Что происходит со связками и сухожилиями во время занятий спортом?

24 Березня 2017 11:50 Поділитися

108226Во время интенсивных физических упражнений часто повреждаются сухожилия, связки и хрящи. Незначительные повреждения не вызывают выраженных симптомов, и только когда ткань растягивается и рвется, человек испытывает сильную боль.

Команда исследователей во главе с Джефри Уэйссом (Jeffrey Weiss) и Майклом Ю (Michael Yu), профессорами биоинженерии из Университета Юты (University of Utah), США, выявила, что первоначальное повреждение коллагена (основного структурного элемента большинства тканей) может происходить на молекулярном уровне под воздействием слишком сильного физического стресса. Такие изменения могут быть ранним маркером вероятного повреждения связок и сухожилий.

Новое открытие, вероятно, будет полезным для своевременной диагностики артрита или оценки состояния здоровья спортс­менов, которые регулярно подвергаются физическому стрессу. В организме человека коллаген содержится во всех тканях, утверждают авторы нового исследования. Механические повреждения затрагивают не только хрящи и сухожилия, но и клапаны сердца и другие ткани. Результаты исследования, опубликованные в журнале «Nature Communications», важны для понимания механизма развития многих заболеваний и травм.

Коллаген представляет собой нити белка, заплетенные в структуру, напоминающую канат. Этот белок придает тканям прочность и упругость. Ранее ученые полагали, что коллаген просто растягивается или его нити скользят относительно друг друга при повторяющемся физическом стрессе. В ходе нового исследования ученые впервые показали действительные повреждения коллагена на молекулярном уровне при физических нагрузках.

Команда исследователей установила, что перед тем, как ткань сухожилий и связок разрывается или растягивается, нити коллагена раскручиваются. Эти незначительные нарушения — предвестники распространенных повреждений соединительных тканей, таких как разрыв связок и менисков и различные виды тендинитов (воспаление сухожилий).

Незначительные повреждения коллагена на молекулярном уровне могут накапливаться в течение длительного времени. Повторяющиеся физические стрессы приводят также к развитию воспаления, которое разрушает ткани, делает их более восприимчивыми к повреждениям и может привести к разрывам.

Ученые разработали перспективный способ для выявления молекулярных нарушений соединительных тканей. Для этого они использовали специальный зонд, который связывался с раскрученными нитями поврежденного коллагена в тканях организма. Применение такой технологии позволило выяснить, где и сколько произошло молекулярных изменений. Этот метод также может быть использован как способ доставки лекарств непосредственно в место поражения, утверждают специалисты.

Новое исследование впервые продемонстрировало, как нагрузки и деформации влияют на связки и сухожилия до появления боли, а его результаты будут полезны для спортсменов и пациентов на стадии реабилитации после травм, утверждают авторы эксперимента.

По материалам www.sciencedily.com