«Сандоз»: приоритет — забота о потребителе

Елена Бойко
Елена Бойко

Компания «Сандоз» не новичок на мировом фармацевтическом рынке. Еще в XIX веке химиком Альфредом Керном (1850–1893) и бизнесменом Эдуардом Сандозом (1853–1928) в Базеле (Швейцария) была основана «Химическая фабрика Керн и Сандоз». В 1895 г. совместным предприятием (уже под названием «Химическая фабрика Сандоз») была выпущена первая фармацевтическая субстанция — антипирин. Благодаря талантливому руководству за более чем вековую историю компания не только выжила, но и серьезно укрепила свои позиции: к ней присоединилось свыше 100 других компаний в разных странах мира. В 1996 г. произошло объединение двух швейцарских компаний — «Сандоз» и «Сиба Гейги», в результате чего был образован «Новартис», ставший одним из крупнейших мировых фармацевтических производителей. В мае 2003 г. имя «Сандоз» зазвучало вновь. В «Новартисе» было решено объединить под общим брэндом все компании холдинга, производящие генерики. Сегодня «Сандоз» представлен на фармацевтических рынках большинства стран мира. В разные годы в состав «Сандоз» вошли хорошо известные отечественным потребителям компании «Лек» (Словения), «Биохеми» (Австрия) и «Гексал» (Германия).

Таким образом, новообразованная компания предлагает отечественному потребителю высококачественные препараты, производимые «Гексал», «Лек» и «Биохеми», многие из которых уже нашли свое применение в разных сферах медицины: педиатрии, кардиологии, гематологии, гастроэнтерологии, неврологии и др. По критерию соотношения OTC/Rx портфель препаратов компании «Сандоз» в Украине несколько отличается от такового в других странах мира. Так, если в нашей стране около 55% предлагаемых лекарственных средств — безрецептурные, то за рубежом таковых только 10%.

Однако редко какие реорганизации, даже самые продуманные и перспективные, проходят без сучка и задоринки. Так, к примеру, в начале года препарат ЛИНЕКС® компании «Лек» подорожал в среднем на 25%. Эффективный при лечении и профилактике дисбиоза, разрешенный к применению у пациентов всех возрастных групп, он завоевал признание среди практикующих врачей, особенно педиатров. Вот уже на протяжении нескольких лет этот препарат является одним из лидеров по объемам продаж среди эубиотиков. Рынок фармацевтических препаратов отреагировал на повышение цены на препарат ЛИНЕКС® снижением спроса. Благодаря энергичным и целенаправленным действиям сотрудников представительства компании уже к лету препарат прочно занял утраченные позиции. Однако проблемы на этом не закончились: с Юга и Юго-Востока Украины поступили тревожные сигналы о выявлении фальсификатов в аптеках. Возможно, высокий потребительский спрос на ЛИНЕКС® и его подорожание стали одной из причин того, что именно этот препарат привлек внимание нечистых на руку дельцов. Вызывает обеспокоенность тот факт, что могли пострадать дети, так как указанное лекарственное средство часто назначают маленьким пациентам, в том числе в возрасте до года. Конечно, применение подделки вместо оригинального лекарственного средства не только не способствует улучшению здоровья больного, но и чревато серьезными последствиями как для ребенка, так и для взрослого, ведь никто не может предвидеть, какими и насколько выраженными побочными реакциями обладает фальсификат. Однако с одной стороны, здоровье малыша — это самое дорогое не только для родителей и близких, но и для общества в целом; с другой стороны, дети более уязвимы, чем взрослые, поэтому при прочих равных условиях последствия для здоровья ребенка могут быть серьезнее.

Согласно предписанию Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины от 12.10.06 г. № 4045/07-09, основываясь на подтверждении факта фальсификации лекарственного средства ЛИНЕКС® серии 121208 с маркировкой производителя «Лек, фармацевтическая компания д.д.», Словения, запрещена реализация (торговля), хранение и применение указанного препарата. ЛИНЕКС® этой серии не был произведен компанией «Лек» и не содержит молочнокислых бактерий, которые являются активным веществом данного лекарственного средства. В десятидневный срок препарат указанной серии подлежит изъятию из оборота путем уничтожения.

Вследствие реализации фальсифицированной продукции компания-производитель не только понесла финансовые убытки, но и пострадал ее имидж. Вот почему производитель, озабоченный обеспечением качества препарата на всех этапах от производства до приобретения пациентом, зарегистрировал на украинском рынке новый тип упаковки ЛИНЕКС®. С ноября–декабря 2006 г. оригинальный ЛИНЕКС®, № 16 будет поставляться в стеклянном флаконе. Это изменение не повлияет ни на качество препарата, ни на его цену. Дизайн упаковки, а именно использование корпоративных цветов и графическое решение, останется прежним, однако изменится ее форма — с горизонтальной на вертикальную. Препарат в блистерах будет реализовываться на рынке Украины еще некоторое время, однако предполагается, что через 3–4 мес ЛИНЕКС® во флаконах — единственный, который сегодня поставляется в Украину, — полностью заменит устаревший блистерный вариант. Следует подчеркнуть, что ЛИНЕКС® остается в числе главных промоционных приоритетов компании, поэтому будет проведена соответствующая работа с потребителями разных уровней, чтобы нововведение прошло безболезненно и гладко. Предполагается, что внедрение новой упаковки остановит поступление на рынок фальсифицированной продукции.

В связи с выявлением фальсифицированного препарата пострадали также аптеки. Кроме финансовых издержек, обусловленных изъятием фальсификата, нанесен ущерб их репутации. При приеме фальсифицированного средства пациент не получает ожидаемого эффекта от проводимой терапии и не исключено возникновение непредвиденных побочных реакций. При этом подрывается доверие к препарату, производителю и группе препаратов в целом. Однако при выявлении подделки пациент в первую очередь обратится в аптеку, где был приобретен препарат. Можно, конечно, говорить о невнимательности фармацевтов и провизоров, допустивших к реализации сомнительный продукт. Однако аптека реализует сотни, а то и тысячи лекарственных средств. Наличие соответствующей документации при поступлении препарата снимает настороженность. Только будучи детально ознакомленным со всеми отличительными характеристиками маркировки, упаковки, формы выпуска можно заподозрить наличие подделки.

Так, при внимательном изучении можно определить отличие цветовой гаммы упаковки или же ее замену: блистеры поступали в продажу в групповой пленочной упаковке, цвет и форма капсул не соответствовали оригиналу, для изготовления блистера использовали другие материалы. Чтобы привлечь внимание потребителей, фальсифицированный препарат предлагался по цене ниже среднерыночной. Поэтому во избежание подобных недоразумений в будущем, компания-производитель предлагает аптекам внимательнее относиться к выбору поставщика. Так, закупка у прямых дистрибьюторов гарантирует приобретение подлинного препарата. Сегодня таковыми являются: «Альба Украина», «Артур-К», «БаДМ», «Аптечные склады Фарма Киев», «Фармако», «Оптима-Фарм», «Протек-Фарма», «ВВС-ЛТД», «Фра-М».

Что касается пациента как пострадавшей стороны, то он не только понес материальные убытки, приобретя неэффективный препарат, но и рисковал здоровьем. К счастью, его интересы отстаивают соответствующие государственные органы по контролю качества лекарственных средств, о нем заботится производитель. Единственное, что зависит от потребителя, — выбор аптеки.

Гарантия приобретения исключительно оригинальных и качественных лекарственных средств делает аптеку привлекательной. Придерживаясь вышеизложенной рекомендации, аптеки смогут избежать нежелательной популярности и сохранить заслуженное доверие пациентов. o

Елена Бойко, руководитель отдела безрецептурной продукции представительства компании «Сандоз» в Украине

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті