El pueblo unido, jam?s ser? vencido! Инфраструктура аптечного рынка. Часть II: регионы

Пока мы едины, мы непобедимы (El pueblo unido, jam s ser? vencidо)! Судьбу отечественного фармрынка творят совместными усилиями все игроки независимо от региональной принадлежности и размера аптечного предприятия. Казалось бы, одна аптека — это лишь капля в море себе подобных, но в сово­купности именно они и определяют погоду на фармрынке. Поэтому важно понимать, не только как развивается инфраструктура аптечного рынка страны в целом, но и каков вклад отдельных предприятий в итоговые показатели. В первой части публикации, посвященной развитию украинского аптечного рынка, мы проанализировали ключевые тенденции и структурные перестановки в сегменте аптечных сетей (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 15 (736) от 19.04.2010 г.). В продолжение поднятой темы предлагаем читателю более детально ознакомиться с нюансами регионального развития инфраструктуры аптечного рынка Украины. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», официального сайта Государственного комитета статистики Украины www.ukrstat.gov.ua, а также Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

МЕТОДОЛОГИЯ

Напомним читателям некоторые особенности методологии данного исследования. За основу в настоящей публикации были взяты данные о действующих лицензиях на розничную реализацию лекарственных средств по состоянию на 1.01.2010 г. (для сравнения приводится информация по состоянию на 1.01.2008 г. и 1.01.2009 г.). Действие одной лицензии может распространяться на одну и более (до нескольких сотен) торговых точек (ТТ), образуя таким образом аптечное предприятие соответствующего размера.

В зависимости от количества ТТ, действующих под одной лицензией, все аптечные предприятия были разбиты на следующие категории: одиночная ТТ, малое (2–5 ТТ), среднее (6–10 ТТ), крупное (10–25 ТТ), большое предприятие (26–50 ТТ) и мегасеть (более 50 ТТ).

В зависимости от географического расположения вся территория Украины была условно разделена на такие регионы: Западный (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области), Центральный (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области), Южный (АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области), Восточный (Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская области) и город Киев, который представлен как самостоятельная административная единица.

В рамках этой публикации все лицензиаты были условно разделены на два сегмента — принадлежащие физическим лицам-предпринимателям (далее — СПД) и на предприятия других форм собственности.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Хотелось бы обратить внимание на соотношение количества и экономической эффективности аптечных учреждений. Напомним, что общее количество ТТ по состоянию 1.01.2010 г. составило 23 241, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,4%. А объем аптечных продаж по итогам 2009 г. в целом по Украине достиг 20,3 млрд грн. При сопоставлении региональной структуры ТТ и аптечных продаж в денежном выражении было выявлено несоответствие удельного веса регионов по количеству ТТ и объему аптечной выручки, что свидетельствует о неравномерности экономической эффективности аптечных учреждений в зависимости от местоположения. Так, в общем количестве ТТ максимальный удельный вес по состоянию на 1.01.2010 г. аккумулировал Восточный регион — 28,0%, а по объему аптечных продаж в денежном выражении на его долю по итогам 2009 г. приходилось 30,9% (рис. 1). Отдельного внимания заслуживает Киев, который наряду с Восточным регионом (только со значительно большим разрывом) аккумулирует значительно больший удельный вес по объе­му аптечной реализации, нежели по количеству ТТ. Что касается остальных регионов, то в них наблюдается противоположная ситуация — их долевое участие в общем количестве ТТ значительно превышает таковое по объему розничной реализации, причем наибольший разрыв по этим показателям отмечают для Западного региона.

Распределение ТТ различных типов в зависимости от размеров аптечного предприятия указывает на преобладание аптек в большом и мегакластере, в то время как для небольших и средних предприятий характерно более значительное сосредоточение аптечных киосков и пунктов (по их совокупному удельному весу; рис. 2.). В отношении одиночных ТТ ситуация очевидна — поскольку лицензиатом может выступать исключительно аптека.

В зависимости от местоположения аптечного учреждения прослеживается следующая законо­мерность — удельный вес аптек прямо пропорциона­лен размеру населенного пункта (в больших городах зафиксирована максимальная доля аптек в разрезе типов ТТ; рис. 3). Более того, при открытии новых ТТ или в процессе оптимизации существующего аптечного бизнеса необходимо учитывать процессы урбанизации. По состоянию на 1.03.2010 г. в целом по Украине 68,6% составляет городское население, причем в разрезе областей по этому показателю наблюдается крайне неоднородная ситуация. Так, если в Донецкой обл. в городах проживает 91% населения, то для Закарпатской обл. эта цифра составляет лишь 37% (рис. 4).

Итак, в целом по Украине большая часть всех ТТ — 55,6% — расположена в малых населенных пунктах, а оставшаяся — в порядке убывания распределена между средними и большими городами, а также столицей (рис. 5). В свою очередь, для сегмента СПД отмечают схожую структуру, однако среди частников более выражена тяга к небольшим населенным пунктам, что в своем роде вполне естественно и объясняется их менее агрессивной конкурентной средой на фоне мегаполисов.

