Вступать во взрослую жизнь подготовленным

Продолжая тему предстоящего вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) и того, как этот шаг может отразиться на деятельности фармацевтической отрасли, мы обратились к мнению экспертов в области экономики. Наш собеседник сегодня — заведующий отделом экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований, кандидат экономических наук Ярослав Жалило.

Ярослав Жалило
Ярослав Жалило

— Ярослав Анатольевич, единого мнения относительно того, является вступление в ВТО благом или злом для экономики Украины, не существует. Каково ваше отношение к  этому?

— Противником в этом вопросе быть невозможно, потому что это объективный процесс. Как можно отрицать, условно говоря, то, что человек взрослеет и на его пути появляется все большее число формальностей, которые он не в силах нарушить? Конечно, я не против вступления в ВТО, но я сторонник осторожного подхода. Если продолжать аллегорию, то совершенно очевидно, что для вступления во взрослую жизнь человеку необходимо получить соответствующие навыки, образование и т. д. Я считаю, что нам необходима взвешенная политика подготовки экономики и к членству, и к деятельности в условиях ВТО. Не секрет, что Украина начала процесс вступления в ВТО в 1993–1994 гг. К сожалению, за это время ситуация сложилась так, что мы приняли на себя больше обязательств, нежели получили вероятных преимуществ членства в этой организации.

— В чем заключаются эти преимущества?

— Вступление в ВТО предполагает поэтапный процесс снижения уровня защиты внутреннего рынка. Для потребителя это однозначный плюс, поскольку снижается темп роста цен на рынке и улучшается доступ к большему ассортименту товаров на рынке. Плюс также в том, что, принимая на себя обязательства ВТО, страна одновременно получает доступ к механизмам защиты своих интересов на рынках других стран. Кроме того, комплекс нормативов ВТО охватывает практически все сферы экономической деятельности и направлен на то, чтобы развивать в стране либерально ориентированную рыночную экономику независимо от желания правительства или ситуации в государстве. Лет десять назад мне довелось общаться с одним из влиятельных чиновников из Южной Кореи, и на вопрос: «Как ваша страна добилась таких экономических успехов » он ответил: «Это благодаря тому, что тогда мы еще не были членами ВТО. Если бы это случилось раньше, то сейчас мы бы уже не смогли подняться на такой уровень развития». Система норм ВТО направлена на снижение активности государства в сфере коммерции. Она не позволяет государству проводить программы стимулирования тех или иных отраслей, предоставления тех или иных систем налоговых льгот, ограничения притока импортных товаров и конкуренции в каком-либо виде, а также целевые государственные закупки, направленные на поддержку государством каких-либо отраслей или производств. Рост экономики Южной Кореи был связан с тем, что однажды она сумела направить всю национальную политику на поддержку национальной промышленности. За счет этого страна накопила финансовые ресурсы и только затем втупила в ВТО. Таким образом, нельзя забывать, что вступление в ВТО предполагает не только плюсы, но и угрозы для экономики страны.

— Какие это угрозы?

— Их несколько, они своего рода обратная сторона медали тех самых плюсов, о которых я говорил ранее. Первая — увеличение количества импортных товаров на внутреннем рынке. Для потребителя это хорошо, для производителя не очень, поскольку повышается уровень конкуренции. С одной стороны, конкуренция сама по себе – двигатель рыночной экономики, и было бы нормально, если бы производитель испытывал конкурентное давление, не имея возможности повышать цены выше определенного уровня: тогда бы он больше думал о качестве, сервисном обслуживании, системах сбыта и т.д. Но только в том случае, если он в состоянии конкурировать. Вторая угроза касается непосредственно потребителей. Если ряд предприятий не выдержит конкурентного давления, станет убыточным или закроется, то доходы потребителя снизятся, и вряд ли он будет рад возможности купить более дешевые товары, если у него просто не будет денег. То же самое относится и к работникам бюджетной сферы.

Еще одна угроза состоит в том, что система ВТО значительно ограничивает возможности государственной экономической политики по поддержке отраслей. Она не запрещает проводить какую-либо стимулирующую политику, но четко регламентирует объемы льгот со стороны государства. ВТО требует, чтобы в отношении всех, кто присутствует на внутреннем рынке страны, действовали одинаковые требования. Это касается всех отраслей, видов экономической деятельности, национальных и иностранных субъектов. Максимум, что возможно — это введение импортной пошлины, причем государство берет на себя обязательство, во-первых, не повышать эту пошлину, а во-вторых, снижать ее поэтапно в течение какого-то периода. Кроме того, ограничиваются другие виды государственной активности, в частности, система государственных закупок. Для фармацевтики это довольно существенный момент, поскольку отрасль довольно активно работает по системе государственных закупок. Согласно требованиям ВТО, государство берет на себя обязательства предоставлять равные права относительно системы государственных закупок как для отечественных, так и для зарубежных субъектов предпринимательства. И, наконец, государство фиксирует на момент вступления систему импортных тарифов, устраивающую всех партнеров, с которыми оно торгует. Украина заключила такие соглашения почти со всеми странами-членами ВТО.

Для упрощения переговорного процесса действует система так называемых секторальных соглашений. Страны, присоединившиеся к такого рода соглашениям, договариваются о нулевом тарифе для этого вида товара. Украина присоединилась к секторальному соглашению по фармацевтике. Согласно ему еще с 2004 г. предполагалось, что Украина будет иметь нулевой импортный тариф на фармацевтическую продукцию. Приближение к нулевому тарифу может быть не разовым, а поэтапным. Но это соглашение начинает действовать с момента вступления Украины в ВТО, поэтому как только это произойдет, соглашение автоматически получит юридическую силу, то есть этапа с каким-либо промежуточным тарифом для адаптации отрасли нет.

— На каких условиях Украина будет вступать в ВТО?

— Если сопоставить уровень связанных тарифных ставок, на которых Украина вступает в ВТО, то он в 1,5 раза ниже, чем у нашего ближайшего соседа — России. Это означает изначально более низкий уровень защиты внутреннего рынка. Связанные ставки определяются в ходе двусторонних переговоров с членами рабочей группы. Разумеется, чем больше политический вес страны, тем более активно она может отстаивать собственные интересы в ходе этих переговоров. Украина, увы, очень часто действовала в этих переговорах по принципу «чего изволите». То есть отстаивание тарифных предложений шло только там, где существовало мощное внутренне лобби, воздействовавшее на переговорщиков с нашей стороны. К сожалению, с теми, кто анализировал процесс с точки зрения воздействия на экономику в целом, участники переговорного процесса не контактировали.

До 2003 г. Украина пыталась вступить в ВТО, не определив, что это даст национальной экономике. Двигаясь к членству в ВТО, мы фактически принимали на себя обязательства, но не получали инструментов защиты. В то же время Китай, например, выторговал для себя переходный период с поэтапным снижением тарифных ставок, и это при том, что период вступления в ВТО эта страна начала после 15 лет непрерывного экономического роста, после проведения структурной перестройки экономики, и еще до вступления она стала весомым игроком международного рынка.

— Проводился ли системный анализ последствий для экономики при вступлении в ВТО?

— Такой отраслевой анализ проводило Министерство экономики в 2003 г., но в отношении фармацевтики это был сугубо формальный анализ. Проводили такой анализ различные экспертные группы из неправительственных организаций. Но, что характерно, по одним отраслям одни эксперты давали положительные прогнозы, а другие — отрицательные. Мне кажется, это связано с некоторой политической заданностью того или иного прогноза и политической заангажированностью прогнозиста. Теоретически можно ожидать повышения конкурентного давления в тех отраслях, по которым Украина имеет секторальные соглашения и по тем, на которые будет активно воздействовать изменение режима государственной политики.

В целом я бы отметил, что влияние вступления в ВТО будет в основном фрагментарным. Те подотрасли и отдельные предприятия, которые уже смогли доказать свою конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, в большинстве, возможно, даже будут получать плюсы благодаря более легкому доступу на внешние рынки. Хотя я скептически отношусь к тому, что им станет легче: существуют объективные ограничения для проникновения на чужие рынки.

Важно, чтобы представители отраслей, конкретных предприятий примерили на себя условия и требования ВТО и ответили бы для себя на вопрос: готовы ли они конкурировать в прозрачной рыночной среде или нет. Ведь никто, кроме них, знающих состояние своих производств и состояние дел на рынке, не сможет более адекватно оценить, насколько они готовы конкурировать без лишних «подпорок» — импортной пошлины, государственной поддержки и всякого рода непрозрачных схем (которые, в основном, так или иначе за ближайшие несколько лет будут нивелированы). Если такой готовности нет, тогда уже сегодня необходимо принимать меры для исправления ситуации.

На государственном уровне, и это уже звучало в программе правительства и в послании президента в 2005 г., Украине необходима активная политика по подготовке к членству в ВТО. Это должна быть реальная программа действий на ближайшие несколько лет, в которой предусматривались бы как способы компенсации возможных отрицательных последствий, так и пути подготовки экономики к функционированию в системе ВТО. В подготовке этой программы обязательно должны участвовать общественные отраслевые объединения.

Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что при вступлении в ВТО интересы производителей и операторов рынка не всегда будут совпадать. Операторам рынка вступление в ВТО однозначно на пользу, с другой стороны, производители могут ратовать за проведение протекционистской политики. Поэтому в отрасли должна быть выработана взвешенная позиция по всем вопросам. Но не приходится сомневаться в том, что с мнением отраслевых объединений необходимо ознакомить правительство.

— Как, на Ваш взгляд, будут формироваться новая производственная политика и  финансово-экономический курс государства в  целом после вступления в ВТО?

— Все большее ограничение относительно специальных мер поддержки будет приводить ко все большему выравниванию государственной политики, то есть к полному отказу от отраслевых льгот, и, разумеется, от поддержки конкретных производителей — переход к более прозрачным инструментам отраслевого и регионального стимулирования.

Другой, не менее важный вопрос: как должна формироваться новая производственная политика государства? Вступление в ВТО предполагает переход к методам нетарифной защиты внутреннего рынка, и поддержка государством отечественного производителя меняет формы. Прежде всего это система информационной поддержки отечественного производителя. К ней относится поддержка украинских производителей в выставках, ярмарках за рубежом, поддержка сбытовой системы как за рубежом, так и внутри страны, предоставление результатов конъюнктурных исследований состояния рынка.

В конце концов, существуют такие вещи, как экономическая дипломатия: есть примеры того, как руководства таких государств, как США, страны Европейского Союза или Китай даже в переговорах на высшем уровне иногда отстаивают интересы конкретных производителей своих стран, не говоря о повседневной деятельности их торгово-экономических миссий. Это тоже один их инструментов международной конкурентной борьбы. Когда система ВТО ограничила возможности прямого приобретения конкурентных преимуществ путем использования государственной поддержки, все стали искать обходные пути с использованием внеэкономических методов, и нашим производителям, да и руководителям страны, необходимо учиться ими пользоваться. n

Алексей Макаренков, фото Игоря Кривинского

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті