Еда — не просто набор питательных веществ

25 Травня 2017 10:05 Поділитися

4211Традиционно исследования пользы пищевых продуктов для здоровья человека фокусируются на содержании определенных питательных веществ: белков, жиров, углеводов и др. Новое исследование показало, что то, как определенный продукт повлияет на здоровье человека, нельзя определить, исходя из содержания в нем отдельных компонентов. Продукт следует оценивать как единое целое и, к тому же, в комплексе с другими продуктами, поступающими в организм за один прием пищи. Результаты нового исследования опубликованы в журнале «American Journal of Clinical Nutrition».

Человек употребляет продукты и блюда, а не питательные вещества, утверждает Таня Конгерслев Торнинг (Tanja Kongerslev Thorning), сотрудница отдела питания, физических упражнений и спорта Копенгагенского университета (Department of Nutrition, Exercise and Sports at the University of Copenhagen), Дания. По ее словам, ученые на протяжении длительного времени считали, что влияние продукта на здоровье заключается во множественном воздействии его отдельных химических компонентов. Но теперь на этот процесс следует смотреть более широко, отметила исследователь.

Со временем научные знания накапливаются, появляются новые методы определения того, как питательные вещества влия­ют на пищеварение и здоровье. Но во время употребления пищи в организм человека поступают не отдельные химические вещества, а цельные продукты (зачастую в комплексе с другими продуктами). Становится очевидным, что рассматривать прием пищи следует именно с такой точки зрения, отметили авторы исследования.

После употребления продукта свойства входящих в его состав компонентов могут измениться, и эти изменения невозможно предвидеть, отталкиваясь от знаний об этих компонентах. Например, употребление молочных продуктов (сыра) слабее влияет на уровень холестерина в крови, чем можно было бы предположить, исходя из содержания в них насыщенных жирных кислот. Химические компоненты продукта взаимодействуют между собой, что отражается на общем влиянии этого продукта на здоровье.

Еще один наглядный пример — миндаль, содержащий большое количество жира. Но во время его переваривания выделяется гораздо меньше жиров, чем можно было бы предположить, даже после тщательного пережевывания, подчеркнули ученые. Таким образом, некоторые продукты могут быть более или менее полезными для человека, чем считалось ранее.

В ходе нового исследования 18 экспертов в области эпидемиологии, пищевых продуктов, питания и медицинской науки объединили свои усилия, чтобы пересмотреть некоторые установки современной науки о питании. Ученые пришли к выводу, что йогурт и сыр более полезны для здоровья костей, контроля массы тела и снижения риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, чем считалось ранее. Предыдущие убеждения были основаны на содержании насыщенных жирных кислот и кальция в этих продуктах.

В противоположность текущим рекомендациям, чрезвычайно «протестующим» против жирного сыра, научные данные свидетельствуют о пользе употребления этого продукта для здоровья: для профилактики сахарного диабета II типа и онкологических заболеваний. Такой эффект обусловлен наличием в его составе полезных бактерий, минералов, биоактивных ингредиентов и их взаимодействия.

Ученые пришли к выводу, что необходимо переосмыслить некоторые аспекты науки о питании. Не следует рассматривать питательные вещества без учета того, как и с какими «соседями» они попадают в организм человека.