Зачем нужны пробиотики?

15 Березня 2017 8:56 Поділитися

54677В научном мире существуют разногласия относительно того, вредны или полезны пробиотики. Ученые утверждают, что их употребление является хорошей возможностью для улучшения здоровья и восстановления полезной микрофлоры кишечника. Но для этого необходимо точно определить, какие именно микроорганизмы отсутствуют, что является основной сложностью для корректного употреблении пробиотиков.

Новое исследование команды ученых во главе с Маргарет Моррис (Margaret Morris) показало, что пробиотики могут быть полезны для борьбы с последствиями плохого питания. Но при этом они гораздо менее эффективны, когда являются дополнением сбалансированной диеты, и даже могут ухудшать некоторые параметры памяти. Результаты нового исследования были опубликованы в журнале «Molecular Psychiatry».

Ранее ученые показали, что микрофлора кишечника может влиять на работу мозга. Изменение ее состава может приводить к ухудшению памяти и вызывать поведение с признаками тревожности, утверждают специалисты.

Западные диеты с высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот и углеводов в конечном счете наносят вред головному мозгу и когнитивной функции и могут быстро изменять состав и метаболическую активность микроорганизмов в кишечнике, утверждают авторы нового исследования.

В ходе эксперимента ученые предварительно вводили в рацион животных лекарственные средства, содержащие пробиотики, в течение 2 нед до изменения рациона. Далее 1-ю группу животных перевели со здорового корма на нездоровый рацион, включающий печенье, пирожные и мясные пироги, а 2-я группа продолжала питаться здоровым кормом. Такой режим питания длился 25 дней. Контрольной группе пробиотики в рацион не добавляли.

Как показал эксперимент, у животных с нарушениями здоровья кишечника из-за неправильного питания пробиотики положительно влияли на состав микрофлоры пищеварительного тракта и улучшали функционирование мозга, предотвращая нарушения памяти. У животных, которые питались здоровым кормом, пробиотики незначительно влияли на состав микроорганизмов. Ученые пришли к выводу, что пробиотики полезны для здоровья при очень несбалансированном и нездоровом питании, но при этом их употребление не является рациональным при правильной диете.

Неожиданным результатом исследования стало то, что у животных, здоровый рацион которых дополняли пробиотиками, ученые отметили некоторое ухудшение памяти в отношении распознавания объектов. Такое открытие свидетельствует о том, что пробиотики необходимо употреблять с осторожностью, отметили авторы эксперимента.

Ученые исследовали влияние западных диет на функции головного мозга и микрофлору кишечника. Рацион с высоким содержанием жиров стал причиной резких изменений микрофлоры кишечника, в частности привел к уменьшению разнообразия микроорганизмов. Нездоровое питание также отразилось на активности некоторых клеток головного мозга, что может быть связано с ухудшением памяти. При этом в кишечнике снижалась интенсивность выработки веществ, полезных для головного мозга, таких как флавоны и флавоноиды.

Животные, которые питались нездоровым кормом, получили значительную пользу от употребления пробиотиков, утверждают ученые. В их кишечнике увеличилась численность полезных микроорганизмов, таких как стрептококки и лактобактерии. Оказалось, что пробиотики путем повышения микробиологического разнообразия в кишечнике могут бороться с поведенческими изменениями и предотвращать нарушения памяти, связанные с нездоровым питанием.

Ученые проводят дальнейшие исследования в этой области, в ходе которых смогут оценить влияние некоторых факторов образа жизни (например физической активности) на микрофлору кишечника и поведение.