Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View

Украина постепенно выходит из кризиса. Экономическая ситуация несколько улучшается. По данным Государственной службы статистики Украины (далее — ГСС), в I кв. 2016 г. отмечается рост реального ВВП (в постоянных ценах 2010 г.) на 0,1%. А в целом на 2016 г. заложен показатель роста ВВП на 2%. Также значительно снизился уровень инфляции. Если в 2015 г., по данным ГСС, она составила 43,3%, то в I полугодии 2016 г. — всего 4,9%. Кроме того, отмечается стабилизация курса национальной валюты по отношению к доллару США. В данной публикации представлен анализ ключевых показателей фармацевтического рынка на территории, контролируемой Украиной,* по итогам I полугодия 2016 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

На территории, подконтрольной Украине, по итогам I полугодия 2016 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 27,8 млрд грн. за 765,4 млн упаковок. В долларовом выражении (по курсу IB) объем продаж составил 1,1 млрд дол. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в денежном и натуральном выражении продажи увеличились на 17,4 и 1,9% соответственно. В долларовом выражении отмечается снижение на 2,9% (рис. 1).

Рис. 1
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу IB) по итогам I полугодия 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Львиную долю продаж на фармрынке аккумулируют лекарственные средства и медицинские изделия (МИ). По итогам I полугодия 2016 г. их доля в общем объеме аптечных продаж составляет 92,4% в денежном и 94,4% — в натуральном выражении. В целом же для всех категорий товаров «аптечной корзины» характерны рыночные тенденции к увеличению объема продаж в денежном и натуральном выражении, за исключением МИ, продажи которых в упаковках остались практически на уровне предыдущего года (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2014–2016 гг.
Год Лекарственные средства МИ** Косметика Диетические
добавки
Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок ∆,% Доля категории в аптечной корзине, % Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок ∆,% Доля категории в аптечной корзине, % Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок ∆,% Доля категории в аптечной корзине, % Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок ∆,% Доля категории в аптечной корзине, % Объем аптечных продаж, млн грн./упаковок ∆, %
Денежное выражение
2014 14335,5 15,0 84,8 1350,5 15,5 8,0 680,8 12,3 4,0 538,7 25,0 3,2 16905,5 15,2
2015 19970,3 39,3 84,3 2022,2 49,7 8,6 903,4 32,7 3,8 788,1 46,3 3,3 23683,9 40,1
2016 23406,4 17,2 84,2 2278,5 12,7 8,2 1057,5 17,1 3,8 1071,5 36,0 3,8 27813,9 17,4
Натуральное выражение
2014 502635,6 -5,5 62,7 253809,6 -3,3 31,7 24645,6 -2,1 3,1 19821,3 7,2 2,5 800912,1 -4,4
2015 484030,9 -3,7 64,5 226962,4 -10,6 30,2 21663,1 -12,1 2,9 18222,1 -8,1 2,4 750878,5 -6,2
2016 495902,1 2,5 64,8 226850,4 0,0 29,6 20830,3 -3,8 2,7 21837,8 19,8 2,9 765420,6 1,9

 

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2016 г. составила 36,3 грн., что означает ее повышение на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. (рис. 2). Самой дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 50,8 грн., диетических добавок — 49,1 грн., лекарственных средств — 47,2 грн., МИ — 10,0 грн.

Рис. 2
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В I полугодии 2016 г. объем продаж лекарственных средств составил 23,4 млрд грн. за 495,9 млн упаковок и увеличился на 17,2% в денежном и на 2,5% в натуральном выражении. В долларовом выражении объем продаж уменьшился на 3,0% (рис. 3).

Рис. 3
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу IB) по итогам I полугодия 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Помесячная динамика объема продаж свидетельствует о тенденции к выходу рынка на положительные показатели динамики. С апреля 2016 г. отмечается прирост продаж в упаковках, а в долларовом выражении рынок также постепенно выходит на положительные показатели (рис. 4).

Рис. 4
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу IB) с января 2014 г. по июнь 2016 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Индикаторы динамики рынка лекарственных средств демонстрируют, что в марте–июне 2016 г. рост рынка в денежном выражении обусловлен преимущественно перераспределением потребления в сторону более дорогих препаратов и ростом продаж в упаковках. При этом влияние инфляционной составляющей значительно снизилось (рис. 5).

Рис. 5
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014 г. — июня 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам I полугодия 2016 г., рецептурные препараты демонстрируют более высокие показатели динамики продаж по сравнению с безрецептурными, что способствует смещению структуры потребления в сторону рецептурных лекарственных средств (рис. 6).

Рис. 6
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам I полугодия 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В денежном выражении показатели динамики продаж украинских препаратов в I полугодии 2016 г. выше аналогичных для зарубежных лекарственных средств, что позволило им увеличить удельный вес в структуре рынка. При этом в натуральном выражении доля отечественных препаратов незначительно уменьшилась (рис. 7). Стоимость украинских лекарств значительно ниже по сравнению с зарубежными конкурентами. Так, по итогам I полугодия 2016 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства составила 115,8 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель находится на уровне 26,3 грн. (рис. 8).

Рис. 7
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам I полугодия 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам I полугодия 2015–2016 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В I полугодии 2016 г. отмечается замедление темпов прироста продаж лекарственных средств всех ценовых ниш в денежном выражении по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года. Увеличение объема продаж в натуральном выражении отмечается для препаратов средне- и высокостоимостной ниш, в то время как реализация лекарственных средств низкостоимостной ниши незначительно сократилась. В условиях относительной стабилизации курса национальной валюты прослеживается тенденция к смещению потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (рис. 9).

Рис. 9
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш*** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам I полугодия 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее следуют группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и R «Средства, действующие на респираторную систему» (рис. 10).

Рис. 10
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС- классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I полугодия 2015–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В последнее время курс гривни по отношению к доллару США остается относительно стабильным, колеблясь в узком коридоре. Это способствовало снижению и стабилизации розничных цен на лекарственные средства, поскольку прослеживается четкая корреляция между ростом курса и повышением стоимости. При этом стоит отметить, что темпы роста розничных цен значительно ниже темпов девальвации (рис. 11).

Рис. 11
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Темпы прироста официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ, а также темпы повышения розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства в разрезе закупаемых за валюту и за гривню и украинские препараты за период с января 2015 г. по июнь 2016 г. по сравнению с декабрем 2014 г.

По итогам I полугодия 2016 г., рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляют АКТОВЕГИН, НАТРИЯ ХЛОРИД и НО-ШПА (табл. 2). В рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении в I полугодии 2016 г. украинские производители укрепили свои позиции. Тройку лидеров представляют 3 отечественные компании: «Фармак», «Корпорация Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2016 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг.
Брэнд № п/п, год
2016 2015 2014
АКТОВЕГИН 1 1 1
НАТРИЯ ХЛОРИД 2 5 7
НО-ШПА 3 2 3
НУРОФЕН 4 4 11
НИМЕСИЛ 5 6 6
ЭССЕНЦИАЛЕ 6 7 4
ЦИТРАМОН 7 9 5
ТИВОРТИН 8 11 17
СПАЗМАЛГОН 9 10 8
ФАРМАЦИТРОН 10 12 10
ЦЕФТРИАКСОН 11 13 41
РЕОСОРБИЛАКТ 12 14 16
АМИКСИН 13 38 47
СИНУПРЕТ 14 20 25
АЦЦ 15 16 28
ЭМСЕФ 16 33 33
НОВИРИН 17 63 396
КАПТОПРЕС 18 23 35
НАЛБУФИН 19 3 30
КАРДИОМАГНИЛ 20 15 2
ДИКЛОБЕРЛ 21 21 26
ПАНКРЕАТИН 22 30 72
ЛИНЕКС 23 18 9
ТИОТРИАЗОЛИН 24 24 14
АУГМЕНТИН 25 19 18
КАНЕФРОН 26 22 22
КЕТАНОВ 27 29 24
ЭНАП 28 35 51
СТРЕПСИЛС 29 31 15
ФАНИГАН 30 26 37

 

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2016 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг.
Маркетирующая
организация
№ п/п, год
2016 2015 2014
Фармак (Украина) 1 1 1
Артериум Корпорация (Украина) 2 4 5
Дарница (Украина) 3 3 3
Berlin-Chemie (Германия) 4 2 2
Sanofi (Франция) 5 6 6
Здоровье Группа компаний (Украина) 6 5 7
Takeda (Япония) 7 7 4
Киевский витаминный завод (Украина) 8 11 17
Teva (Израиль) 9 12 9
KRKA (Словения) 10 9 10
Sandoz (Швейцария) 11 10 11
Gedeon Richter (Венгрия) 12 8 8
Юрия-Фарм (Украина) 13 13 19
Кусум Фарм (Украина) 14 14 21
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 15 18
Stada (Германия) 16 22 23
GlaxoSmithKline (Великобритания) 17 16 16
Bayer Consumer Care (Швейцария) 18 17 14
Servier (Франция) 19 18 12
Actavis Group (Ирландия) 20 19 15
Acino-Pharma Start (Украина) 21 26 32
Abbott Products GmbH (Германия) 22 21 20
Alpen Pharma AG (Швейцария) 23 24 22
Sopharma (Болгария) 24 25 28
Дельта Медикел (Украина) 25 27 24
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) 26 20 13
Bionorica (Германия) 27 30 30
Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 28 32 34
Heel (Германия) 29 29 50
Bayer Pharma (Германия) 30 31 35

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

По итогам I полугодия 2016 г. объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в закупочных ценах составил 19,7 млрд грн., что на 16,0% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В натуральном выражении дистрибьюторами было поставлено 506,1 млн упаковок препаратов (на 0,3% больше, чем годом ранее).

Долевое соотношение крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения динамично изменяется (рис. 12). Рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавляет компания «БаДМ», также в тройку лидеров вошли «Оптима-Фарм» и «Вента» (табл. 4). По итогам I полугодия 2016 г. топ-5 дистрибьюторов аккумулируют 89,3% объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения Украины.

Рис. 12
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2014 г. по июнь 2016 г.
Таблица 4 Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам I полугодия 2016 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг.
Дистрибьютор 2016 2015 2014
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента (Днепропетровск) 3 3 3
ФРАМ КО (Киев) 4 4
Фармпланета (Киев) 5 5 6
Фито-Лек (Харьков) 6 6 7
Аметрин ФК (Киев) 7 9 10
Центр медицинский
Медцентр М.Т.К. (Киев)
8 8 8
Фармако (Киев) 9 9 9
Медфарком (Одесса) 10 16 21

ИТОГИ

Украинский фармрынок постепенно выходит из кризиса, показатели аптечных продаж в упаковках начали повышаться, а в долларовом выражении постепенно выходят на уровень предыдущего года. Влияние потери Украиной части территорий постепенно нивелируется (рис. 13).

Рис. 13
Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2016 г.: Helicopter View
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном, натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам I полугодия 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на всей территории Украины и на территории, контролируемой Украиной (без учета АТО и АР Крым)

Стабилизация курса гривни по отношению к доллару способствует стабилизации розничных цен на лекарственные средства. При этом темпы девальвации значительно превышают темпы роста цен.

В целом же намеченные ранее тенденции рынка сохраняются и в I полугодии 2016 г. Структура потребления продолжает смещаться в сторону рецептурных препаратов и лекарств отечественного производства. Также отмечается смещение структуры потребления в сторону дорогостоящих препаратов. Отечественные фармкомпании укрепляют свои позиции в структуре рынка, и тройку лидеров по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении формируют 3 украинских производителя.

Денис Кирсанов
*В анализе представлены показатели розничных продаж для сегмента территории, контролируемой Украиной (подконтрольной украинскому Правительству).
**В общий объем аптечных продаж МИ включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
***Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи