Что является причиной развития аутизма?

25 Вересня 2017 9:52 Поділитися

В период эмбрионального развития в нервных клетках происходит сложный каскад генетических и метаболических реакций, каждая ступень которого крайне важна в правильном развитии как отдельных нейронов, так и всей коры головного мозга.

Даже незначительные нарушения в работе одного гена или белка способны нарушить процесс нормального умственного и эмоционального развития ребенка. Одним из таких нарушений является аутизм, механизм развития которого открыли ученые из Университета Северной Каролины (University of North Carolina), США. Результаты своей работы они опубликовали в журнале «Genes & Development».

Руководитель исследования профессор Ева Антон (Eva Anton) отметила, что отсутствие или дефект белка APC в клетках — предшественниках нейронов приводит к массивному нарушению развития головного мозга, так как нарушает каскад реакций белка Wnt, который уже в ранее проведенных исследованиях был связан с генами, ответственными за появление симптомов аутизма у ребенка.

Эксперименты по искусственному удалению белка APC были проведены на животной модели с использованием эмбрионов мышей. После детального генетического и гистологического анализа установлено, что в развивающемся головном мозге эмбриона Wnt запускает так называемый каскад расщепления белка бета-катенина (β-catenin) внутри цитоплазмы клетки-предшественника. Это своевременное разрушение играет важную роль в дальнейшем развитии нейронов и правильном формировании и направлении нервных волокон.

Однако при нарушении Wnt-пути бета-катенин остается и продолжает влиять на процессы формирования нервной клетки, нарушая её структуру и местоположение волокон. Кроме развития аутизма, патологически длительное существование бета-катенина может также привести к развитию раковых процессов в головном мозге в будущем.

Основным результатом работы Е. Антон как раз оказалось то, что нарушение каскада Wnt обусловливает именно отсутствие или дефект генов, отвечающих за синтез белка — регулятора APC.

Полученные данные, к сожалению, не смогут помочь детям с уже диагностированным синдромом аутизма, так как их нейроны уже полностью сформировались. Однако ученые надеются, что результаты исследования могут стать фундаментом в разработке точного метода диагностики данной патологии в период беременности, а возможно — и коррекции нарушений в ДНК клеток — предшественников нейронов у плода еще в утробе матери.