«Биокон». Рецепт конкурентоспособности

Хорошо построенный бизнес — это стабильный, растущий и диверсифицированный бизнес. Будет ли предприятие устойчивым в меняющихся условиях на рынке, зачастую — критических? Одним из решений, позволяющих снизить экономические риски компании, является диверсификация деятельности предприятия. Освоение другого рынка (товаров или услуг) повышает конкурентоспособность компании в целом. Конкуренция среди компаний, занимающихся одинаковой деятельностью, идентична конкуренции видов животных, находящихся на одной территории: только приобретение нового качества дает возможность одному из видов закрепиться на ней.
Сегодня украинский дистрибьютор лекарственных средств старается выстоять в условиях жесткой демпинговой политики. О реалиях нынешнего дня и об эволюционных преимуществах рассказали президент группы компаний «Биокон» Александр Яворский (А.Я.) и директор ООО «ХФК «Биокон» Вера Павлова (В.П.).

Александр Яворский
Александр Яворский

— Александр Эдуардович, охарактеризуйте, пожалуйста, сегодняшнее состояние рынка фармацевтической дистрибьюции.

А.Я.: На мой взгляд, фармацевтический рынок Украины пока не развит, и ему еще предстоит пережить период становления. Поскольку степень развития рынка определяется спросом на продукцию, то причина такой ситуации предельно ясна. Затраты на приобретение лекарственных средств на душу населения в год в Украине (около 23 дол. США) на порядок отличаются от затрат нашего соседа — Польши (238 дол., 2004 г.), и еще больше — от остальных стран ЕС (отчет Организации экономического сотрудничества и развития, 19902004). По-видимому, такое положение дел сохранится до тех пор, пока платежеспособный спрос на лекарственные средства будет разительно отличаться от истинного спроса, определяемого потребностями населения. Возможно, внедрение в нашей стране системы страховой медицины позволит преодолеть эту ситуацию, и основные закупки препаратов будут осуществляться за счет государственного бюджета и страховых взносов.

Сейчас не приходится говорить о каком бы то ни было устойчивом развитии рынка дистрибьюции лекарственных средств в нашей стране, и ситуацию, которая сложилась, можно охарактеризовать как борьбу за выживание в надежде на светлое будущее. Следует отметить, что в странах с развитым рынком рентабельность оптового оператора составляет несколько процентов, и для того чтобы успешно вести свою деятельность, компания должна иметь большой оборот. Понятно, что не все компании смогут выдержать жесткие условия конкурентной борьбы, но тех, кто выстоит в этот сложный период, ожидают прогрессирующее увеличение объема продаж и период относительной стабильности.

Выдержать жесткие условия конкуренции, свидетелями которой мы являемся сегодня, смогут лишь компании, особенно чутко реагирующие на пожелания партнеров и клиентов. Наша компания отвечает этим требованиям, поскольку мы все время работаем над расширением сервиса, одновременно заботясь о его высоком качестве. Сейчас мы уверенно чувствуем себя на рынке дистрибьюции лекарственных средств. В 2005 г. «Аптека «Биокон» занимала 12-е место по объемам реализации (по данным аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН»). В будущем мы рассчитываем на более высокое место в рейтинге.

Вспоминая события 1997–1998 гг., мы перестали однозначно оценивать последствия финансово-валютного кризиса, когда компания «Биокон» перестала лидировать на рынке дистрибьюторских услуг. Теперь мы понимаем, что благодаря тому, что пересмотрели тогда свою стратегию развития и пошли по пути диверсификации деятельности компании, сегодня мы менее уязвимы. Пока наши конкуренты, для которых дистрибьюция является основным видом деятельности, наращивали темпы продаж, мы развивали другие направления — розничную сеть, таможенно-лицензионный склад, промоционные кампании, интернет-аптеку, некоторые другие услуги. Сегодня «Биокон» — это группа компаний, которые работают на всех уровнях оптово-розничного сегмента фармацевтического рынка. Оптовый бизнес для нас, безусловно, является очень важным, но теперь он уже является составной частью общего дела, цель которого — обеспечить движение товара от производителя до конечного потребителя. Мы осознаем, что являемся привлекательными партнерами и для производителей, и для клиентов. Наши стандарты работы с продукцией соответствуют стандартам производителей, кроме того, мы предлагаем им эффективные схемы движения товара и обеспечиваем возможность отслеживания каждой партии. Для производителя мы можем обеспечить эффективное выведение на рынок нового лекарственного средства, поскольку имеем большой опыт в этой сфере деятельности и можем предложить все необходимые услуги: склад, дистрибьюцию, розничную реализацию, информационную работу с врачами, промоцию. Для украинских клиентов мы гарантируем своевременность доставки нужных препаратов в полном объеме заказа (то есть бездефектурность).

Проект нового логистического центра
Проект нового логистического центра площадью 10 000 м2

— Расширение деятельности компании невозможно без привлечения больших объемов инвестиций…

А.Я.: Безусловно. Для успешной конкуренции необходимо иметь мощного финансового партнера. В течение двух предыдущих лет мы вели активную работу с Международной финансовой корпорацией (International Financial Corporation — IFC), которая является учреждением Всемирного банка. Сотрудничество с IFC привлекательно в первую очередь тем, что они предоставляют большие кредиты на 8–10 лет, при этом кредитная ставка существенно ниже, нежели предлагают украинские банки. В течение двух лет эксперты IFC проводили аудит работы компании. Они тщательно изучали все аспекты ведения дел и дали положительный отзыв. После этого Инвестиционный департамент IFC подписал с нами контракт на предоставление кредитной линии, позволившей нам активно работать сразу в нескольких направлениях. Благодаря финансированию IFC, мы развиваем нашу оптовую компанию — модернизируем существующий центральный оптовый склад и создаем инфраструктуру региональных складов, обеспечиваем наших клиентов системой информационной поддержки, предоставляем другие комплексные услуги (подробнее см. «Еженедельник АПТЕКА» № 40 (561) от 16 октября 2006 г.). Благодаря инвестициям IFC, мы строим логистический центр, который станет крупнейшим в Украине. Мы и сегодня уверенно чувствуем себя в этой сфере бизнеса, поскольку у «ХФК «Биокон» есть один из крупнейших специализированных таможенно-лицензионных складов, услугами которого пользуются многие украинские дистрибьюторы. Если сегодня через наш склад проходит около 20% всего импорта лекарственных средств в нашу страну, то после завершения строительства логистического центра (общая площадь 10 000 м2) мы сможем обслуживать большую часть фармацевтического рынка Украины.

— Будут ли полностью востребованы такие большие складские площади?

А.Я.: Да, конечно. Пока еще мы ограничены физическими размерами нашего таможенно-лицензионного склада и не можем сотрудничать со всеми компаниями, которые обращаются к нам. С открытием нового логистического центра эта ситуация изменится, и мы будем рады видеть и старых, и новых клиентов под крышей нашего склада.

Кроме того, со временем многие иностранные фармацевтические компании будут работать в Украине через зарегистрированных резидентов, которым понадобятся дополнительные площади для таможенной очистки и хранения препаратов. Также мы учитываем тенденцию постоянного увеличения объемов импорта лекарственных средств.

Перед проектированием нового логистического центра мы консультировались с существующими и потенциальными зарубежными партнерами и учли их пожелания. Один из наших постоянных партнеров — фармацевтическая компания «sanofi-aventis» — любезно пригласила нас посетить свой крупнейший склад, расположенный рядом с г. Бордо, Франция. Мы до мелочей изучили проект этого огромного склада, особое внимание уделив стандартным операционным процедурам (СОП). Могу с уверенностью сказать, что новый логистический центр будет соответствовать международному уровню и работать согласно принципам надлежащей складской и логистической практики (Good Storage Practice, Good Logistic Practice).

— Вера Валерьевна, расскажите, пожалуйста, о деятельности «ХФК «Биокон».

Вера Павлова
Вера Павлова

В.П.: Компания «ХФК «Биокон» имеет 10-летний опыт работы по оказанию услуг таможенно-лицензионного склада фармацевтической продукции. Согласно существующей классификации, «ХФК «Биокон» является логистическим провайдером (Third Party logistics, 3PL). Кроме основных функций перевозки и складирования товара, мы обрабатываем заказы и обеспечиваем услуги возврата, а также помогаем поставщикам в оптимизации логистических процессов. Наша компания обеспечивает движение товара вдоль цепочки от производителя до потребителя; через склад проходит продукция, предназначенная для реализации на территории Украины или ожидающая отправки в страны Прибалтики, Закавказского региона и Средней Азии, Молдову. Мы владеем тремя складскими помещениями, которые оснащены всем необходимым оборудованием для хранения фармацевтической продукции. Вся работа — и склада, и персонала — жестко регулируется требованиями СОП.

— Когда вы внедрили систему СОП?

В.П.: Мы стали использовать СОП в 1996 г., поскольку это было условием работы с компаниями-производителями. Можно сказать, что партнеры являются нашими учителями, и первым учителем для нас стала компания «Novartis Pharma». Мы создали первый вариант СОП, адаптировав наработки этой компании к условиям нашей страны.

Система СОП, которую мы используем сегодня, на 80% создана нами самостоятельно, а на 20% — это требования наших партнеров. В начале сотрудничества мы всегда знакомимся с СОП каждого из наших будущих партнеров, чтобы знать все требования по процедурам приема, выдачи и хранению товара. Обычно фармацевтические компании имеют общие требования к СОП и специфические для конкретных продуктов или процедур.

— Вы упомянули, что «ХФК «Биокон» посещают аудиторы…

В.П.: Мы работаем с 14 фармацевтическими компаниями, являющимися лидерами отрасли. Естественно, что они заботятся об условиях хранения своей продукции. Поэтому все наши партнеры периодически проводят аудит таможенного склада, и всегда удовлетворены условиями хранения и транспортировки препаратов. 3 года назад мы создали в компании должность менеджера по качеству. Этот специалист проводит консультации с аудиторами по требованиям компании-производителя к системе СОП и обсуждает с ними возникающие при аудите замечания и рекоммендации, то есть обеспечивает проведение всех операций с товаром в соответствии с принятыми стандартами качества (quality assurance).

— Какие услуги сможет предоставлять новый логистический центр?

В.П.: В некоторой степени, строительство нового логистического центра — это шаг на опережение ситуации. Согласно тенденциям, доля импортных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Украины стабильно увеличивается. Поэтому спрос на предоставление услуг по хранению и транспортировке фармацевтической продукции будет повышаться. Обычно когда объемы продаж лекарственных средств увеличиваются, иностранный производитель регистрирует на территории страны компанию-резидента. Компания-резидент может осуществлять продажи лекарственных средств с таможенного склада или реализовывать их за национальную валюту. Для таких компаний мы сможем предоставлять услуги по логистике, уровень которых соответствует международным стандартам. Под крышей нового логистического центра каждая из таких компаний сможет использовать возможности не только таможенного склада, но и арендовать коммерческие склады. Мы готовы оказывать всяческую помощь и поддержку не только техническими, но и человеческими ресурсами, повышая эффективность работы с товаром.

Появление резидентов зарубежных фармацевтических компаний на рынке Украины — положительное событие. С одной стороны, исчезнет дефектура, с другой — компания-производитель сможет устанавливать одинаковую цену на лекарственные средства для всех дистрибьюторов, предупреждая демпинг. Предлагая также транспортную систему для развозки товара, мы предоставим иностранным компаниям полный аутсорсинг услуг по логистике продукции: от момента поступления в Украину до продажи товара дистрибьюторам.

— Наверное, вам приходится содержать большой автопарк?

В.П.: В начале деятельности компанией «Биокон» был создан собственный автомобильный парк, который осуществлял транспортировку продукции не только с таможенного склада, но и во все наши региональные представительства. Как показало время, содержание большого автопарка менее рентабельно, нежели привлечение субподрядчиков. В последние 2 года мы активно сотрудничаем с двумя транспортными компаниями, и весьма довольны их работой. Хочу заметить, что за рубежом часто логистические компании не содержат собственный автопарк, а используют услуги транспортно-экспедиционных компаний. Такое ведение бизнеса позволяет эффективнее использовать материальные ресурсы.

— Остается только пожелать успехов и поинтересоваться планами на будущее…

А.Я.: Да, сегодня мы уверенно смотрим в завтрашний день, поскольку ныне «Биокон» — это группа компаний, занимающихся разнообразной деятельностью на фармацевтическом рынке. В нашем случае сработал диалектический закон перехода количества в качество, поскольку грамотная координация работы наших компаний позволяет предоставлять исключительный по своей полноте сервис. o

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті