем, существенно не повлияло на удешевление закупки. Это было обусловлено большим количеством отказов от участия в дальнейшей процедуре торгов и непредоставлением необходимой информации заказчику.

Игорь КрячокДалее состоялась дискуссия экспертов, а также серия вопросов и ответов, к которым присоединился Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН». В частности, он поднял вопрос касательно того, как в дальнейшем будут развиваться площадки в системе «ProZorro», будет ли происходить процесс их специализации.

На это вопрос ответил Г. Карапетян. Он отметил, что государственные закупки на электронных площадках занимают очень небольшую долю. По сути, это лишь еще один сегмент рынка для них. Безусловно, торговые площадки адаптируются и разрабатывают определенные механизмы для проведения государственных закупок, но, вероятнее всего, для них это не станет профильным. С другой стороны, возможно появление специализированных площадок, которые будут заниматься именно государственными закупками. Также спикер добавил, что как участник торгов компания «БаДМ-Б» выбирает площадку по 2 критериям: уровень сервиса (как площадка откликается на пожелания, жалобы и т.п.) и стоимость услуги (участия в тендерах).

П. Лукашевич прокомментировал сессию о практических аспектах внедрения системы «ProZorro». По его мнению, в сегментах с высоким конкурентным окружением (более 10 участников) можно ожидать снижения закупочной цены. В то же время в других сегментах (где существует конкуренция между 2–3 участниками) высока вероятность того, что ценовая ситуация существенно не изменится. Цена на монопольные позиции будет зависеть от курса валют.

В. Педько акцентировал внимание на том, что задача фармбизнеса — обращать внимание на актуальные проблемы, в частности на необходимость увеличения объема государственного финансирования расходов на лекарственные средства с учетом потребностей пациентов, вследствие чего увеличатся и объем госпитального рынка лекарственных средств, и возможности для каждого участника рынка.

Дмитрий ЛуферЗаключительную сессию конференции-практикума открыл Дмитрий Луфер, операционный директор клиники «Into-Sana». По словам докладчика, в структуре затрат на здравоохранение частный сегмент превышает государственный, и эта ситуация, вероятно, будет сохраняться. Далее спикер рассмотрел, какие позиции закупают частные клиники. Это медицинское оборудование, IT-оборудование, лекарственные средства и медицинские изделия, а также различные услуги.

Критериями выбора поставщика выступают:

  • сроки поставки (что важно, поскольку у частных клиник, как правило, нет склада),
  • сервис (стоимость обслуживания контракта в частной клинике должна быть минимальной ввиду отсутствия большого штата сотрудников),
  • цена (имеет значение, поскольку она влияет на себестоимость услуг, а чем меньше расходы, тем по более привлекательной цене клиника может предлагать свои услуги).

Регламентированные тендерные процедуры чаще всего в частных клиниках отсутствуют. Зачастую решение о закупке принимается единолично, соответственно, отсутствует необходимость его согласования или обоснования.

Безусловно, у системы «ProZorro» есть ряд преимуществ (прозрачность проведения процедуры, обеспечение равного доступа для поставщиков). Но, с точки зрения участия в таких закупках частной клиники, есть определенные недостатки. В частности, формализованность процедур и отсутствие личного контакта на переговорах. Также есть сложность относительно того, что процесс от закупки до поставки занимает много времени (что частную клинику не устраивает). Также у поставщиков, обычно работающих с частными клиниками, отсутствует необходимость участвовать в электронных закупках. Кроме того, в частном бизнесе прозрачность скорее минус, чем плюс, и приводит к потере конкурентных преимуществ.

Сергей ГрищукЗавершающий доклад представил Сергей Грищук, исполнительный директор Всеукраинской общественной организации «Ассоциация работников больничных касс Украины», заместитель исполнительного директора благотворительной организации «Больничная касса Житомирской области». Он представил подходы к организации закупки лекарственных средств больничными кассами на примере благотворительной организации «Больничная касса Житомирской области».

Как уже упоминалось, очень большая часть оплаты лечения ложится на плечи потребителя. Чтобы улучшить ситуацию, начали появляться объединения, действующие по принципу благотворительных организаций. Одна из таких организаций — Благотворительная организация «Больничная касса Житомирской области».

