Почему у некоторых людей вьются волосы

21 Липня 2017 1:14 Поділитися

Известно, что у волос есть несколько важных биологических функций. Они защищают кожу головы от солнечного света и сохраняет тепло в холодную погоду.

Но почему у некоторых людей волосы прямые, а у других — кудрявые, и что объясняет такие их особенности?

Ученые из Центра исследований кожи в Университете Брэдфорда (Center for Skin Sciences at the University of Bradford), Великобритания, предоставили новые данные о том, как организм регулирует форму волос в статье, опубликованной в журнале «Experimental Dermatology».

Волосяной фолликул представляет собой сложную многоклеточную структуру, погруженную в кожу. Если волосяные фолликулы имеют прямую форму, то и волос вырастет прямым, а из фолликулов S-образной формы растут кудрявые волосы.

Считается, что форма каждого волосяного фолликула определяется во время эмбрионального развития. Эта структура остается неизменной всю жизнь, хотя волосяной фолликул естественным образом подвергается структурным изменениям каждые несколько лет.

Ученые считают, что каждый волос растет примерно 3—5 лет, затем переходит в стадию покоя, которая длится несколько месяцев, а затем, в конце концов, выпадает.

Во время фазы покоя структура волосяного фолликула может изменяться, чаще всего сжиматься. Чтобы начать новый цикл роста волос, фолликул возвращается к своей первоначальной форме.

Также ученые считают, что кроме формы волосяного фолликула, различия в функционировании клеток эпителия также имеют значение. К примеру, в прямых фолликулах все клетки действуют согласованно, что приводит к равномерному росту и круглой форме волоса. Однако в S-образных фолликулах функциональная активность и распределение определенных белков в клетках эпителия является неравномерным, что и объясняет наличие изгибов в фолликуле. Также эти изменения приводят к появлению волос эллиптической формы, что позволяет им скручиваться.

Также исследователи установили, какие именно гены контролируют форму волос.

Основным регулятором считается ген, продуцирующий белок, называемый трихохалином. У людей данный ген представлен в различных вариантах, называемых малыми ядерными полиморфизмами, что объясняет разнообразие форм волос в человеческих популяциях по всему миру. Например, у восточных азиатов преимущественные вариации гена трихохалина связаны с грубыми и прямыми волосами.

Ученые считают, что существует еще несколько генов, регулирующих рост и форму волос, и некоторые из них предположительно находятся под эпигенетическим контролем, и могут регулироваться факторами внешней среды. Дальнейшие исследования предоставят более полную информацию о том, что может менять форму волос.