Открыта новая мишень для лечения рака поджелудочной железы

24 Травня 2017 4:59 Поділитися

53466Рак поджелудочной железы тяжело поддается лечению. По данным Американского онкологического общества (American Cancer Society), США, в 2017 г. это заболевание выявили у 53,6 тыс. человек, а более 43 тыс. больных с таким диагнозом умерли. При выявлении заболевания на ранней стадии 5-летняя выживаемость составляет 12%. Для сравнения: для рака молочной и предстательной железы этот показатель приближается к 100%, а для рака толстой кишки составляет 92%.

Ученые Университета Южной Калифорнии (University of Southern California), США, сделали многообещающее открытие в области лечения рака поджелудочной железы — наиболее смертельного онкологического заболевания. Исследование с участием животных с мутацией KRAS, выявленной у 90% пациентов с этим заболеванием, показало, что развитие рака поджелудочной железы можно остановить на ранних стадиях. Для этого необходимо минимум на 50% снизить выработку белка GRP78, синтез которого регулируется глюкозой.

Поскольку разработка лекарственных средств, непосредственно влияющих на мутацию KRAS, является сложной задачей, ученые нашли новый потенциальный подход к лечению рака поджелудочной железы, связанного с этой мутацией.

Белок GRP78 необходим для «переключения» здоровых клеток поджелудочной железы, вырабатывающих пищеварительные ферменты, в потенциальные онкоклетки. Исследование показало, что снижение уровня этого белка замедляет развитие рака поджелудочной железы и повышает выживаемость. Результаты новой работы опубликованы онлайн в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Для роста и развития онкоклеток необходим высокий уровень белка GRP78. Ученые предполагают, что уменьшение количества или «выключение» этого белка терапевтическими агентами может стать эффективным дополнительным методом лечения рака поджелудочной железы и других онкологических заболеваний. К тому же такой подход позволяет сохранить здоровье других органов, отметила Эми Ли, профессор биохимии и молекулярной медицины.

GRP78 — это индуцируемый стрессом белок, в норме участвующий в продукции белков в клетке. Во время стресса часть GRP78 выносится на поверхность клетки для выполнения дополнительных функций, связанных с ростом и выживанием. Онкоклетки, особенно выжившие после лечения, более чувствительны к воздействию стресса, чем здоровые клетки. Это приводит к повышению уровня GRP78, помогающего онкоклеткам выжить, расти и развивать устойчивость к действию лекарственных средств. Ранее учеными было доказано, что повышенный уровень этого белка связан с высоким риском рецидива онкологического заболевания и снижением выживаемости.

Белок GRP78 представляется ученым перспективной мишенью противоопухолевой терапии. Уже ведутся активные разработки потенциальных методов лечения, осно­ванных на снижении активности и выработки этого белка. Некоторые пищевые продукты и растения (например соя и зеленый чай) содержат природные компоненты, способные снижать продукцию белка GRP78.

Внедрение какого-либо базового научного открытия в клиническую практику — длительный процесс, требующий основательных ресурсов. Онкологические заболевания, связанные с мутацией KRAS, тяжело поддаются лечению, особенно в случае столь разрушительного заболевания, как рак поджелудочной железы. Новое исследование может стать важным шагом вперед в решении этой проблемы. Для этого его результаты должны получить подтверждение в ходе масштабных клинических исследований.

По материалам www.news-medical.net