Больничные кассы — это общественные объединения населения, которые не желают ждать соблюдения от государства бесплатных социальных гарантий и готовы самостоятельно на основе солидарного участия обеспечивать доступной и качественной медицинской помощью членов организации. Это одно из направлений реформирования, возникшее как реакция населения Украины на ограниченные возможности государственной системы здравоохранения по обеспечению качественной и доступной бесплатной медицинской помощи.

На сегодня количество членов Больничной кассы Житомирской обл. достигло 210 тыс. человек (почти 17% населения Житомирской обл.). Программы обеспечения членов Больничной кассы включают экстренную и неотложную медицинскую, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь.

За 2015 г. расходы Больничной кассы Житомирской обл. на закупку лекарственных средств и медицинских изделий составили 51,6 млн грн. Количество обращений за медицинской помощью, которые обеспечивались за счет Больничной кассы, за 2015 г. составило 486 тыс.

Для успешной работы действует автоматизированная система управления ресурсами, которая состоит из нескольких элементов. Участники выплачивают ежемесячно взносы, за которые закупаются препараты и передаются в лечебные учреждения. Также в лечебных учреждениях осуществляется контроль за применением препаратов.

Учет лекарственных средств в учреждениях здравоохранения с использованием информационных технологий дает возможность:

  • в автоматизированном режиме анализировать соответствие лекарственных назначений протоколам оказания медицинской помощи (в части назначения лекарственных средств) по нозологиям, врачам, отделениям;
  • определять стоимость лечения, фактическое использование и прогнозируемую потребность в лекарственных средствах по отделениям, врачам, нозологиям;
  • проводить фармакоэкономический анализ по отделениям, нозологиям, врачам.

Как проходит организация медикаментозного обеспечения при помощи Больничной кассы? Учреждения здравоохранения формируют потребность и передают ее в Больничную кассу, которая рассматривает ее и передает поставщикам (сложившийся заказ отправляется по электронной почте в отдел фармацевтического менеджмента, где осуществляется его аудит и проводится электронный заказ поставщику). Далее осуществляется закупка. Рассмотрение предложений поставщиков и их утверждение происходят с учетом таких факторов как соотношение цена/качество, оперативность доставки и срок годности. Для поставки препаратов заключаются трехсторонние соглашения (где участниками выступают поставщик, больничная касса как плательщик и учреждение здравоохранения как получатель). Далее осуществляются контроль факта поставки и оплата.

По словам докладчика, приведенные механизмы обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями учреждений здравоохранения дают возможность успешно функцио­нировать больничной кассе при незначительных ежемесячных взносах. Больничные кассы (как свидетельствует пример Житомирской обл.) могут быть существенным источником дополнительного финансирования отрасли здравоохранения.

П. Лукашевич выразил надежду, что со временем больничные кассы будут более востребованными и станут первым шагом к внедрению страховой медицины.

Г. Карапетян отметил, что введение системы государственных закупок «ProZorro» — это реалии сегодняшнего дня. Вся цепочка — производство, дистрибуция, розница — является частью системы здравоохранения, основная задача которой — обеспечить качественную и как можно более долгую жизнь каждого пациента. Каким бы ни был инструмент обеспечения, его необходимо принимать и активно использовать.

Д. Луфер отметил глобальную тенденцию в медицине — смещение фокуса на результат. Частные клиники уже ощутили эту тенденцию — пациенты хотят покупать не дни в стационаре, а решение проблемы. Фармкомпаниям также необходимо ловить этот тренд и находить новые модели взаимодействия с другими участниками рынка.

Организаторы конференции-практикума компании «LAV consult» и «ПРО ПРОЗОРРО» отмечают, что эффективная реализация проекта «ProZorro» позволит вернуть доверие бизнеса к государству и стимулировать его участвовать в государственных закупках на конкурсной основе. Однако государственные закупки в медицинской сфере имеют отличие, а именно: часто при монопольном предмете закупки победитель торгов (производитель) заранее известен. Следует констатировать, что преимущественное снижение цен в медицине может быть вызвано не только увеличением количества участников, но и расширением предмета закупки. Такое расширение должно быть выполнено с учетом эквивалентности терапевтического эффекта для конкретных больных. Учитывая особенности государственных закупок в медицинской сфере и отсутствие опыта использования системы «ProZorro», компании «LAV consult» и «ПРО ПРОЗОРРО» приглашают экспертов и общественность 7 октября 2016 г. обсудить, как прошел первый этап трансформации госпитальных продаж и скорректировать дальнейший путь участников рынка и заказчиков в государственных закупках.

Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті