20th BaltPharm Forum 2017: цеховые монологи с европейской авансцены

46789028–30 апреля 2017 г. в Латвии, в знаменитом приморском городке Юрмала (который некоторые опытные киевляне, исходя из сходного стройно-ствольного соснового ландшафта, называют латвийской Пущей-Водицей), состоялся двадцатый «BaltPharm Forum 2017» — очень характéрное и харáктерное регионально-европейское отраслевое мероприятие, аналогов которому, наверное, не много найдется в мире: профессиональный слёт представителей фармацевтического сообщества трех соседних (а точнее будет сказать: близкородственных) государств Балтии, который проводится поочередно в каждой из этих стран (в скрупулезно-строгой последовательности цикличной эстафеты: Литва — Латвия — Эстония) ежегодно (начиная с 1998 г.). Тему нынешнего юбилейного форума нельзя назвать иначе, как краеугольной для современного здравоохранения, — «Сотрудничество между фармацевтом и врачом как фундамент эффективной терапии». Смотришь — и глаз радуется. Слушаешь — и завидки берут. Казалось бы — чего проще. Очевидно, небольшим народам легче концентрировать свои усилия на делах «великих, добрых, вечных», а дружелюбно и миролюбиво объединять эти усилия — в руслах поистине важных и полезных. Увы, не так у «больших» соседей, нет. Тут, по-видимому, действует некая доселе не описанная прямая корреляционная взаимосвязь между напряженностью национально-озабоченных амбиций и масштабом геопопуляционного ресурса. А вот и вовсе третий ракурс: Прибалтика vs Украина. Полтора часа лёту — да общий советский anamnesis morbi (правда, — а это очень и значимо, и ощутимо, — практически вдвое разнящийся по продолжительности). Что и говорить. Много общего. Много различного. Но одно — едино: цель. Как лучше помочь пациенту.

Открывая работу форума, глава его оргкомитета и ключевой представитель принимающей стороны Кития Блюмфельде (Kitija Blumfelde), президент Латвийского общества фармацевтов (Latvijas Farmaceitu Biedrība), — как и ряд других прибалтийских спикеров форума (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 43 (1014) от 9 ноября 2015 г.), уже знакомая нашему уважаемому читателю по публикациям полуторагодовой давности, — предупредила коллег о том, что в программе мероприятия предусмотрено обсуждение вопросов, которые в настоящий момент могут показаться заоблачной высью для национальных систем здравоохранения трех стран. «Вам могут показаться абсолютным космосом те достижения и опыт, о которых будут говорить наши уважаемые коллеги — гости из Нидерландов и Швеции. Но если не засматриваться в звездное небо — никогда не научишься летать. Так что, наверное, нам надо думать об этом космосе и к нему стремиться», — подчеркнула оратор. Комментируя некоторые аспекты тематики, вынесенной в качестве лейтмотива нынешнего форума, она сообщила, что по результатам анализа международного опыта, проведенного специалистами Латвийского общества фармацевтов, в большинстве стран инициаторами коллегиального сотрудничества между фармацевтами и врачами (которое так важно и полезно для пациента) выступают, как правило, именно аптечные работники. Во-вторых, для налаживания эффективности такого сотрудничества необходимо немало времени, — и связано это, по мнению К. Блюмфельде, прежде всего с определенной консервативностью врачей, затрудненной восприимчивостью многих из них ко всему новому, замедленной реакцией на инновации. «Во всяком случае, такую тенденцию мы наблюдаем в Латвии — не знаю, как это происходит в Литве, Эстонии: вы нам расскажете. В любом случае, основы такого МЕЖдисциплинарного, но ЕДИНОГО пациенто-центричного взаимодействия, нужно закладывать как можно раньше. Ведь ментальные барьеры преодолеваются труднее всего. В этой связи призываю вас всю ту важную информацию, которую мы получим в ходе работы нашего форума, не складировать где-то на архивных полочках своего профессионального интеллекта, но наоборот — транслировать ее дальше, активно развивать в своих странах именно в практической плоскости. Как нам кажется, именно в таком коллегиальном сотрудничестве состоит будущее нашей профессии. Мы ни в коем случае не хотим быть только распространителями лекарственных средств. Не хотим, чтобы на нас смотрели как на людей, которые просто выдают лекарство по рецепту врача. Мы располагаем глубокими и обширными знаниями, а значит — можем дать и пациенту, и тому же врачу гораздо больше от себя», — заключила докладчик, после чего, по традиции форума, передала слово своим коллегам — президентам фармацевтических обществ Эстонии и Литвы.

Яак Коппель (Jaak Koppel), президент Фармацевтического общества Эстонии (Eesti Farmaatsia Selts), напомнил присутствующим знаковый факт: почетным гостем предыдущего, девятнадцатого «BaltPharm Forum 2016», проходившего в г. Клайпеда (Литва), была президент Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP) д-р Кармен Пенья (Dr Carmen Peña). И важной частью, а, пожалуй, и контрапунктом ее доклада, была именно тематика взаимодействия фармацевта и врача. «Я считаю вполне правомочным сравнить врача и фармацевта с семьей, в которой они выступают в роли отца и матери, а пациенты — это их дети. Дети (пациенты) любят, когда мама и отец семейства живут в ладу, сотрудничают между собой, придерживаются единой позиции и линии поведения. Результатом такого «лада в семье» становится эффективная терапия — независимо от того, кто в этой команде, в этом тандеме фармацевта и врача доминирует, а кто ведет второй голос. Здесь четкое и конгруэнтное сотрудничество важно само по себе и, если хотите, может даже быть названо самоцелью, — но! — имеющей важнейшую СВЕРХцель в форме эффективного лечения. Думаю, с целью достижения и поддержания этой важнейшей коммуникации нам следует подумать о том, чтобы встретиться с врачами и поговорить об этом всем вместе: уверенно надеюсь, что в будущем такие собрания будут организованы», — заявил представитель Эстонии под аплодисменты, которыми зал встретил его инициативу.

Профессор Эдуардас Тарасявичус (Eduardas Tarasevičius), президент Литовской фармацевтической ассоциации (Lietuvos Farmacijos Sąjungos), выразил полное согласие с коллегами из братских государств и отметил, что в его стране ситуация в плане сотрудничества между врачами и фармацевтами также далека от идеала, что выносит на повестку дня острую необходимость в международном обмене передовым опытом в этой сфере. «Думаю, этот процесс «профессионального взаимопроникновения» должен иметь двусторонний режим движения, инициироваться и продвигаться с обеих сторон — как фармацевтов, так и врачей. А в качестве «дорожного полотна» для такого двустороннего движения, на мой взгляд, весьма логично и целесообразно использовать такую платформу, как институция профессиональных обществ и ассоциаций. Увы, сегодня многие врачи не до конца понимают, в чем состоит разница между фармакологией и фармацией, — а такое досадное ментальное упущение чревато прежде всего для пациента. Более того, подобные недопонимания (которые порой воплощаются в прямые недоразумения) бытуют даже на уровне работников системы государственной исполнительной власти в отрасли здравоохранения: некоторых из них не всегда до конца понимают ту грань, которая разделяет эти совершенно разные понятия, разные отрасли знаний и деятельности. Поэтому считаю, что продуктивную коммуникацию с нашими коллегами-врачами следует закладывать, начиная еще с университетской скамьи. Ведь, к сожалению, в ходе учебного процесса практически отсутствует возможность коммуникации между студентами-лечебниками и студентами фармацевтических факультетов. Это еще одно серьезное упущение, и залатать эту брешь — не только в наших (вкупе с пациентом) интересах, но и в наших силах. Необходимо показать (и коллегам-врачам, и обществу в целом), что фармацевт — это специалист здравоохранения. Мы можем и должны работать вместе. И закладывать основы этой совместной работы надо прежде всего с акцентом на молодое поколение», — уверен лидер фармацевтического сообщества Литвы. В заключение профессор Э. Тарасявичус также отметил, что фармацевтические специалисты, занятые в аптеках госпитального сегмента, бесспорно, имеют куда больше возможностей для продуктивного контакта и эффективного взаимодействия с медицинскими работниками. Однако ключевой программой он считает сотрудничество между общественными аптеками и врачами: особенно когда речь идет о фармацевтической помощи — без участия врачебного звена осуществлять весь спектр предусмотренного ею пакета сервисов невозможно.

* * *

Как отмечалось выше, «BaltPharm Forum 2017» проходил с участием зарубежных гостей и из других стран, кроме Балтийского региона. И нам особенно приятно сообщить, что наряду с речами специалистов из Нидерландов и Швеции (их интереснейшие выступления будут по­дробно ретранслированы позднее) с трибуны европейского форума прозвучал полновесный, содержательный и немало заинтересовавший аудиторию (что было ясно по значительному количеству вопросов из зала) доклад представителя Украины. О ситуации в фармацевтическом секторе нашей страны собравшихся проинформировал Владимир Руденко, директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ), доктор фармацевтических наук. Поблагодарив организаторов за возможность, удовольствие и честь выступить перед аудиторией форума, докладчик начал свой обзор украинского фармацевтического рынка образца 2017 г. с особенностей его регулирования. Фармацевтическая отрасль считается одним из самых «зарегулированных» секторов украинской экономики. В частности, регулирование осуществляют:

1. Верховная Рада Украины (законы Украины «О лекарственных средствах», «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», «Основы законодательства Украины о здравоохранении» etc.);

2. Кабинет Министров Украины (постановления о Лицензионных условиях, государственном регулировании цен на лекарственные средства, возмещении аптекам стоимости лекарственных средств (реимбурсация) etc.);

3. Министерство здравоохранения (МЗ) Украины (приказы относительно регистрации лекарств, правил отпуска и выписывания рецептов, перечня товаров, которые можно продавать в аптеках (кроме лекарств), etc.);

4. Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (распоряжения касательно контроля за деятельностью лицензиатов, контроля качества лекарств, контроля оборота наркотических средств etc.);

5. Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (нормативные документы, касающиеся защиты прав потребителей, контроля цен, etc.).

В числе наиболее заметных инноваций в системе здравоохранения и фармации последнего времени были названы шаги по реформированию системы здравоохранения, первые ростки реимбурсации, выход нового Национального перечня лекарственных средств, изменение условий регистрации лекарственных средств. А среди ключевых проблем деятельности фармсектора Украины — отсутствие единого подхода к регулированию рынка; неполная гармонизация и недостаточная связь между нормативно-правовыми актами; непоследовательность актов регулятора (МЗ Украины); ряд существенных недостатков начальной стадии внедрения отдельных программ реимбурсации и референтного ценообразования лекарственных средств; недостаточное развитие страховой медицины etc.

Говоря о тенденциях фармрынка Украины, докладчик охарактеризовал его сегодняшний день как начало стадии восстановления: рост цен замедлился; восстанавливается потребление в упаковках; потребитель возвращается к естественному тренду перераспределения в сторону более дорогих лекарств; низкостоимостные продукты «пожинают плоды» полученного ранее приоритета. Описывая структуру украинского фармрынка, В. Руденко использовал количественные показатели, предоставленные аналитической компанией «Proxima Research»:

  • общее количество лицензиатов — около 7500: из них производителей — 117 (практически все имеют сертификат GMP), оптовых компаний — 507, импортеров — 211;
  • общее количество аптечных учреждений по состоянию на 01.01.2017 г. — 22 237: из них аптек — 17 445, аптечных пунктов — 4792 (при этом, по ходу времени, общее количество аптечных точек в Украине существенно не меняется);
  • за 2016 г. увеличилось количество лицензиа­тов — на 4,94%, аптечных учреждений — на 3,6%.

Характерный тренд: отечественные производители неуклонно наращивают долю в розничной реализации лекарственных средств как в денежном выражении (соотношение импортных и оте­чественных препаратов за период 2014–2016 гг. изменилось с 69/31% до 63/37% соответственно), так и в упаковках (за те же 3 года — с 65/35% до 73/27% соответственно). Значительная консолидация традиционно наблюдается в оптовом сегменте. Так, топ-5 дистрибьюторов осуществляют 89% поставок в аптечные сети: «БаДМ» — 35,4%; «Оптима-Фарм» — 27,7%; «Вента» — 15,3%; «ФРАМ КО» — 6,0%; «ФАРМПЛАНЕТА» — 4,8% (впрочем, особенности текущего положения дел оператора, занимающего 4-ю позицию, дают докладчику основания предполагать в ближайшее время еще большую концентрацию оптового сегмента с перераспределением соответствующих долей рынка в пользу главным образом остальных компаний-лидеров).

112

Согласно видению «АПАУ», первоочередными действиями по оптимизации деятельности фармацевтического сектора Украины должны стать следующие:

  • введение референтного ценообразования на самые необходимые лекарственные средства с целью повышения их доступности и постепенный переход к референтному ценообразованию на все лекарственные средства, реализуемые на территории Украины, с открытыми реестрами цен на них;
  • введение положений об электронных реестрах пациентов по видам заболеваний, которые лечатся за средства государственного (местного) бюджета;
  • постепенный переход от существующей системы государственного регулирования стоимости необходимых лекарственных средств (путем установления предельного уровня оптово-отпускной и розничной надбавки) к внедрению системы реимбурсации;
  • изменение модели оказания медицинской помощи путем внедрения общеобязательного социального медицинского страхования;
  • введение термина «медицинская услуга» в нормативно-правовую базу в сфере здравоохранения и фармации, в частности с целью обеспечения возможности внедрения медицинского страхования;
  • установление прозрачных отношений в сфере продвижения и маркетинга лекарственных средств с учетом европейского опыта;
  • внесение изменений в Лицензионные условия по пересмотру отдельных требований к складским помещениям лицензиатов.

Особенности профессиональной общественной жизни украинской фармотрасли были рассмотрены на примере «АПАУ», которая имеет два крыла: объединение аптек и аптечных сетей (общественный союз — ОС) и объединение провизоров и фармацевтов (всеукраинская общественная организация — ВОО). ОС «АПАУ» — крупнейшее в стране объединение аптек и аптечных сетей — видит своей главной целью отстаивание профессиональных и бизнес-интересов участников; ведет активную работу в законодательном поле, участвуя в профильных рабочих и экспертных группах, Парламентских слушаниях и др. (в частности, по инициативе и при участии ОС «АПАУ» был отменен ряд документов, негативно влиявших на развитие отрасли; расширен перечень товаров, которые реализуются через аптеки; предотвращено повышение ставки НДС на лекарственные средства до 20% etc).

Основные задачи ВОО «АПАУ» заключаются в содействии обеспечению прав и свобод членов ассоциации и представление их профессиональных интересов; просвещении и образовании членов организации; участии в работе органов лицензирования, аттестационных комиссий; внесении предложений для развития фармацевтической отрасли Украины; координации деятельности с другими общественными объединениями.

В. Руденко закончил свой доклад краткой характеристикой сиcтемы профессионального образования. Подготовку фармацевтических специалистов (провизоров) осуществляют Национальный фармацевтический университет и 17 фармацевтических факультетов различных вузов (6 учреждений готовят специалистов по направлению «Промышленная фармация»). Специалистов среднего звена (фармацевтов) готовят 32 высших медицинских учебных заведения I–II уровней аккредитации (медицинские училища и фармацевтические колледжи). Обстоятельно ответив на вопросы, заданные коллегами из зала, украинский спикер радушно пригласил собравшихся в Киев на «Евровидение–2017» и покинул трибуну под звучные рукоплескания.

ЛЕКЦИЯ-СЮРПРИЗ

В заключительной части основного (субботнего) пленарного дня под грифом «лекция-сюрприз» выступила Зане Эныня (Zane Enina) — яркая личность, блестящий оратор, потомственный фармацевт по образованию, журналист-блогер по роду основной деятельности (блог насчитывает уже более 1000 историй о фармации), самозабвенный энтузиаст и ярый популяризатор фармации — путешественница, объездившая весь свет и посетившая более 75 стран в погоне за наблюдениями и впечатлениями об аптеках мира, в поисках общения с фармацевтическими работниками во всех уголках планеты. Немудрено, что представители прибалтийского фармацевтического сообщества, все как один, зачарованно затаив дыхание, слушали рассказ об удивительных национальных особенностях и транснациональных объединительных чертах аптечного дела, которых навидалась в своих странствиях и взяла на острый профессиональный карандаш их коллега и землячка.

«Начну с вопросов, которые сегодня поднимались уже не раз: образования и профессиональной квалификации. В Лаосе мой коллега-путешественник заболел, и я направила стопы в аптеку, дабы купить ему лекарство, — начала З. Эныня несколько высокопарным, но по ходу повествования все более живым английским языком. — Мужчина, который работал в этой аптеке, выдал мне лекарство, и я, из праздного любопытства, поинтересовалась: «А сами-то вы по образованию фармацевт?». Он посмотрел на меня и засмеялся: «Нет, конечно! Вообще-то я полицейский». Моему удивлению не было предела: «А что же вы делаете в аптеке?». «Моя сестра фармацевт. Она вышла по делам — соответственно, я ее замещаю, присматриваю за аптекой»… Этот случай — не единичен. Подобную историю я услышала в Камбодже — только там за аптечным прилавком жена замещала своего мужа-фармацевта. «Где же ваш муж?» — спросила я. «Днем он работает в больнице, а я присматриваю за аптекой. Вечером он приходит домой и возвращает бразды правления в свои руки». А в Мьянме я встретила замечательного молодого человека по имени Хан, который (имея мать — настоящего фармацевта) прошел обучение за 6 мес и также руководил аптекой в течение всего дня (впрочем, производил впечатление вполне сведущего специалиста и весьма интеллигентного человека: даже знал, где находится Латвия, — а такое нечасто встретишь в Азии). И вновь возвращаясь в Лаос: там для открытия своей аптеки достаточно пройти обучение в сфере фармации в течение 1 года. Однако в большинстве стран, которые мне довелось посетить, люди учатся фармации так же, как у нас в Латвии ,— 4 года. Так, например, в Парагвае. А в соседнем Перу — обучение аптечному делу может длиться 5 лет и даже более; причем образование у фармацевта и у врача почти что совпадает — и в ходе обучения фармацевт имеет возможность решить: либо остаться фармацевтом, либо доучиться еще пару лет и практиковать как врач.

…Говоря о разнообразии аптек в мире, назову такие примеры: в Южной Африке широко приняты «облегченные» версии аптек — аптечные пункты, где также продаются различные средства по уходу за телом и прочая «безобидная» продукция, соответственно лицензионные требования к таким торговым точкам — не столь жесткие. В то же время в Лаосе аптеки подразделяются на категории, которым присваиваются определенные номера (№ 1 — жестко специализируются на лекарственных средствах; № 2 и № 3 располагают более широким и «непритязательным» ассортиментом). В Румынии существуют жестко специализированные аптеки — например, отпускающие только препараты для применения в офтальмологии; в Индии больше распространены ортопедические аптеки и т.д. Стилистика зданий, формат помещений и внешний облик аптек разнятся от страны к стране настолько же широко, как и их владельцы. Так, в Италии, у нас в странах Балтии мы представляем себе аптеку как привлекательный особнячок (будь-то в городе или в сельской местности). В Румынии можно найти аптеку в отдельно стоящем доме с винным садом, где происходят дегустации. В Китае и той же Мьянме здания аптек принято раскрашивать в самые необузданные цвета (то же касается буйства фасонов и расцветок одеяний сотрудников аптек); при этом ни о каком ограничении размещения рекламной продукции — ни снаружи, ни внутри помещений — речь не идет. В некоторых странах нередкость увидеть аптеку, которая ютится на считанных квадратных метрах: так, в Индии и Камбодже, с целью экономии места, полки для медикаментов располагают очень густо одна над другой; цены на препараты пишут прямо на стенах. Нетрудно себе представить, какой «творческий беспорядок» царит на этих полках. То же касается Мьянмы, где в порядке вещей — склад медикаментов, который находится прямо посреди торгового зала, где ходят покупатели. А в Камбодже и вовсе разрешается вести аптечное дело в стенах собственного жилища: однажды я зашла в такую аптеку и обнаружила, что единственный присутствующий в ней человек (хозяин) сладко спит; правда, там было еще одно живое существо — крупный попугай, сидящий на притолоке у входа.

