Почему химиотерапия может быть неэффективной?

26 Вересня 2017 5:40 Поділитися

Исследователи из Института науки Вейзмана (Weizmann Institute of Science), Израиль, выявили бактерии, способные инактивировать некоторые противоопухолевые препараты, сводя на нет эффекты химиотерапии. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале «Science».

Руководитель исследования профессор Равид Строссман (Ravid Straussman) отметил, что данные бактерии были выявлены случайно, во время планового исследования по изучению эффективности лечения рака поджелудочной железы. В ходе гистологического анализа в раковых клетках ученые выявили бактерии, способные расщеплять химиотерапевтические препараты.

Исследователи выделили бактерии из опухолей пациентов с раком поджелудочной железы и проверили, как они влияют на чувствительность раковых клеток поджелудочной железы к химиотерапевтическому препарату гемцитабину. Как оказалось, бактерии значительно снижали активность лекарственного средства, метаболизируя значительную часть его молекул.

Кроме того, исследователям удалось выделить из микроорганизмов ген, синтезирующий  фермент цитидин-диаминазу (cytidine deaminase — CDD) — именно он способен расщеплять данный препарат. Выяснилось, что этот ген бывает длинным и коротким, однако метаболизировать гемцитабин способны только бактерии с длинным геном. Сам препарат на бактерии не действует.

В ходе этого исследования ученые также проводили эксперименты на мышах с двумя группами бактерий: одни обладали длинной формой гена CDD, а у других он был «отключен». Резистентной к препаратам оказалась только группа с отключенным геном CDD, а после курса антибиотиков она также ответила на химиотерапию.

Ученые проверили более 100 опухолей поджелудочной железы у людей и подтвердили, что бактерии с длинным геном CDD действительно обитают в новообразованиях пациентов.

Чтобы защитить цитостатик от распада и повысить эффективность химиотерапии, исследователи добавляли в схему лечения антибиотики и смогли достичь клинического улучшения.

Ученые продолжают детально изучать  влияние микроорганизмов на течение рака и его чувствительность к химиотерапии, а также проводят дополнительные исследования в поисках бактерий в других новообразованиях.

По материалам  www.sciencedaily.com