Где может сделать карьеру фармацевт? Обзор возможных вариантов трудоустройства для специалистов с фармацевтическим образованием

Куда можно устроиться на работу, получив специальность фармацевта или провизора? Самый очевидный ответ — аптека или фармацевтическое предприятие. Нередко, съев за годы обучения не один пуд соли, сточив зубы о гранит науки, выпускники фармацевтических вузов не идут работать по специальности в соответствии с дипломом. Или же, проработав некоторое время в аптеке провизором или на фармпредприятии, ищут себя в других сферах. Каковы возможные причины того, что фармацевты идут работать не по специальности, и где еще они могут применить свои профессиональные знания и навыки? Прежде всего обозначенные вопросы сводятся к пониманию того, является ли престижной профессия провизора/фармацевта в Украине, хорошо ли она оплачивается и каковы варианты развития для специалистов, получивших среднее специальное или высшее фармацевтическое образование. Чтобы разобраться в этой теме, редакция «Еженедельника АПТЕКА» обратилась к Андрею Анучину, директору агентства «Фарма Персонал», которое специализируется на подборе сотрудников для фармацевтического бизнеса.

Где может сделать карьеру фармацевт? Обзор возможных вариантов трудоустройства для специалистов с фармацевтическим образованиемБЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ФАРМАЦЕВТОМ?

По словам А. Анучина, сегодня действительно наблюдается большая текучесть кадров в аптеках, и многие молодые люди, получив фармацевтическое образование, не идут работать провизором, а ищут себя в других сферах. Почему так происходит? Одна из основных причин — низкая заработная плата, конечно же, относительно уровня оплаты труда специалистов, занятых в других сферах фарминдустрии. Так, заработная плата провизора первого стола может варьировать от 2 до 6 тыс. грн. в месяц. Безусловно, многое зависит от расположения торговой точки, товаро­оборота, количества посетителей и покупателей. В аптеках с благоприятным расположением, широкой линейкой ассортимента сотрудники первого стола имеют возможность получать более высокую заработную плату по сравнению с аптеками, которые расположены в менее «проходных» местах, тем более в провинциальных городах и селах.

Похожая ситуация наблюдается и на фармпроизводстве. Рядовые позиции, на которые приходят специалисты с фармацевтическим образованием, как правило, также невысоко оплачиваются относительно уровня оплаты труда специалистов с таким же образованием, работающих в других сферах фармбизнеса (например в сфере продвижения).

Таким образом, стремление к повышению уровня дохода может сподвигнуть фармацевта искать себя в смежных отраслях, где он сможет зарабатывать больше. Однако, с точки зрения А. Анучина, прежде чем принять решение о смене профессии, важно учитывать ряд тенденций, прослеживающихся на фармрынке, а именно — активный рост украинского фармрынка, а также развитие аптечных сетей и предприятий по производству фармацевтической продукции.

АРГУМЕНТЫ «ЗА»

Во-первых, идет процесс консолидации розничного сегмента. Многие аптечные сети укрупняются, открывают новые филиалы, скупают одиночные торговые точки. Прослеживается тенденция к повышению уровня оплаты труда сотрудников аптек. Так, по предварительным данным агентства «Фарма Персонал», за 2016 г. в среднем по Украине в аптечном сегменте заработная плата (в гривне) увеличилась на 15%. Для сравнения, заработная плата сотрудников фармкомпаний в гривне за этот период повысилась на 11,5%. Таким образом, в аптечном сегменте заработная плата повышается быстрее. Это может быть связано с высокой текучестью кадров в этой сфере. Поэтому руководителям или собственникам аптечных сетей необходимо повышать заработную плату, чтобы удерживать и мотивировать своих сотрудников.

Во-вторых, активно развиваются украинские производители. Кризис 2014–2015 гг. значимо повлиял на структуру рынка. Многие импортные препараты привязаны к валюте, поэтому во время существенной девальвации гривни они значительно выросли в цене. Это способствовало увеличению доли потребления более доступных по цене отечественных препаратов. Таким образом, в период кризиса украинские компании получили некоторые преимущества для укреп­ления своих позиций на рынке. Многие из них нарастили мощности как в сфере производства, так и продвижения. Для этого, безусловно, нужны кадры, а их зачастую не хватает, особенно это касается производственного персонала. По словам А. Анучина, ощущается большой дефицит кадров в этой сфере и, как ожидается, уровень заработной платы будет повышаться.

Также эксперт обратил внимание, что украинские фармацевты могут быть весьма востребованы в соседних странах. Очень перспективны в этом плане Польша, Чехия, страны Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), поскольку у них наблюдается большой дефицит кадров в аптечном сегменте вследствие оттока собственных специалистов в другие страны. Кроме того, недавно Европейский парламент утвердил безвизовый режим для Украины, а значит, все меньше препятствий остается для того, чтобы украинские специалисты уезжали за границу.

Итак, прежде чем менять сферу деятельности, важно учитывать, что:

  • фармрынок активно растет, и специалисты с фармацевтическим образованиям нужны как в аптеках, так и на фармпроизводстве;
  • наблюдается тенденция к повышению заработной платы и в аптечном сегменте, и в сфере производства фармпродукции (как ожидается, в ближайшем будущем этот тренд будет сохраняться).

Безусловно, решение о смене сферы деятельности может быть обусловлено не только материальным фактором. Возможно, молодой специалист получил диплом о фармацевтическом образовании, но сама суть работы сотрудника первого стола или на производстве препаратов оказалась не по душе. В таком случае есть немало возможностей, где можно развиваться и применять свои профессиональные знания в других сферах фарминдустрии.

ГДЕ ЕЩЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ ДИПЛОМ О ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ?

Мы привыкли думать, что фармацевт работает в аптеке и на производстве. Но есть и другие участники процесса разработки и реализации лекарственных средств, где нужны специалисты с фармацевтическим образованием.

Так, жизненный цикл лекарственного средства начинается на этапе исследований и разработок. Затем следует производство. Но прежде чем попасть на полки аптек, он попадает к дистрибьюторам (на склады), которые занимаются распределением закупленной у производителей продукции в розницу, где его может приобрести конечный потребитель. Кроме того, в цепочке от производства до покупки катализатором продаж является служба промоции. Она включает отдел маркетинга, который разрабатывает рекламные сообщения, определяет каналы продвижения, изучает спрос на рынке и т.п., а также службу продаж, которая доносит информацию о препаратах, тем самым стимулируя процесс закупки и продаж. Специалисты с фармацевтическим образованием востребованы на каждом из этих этапов.

Рассмотрим более подробно такие сферы, как исследования и разработка, дистрибуция, а также промоция препаратов с точки зрения перспектив трудоустройства специалиста с фармацевтическим образованием.

… В СФЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

Рынок клинических исследований — это отдельная сфера, на которой специализируются клинические исследовательские организации (Clinical Research Organizations — CRO). В Украине присутствует большое количество (около 40) международных компаний, которые занимаются клиническими исследованиями. Одна из ключевых специальностей в CRO — специалист по клиническим исследованиям (Clinical Research Associate). Он взаимодействует с врачами, которые проводят исследования, контролирует процесс ведения протоколов исследований лекарственных средств. В этой должности специалисты с фармацевтическим образованием пользуются большим спросом. Также специалисты с фармацевтическим образованием могут работать в CRO ассистентом клинических исследований (Clinical Trial Assistant). Однако важно учитывать, что одним из главных условий работы в этих должностях является знание английского языка, поскольку по большому счету это международная работа. Один специалист при исследовании того или иного препарата может курировать несколько клиник не только в Украине, но и за рубежом. Кроме того, протоколы исследований ведутся на английском языке. Эта работа также связана с большим количеством командировок — в разные страны, клиники, на конференции. В то же время труд специалистов по клиническим исследованиям высоко оплачивается — средняя заработная плата на рынке Украины составляет порядка 1,5 тыс. дол. США в месяц.

… В СЕГМЕНТЕ ДИСТРИБУЦИИ

В Украине работает много дистрибьюторов, и крупных, и небольших компаний, где специалисты с фармацевтическим образованием также востребованы. Например, на позиции менеджера по продажам. Эта работа предполагает общение с аптеками, выяснение потребностей клиента, стимулирование и сопровождение закупок, осуществление контроля выполнения доставки и т.п. Иногда требуются навыки активных продаж. Чем больше сотрудник знает о лекарственных средствах, тем он более востребован. Заработная плата в такой должности, как правило, выше заработной платы провизора в аптеке примерно в 2 раза.

…В СФЕРЕ ПРОМОЦИИ

Существует огромный пласт позиций, связанных с промоцией лекарственных средств. Стимулирование спроса — очень важная задача, ведь если на рынке о препарате не знают — врачи, аптеки, пациенты — он так и останется лежать на складах.

Многие зарубежные и отечественные фармкомпании имеют собственную службу продаж, в которую входят внешняя служба (Sales Force) и отдел маркетинга. Некоторые компании предоставляют аутсорсинговые услуги по маркетированию препаратов международных компаний, не имеющих представительства в Украине. По подсчетам компании «Фарма Персонал», в Украине работает около 200 промоционных команд (аутсорсинговых, отечественных, зарубежных компаний). Сегодня в Украине работает около 10 тыс. медицинских представителей. Еще порядка 7 тыс. человек — сотрудники бэк-офиса: руководители, административный персонал, бухгалтерия, юристы и т.п. То есть всего в сфере промоции занято около 17 тыс. человек.

Профессиональные знания позволяют специалистам с фармацевтическим образованием работать во внешней службе. Они весьма востребованы в этой сфере, особенно в последнее время, поскольку все меньше врачей стремятся работать медпредставителями, что связано с развитием частной медицины. Перспективы для профессионального роста, и, конечно же, материальная составляющая повышаются с получением новой позиции на более высоком уровне. Так, если средняя зарплата медпредставителя составляет около 13 тыс. грн. в месяц (за вычетом налогов и взносов), то заработная плата регионального менеджера — около 25 тыс. грн. Все зависит от желания работать (мотивации), компетенций (способностей) и работоспособности (энергии).

Таким образом, в фармбизнесе существует немало альтернативных вариантов трудоустройства для специалистов с фармацевтическим образованием.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Востребованность специалистов с фармацевтическим образованием не только не угасает, но даже повышается, чему способствует развитие украинского фармрынка. Кроме того, в фармбизнесе так много разных компаний, работодателей, позиций, что возможности для развития и раскрытия своего потенциала почти неисчерпаемы.

У агентства «Фарма Персонал» за годы работы накопилось много кейсов, когда с переменой сферы деятельности и выходом на новую работу в лучшую сторону меняется не только материальное состояние соискателя, но и он с новой стороны раскрывается в новой должности или находит работу, которая подходит больше (по душе).

Фармрынок похож на большой муравейник. На первый взгляд кажется, что перемещения персонала хаотичны. Но на самом деле они попадают в иерархичную структуру с четкой организацией, бизнес-целями, понятием функционала в каждой должности. Фармрынок с этой точки зрения очень упорядочен.

Он также очень конкурентный. Существует большое количество игроков в каждом сегменте, где ключевую роль играют грамотно выстроенная маркетинговая стратегия, коммуникации с конечным потребителем, ценовая политика, соблюдение стандартов качества на каждом этапе жизненного цикла лекарственного средства (производства, дистрибуции, хранения). Все эти факторы способствуют исключению из игры недобросовестных или неэтичных отношений на рынке. С этой точки зрения профессии, связанные с созданием и реализацией лекарственных средств, служат благородной цели — сохранению и улучшению здоровья.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи