Чего ожидать фармацевтическому рынку в 2017 г.?

21 Лютого 2017 1:00 Поділитися
2 февраля состоялась ежегодная итоговая конференция «Фармбизнес: выводы–2016, ожидания–2017», организатором которой выступила Юридическая компания (ЮК) «Правовой Альянс». В ходе мероприятия обсуждались перспективы регулирования в фармацевтической сфере в 2017 г., налогообложение фармацевтических представительств, конкурентные риски и отчет Антимонопольного комитета Украины по результатам детального исследования фармацевтического рынка за период 2014 — I полугодие 2016 г. и др. В конференции приняли участие представители государственных органов, фармацевтического бизнеса, профильных ассоциаций, а также международных организаций, оказывающих помощь Правительству Украины в сфере реформирования системы здравоохранения.

О перспективах правового регулирования в 2017 г. рассказал Дмитрий Алешко, партнер ЮК «Правовой Альянс». Он напомнил, что 9 ноября 2016 г. было принято постановление КМУ № 862, которым вводится государственное регулирование цен на лекарственные средства для лечения 3 нозологий (сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета II типа и бронхиальной астмы), включенные в Перечень международных непатентованных наименований лекарственных средств (далее — перечень МНН), утвержденный постановлением КМУ № 863.

В постановлении № 862 указано, что данное регулирование распространятся на препараты, зарегистрированные в Украине и включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333.

В рамках данного регулирования во исполнение этого постановления были приняты приказы МЗ Украины от 29.12.2016 г. № 1423, которым утвержден Порядок расчета граничных оптово-отпускных цен на лекарственные средства на основе референтных цен, и от 23.01.2017 г. № 53, которым непосредственно утвержден реестр этих граничных оптово-отпускных цен на лекарственные средства, включенные в перечень МНН.

В ближайшее время МЗ Украины должно утвердить Порядок расчета граничной снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения) и граничной торговой надбавки (наценки) на те препараты, которые подпадают под регулирование.

28 декабря после ряда обращений профильных ассоциаций в адрес МЗ Украины и Кабинета Министров Украины Правительством были внесены изменения в постановление № 862. Этими изменениями было предусмотрено, что аптечные сети имели право распродать остатки препаратов по старым ценам до 1 февраля 2017 г. Благодаря обращениям представителей рынка 1 февраля на заседании Правительства было принято решение о переносе срока введения в действие государственного регулирования цен на 1 апреля 2017 р., а это означает, что до этой даты аптечным учреждениям разрешается продавать остатки лекарств, которые попали под государственное регулирование.

Таким образом, с 1 апреля цены на препараты, входящие в Национальный перечень, будут регулироваться в частном секторе, и на них устанавливаются граничные наценки в соответствии с постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955 (оптовая — 10%, розничная — 25%). На препараты, которые закупаются за бюджетные средства, в соответствии с постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071 размер граничных наценок составляет 10%). Наценки на лекарственные средства, которые входят в перечень 21 МНН, при государственных закупках и реимбурсации не должны будут превышать 5% и 15% соответственно.

Что касается введения программы реимбурсации препаратов для лечения вышеуказанных нозологий, докладчик отметил, что на общественном обсуждении находится проект приказа МЗ Украины «Об утверждении Порядка определения размера возмещения стоимости лекарственных средств». Им предполагается, что возмещению будут подлежать препараты, оптово-отпускная цена единицы лекарственной формы одной установленной дозы которых находится в диапазоне между граничной оптово-отпускной ценой единицы лекарственной формы 1 установленной дозы (определяется МЗ Украины на МНН) и минимальной оптово-отпускной ценой единицы лекарственной формы 1 установленной дозы (цена реализации препарата в Украине). И если этот проект документа будет принят в редакции, в которой он опубликован для общественного обсуждения, то фактически реимбурсация будет распространяться только на те лекарства, которые попадают в этот диапазон. А если останется такое же регулирование для свободного рынка, то, по мнению спикера, фактически все препараты, цена которых будет выше этого диапазона, могут покинуть рынок, и у пациентов не будет возможности их приобрести.

Также Д. Алешко озвучил возможные предложения по изменению регулирования цен на лекарственные средства, с которыми может выступить фармацевтический рынок в переходной период до 1 апреля.

Во-первых, предложить Правительству регулировать только цены при закупке за бюджетные средства, а не на свободном рынке. Если КМУ все же будет придерживаться текущей позиции, то необходимо требовать установления справедливых граничных оптово-отпускных цен/граничных надбавок. Также необходимо предусмотреть норму об изменении граничных оптово-отпускных цен при резких колебаниях курса валют. Подобное положение было заложено в постановлении КМУ от 02.07.2014 г. № 240 «Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», но, к сожалению, так и не заработало.

Во-вторых, необходимо обеспечить пациенту возможность выбора любых лекарственных средств, которые он сможет купить за свои деньги, а не только подпадающих под программу реимбурсации.

В-третьих, следует настаивать на том, что участие аптек в программе реимбурсации должно быть добровольным. До 1 апреля 2017 г. областные управления и департаменты здравоохранения не успеют заключить договоры со всеми аптеками, чтобы последние могли попасть в эту программу.

В-четвертых, важно установить четкие сроки компенсации аптекам средств по программе реимбурсации, так как, по информации докладчика, на сегодня у государства все еще есть долг перед аптечными учреждениями, которые участвовали в программе реимбурсации антигипертензивных препаратов, которая закончилась еще в декабре 2014 г. Если такая ситуация будет и с новой программой реимбурсации, то желающих участвовать в ней будет очень мало.

3467

В свою очередь, На­талия Сергиенко, исполнительный директор Комитета здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), обратила внимание на то, что сегодня существует понимание того, что сам механизм регулирования цен и реимбурсации в Украине должен быть изменен. Соответственно, действующий Реестр предельных оптово-отпускных цен должен быть отменен. Относительно механизма реферирования позиция ЕБА заключается в том, что оно должно осуществляться по торговым наименованиям, с учетом силы действия, формы выпуска, дозировки согласно европейской практике. Тогда будет понятно, какое конкретно лекарство используют при реферировании, и есть шанс, что механизм будет действовать на практике.

Кроме того, пациент не должен быть ограничен в выборе лекарственных средств. Государство должно регулировать цены только на те препараты, стоимость которых при их приобретении пациентами оно компенсирует; если же лекарство не подлежит реимбурсации — пациент не должен быть лишен возможности его приобрести за собственные средства. При этом участие производителей в программе реимбурсации следует сделать добровольным — это цивилизованный подход, который при условии установления адекватного механизма реферирования и реимбурсации будет служить привлечению производителей к участию в этой системе. Также, учитывая то, что на 2017 г. на реимбурсацию по 3 нозологиям (21 молекула) выделено 500 млн грн., механизм реимбурсации должен стать таким, чтобы этой суммы хватило до конца года, а на следующий год программу необходимо продолжить, для чего следует предусмотреть государственные гарантии относительно выделения достаточных бюджетных средств на реимбурсацию и в 2018 г., иначе теряется смысл введения нового механизма только на время.

Докладчик обратила внимание на то, что недавно Правительство презентовало среднесрочный план приоритетных действий, в котором изложены принципы государственного регулирования цен на лекарства. В проекте документа предусмотрено, что государство регулирует цены только на препараты, которые закупаются или возмещаются за государственные средства. А регулирование цен на свободном рынке происходит по принципу свободной конкуренции. Поэтому Н. Сергиенко выразила надежду на то, что вышеупомянутыми принципами Правительство действительно будет руководствоваться и 1 апреля 2017 р. кризис обойдет фармацевтический рынок.

Владимир Редько, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарственных средств APRaD (далее — Ассоциация APRaD), отметил, что начиная с момента, когда стартовала реализация инициативы Правительства, вместе с другими организациями возглавляемой им ассоциацией было подготовлено большое количество писем, чтобы повлиять на перенос начала ценового регулирования на 1 апреля, так как после всех дискуссий члены Ассоциации APRaD при­шли к выводу, что введение такой системы сейчас приведет к крайне негативным последствиям, а именно: к нарушению принципа беспрерывной терапии за счет принудительной терапевтической замены лекарственных средств, созданию предпосылок для расширения нелегального рынка лекарств и потере части бюджетных поступлений в связи с уменьшением оборота лекарственных средств и, безусловно, к снижению уровня инвестиционной привлекательности нашей страны вследствие непрогнозировнности изменений и беспрецендентной жесткости регулирования.

Также Ассоциация APRaD обратилась к Правительству и МОЗ Украины с несколькими предложениями, среди которых:

  • создание рабочей группы с участием всех операторов фармацевтического рынка;
  • соблюдение сроков публичного обсуждения по проектам нормативно-правовых актов, поскольку вовлечение фармацевтического сообщества в обсуждения проектов документов иногда игнорируется государством.

Также В. Редько обратил внимание на то, что со стороны Правительства и МЗ Украины была озвучена инициатива относительно возможности регулирования цен путем заключения меморандумов с международной фармацевтической индустрией. Такая практика существует в развитых странах, и Ассоциация APRaD ведет работу в данном направлении уже на протяжении 2 лет, предлагая подписать рамочное соглашение. Вместе с Европейской федерацией фармацевтических предприятий и ассоциаций (ЕФФПА) был подготовлен соответствующий проект. Его обсуждали и с Александром Квиташвили, экс-министром здравоохранения, и сейчас обсуждают с Ульяной Супрун. В этом проекте документа прописаны предпосылки для реимбурсации, ценового регулирования, повышения привлекательности для инновационной индустрии, защиты патентных прав и т.д. Поэтому, по мнению В. Редько, подписание меморандума будет очень позитивным шагом для развития отношением между государством и фармацевтической индустрией.

В свою очередь, Владимир Игнатов, исполнительный директор Ассоциации представителей международных фармацевтических производителей AIPM Ukraine, глава представительства IPSEN Pharma в Украине и Молдове, отметил, что введение ценового регулирование вызвало ряд вопросов. Первый вопрос возникал относительно даты введения, почему регулирование предполагалось начать с 1 января, а деньги за реимбурсацию платить с 1 апреля. Но с принятием последних изменений в постановление № 862 Правительство синхронизировало эти даты.

Также у государства остались долги по программе реимбурсации антигипертензивных препаратов. Механизм возникновения долга — очень простой, препараты были отпущены в декабре, а когда аптечные учреждения пришли в январе за возмещением, им сказали: программа закончена — денег нет. Поэтому участие в новой программе реимбурсации для каждой аптеки или сети — большой вопрос.

Кроме того, по самому механизму регулирования возникла парадоксальная ситуация: ни одно постановление не содержит запрета на реализацию препаратов со свободным ценообразованием, но при этом чиновники говорят об обратном, а все их комментарии остаются только словами. Поэтому Ассоциация AIPM неоднократно обращалась к Правительству и МЗ Украины за разъяснениями, однако все обращения остались без ответа.

По мнению докладчика, самый простой способ снизить цены на лекарственные средства и повысить их доступность — возвращение к нулевой ставке налога на добавленную стоимость или установление ее на уровне 2%.

Оксана Лебега, старший технический советник по фармаконадзору и рациональному использованию лекарственных средств проекта USAID/SIAPS, обсудила с участниками проект постановления КМУ, которым предлагается утвердить в новой редакции Национальный перечень основных лекарственных средств (далее — Национальный перечень). Она отметила, что после принятия новой редакции Национального перечня закупка препаратов, которые в него включены, будет осуществляться за бюджетные средства в соответствии со 100% потребностью, после этого будет возможность закупать другие лекарства, зарегистрированные в Украине и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств. Таким образом, отменяется постановление № 1071.

При этом вышеперечисленные требования не будут распространятся на закупку препаратов, осуществляемую специализированными международными организациями. То есть до 2019 г. закупки через международные организации будут осуществляться по уже утвержденным номенклатурам. Таким образом, проектом документа устанавливается переходной период, во время которого будут действовать положения Нацио­нального перечня и нормативные акты о государственных закупках через международные организации.

О. Лебега обратила внимание на то, что сейчас возникает большое количество практических вопросов относительно ценовой, экономической доступности и механизмах финансирования Национального перечня. Необходимо понимать, что не все препараты, которые являются жизненно важными, будут рекомендованы Экспертным комитетом для включения в Национальный перечень из-за их отрицательного влияния на бюджет, например орфанные лекарственные средства. Но это не означает, что эти препараты будут недоступными для пациентов. В таких случаях должны включаться другие механизмы обес­печения доступности. Например, переговорный процесс между плательщиком (МЗ) и заявителем о разделении рисков или между МЗ и Министерством финансов с экономическим обоснованием необходимости дополнительного финансирования закупки таких лекарств.

В свою очередь, Евгений Заика, региональный директор Acino Group (Switzerland) в СНГ, генеральный директор ООО «Фарма Старт» задал докладчикам несколько вопросов. В частности, он выразил обеспокоенность тем, что может сложиться ситуация, как с реимбурсацией: в Кабинете Министров Украины в постановление о Национальном перечне добавят фразу «разрешены к закупке только за бюджетные средства», и тем самым будет запрещено закупать препараты, которые в него не входят. Поэтому, по его мнению, необходимо это предусмотреть и внести норму, разрешающую закупку лекарств, которые не попали в Национальный перечень.

Также Е. Заика прокомментировал введение реимбурсации, а именно подчеркнул, что пациентов лишают возможности выбора. Почему бы не ввести механизм реимбурсации, который также предусматривает частичное возмещение стоимости препарата государством, а остальную сумму пациент сам будет доплачивать и, таким образом, выбирать лекарства, которые он хочет.

Докладчик акцентировал внимание на том, что в такой ситуации страдает инвестиционный климат страны, так как правила на рынке постоянно меняются, запрещается свободный оборот лекарств, тем самым нарушаются всевозможные европейские нормы.

Алексей Бежевец, партнер ЮК «Правовой Альянс», рассказал о налогообложении фармацевтических представительств, в частности о том, когда у представительства возникает потребность в перерасчете прибыли. Она возникает при осуществлении контролированных операций, то есть хозяйственных операций по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг) с участием:

1) резидентов с нерезидентами — связанными лицами;

2) субъектов, которые зарегистрированы в странах с низконалоговыми юрисдикциями, согласно распоряжению КМУ от 16.09.2015 г. № 977-р;

3) с комиссионерами-нерезидентами, если представительства с ними заключили договор комиссии, или со связанными лицами — нерезидентами через номинального посредника.

При этом если какой-то нерезидент продает лекарственные средства другой компании, которая не связана с представительством, но потом эта компания продает такие лекарства представительству, данная компания-посредник может быть признана номинальной и, соответственно, представительства и такой нерезидент станут друг для друга связанными лицами.

В то же время для признания операции контролируемой и наступления соответствующих последствий годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, должен превышать 50 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год. Также объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом должен превышать 5 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год. В таком случае, в соответствии с Налоговым кодексом Украины (НКУ), налогоплательщик будет участвовать в контролируемой операции и должен определять объем своей налогооблагаемой прибыли в соответствии с принципом «вытянутой руки». Этот принцип заключается в том, что в ценах в сделках/операциях между связанными лицами должны отражаться условия, которые имели бы место между независимыми предприятиями.

Если существует контролированная операция, и она не соответствует принципу «вытянутой руки», Государственная фискальная служба Украины имеет право пересчитать прибыль представительства. Поэтому если в деятельности представительства появляются контролируемые операции, оно должно вести учет и в случае необходимости доказывать, что сделка между связанными лицами не имела целью уход от оплаты налогов. Аналогичные требования распространяются и на дочернюю компанию (ООО).

Также А. Бежевец отметил, что в случае осуществления контролируемых операций для фармацевтических компаний существует несколько методов перечисления прибыли, в частности:

  • метод чистой прибыли — заключается в сравнении чистой прибыли на основе соответствующей базы (расходы, продажа, активы), которую получает налогоплательщик в контролируемой операции, с чистой прибылью на основе той же базы в сопоставимых неконтролируемых операциях (следует иметь сопоставимых контрагентов).
  • метод распределения прибыли — выделение каждому связанному предприятию, которое участвует в контролируемой операции, части общей прибыли (или убытка), полученной от такой операции, которую бы связанное предприятие получило от участия в сопоставимой неконтролируемой операции.

Соответственно, при этом возникают вопросы налогообложения представительства. Согласно п. 141.4.7 Налогового кодекса Украины последовательно применяются 3 подхода к налогообложению. Большинство компаний из постоянных представительств применяют определения прибыли посредством применения коэффициента 0,7 на суммы полученного дохода.

А если нерезидент осуществляет свою деятельность не только на территории Украины, но и за ее пределами, то для фармацевтических представительств актуальным будет применение второго метода. В частности, следует определить прибыль своей деятельности через отдельный баланс. Подход Фискальной службы Украины на данное время заключается в том, что операции, осуществленные между нерезидентом и его постоянным представительством, не признаются контролируемыми, поскольку осуществляются в пределах одного лица. Однако если контрагент-нерезидент не является материнской компанией представительства, операции между ними будут считаться контролируемыми.

Также А. Бежевец обратил внимание на то, что Организация экономического сотрудничества и развития приняла план BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), которым меняется подход к международному бизнесу с целью исключения зло­употреблений конвенцией об избежании двойного налогообложения. Предлагается отойти от тех возможностей, которое предоставляет комбинация различных юрисдикций, в том числе так называемых офшоров, низконалоговых юрисдикций. Цель этого плана заключается в том, чтобы налог платился там, где зарабатывается прибыль. В связи с этим Украина постепенно начинает адаптацию своих налоговых подходов к международной практике, и уже в 2017 г. следует ожидать изменений в подходах к налогообложению трансграничных сделок.

Об антикоррупции и compliance в фармацевтическом бизнесе рассказала Лидия Санжаровская-Гурлач, старший юрист ЮК «Правовой Альянс». Она напомнила, что организацией конференций, семинаров, симпозиумов на медицинскую тематику фармацевтические компании могут заниматься самостоятельно или через третьих лиц. Также они могут присоединиться к финансированию мероприятия, организованного третьими лицами. Понимая, какое направление компания выбирает для конкретного мероприятия, она имеет несколько различных способов оформления таких взаимоотношений. Согласно законодательству это может быть спонсорство, благотворительная помощь, стипендии, гранты и т.д.

Способов достаточно много, но каждая компания понимает, какую из опций выбрать к конкретному мероприятию, учитывая не только требования законодательства, но и внутренние процедуры, инструкции и кодексы тех ассоциаций, в составе которых она состоит. Все эти нормы комбинируются и суммируются.

Кроме того, докладчик обратила внимание на риски, которые возникают в сервисных договорах с врачами. Прежде всего они связаны с предметом договора. Важно понимать, привязывать ли услугу к конкретному продукту, который продвигается, или нет, чтобы не создать для медика рисков, связанных с рекламированием того или иного товара, поскольку рекламирование лекарств через медицинского работника запрещено.

Предмет договора должен четко отображать те действия, которые будут осуществлены для его выполнения. Он может быть разделен на части, соответственно, оплата за услуги также может подлежать разделению. Права и обязанности должны соответствовать предмету договора, поскольку иногда компании заключают договоры, в которых эти разделы не всегда согласуются между собой.

Большинство таких договоров также предполагают выплату не только гонорара, но и оплату проезда, проживания и регистрационного взноса в рамках определенного мероприятия. В связи с этим возникают некоторые риски. В ситуации, когда в договоре такая оплата указывается не в части цены договора, а в отдельном разделе (например в правах и обязанностях), это может быть квалифицировано как отдельная сумма, не являющаяся составной частью цены договора, и, таким образом, может быть расценено как безвозмездное благо, которое предоставляется такому медику. Соответственно, в таких случаях могут быть применены лимиты по подаркам, установленные законодательством. И тут важно, чтобы все суммы в договоре, которые перечисляются третьим лицам (гостинице, организатору мероприятия), рассматривались как цена по договору. При этом все, что можно использовать для подтверждения оказанной услуги (фото, видео, аудиозаписи, программы мероприятий), необходимо прилагать к договору. На практике такие подтверждения компании также иногда игнорируют.

Что же касается ограничений на получение подарков медицинскими работниками, Л. Санжаровская-Гурлач отметила, что врачи государственных и коммунальных учреждений здравоохранения могут получать только подарки, которые соответствуют общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и если их стоимость не превышает 1 прожиточный минимумдля трудоспособных лиц, установленный на день принятия подарка, однократно (на сегодня — 1600 грн.), а совокупная стоимость в течение года не должна превышать 2 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособного лица на 1 января того года, в котором приняты подарки (в 2017 г. — 3200 грн.).

При этом также необходимо учитывать, что подарки не должны быть постоянными и не должны влиять или создавать впечатление, что могут повлиять, на принятие решений одаряемыми должностными лицами.

Андрей Горбатенко, ассоциированный парт­нер ЮК «Правовой Альняс», обратил внимание на то, что Антимонопольный комитет Украины уже в течение нескольких лет уделяет особое внимание фармацевтическому рынку. В 2016 г. работа АМКУ в данном направлении была достаточно плодотворной. В частности, АМКУ не обошел своим вниманием МЗ Украины, предоставив последнему рекомендации касательно просроченного строка регистрации цен на лекарственные средства, в связи с чем одна из фармацевтических компаний была лишена возможности принять участие в государственных закупках, что нарушило ее конкурентные права. АМКУ рекомендовал Министерству в дальнейшем соблюдать сроки регистрации цен на лекарственные средства.

Особого внимания заслуживает отчет относительно состояния конкуренции на фармацевтическом рынке, который АМКУ опубликовал в конце 2016 г. Данный отчет, кроме всего прочего, содержит рекомендации относительно изменений в нормативную базу, связанную с регулированием фармацевтического рынка.

Кроме того, в 2016 г. АМКУ завершил несколько расследований в отношении договоров дистрибуции лекарственных средств.

В ходе данных расследований АМКУ пришел к выводу, что некоторые условия договоров дистрибуции препаратов могут быть квалифицированы как антиконкурентные согласованные действия.

Согласно законодательству антиконкурентные согласованные действия — это согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

В завершенных делах АМКУ увидел антиконкурентные согласованные действия в виде установлении цен и контроля над рынком, а также в распределении рынков по кругу потребителей, которые привели к установлению экономически необоснованных цен на лекарственные средства на рынках государственных закупок.

Так, АМКУ относительно договоров о дистрибуции пришел к выводу, что поставка лекарств из одного источника, установление запрета на реэкспорт, а также предоставление регулярных отчетов о движении товаров приводит к тому, что товары обращаются в условиях полного контроля над рынком.

По мнению АМКУ, это дает возможность производителю/дистрибьютору манипулировать рынком, в частности принимать решение о не­обоснованном поднятии цены. Хотя, по мнению докладчика, для установления такого контроля необходимо четко понимать, что у производителя должны быть инструменты, которые позволяют влиять на поведение дистрибьютора. В частности, производители должны иметь возможность корректировать действия дистрибьютора (давать указания) в отношении цен или иных условий дальнейших поставок в розницу.

Также в рамках расследований особое внимание АМКУ уделил скидкам и пришел к выводу, что механизм предоставления скидок дистрибьюторам не всегда прозрачен и они могут являться именно тем инструментом, который позволяет производителю влиять на дистрибьютора.

Докладчик отметил, что условия договоров дистрибуции, которые, по мнению АМКУ, могут нанести вред конкуренции на соответствующих рынках, являются достаточно распространенными. В связи с этим стоит подходить с особой осторожностью к договорам дистрибуции, особенно когда лекарственные средства, которые поставляются, занимают сильные позиции на рынке. Для минимизации рисков докладчик порекомендовал проанализировать договор на предмет наличия в нем условий, на которые АМКУ может обратить внимание, и изучить их потенциальное влияние на рынок. Однако самый надежный способ минимизации рисков заключается в получении выводов АМКУ в форме рекомендационных разъяснений в отношении договора.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті