Разработан универсальный метод создания вакцин

26 Липня 2017 11:15 Поділитися

Исследователи из Института Фрэнсиса Крика (The Francis Crick Institute), Великобритания, разработали новый подход для быстрого создания человеческих антител в лаборатории. Этот инновационный метод не только ускоряет производство антител для лечения многих заболеваний, но также может быть использован при разработке новых вакцин. Результаты их исследования были опубликованы в журнале «The Journal of Experimental Medicine.».

В-лимфоциты являются специализированными клетками-защитниками, которые продуцируют антитела для борьбы с инфекциями, вызванными бактериями, вирусами или чужеродными химическими веществами. Отдельная В-клетка способна распознавать чужеродные частицы — антигены. При распознавании антигена В-лимфоциты быстро размножаются и развиваются в плазматические клетки, выделяющие большое количество антител, которые способны связываться с антигеном и останавливать развитие инфекции в организме.

Раньше ученые пытались воспроизвести этот процесс «заражения инфекцией» в лаборатории, производя специфические антитела из В-лимфоцитов, выделенных из образцов крови пациентов. Чтобы начать пролиферацию и преобразование в плазматические клетки, В-лимфоциты должны получить 2 сигнала: от антигена и от коротких фрагментов ДНК, активирующих белок TLR9. Ранее у ученых  не получалось точно совместить эти 2 сигнала. Активирующие частицы ДНК работали неспецифично и провоцировали все В-лимфоциты в образцах, не позволяя получить достаточное количество нужных антител.

Автор исследования Факундо Батиста (Facundo Batista) совместно с группой ученых выявил метод, способный преодолеть эту проблему. Исследователям удалось получить специфические человеческие антитела, взяв B-лимфоциты, полученные от пациента, и обработав их наночастицами, покрытыми соответствующим антигеном и нуклеотидными частицами ДНК.

Ф. Батиста считает, что эксперимент удался из-за того, что на этот раз В-лимфоциты фиксировали антигены сразу вместе с частицами ДНК.

Исследователи  продемонстрировали, что их метод способен производить антитела  для борьбы с бактериальными и вирусными антигенами, такими как столбняковый Н-антиген  и чужеродные белки из нескольких штаммов вируса гриппа А.

Ученые считают, что новый подход к созданию вакцин позволит за несколько дней вырабатывать антитела для создания вакцины и лечения почти любых инфекционных заболеваний.