Ученые получили новые данные о пользе кофе

17 Січня 2017 3:40 Поділитися

Кофеин, содержащийся в чашке кофе, может не только взбодрить утром, но и способствовать уменьшению выраженности воспалительной реакции, которая связана с повышением риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, — об этом свидетельствует новое исследование, опубликованное в журнале «Nature Medicine».

107320Ученые уже давно предполагали, что длительное воспаление в организме является причиной развития многих возрастных хронических болезней, включая сердечно-сосудистые заболевания, ревматоидный артрит, деменцию и многие виды онкопатологии. Существующие противовоспалительные препараты имеют ряд побочных эффектов, включая подавление иммунной системы, что нежелательно для категории лиц преклонного возраста, поэтому ученые пытаются разработать новые методы лечения, которые нацелены на конкретные мишени, провоцирующие хронический воспалительный процесс.

Человеческий организм имеет, наверное, сотни путей, которые приводят к хроническому воспалению и развитию различных заболеваний, отмечают исследователи. При этом некоторые соединения могут влиять на воспалительный процесс. Так, омега-3 жирные кислоты (питательные вещества, обычно встречающиеся в жирной рыбе) зарекомендовали себя как соединения с противовоспалительными свойствами. В лабораторных экспериментах также были получены доказательства того, что кофеин способен блокировать воспалительный процесс.

В новом исследовании, которое включало более 100 добровольцев, ученые решили проанализировать возможности кофеина в качестве средства, способствующего уменьшению выраженности воспалительной реакции. Участники прошли ряд обследований, сдали образцы крови и предоставили истории болезней. Ученые сравнили образцы крови участников из разных возрастных групп, чтобы проанализировать, какие гены активировались у лиц старшего возраста. Они нацеливались на 2 кластера генов, которые, казалось, работали в одном направлении — участвовали в производстве мощного воспалительного белка под названием интерлейкин 1-бета. Оказалось, что участники исследования пожилого возраста могут быть разделены на 2 группы: с высоким уровнем активации в одном или обоих кластерах генов (1-я группа) и с низким уровнем активации таковых (2-я группа).

Из 12 участников из 1-й группы 9 имели повышенный уровень артериального давления. Для сравнения у лиц из 2-й группы только 1 из 11 участников имел артериальную гипертензию. Добровольцы из 1-й группы также с большей вероятностью имели повышенную жесткость сосудов. Кроме того, анализы крови участников из 2 групп показали различия: у лиц из 1-й группы был отмечен повышенный уровень интерлейкина-1 бета, а также азотистых метаболитов в крови.

Ученые отметили, что лица из 2-й группы пили больше кофеинсодержащих напитков, чем из 1-й группы. Это подтолкнуло ученых к тому, чтобы обратиться в лабораторию и провести ряд тестов, в результате которых был сделан вывод о том, что кофеин способен блокировать воспаление.

Предыдущие исследования показали, что уровень интерлейкина 1-бета, как правило, повышен у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, отмечают ученые. Пока детально не изучен вопрос, почему у одних повышена активация воспалительных генных кластеров, а у других нет. Но причина этого частично кроется в генетике, считают ученые. Новое же исследование указывает на потенциальные мишени для разработки новых методов борьбы с хроническим воспалением. В этом определенную роль, вероятно, может играть кофеин, однако необходимы дополнительные исследования в этой области.

По материалам www.medicinenet.com