…Касательно аптечного ассортимента. В так называемых развитых странах принятая практика: отдельно размещать зону самообслуживания, а отдельно — закрытую прилавком площадь, откуда отпускать продукцию может только уполномоченный фармацевтический специалист. В то же время в Индии принято сортировать и располагать препараты исходя из таких критериев, как химическое происхождение, страна-производитель и т.д. А в китайской аптеке порой можно купить замечательных червячков для улучшения здоровья (ведь во многих странах все еще широко используют древние методы исцеления (например йогу и тай-чи), лекарственные растения и др. Но широта ассортимента этим не ограничивается: в аптеках по всему миру можно найти совершенно различные продукты — что только душа пожелает. Так, в Канаде типичная аптека напоминает скорее небольшой торговый центр: 1-й этаж здания занимает собственно аптека (отпуск лекарственных средств), на 2-м торгуют косметическими средствами, на 3-м — медицинскими изделиями, протезами, тренажерами, вплоть до спорттоваров и даже более того — оборудованием для дайвинга. В Исландии в ординарной аптеке можно обзавестись парой колготок и краской для волос; в Мьянме — баночкой колы; в Парагвае — лампочками и рамочками для фотографий, а детские игрушки, выставленные на витрине, — это просто опознавательный знак, некий стигмат для парагвайской аптеки. Однако больше всего меня шокировали аптеки в США: здесь аптека может уживаться под одной крышей с фотосалоном, а сигареты можно найти не только рядом с аптекой, но и в ней самой. В одну из последних поездок я в недоумении спрашивала у сведущих людей из неправительственных организаций в Нью-Йорке: «Как может быть, что в учреждении, которое должно заботиться о вашем здоровье, продавались сигареты? Возможно, ситуация как-то поменялась за 2 года?». Увы: высока вероятность того, что сигареты там продаются и по сей день.

223

…Согласно современным представлениям главная функция и роль аптеки заключаются не только и не столько в отпуске продукции, сколько в предоставлении услуг. Вот в этом поле широта глобального разнообразия еще больше, нежели в номенклатурном. Общеизвестно, что среди наиболее популярных услуг, предлагаемых аптеками, лидируют четыре вида измерений — массы тела, уровня артериального давления, а также уровней глюкозы и липопротеидов в сыворотке крови. Однако сверх того в Канаде фармацевты широко практикуют консультирование пациентов в аптеках, причем часто делают это в более приватной атмосфере, чем обстановка торгового зала, — с этой целью либо отводятся отдельные столики, либо в аптеке подыскиваются более укромные уголки (это уже даже нечто сродни исповеди — что, собственно, и неудивительно: ведь издревле священник, врач и аптекарь считались самыми уважаемыми и нужными людьми во всей округе — прим. авт.). Там же я наблюдала следую­щее: врач консультировал и вел свою практику в помещении аптеки и весьма эффективно взаимодействовал с фармацевтами (а пациенту хорошо: на месте и выписали препарат, и отпустили). В этой же стране очень развита забота о пациентах пожилого возраста — в частности, в том контексте, что они вынуждены одновременно использовать много различных лекарственных средств, то есть практиковать полифармацию (не путать с полипрагмазией — прим. авт.). В силу как значительного количества лекарств, так и возрастных особенностей организма, такие лица нередко забывают, когда, в какой дозе и какой именно препарат принимать — проще говоря, испытывают трудности с соблюдением комплаенса. Во многих аптеках таким пациентам предоставляют специальные папки с отдельными емкостями (кармашками), разграфленные по дням недели и времени приема, куда кладутся соответствующие препараты. При такой утилитарной наглядности забыть, перепутать или продублировать прием препарата почти невозможно (время пришло — кармашек пустой — значит, уже принял; в кармашке что-то есть — значит, надо принять). Другие аптеки разрабатывают графики консультативного приема пожилых пациентов из числа местных жителей, расписанные по дням недели (например понедельник — вторник — среда — вос­кресенье) с утра (или в назначенное более точно/индивидуально время). Однако, например, у нас в Латвии для такого пути существует юридическая преграда — действует закон, норма которого не позволяет фармацевту вскрывать упаковки лекарственных препаратов даже с тем, чтобы разложить дозы препарата согласно кратности приема и тем самым способствовать комплаенсу, а значит, и рациональности/безопасности фармакотерапии. Еще один пример: в Испании, недалеко от Сантьяго, когда я имела неосторожность повредить ногу, — фармацевт предложила мне отличный бандаж, объяснила, где я могу получить медицинскую помощь, предоставила много другой ценной информации: благодаря этому я сразу почувствовала себя намного лучше. Кроме того, в мире не является редкостью круглосуточный режим работы аптек, а в некоторых странах (в частности в Парагвае) действует система доставки лекарственных препаратов непосредственно потребителю. Иные аптеки подходят к вопросу обслуживания еще более творчески и комплексно: в Мьянме в аптеке можно поменять валюту; в Таиланде — посетить фарма-кафе, побаловав себя чашечкой лате, а заодно сфотографироваться или поучаствовать в лотерее; в Парагвае при покупке лекарственных препаратов и накоплении соответствующего количества бонусов посетитель получает мороженое, а также существуют аптеки системы «мак-драйв»: там можно приобрести лекарственное средство, не покинув салона своего автомобиля. А если уж совсем ничего не помогает, некоторые аптеки предусматривают специальные места, где вы можете помолиться, дабы на вас снизошло исцеление…

…Сегодня здесь много говорилось о сотрудничестве между пациентом, фармацевтом и врачом. Мои наблюдения наталкивают на очень простой вывод — такое сотрудничество лучше всего срабатывает в двух случаях: 1) либо это маленькая деревушка, где все всех знают; 2) либо большая система, но поставленная на очень мощную и надеж­ную IT-платформу.

…Каковы же общие черты аптек по всему миру? Когда у людей возникают незначительные расстройства здоровья, они не обращаются к врачу. Прежде всего они приходят в аптеку — и это ваша ответственность и ваши знания должны помочь решить ключевую дилему: либо вы сами сможете помочь пациенту — либо лучше порекомендовать ему обратиться к врачу. Во всем мире аптечные сети приобретают все большую популярность — и касаясь темы болезней, я очень многим людям задавала один и тот же вопрос: мы как люди становимся здоровее, чем 10 лет тому назад — или у нас становится больше заболеваний. Ответы я получала очень разные. С одной стороны, интенсивное развитие и научно-технический прогресс принесли еще больше различных расстройств состояния здоровья. С другой — строящиеся новые дороги обеспечивают повышение доступа к больницам, медицинской помощи (а фармацевтические инновации, по аналогии, — к новым, более эффективным методам лечения заболеваний). В то же время не отстают и заболевания — возникают новые, в частности вызванные стрессом, неправильным образом жизни, новыми видами экологически индуцированных возбудителей и др. Мнений — как и факторов, на которых они базируются, — множество… Истина — между.

…Что же объединяет фармацевтов всего мира? Во-первых, бесспорно, ширится тенденция к династичности нашей профессии: все больше становится фармацевтов во многих поколениях. Характеротипически: фармацевты — во всем любят порядок. Они опрятны и чисты. Немного скромны и несколько стеснительны. Но и проблемы у них у всех приблизительно одинаковы. Особенно в странах, где не слишком высок уровень образования и культуры населения в целом. Где не хватает возможностей и системности в отслеживании медикаментов. Где нет достаточных заслонов в противодействии фармацевтическому фальсификату и незаконной торговле лекарственными препаратами. Многие фармацевты жаловались мне, как сложно работать в обстоятельствах, когда постоянно меняется законодательство: практически невозможно отследить самые новые, последние требования. Также остро стоит вопрос репутации: либо их воспринимают как просто торговцев/продавцов лекарств — либо как профессионалов в области здравоохранения. Ведь роль фармацевта крайне важна — именно вы становитесь «последним встречным» для пациента, прежде чем он вернется домой, где останется со своей медицинской проблематикой один на один. Сможете ли вы обеспечить ему действенное подспорье в этом нелегком двоебории-единоборстве?.. Я хотела бы искренне пожелать вам больших успехов на этом пути».

* * *

В последующих публикациях настоящего цикла репортажных эссе мы подробнее осветим ряд основополагающих докладов и наиболее содержательных дискуссий, прозвучавших в ходе форума, — небезосновательно полагая, что тематика утилитарного сотрудничества и конгруэнтного взаимодействия между аптечными работниками и врачами (в рамках глобальных идеологических мегаконцепций «единой медицинской команды»/consolidated medical team и «фармацевта семи звезд»/seven-star pharmacist, совместно разработанных Всемирной организацией здравоохранения и Международной фармацевтической федерацией, а затем провозглашенных ими с мировой авансцены еще на самой заре текущего тысячелетия, — и в особенности сквозь призму современной европейской практической парадигмы, озвученной и проанализированной уже нынче в прибалтийской Юрмале с региональной сцены двадцатого «BaltPharm Forum 2017»), — не может не заинтересовать наших многоуважаемых читателей. А значит — такой цикл публикаций нужен: опосредованно через специалистов он принесет реальную пользу украинским пациентам, тем самым не только достигая своей узкой профессионально-тематической цели, но и в целом оправдывая важное предназначение специализированного информирования в здравоохранении.

Продолжение следует

Филипп Снегирёв, фото автора
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті