Интенсивное и экстенсивное развитие дистрибьюторской компании «Биокон»

Фармацевтический рынок Украины переживает период бурного роста. Вслед за ним дистрибьюторам, если они хотят удержать свою долю рынка, необходимо увеличивать объемы продаж. Не только сохранить свои позиции, но и продвинуться на первые места в рейтинге можно только за счет новых партнеров и клиентов. Главным критерием в выборе дистрибьютора, которым руководствуются и производители, и розничные операторы, являются объем и качество предоставляемых услуг. Какой сервис должна предоставлять дистрибьюторская компания, чтобы клиенты остались довольными, рассказал исполнительный директор группы компаний «Биокон» Олег Курченко (О.К.) и генеральный директор оптово-розничной фармацевтической компании «Аптека Биокон» Татьяна Коломиец (Т.К.).

Татьяна Коломиец
Татьяна Коломиец

— Татьяна Валентиновна, какие услуги способна предоставить оптовая компания «Аптека «Биокон» своим клиентам?

Т.К.: Сегодня основным условием успешной совместной работы с аптеками является наша способность удовлетворить заказ в полном объеме и в четко определенные сроки. Такие требования вполне справедливы в условиях нынешнего дня, поэтому мы заботимся о предоставлении того сервиса, который хотят получить наши заказчики. Мы способны осуществлять оперативную доставку в Киеве до 3 раз в день. Мы обслуживаем клиентов, расположенных в Киеве и Центральном регионе Украины, с нашего центрального киевского склада. Кроме того, созданы 9 региональных представительств для работы в 16 областях страны. Чтобы предоставить одинаковый по скорости обслуживания сервис всем нашим клиентам не только в Киеве, но и в других областях, мы решили открыть новые склады продукции в нескольких регионах. В течение полугода мы откроем четыре новых региональных представительства со складами продукции при них. По техническому оснащению и скорости формирования заказа новые склады не будут уступать центральному. Уже в IV кв. 2006 г. начнут работать два новых полноценных склада на востоке Украины. Это стало возможным после поглощения компанией «Биокон» оптовых структур, проявивших интерес к долгосрочному сотрудничеству с нашей компанией. В І кв. 2007 г. мы откроем еще два склада, теперь уже на юге и западе Украины. Поэтому уже в будущем году мы сможем предоставить равный по качеству сервис для всех клиентов. До 80% территории Украины будет покрыто маршрутами нашей службы доставки. Скорость доставки повысится за счет сокращения радиуса развозки товара до 150–200 км вследствие повышения плотности филиалов.

Наше правило — обеспечение наших клиентов полным базовым ассортиментом, то есть всеми препаратами, которые наиболее популярны во всех аптечных сетях. Работая с ассортиментом до 5000 тыс. наименований, мы обеспечиваем постоянное наличие этих препаратов на складе в нужном объеме. Поэтому мы способны бесперебойно и в достаточном количестве его поставлять. Мощный ассортиментный запас будет обязательным правилом и для наших региональных складов.

Безусловно, появление новых складов и маршрутов требует увеличения штата профессиональных сотрудников. Ныне в оптово-розничной компании «Аптека «Биокон» работает 340 человек, причем 72 из них — региональные представители, экспедиторы, водители. Уже сегодня мы подбираем новый персонал, планируя увеличить число рабочих мест еще как минимум на 70.

— Каким образом вы собираетесь обеспечивать бесперебойную работу расширяющейся оптовой сети?

Т.К.: Мы проводим реорганизацию складов: расширяем площади, набираем новый персонал и перераспределяем обязанности для рационализации их работы, автоматизируем процесс подборки заказа и проверки соответствия заказу содержимого укомплектованной коробки.

Безусловно, осуществлять управление всеми процессами было бы невозможно без современных информационных технологий. Поэтому еще в 1999 г. мы установили в нашей компании программное обеспечение «Oracle Applications». Этот комплекс программ позволил нам управлять абсолютно всеми процессами — от самых простых до комплексных, во всех подразделениях компании. Все процессы, происходящие в любом из объектов компании, мы отслеживаем в режиме on-line.

Олег Курченко
Олег Курченко

О.К.: Необходимо отметить, что «Oracle» — единственный полнофункциональный интегрированный комплекс приложений для ведения бизнеса, работающий в корпоративной сети и в интернете. Он позволяет решать задачи комплексной автоматизации предприятий, имеющих сложную разветвленную структуру подразделений. Мы единственные из украинских дистрибьюторов, работающих в фармацевтическом секторе, кто установил на своем предприятии программное обеспечение, используемое мировыми гигантами индустрии. Нам легче, чем многим нашим конкурентам и партнерам, делать шаги по созданию филиалов, потому как мы владеем готовой инфраструктурой информационного пространства. Приложения «Oracle» образуют единый полный источник данных в системе, поэтому нам не нужно тратить время и деньги на интеграцию с клиентами, и мы можем легко активизировать деятельность в любой точке Украины. По нашему мнению, все другое программное обеспечение, которым пользуются остальные украинские дистрибьюторы, уступает по возможностям отслеживания товара и интеграции с клиентами.

Т.К.: Встроенный пакет статистического анализа и накопленная информация о сезонных колебаниях продаж позволяют нам делать вполне адекватные кратко- и долгосрочные прогнозы относительно спроса на препараты, учитывая сезонные колебания, промоционную активность компаний-производителей и многое другое. Рассчитывая уровень спроса на каждый конкретный товар, мы осуществляем закупки в нужном объеме. Такой комплекс мероприятий позволит нам работать бездефектурно.

Сегодня мы модернизировали программу, чтобы принимать заказы в электронном виде, сделанные в любом из существующих программных приложений. Также мы сможем автоматически запрашивать и распознавать информацию о товарных остатках в аптеке нашего клиента, и в случае необходимости осуществлять дозаказ. Универсальность информационного обеспечения — наша сильная сторона, поскольку мы можем легко сотрудничать с любой из розничных точек. Это уже работает. Сотрудничающие с нами аптеки смогут оценить преимущества новых информационных технологий для обеспечения постоянного наличия в их аптеке необходимого препарата в нужном объеме.

Аптека «Матери и ребенка» в г. Севастополь
Аптека «Матери и ребенка» в г. Севастополь

— Олег Владимирович, какова роль розничной сети «Аптечное объединение «Биокон» в  деятельности компании?

О.К.: Наша розничная сеть — это колоссальный ресурс, который постараемся использовать активнее. Мы уже заявили о том, что группа компаний «Биокон» сегодня — это всеукраинский высокотехнологичный фармацевтический кластер, который объединяет компании, работающие на всех участках рынка, на промежутке от производителя до потребителя (подробнее см. «Еженедельник АПТЕКА» №39 (560) от 9 октября 2006 г.прим. ред.). Вот почему розничные компании, входящие в группу «Биокон», являются очень важной составляющей нашего бизнеса. Являясь частью кластера, коим является «Биокон», наша розничная сеть ориентирована на предоставление хорошего сервиса не только нашим покупателям, но и поставщикам. Мы делаем все, чтобы производители лекарственных средств имели возможность согласовывать с нами и использовать розничную сеть «Биокон» как эффективный инструмент в продвижении своих препаратов.

Сегодня мы хотим адекватно наладить взаимодействие фармацевта (в наших аптеках при медучреждении), врача (в этом медучреждении) и медицинского представителя. В истории нашей компании уже был успешный опыт такой работы, теперь же мы будем заниматься этим на качественно ином уровне. Врачи будут получать информацию об ассортименте и ценах в наших аптеках. После того как медицинский представитель от компании-производителя расскажет врачу о преимуществах нового препарата, то, выписывая рецепт на этот препарат, врач должен быть уверен, что препарат уже есть в аптеке «Биокон», и пациент не потратит много времени и сил на поиски этого препарата. Говоря кратко, мы хотим, чтобы врачи рассматривали аптеки компании «Биокон» как партнера в обеспечении пациентов современными и эффективными лекарственными средствами.

Детский уголок аптеки «Матери и ребенка» в г. Севастополь
Детский уголок аптеки «Матери и ребенка» в г. Севастополь

Сегодня мы владеем двумя розничными компаниями. Одна из них представлена сетью из 30 аптек в Киеве. Кроме того, 4 наших аптеки расположены во Львове, Черкассах, Миргороде, Харькове. Вторая розничная сеть, входящая в группу компаний «Биокон», расположена в Крыму, с центром в Севастополе. Сеть составляют более 30 аптек в Севастополе и в западной части полуострова Крым. Из этих точек — 17 полноценных аптек с очень большой площадью и хорошим потенциалом развития. Одной из задач по развитию нашей розничной сети ныне является строительство аптечных супермаркетов. Первый супермаркет уже начал работать на ул. Ярославов Вал, второй находится в стадии ремонта, строительство третьего проходит стадию согласования. Следующим шагом станет открытие аптечных супермаркетов в регионах. Мы решили активно их строить, поскольку преимущества перед обычными аптеками для покупателя очевидны: во-первых, ассортимент всегда представлен шире, во-вторых, там много товаров из группы лечебной косметики, биологически активных добавок, изделий медицинского назначения, парафармацевтики. Супермаркет привлекателен для покупателя еще и тем, что можно самостоятельно ознакомиться с инструкцией к препарату без необходимости выстоять очередь и обратиться с этой просьбой к фармацевту. Сегодня мне приятно отметить, что и в нашей киевской, и в севастопольской розничной сети есть аптеки, которые могут служить стандартом строительства розничного бизнеса, например киевский аптечный супермаркет и аптека «Матери и ребенка» в Севастополе. Мы всегда стараемся, чтобы посещение любой из наших аптек производило только хорошее впечатление на клиента — и ребенка, и взрослого. Сегодня мы усиливаем наш кадровый потенциал за счет присоединения к нам высокопрофессиональных сотрудников — провизоров и фармацевтов, которые будут работать в наших супермаркетах. Там же, в аптечных супермаркетах, мы будем апробировать собственные технологии мерчандайзинга, что весьма интересно для нас как для профессионалов фармацевтического бизнеса. Некоторые из апробированных нами стратегий будут внедрены в наших розничных точках в самом ближайшем будущем.

Из социальных проектов, запланированных компанией «Биокон» — открытие аптеки, продающей лекарственные средства без розничной наценки. Мы хотим оказать посильную помощь одной из самых уязвимых категорий населения — пожилым людям, которые весьма чувствительны к ценам на необходимые препараты. В новой просторной аптеке мы сможем принять большое количество покупателей и предложить им широкий выбор современных эффективных лекарств по ценам, максимально приближенным к тем, по которым мы закупаем у производителей. Мы считаем, что ведущие украинские предприниматели должны иметь социальные проекты, как это принято в цивилизованных странах. Постепенное повышение благосостояния общества будет невозможным, если не все граждане будут иметь доступ к современным и эффективным методам лечения.

Аптечный супермаркет, расположенный на перекрестке улиц Ярославов Вал и Олеся Гончара
Аптечный супермаркет, расположенный на перекрестке улиц Ярославов Вал и Олеся Гончара

Идя в ногу с современным покупателем, в 1997 г. мы открыли веб-сайт нашей аптеки, где предоставили любому желающему возможность заказать продукцию через интернет. Сегодня работает уже третья версия интернет-аптеки, где можно найти актуальную информацию о ценах и наличии препаратов на складах компании (кстати, они значительно ниже розничных цен в аптечной сети) и оформить заказ. Пользователи уже оценили легкость в навигации и максимально упрощенную процедуру заказа. Доставка по Киеву осуществляется курьером в течение 2–3 ч после заказа непосредственно заказчику или в одну из аптек компании «Биокон», где можно забрать заказ в удобное для покупателя время.

Мы всегда стараемся использовать прогрессивные технологии для ведения нашего бизнеса. На данном этапе стремимся стать лидером автоматизации всех процессов в розничной торговле, и намерены осуществить эту задачу в наших аптеках Киева и Севастополя до конца этого года. При многотысячном ассортименте ежедневная сверка количества проданного и оставшегося в наличии товара становится сложной задачей для провизора прежде всего из-за монотонности и длительности такой работы. Зачем нужно занимать квалифицированного сотрудника выполнением заданий, которые безошибочно может выполнять машина? С помощью программного модуля «Oracle» можно отслеживать информацию об остатках продукции в аптеке, и как только количество его станет ниже ранее установленного уровня (например 50 упаковок), программа автоматически отправляет заявку на склад, где формируется заказ, который оперативно доставят в аптеку. Используя «Oracle», появилась возможность анализировать, насколько востребованы конкретные препараты в тех или иных точках, и формировать ассортимент и уровень неснижаемых остатков в соответствии с принятыми в компании алгоритмами. Мы стараемся обеспечить ассортимент, максимально ориентированный на клиента, поскольку очевидно, что клиенты аптеки при детской поликлинике отличаются от таковых аптеки на центральной городской улице. Избавляя наших сотрудников от трудоемкого контроля ассортимента, мы стараемся, чтобы все их рабочее время было посвящено работе с покупателями. Девиз нашей розничной сети — «100% времени в 100% точек должно идти на удовлетворение нужд 100% покупателей». o

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА», фото Игоря Кривинского и предоставленные группой компаний «Биокон»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті