Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view

В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» вниманию читателей была представлена публикация, посвященная аптечным продажам на украинском фармацевтическом рынке по итогам 9 мес 2016 г. Динамика развития аптечного рынка Украины вновь набирает обороты. Последние тенденции позволяют предполагать, что украинский фармацевтический рынок вошел в стадию восстановления. О том, как развивался фармрынок Украины в этот период в региональном разрезе, читатель сможет узнать из настоящей публикации. В ней рассматриваются аптечные продажи на территории, подконтрольной украинскому правительству (то есть в анализе не учитываются АР Крым и зона проведения антитеррористической операции). При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», а также данные синдикативной базы данных «Axioma».

«аптечная корзина»

В денежном выражении сохраняется положительная динамика розничных продаж товаров «аптечной корзины» (которая включает лекарственные средства, медицинские изделия*, косметику и диетические добавки). По итогам 9 мес 2016 г. темпы прироста составили 18,5% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Во всех регионах Украины в анализируемый период отмечается положительная динамика рынка в денежном выражении. Причем почти все из них демонстрируют двухзначные темпы прироста, а лидерами по этому показателю являются Харьковская, Одесская области и Киев (рис. 1). Для отображения данных в рисунках выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении.

Рис. 1
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Объем продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам 9 мес 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В абсолютных величинах максимальный вклад в общий объем аптечных продаж в денежном выражении обеспечивают Киев, Харьковская, Днепропетровская, Одесская, Запорожская области. Следует отметить, что, по данным Государственной службы статистики Украины, эти регионы являются лидерами по объему розничного товарооборота Украины (в гривневом выражении) в январе–сентябре 2016 г.

В натуральном выражении фармацевтический рынок также демонстрирует небольшой прирост (в целом по рынку — на уровне 3,2%). Таким образом, прослеживается тенденция к восстановлению уровня потребления в упаковках после спада. Существенный прирост зафиксирован в Одесской, Харьковской, Тернопольской, Луганской областях (рис. 2).

Рис. 2
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Объем продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам 9 мес 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Отметим, что наиболее высокий уровень потребления фармпродукции (лекарственных средств, медицинских изделий, косметики и дие­тических добавок) на душу населения характерен для столицы. Также высокий уровень среднедушевого потребления аптечной ­продукции отмечен в таких регионах, как Харьковская, Одесская, Запорожская области (более 50 дол. США в расчете на душу населения по итогам 9 мес 2016 г.).

Рассматривая аптечные продажи в регионах Украины, интересно также проанализировать обеспеченность населения аптечными учреждениями. Так, в целом по Украине (без учета АР Крым) по состоянию на 01.09.2016 г. на 1 аптечное учреждение приходится 2,2 тыс. жителей**. Наиболее высокий уровень обеспеченности аптечными учреждениями в расчете на душу населения отмечен для таких регионов, как Кировоградская, Черкасская, Хмельницкая, Закарпатская области (рис. 3).

Рис. 3
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Обеспеченность населения аптечными учреждениями в регионах Украины** по состоянию на 01.09.2016 г.

В структуре аптечных продаж в денежном выражении во всех регионах Украины львиную долю составляют лекарственные средства (77–88%) (табл. 1). Удельный вес медицинских изделий варьирует в диапазоне 6–11%. Косметика и диетические добавки имеют наименьшую долю в объеме аптечных продаж относительно других категорий товаров «аптечной корзины» (в целом по рынку их удельный вес находится на уровне 7,7%). Но в Киеве и Киевской обл., а также в Одесской обл. этим категориям товаров отдается большее предпочтение (по сравнению с другими регионами) — их суммарный удельный вес составляет чуть более 11%.

Таблица 1 Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2016 г.
Регион Лекарственные средства Медицинские изделия* Косметика Диетические добавки
Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, %
Киев 4732,1 80,3 483,2 8,2 405,5 6,9 269,7 4,6
Харьковская обл. 3285,1 83,5 382,7 9,7 142,8 3,6 122,6 3,1
Днепропетровская обл. 3408,5 87,0 285,5 7,3 96,3 2,5 126,6 3,2
Одесская обл. 2720,0 80,3 282,8 8,4 199,4 5,9 184,3 5,4
Запорожская обл. 2072,2 88,5 153,8 6,6 43,5 1,9 72,5 3,1
Львовская обл. 1737,9 80,2 227,2 10,5 113,2 5,2 87,8 4,1
Полтавская обл. 1367,3 84,9 143,3 8,9 45,2 2,8 55,3 3,4
Киевская обл. 1202,0 77,5 170,6 11,0 100,7 6,5 76,9 5,0
Винницкая обл. 1253,6 84,6 117,4 7,9 47,4 3,2 63,2 4,3
Донецкая обл. 1219,7 86,0 101,8 7,2 40,5 2,9 55,7 3,9
Черкасская обл. 1173,9 86,5 102,5 7,6 34,0 2,5 46,4 3,4
Херсонская обл. 968,1 85,6 82,8 7,3 35,0 3,1 44,5 3,9
Ивано-Франковская обл. 962,3 86,5 78,5 7,1 30,5 2,7 41,1 3,7
Николаевская обл. 936,9 87,4 77,9 7,3 21,7 2,0 36,1 3,4
Житомирская обл. 925,9 86,5 78,1 7,3 28,0 2,6 38,3 3,6
Черниговская обл. 921,5 86,9 89,1 8,4 20,6 1,9 29,6 2,8
Сумская обл. 917,2 87,0 81,8 7,8 23,9 2,3 31,9 3,0
Хмельницкая обл. 905,1 86,7 70,4 6,7 26,4 2,5 41,9 4,0
Закарпатская обл. 782,2 86,4 64,1 7,1 26,8 3,0 32,2 3,6
Черновицкая обл. 776,2 86,8 53,6 6,0 28,5 3,2 35,7 4,0
Кировоградская обл. 698,0 86,6 65,7 8,2 17,2 2,1 24,9 3,1
Ровенская обл. 651,8 83,1 69,8 8,9 30,6 3,9 31,9 4,1
Волынская обл. 582,0 81,0 77,7 10,8 31,7 4,4 26,8 3,7
Тернопольская обл. 592,1 85,0 51,1 7,3 26,1 3,8 26,9 3,9
Луганская обл. 333,5 86,6 33,2 8,6 8,9 2,3 9,4 2,4
В целом по рынку 35 125,0 84,1 3424,7 8,2 1624,4 3,9 1612,1 3,9

развитие продаж лекарственных средств в регионах

Более детально остановимся на анализе развития самого крупного сегмента отечественного розничного фармацевтического рынка — лекарственных средств.

В целом по Украине объем аптечной реализации лекарственных средств по итогам 9 мес 2016 г. составил 35,1 млрд грн. за 746,3 млн упаковок, увеличившись на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном выражении. Во всех регионах в анализируемый период отмечен прирост по этому показателю (рис. 4). Далее для отображения данных в рисунках выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Рис. 4
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Прирост/убыль объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте в разрезе регионов Украины по итогам 9 мес 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В натуральном выражении некоторые регио­ны еще демонстрируют убыль объема розничной реализации лекарственных средств, однако для подавляющего большинства областей в анализируемый период зафиксирован прирост. В результате в целом по Украине потреб­ление лекарственных средств в упаковках увеличилось на 4,2%.

Важно отметить, что некоторые регионы демонстрируют прирост аптечных продаж препаратов по всем параметрам — в национальной валюте, долларах и упаковках, в частности Одесская, Харьковская, Луганская, Черкасская области и Киев. Следует отметить, что в этих регионах также зафиксирован наиболее высокий положительный вклад индекса замещения в увеличение объема аптечных продаж в денежном выражении, свидетельствующий о перераспределении потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (рис. 5).

Рис. 5
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 9 мес 2016 г. в разрезе регионов Украины

В текущем году вклад в развитие рынка инфляционного индекса (который доминировал в предыдущие годы) значительно снизился. Однако в некоторых регионах вклад инфляционной составляющей все еще существенен. В частности, в Закарпатской, Волынской, Львовской, Ивано-Франковской областях, что также прослеживается в динамике повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препарата — перечисленные регионы характеризуются наиболее высокими темпами прироста этого показателя (рис. 6).

Рис. 6
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на рынке аптечных продаж в регионах Украины по итогам 9 мес 2015–2016 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Возвращаясь вновь к рис. 4, стоит обратить внимание, что такое ценовое поведение способствовало значимому приросту в гривневом выражении, однако в упаковках отмечен спад продаж.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам 9 мес 2016 г. в среднем по розничному рынку этого сегмента составила 47,1 грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 13,7%.

Наименее существенный прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственного средства зафиксирован в Одесской, Днеп­ропетровской, Винницкой, Донецкой областях (менее 10%), что обусловлено опережающими темпами прироста объема аптечных продаж лекарственных средств низкостоимостной ниши по сравнению с более дорогостоящими препаратами (рис. 7).

Рис. 7
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе ценовых ниш*** по итогам 9 мес 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Во всех регионах Украины в анализируемый период отмечается положительная динамика рынка в денежном выражении. Причем почти все из них демонстрируют двузначные темпы прироста

Как уже было отмечено, некоторые регио­ны в анализируемый период демонстрируют убыль объема розничной реализации лекарственных средств в натуральном выражении. В основном это происходит за счет уменьшения объема продаж препаратов низкостоимостной ниши (рис. 8). При этом во всех регионах отмечен опережающий прирост продаж лекарственных средств высокостоимостной ниши в натуральном выражении.

Рис. 8
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г. Helicopter view
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш*** по итогам 9 мес 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Регионы Украины демонстрируют схожую структуру аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации. Львиную долю продаж в денежном выражении аккумулируют препараты групп A «Cредства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», N «Cредства, действую­щие на нервную систему», R «Cредства, действующие на респираторную систему».

По итогам 9 мес 2016 г. АКТОВЕГИН занимает 1-ю позицию в рейтинге брэндов лекарственных средств в 8 областях (табл. 2). Еще в 6 регионах брэнд вошел в состав топ-5. В других регионах первые позиции занимают НАТРИЯ ХЛОРИД, ТИВОРТИН, НУРОФЕН, НИМЕСИЛ, НО-ШПА, ЭМСЕФ и КОДЕПСИН.

Таблица 2 Топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в регионах Украины по итогам 9 мес 2016 г.
Регион 1 2 3 4 5
Киев НИМЕСИЛ АМИКСИН НО-ШПА НУРОФЕН СПАЗМАЛГОН
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН НО-ШПА БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА
Харьковская обл. КОДЕПСИН НАЛБУФИН АКТОВЕГИН НИМЕСИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НИМЕСИЛ НУРОФЕН НАТРИЯ ХЛОРИД
Запорожская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ЦИТРАМОН БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА
Львовская обл. НИМЕСИЛ ФАРМАЦИТРОН НО-ШПА НУРОФЕН ЭМСЕФ
Полтавская обл. ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭМСЕФ РЕОСОРБИЛАКТ НО-ШПА
Винницкая обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ТИВОРТИН НУРОФЕН НО-ШПА НИМЕСИЛ
Донецкая обл. АКТОВЕГИН БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА ЭССЕНЦИАЛЕ АРМАДИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Киевская обл. НО-ШПА НИМЕСИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД НУРОФЕН ЭМСЕФ
Черкасская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН НИМЕСИЛ
Херсонская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЭМСЕФ ЦИТРАМОН ЭССЕНЦИАЛЕ
Ивано-Франковская обл. НО-ШПА НУРОФЕН НИМЕСИЛ ФАРМАЦИТРОН СПАЗМАЛГОН
Николаевская обл. ТИВОРТИН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН НУРОФЕН КАПТОПРЕС
Житомирская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД СЕРЕТИД ЦИТРАМОН НУРОФЕН НО-ШПА
Черниговская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ АКТОВЕГИН АРМАДИН ЦЕФТРИАКСОН
Сумская обл. ЭМСЕФ АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ТИВОРТИН
Хмельницкая обл. ТИВОРТИН ЭМСЕФ ЛОРАКСОН НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД
Закарпатская обл. НУРОФЕН НИМЕСИЛ ЭМСЕФ НО-ШПА ЦЕФТРИАКСОН
Черновицкая обл. ТИВОРТИН НИМЕСИЛ НУРОФЕН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ТИВОРТИН ЛОРАКСОН
Ровенская обл. НУРОФЕН ЭМСЕФ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН
Тернопольская обл. НО-ШПА ТИВОРТИН НУРОФЕН ЛОРАКСОН СПАЗМАЛГОН
Волынская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД НУРОФЕН ЭМСЕФ ЦЕФТРИАКСОН
Луганская обл. АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ НАТРИЯ ХЛОРИД АРМАДИН ЦИТРАМОН

подводя итоги

По итогам 9 мес 2016 г. (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) во всех регионах отмечается увеличение объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении. Причем почти все из них демонстрируют двузначные темпы прироста. В натуральных величинах в целом по рынку в анализируемый период отмечен небольшой прирост объема аптечных продаж препаратов.

Некоторые регионы демонстрируют убыль объема розничной реализации лекарственных средств в натуральном выражении, что в основном обусловлено сокращением продаж лекарственных средств низкостоимостной ниши. Однако для подавляющего большинства областей в анализируемый период зафиксирован прирост продаж препаратов в упаковках.

Важно отметить, что некоторые регионы демонстрируют прирост аптечных продаж препаратов по всем параметрам — в национальной валюте, долларах и упаковках (например Одесская, Харьковская, Луганская, Черкасская области, Киев). Превалирующий вклад в прирост продаж лекарственных средств в денежном выражении в этих регионах обес­печивает индекс замещения.

В последнее время наблюдается смещение структуры продаж лекарственных средств в сторону продукции высокостоимостной ниши. Эта тенденция прослеживается и в динамике темпов прироста/убыли препаратов в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении: во всех регионах Украины препараты высокостоимостной ниши демонстрируют опережающую динамику.

Екатерина Дмитрик
*В общий объем аптечных продаж медицинских изделий включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Рассчитано с учетом данных Государственной службы статистики Украины о численности населения. Данные представлены по всей Украине без учета АР Крым.
***Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — более 100 грн./упаковка.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи