БЕТАДИНЕ от компании «Алкалоид»: аспекты применения в гинекологии

Привычным атрибутом домашней аптечки является спиртовой раствор йода. Этот антисептик — одно из лекарственных средств, известных даже детям, которым обрабатывали раствором йода разбитые коленки и говорили волшебную фразу: «Потерпи, сейчас немного пощиплет». О многогранных свойствах йода как антисептика, а также о преимуществах препарата БЕТАДИНЕ от компании «Алкалоид», который не раздражает слизистых оболочек и может безопасно применяться, в том числе и в качестве вагинального антисептика, мы попросили рассказать Галину Верещако, врача-гинеколога больницы Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Киевской области.

Историю открытия этого элемента связывают с именем французского химика Бернарда Куртуа, который еще в 1811 г. случайно смешал раствор золы морских водорослей c одним из реагентов. Новый элемент был назван йодом (от гр. iodes — фиолетовый). Однако есть свидетельства того, что его полезные свойства были известны людям за тысячелетия до того, как он был открыт учеными: еще Гиппократ указывал на целебные свойства морских водорослей, содержащих йод. Во второй половине XIX в. раствор йода начали широко использовать в качестве антисептика при оперативных вмешательствах.

Шли годы, наука не стояла на месте — ученые находили новые области применения как чистого йода, так и его соединений. Широкие возможности использования йода в медицине для профилактики и лечения инфекционных заболеваний открылись около 40 лет назад с появлением соединений йода с поливинилпирролидоном (ПВП) — так называемых йодофоров. Они являются переносчиками йода и обеспечивают его растворимость в воде.

ПВП — синтетический полимер, не обладающий токсическими и антигенными свойствами, который способен обратимо присоединять другие вещества. В соединении с йодом он образует водорастворимый комплекс, в котором на 19 молекул ПВП приходится 1 молекула йода (Блатун Л.А., 2007).

Как известно, йод способен активно окислять аминокислоты бактериальных белков, содержащие SH- и OH-группы: в основном это бактериальные ферменты и трансмембранные белки. При этом изменяется четвертичная структура белков, они теряют каталитическую и ферментную активность. Это действие проявляется в отношении белков бактерий, простейших, вирусов, грибов и т.п.

БЕТАДИНЕ не раздражает слизистых оболочек и может безопасно применяться в качестве вагинального антисептика

Комплекс ПВП с йодом — повидон-йод — широко применяемый антисептик с универсальным спектром антибактериального действия, обладающий такими преимуществами:

• сохраняет высокие антисептические свойства йода на коже и слизистых оболочках, постепенно высвобождаясь из комплекса с ПВП;
  • эффективен в присутствии биологических жидкостей (крови, плазмы, слизи, вагинального секрета);
  • отсутствует резистентность микроорганизмов (Fleischer W. et al., 1997; Kunisada T. et al., 1997; Payne D.N. et al., 1998);
  • отсутствует раздражающее действие на слизистые оболочки;
  • минимальная системная резорбция при местной аппликации.

Все эти качества присущи препарату БЕТАДИНЕ (повидон-йод) от компании «Алкалоид» (Македония), который занимает важное место в арсенале врачей и помогает справиться с местными инфекционно-воспалительными процессами.

Влагалищная инфекция занимает одно из ведущих мест среди всех инфекционно-воспалительных заболеваний женских половых органов. Неспецифический вагинит, бактериальный вагиноз, трихомонадный кольпит, вульво­вагинальный кандидоз, вирусный вагинит — с этими заболеваниями, сопровождающимися жалобами на патологические выделения из влагалища, зуд, дискомфорт в области наружных половых органов, женщины часто обращаются к гинекологу.

Выбор адекватной терапии влагалищных инфекций — важная и ответственная задача для врача. При ее решении необходимо учитывать клиническую эффективность лекарственного средства, особенности его фармакокинетики, наличие формы выпуска для вагинального применения и такой немаловажный фактор в современных реалиях, как доступная цена.

Несомненно, при лечении вагинальных инфекций актуальным препаратом в арсенале врача является БЕТАДИНЕ в форме вагинальных суппозиториев, содержащий 200 мг повидон-йода. В этом лекарственном средстве воплощены все преимущества йода как антисептика.

Немаловажными преимуществами повидон-йода являются хорошая переносимость и высокий профиль безопасности, о чем свидетельствуют результаты многих исследований (Resch B.A. et al., 1993; Wewalka G. et al., 2002).

Кроме того, БЕТАДИНЕ, в отличие от спиртового раствора йода, не раздражает слизистых оболочек и может безопасно применяться в качестве вагинального антисептика. Это объясняется наличием гидрофильной основы макрогол 1000, которая также способствует оптимальному проникновению действующего вещества БЕТАДИНЕ между складками слизистой оболочки (криптами) влагалища.

БЕТАДИНЕ начинает эффективно бороться с инфекцией уже через 15 сек после применения

При контакте со слизистой оболочкой йод постепенно высвобождается из комплекса с ПВП и оказывает неселективное противо­микробное действие. Об эффективности повидон-йода свидетельствует широкий клинический опыт его применения (Van der Merve A.E., 1997; Waite N.M. et al., 1997; Walwaikar P.P. et al., 2002).

По мнению Г. Верещако, его преимуществом является бактерицидный, а не бактериостатический эффект. Йод относится к группе галогеновых антисептиков, а спектр его действия охватывает множество патогенных возбудителей: грамположительные и грамотрицательные бактерии, вирусы, простейшие, а также грибы.

Важно отметить, что согласно результатам многочисленных исследований, повидон-йод, содержащийся в вагинальных суппозиториях БЕТАДИНЕ, не вызывает развития резистентности у бактерий, что нередко случается при длительном локальном введении некоторых антибиотиков и противогрибковых средств (Fleisher W. et al., 1997; Kunisada T. et al., 1997; Payne D.N. et al., 1998).

Кроме того, следует отметить и быстроту бактерицидного действия БЕТАДИНЕ — 15–60 сек после применения.

Таким образом, БЕТАДИНЕ — востребованный препарат в распоряжении врача-гинеколога, применение которого помогает эффективно справиться с широким спектром вагинальных инфекционных заболеваний, расширяя границы возможного в антисептике.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»