Как было отмечено в первой части данной пуб­ликации, на отечественном фармрынке наметилась устойчивая тенденция к росту в общем количестве ТТ удельного веса аптечных учреждений, принадлежащих СПД. Впечатляет концентрация ТТ, принадлежащих СПД, в Западном регионе Украины, в частности в Закарпатской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях (рис. 6). Причем во всех областях отмечают прирост количества ТТ, находящихся в руках СПД, за исключением Херсонской обл., где была зафиксирована небольшая убыль по этому показателю на уровне 0,9% по сравнению с 1.01.2009 г.

Как уже было отмечено, общее количество ТТ в целом по Украине на 1.01.2010 г. составило 23 241. Показательно, что треть всех ТТ находится в Восточном регионе и Киеве (рис. 7). Также высоким уровнем концентрации аптечных учреждений отличаются Львовская обл., АР Крым и Одесская обл., что вполне закономерно для санаторно-курортных зон.


Общее количество ТТ в целом по Украине по состоянию на 1.01.2010 г. практически сохранилось на прошлогоднем уровне, уменьшившись лишь на 0,4%. В это же время в отдельных областях этот показатель значительно варьировал. Так, в анализируемый период максимальная убыль количества ТТ — около 10% — была отмечена в Кировоградской и Херсонской областях, а также в Запорожской обл. на уровне 8,9% (рис. 8). В свою очередь, в Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой и Киевской областях количество ТТ увеличилось более чем на 6% по сравнению с 1.01.2009 г.

Задаваясь вопросом, за счет каких типов ТТ происходили прирост/убыль их общего количества в разрезе областей, необходимо напомнить, какие тенденции наметились в анализируемый период по стране в целом. Так, в это время отмечали повсеместное увеличение количества аптек на 6,0%, которое было нивелировано сокращением количества аптечных киосков и пунктов — на 12,9 и 0,9% соответственно. Общая картина изменения количества различных типов ТТ в областях коррелировала с таковой в целом по рынку — количество аптек увеличивалось, а аптечных киосков — уменьшалось. Хотя следует отметить, что и здесь проявили себя «вперед смотрящие» и «отстающие». Так, для лидеров по убыли общего количества ТТ — Кировоградской, Запорожской и Херсонской областей — отмечают сокращение количества всех типов ТТ (рис. 9). Количество аптек увеличилось практически во всех областях, в то время как по всей стране прокатилась волна закрытия аптечных киосков, за исключением Тернопольской и Хмельницкой областей. Максимальный прирост количества аптечных пунктов отмечают для Западного и Южного регионов.

Ни для кого не секрет, что уровень благосостоя­ния населения и расходы на фармпродукцию — тесно взаимосвязанные и взаимозависимые показатели. Наглядным подтверждением этого постулата является сравнение объема аптечных продаж в денежном выражении и располагаемого дохода на душу населения в разрезе областей Украины, АР Крым и г. Киев (рис. 10). Так, столица выступает абсолютным лидером по этим показателям — объем аптечных продаж на душу населения здесь составляет около 1 тыс. грн., а располагаемый доход — почти 7 тыс. грн. Также высокие значения этих показателей отмечают для Днепропетровской, Донецкой, Харьковской и Запорожской областей. Однако есть и такие области, где наблюдается несколько меньшая корреляция доходов и расходов населения. В частности, в курортных зонах — Одесской обл. и АР Крым — при сравнительно низких доходах на душу населения (около 3 тыс. грн.) объем аптечных продаж находится на довольно высоком уровне и составляет немногим менее 500 грн. на душу населения.

В рамках анализа экономической эффективности аптечных учреждений в отдельных областях Украины представляется интересным рассмотреть такой показатель, как выторг на 1 ТТ (соотношение количества ТТ и объема аптечных продаж в денежном выражении). За основу были взяты сведения о количестве ТТ по состоянию на 1.01.2010 г. и данные об объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2009 г. Так, в целом по Украине выторг на 1 ТТ составляет 874,4 тыс. грн. Однако в зависимости от географической принадлежности аптечного учреждения этот показатель значительно варьирует. Как по количеству ТТ, так и по объе­му аптечных продаж в денежном выражении, ведущие позиции занимают Киев, Восточный регион, а также Львовская, Одесская области и АР Крым. Однако лидерство по обобщенным абсолютным показателям вовсе не является гарантом высокой экономической отдачи на единицу ТТ. Хотя столица и в этом случае преуспела — объем выторга на 1 ТТ составил 2,3 млн грн., что в 2,5 раза больше, чем в среднем по рынку (рис. 11). На 2-й и 3-й позициях расположились Донецкая и Харьковская области с выторгом свыше 1 млн грн. на 1 ТТ. Также высокий уровень этого показателя отмечают для АР Крым и Черниговской обл. — более 900 млн грн. В это же время минимальный выторг на 1 ТТ (до 500 млн грн.) характерен для таких западных областей — Закарпатской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Хмельницкой. В остальных областях этот показатель колеблется в диапазоне 500–900 млн грн.

Для понимания экономической эффективности аптечного бизнеса в разрезе типов ТТ в отдельных областях целесообразно использование такого нормированного показателя, как коэффициент отклонения выторга на 1 ТТ определенного типа от его агрегированной величины. Так, за единицу (базу для сравнения) условно был принят выторг на 1 ТТ в разрезе областей вне зависимости от типа аптечного учреждения. Интересная ситуация наблюдается в Житомирской обл., где коэффициенты отклонения выторга на 1 ТТ для аптек, аптечных киосков и пунктов максимально приближены к 1, что свидетельствует о практически эквивалентной экономической эффективности этих аптечных учреждений (рис. 12). Менее выраженная, но очень схожая ситуация наблюдается в Черновицкой обл. Во всех остальных областях для аптек этот показатель превышает 1 и колеблется в диапазоне 1,2–1,4, а это свидетельствует о том, что этот тип ТТ обеспечивает преимущественный вклад в общий выторг на 1 ТТ. Для всех аптечных киосков и пунктов этот показатель меньше 1, за исключением Одесской обл., где коэффициент отклонения для аптечных пунктов составляет 1,1. Максимальный коэффициент отклонения выторга на 1 ТТ для аптечных киосков отмечают в Черниговской обл. — 0,2.

В общем объеме аптечных продаж в денежном выражении в целом по Украине максимальный удельный вес по итогам 2009 г. аккумулировали аптеки — 71,0%, на долю аптечных киосков и пунктов соответственно приходится 14,3 и 14,7%. Максимальное его значение зафиксировано в Закарпатской обл. — 80%, а минимальное — в Житомирской (54%; рис. 13). Во всех восточных областях удельный вес аптек в объеме розничной реализации в денежном выражении превышает среднерыночный показатель.

Безусловно, сложно переоценить значимость аптек в инфраструктуре аптечного рынка, однако не стоит недооценивать кластер аптечных киосков и пунктов. Конкурентный потенциал этих точек розничной реализации представляется весьма слабым на фоне аптек с большими возможностями (обширная торговая площадь, более широкий ассортимент, создание дополнительной визуальной привлекательности, эффективная выкладка товаров и др.). Аптечные пункты, в свою очередь, имеют жесткую привязку к лечебным учреждениям, что, собственно, и объясняет относительную стабильность их количества ввиду невысокой «эластичности» количества лечебных учреждений. Что касается аптечных киосков, то запрет на реализацию рецептурной продукции в значительной степени ограничивает их возможности в рыночной конкуренции. В общем объеме аптечных продаж в денежном выражении на долю рецептурной продукции приходится почти 52%. То есть можно предположить, что потенциал аптечных киосков как ТТ используется лишь наполовину. Хотя грамотный подход к местоположению этой категории аптечных учреждений, определению целевой аудитории и разработке ассортиментной политики способен нивелировать их негативные стороны. Например, в южных областях компактные узкоспециализированные аптечные киоски со стандартным набором безрецептурной курортной продукции прочно заняли свою рыночную нишу. В частности, в АР Крым отмечают максимальный по Украине удельный вес аптечных киосков в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении — 22,3%.

ИТОГИ

Инфраструктура аптечного рынка Украины находится на этапе формирования, причем экстенсивный рост в результате перенасыщения рынка модифицировался в интенсивный. То есть прирост количества аптечных учреждений приостановился на фоне активно происходящих структурных перестановок. В частности, наметился устойчивый тренд к увеличению количества аптек на фоне уменьшения количества аптечных киосков. Усилились процессы укрупнения аптечных сетей. Хотя следует отметить, что уровень консолидации в розничном сегменте на отечественном фармрынке остается пока на сравнительно невысоком уровне, так как в значительном долевом соотношении представлены существующие одиночные ТТ и продолжают открываться новые. Кроме того, не­уклонно увеличивается удельный вес аптечных учреждений, принадлежащих СПД.

В региональном разрезе развитие аптечной инфра­структуры в целом, безусловно, коррелирует с общерыночными тенденциями, хотя можно выделить некоторые особенности. Очевидно, что чем большая выгода видна на горизонте, тем выше уровень конкуренции. Столица и Восточный регион являются абсолютными лидерами по численности и уровню благосостояния населения, количеству аптечных учреждений, объему розничной реализации и экономической отдаче на 1 ТТ. Сообразно уровню привлекательности этих регионов жаждущих получить свой кусок в рыночном пироге ожидает ожесточенная конкурентная схватка. Аналогичные показатели в других регионах выглядят куда скромнее. Дальнейшие качественные трансформации инфраструктуры розничного фармрынка, надеемся, сделают аптечный бизнес еще более инвестиционно привлекательным!

Анна Шибаева

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Лікар-терапевт 26.04.2010 12:36
В селах необхідно залишити аптечні кіоски з правом реалізовувати рецептуру,дозволити бо зараз кіоски вже почали закриватись,як пенсіонерам,просто людям лікуватися? їхати до найблищого міста?це адсурд.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті