Как сформировать оптимальный ассортимент? В фокусе препараты для лечения насморка

Для многих осень ассоциируется с началом сезона острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). И не без оснований. С приходом холодов повышенным спросом в аптечных учреждениях пользуются препараты, применяемые при простудных заболеваниях и для устранения распространенных симптомов ОРВИ. Частой проблемой в это время года и у взрослых, и у детей становятся заложенность, отек и воспаление слизистой оболочки носа, то есть ринит, который сопровождается насморком. Зачастую воспалительный процесс охватывает не только полость носа, но и околоносовые пазухи (риносинусит). Если не уделять данной проблеме должного внимания, это может привести к различным осложнениям. Аптеке в своем арсенале важно иметь ассортимент лекарственных средств, которые помогут удовлетворить запросы покупателей с учетом возраста, тяжести и длительности заболевания. Но, как известно, полки аптек не безграничны. К сожалению, предоставление максимально широкого и глубокого ассортимента — задача практически невыполнимая. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации ассортимента. Эта непростая задача требует учитывать целый ряд факторов. Чтобы разобраться в этом вопросе, редакция «Еженедельника АПТЕКА» обратилась к Наталии Кацюк, эксперту фармацевтического рынка, руководителю проекта «Аптека Лидер». В фокусе — препараты для лечения насморка.

ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ ПРИНЦИПОВ КАТЕГОРИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Во всем мире широко известна концепция управления товарным ассортиментом, согласно которой ассортимент делится на группы — товарные категории.

Этот инструмент впервые начал применяться в сфере товаров повседневного спроса (Fast Moving Consumer Goods — FMCG) в 90-е годы прошлого столетия. Сегодня категорийный менеджмент внедряют компании, представляющие разные отрасли бизнеса, в том числе аптечный.

Товарная категория — это совокупность товаров, которые покупатель воспринимает как схожие между собой или взаимодополняемые. Суть категорийного подхода в управлении товарами — выделение категорий так, как их видит покупатель.

С наступлением холодов в аптеках все чаще звучит вопрос: «Что вы посоветуете от насморка?».

Часто лечение насморка начинается собственными силами. Большинство при первых симптомах обращаются прямо в аптеку. Провизор в данном случае должен оказать фармацевтическую опеку. Грамотно сформированная категория может существенно облегчить эту задачу. Так, категория «средства от насморка» может быть условно разделена на подгруппы: лекарственные средства, которые устраняют непосредственно симптом, то есть ринорею или насморк (например сосудосуживающие средства), и средства, влияющие на причину возникновения насморка, — воспаление слизистой оболочки носа и околоносовых пазух.

Облегчение носового дыхания играет важную роль в улучшении общего самочувствия и личного комфорта. При выраженной заложенности носа спасением могут стать сосудосуживающие препараты, выпускаемые в форме назальных капель или спреев. Зачастую выбор потребителя делается на основании телевизионной рекламы. При этом он не всегда понимает, чем может быть чревато злоупотребление сосудосуживающими средствами. Важно обращать внимание, что они вызывают лишь симптоматическое облегчение, не оказывая лечебного воздействия, а в случае длительного применения распространенными побочными эффектами являются сухость слизистой оболочки носа и привыкание. Поэтому назальные деконгестанты следует применять, строго придерживаясь кратности, дозирования и длительности лечения, указанных в инструкции.

Говорят: «Насморк, если его не лечить, проходит через 7 дней, а если лечить — через неделю». Однако воспалительные процессы в слизистой оболочке носа, имеющие длительное течение, могут создать благоприятный фон для развития осложнений.

Зачастую воспалительный процесс охватывает не только полость носа, но и околоносовые пазухи (риносинусит). При лечении риносинусита важно подобрать препарат комплексного действия, компоненты которого воздействуют на различные звенья воспалительного процесса, способствуют уменьшению выраженности отека и воспаления, нормализации вязкости секрета, восстановлению дренажа и вентиляции околоносовых пазух. В решении этих задач хорошо себя зарекомендовали препараты, созданные на основе растительного сырья. Кроме того, во всем мире прослеживается тренд к экологичности и натуральности, который затрагивает самые разные аспекты жизни, в том числе и здоровье. Поэтому аптеке выгодно иметь в своем ассортименте фитопрепараты с комплексным действием и доказанной эффективностью. Не путать с гомеопатическими препаратами!

Четких правил формирования товарной категории не существует, многое зависит от формата розничной точки, стратегии, целевой аудитории. При выборе брэндов для наполнения ассортиментной матрицы важно принимать в расчет спрос, узнаваемость торговой марки, репутацию компании-производителя, широту ассортимента в данной категории лекарственных средств, маркетинговые активности компании-производителя, возможности спецвыкладки, наличие (отсутствие) дефектуры у поставщика и т.п.

Важным фактором является спрос, ведь получение прибыли — задача любого бизнеса. В связи с этим аптекам приходится поддерживать широкую линейку препаратов, пользующихся высоким спросом, активно рекламируемых на телевидении, зачастую разного качества. В то же время не стоит забывать, что аптека как учреждение здравоохранения выполняет важную миссию, обеспечивая население лекарственными средствами, от эффекта и безопасности которых зависит их здоровье. Поэтому при формировании товарного ассортимента важно учитывать и такие показатели, как благоприятный профиль безопасности брэнда, подтвержденный клиническими исследованиями, а также репутацию компании-производителя. Это позволит оптимизировать ширину категории, ведь переизбыток товара может сыграть и злую шутку: чем больше выбор, тем сложнее ориентироваться в продуктах и выбирать необходимый. Не говоря уже о высоких затратах на поддержание широкого ассортимента.

Важный показатель — рентабельность категории и ее составляющих. Чтобы поддерживать рентабельный ассортимент, важно оценивать вклад составляющих категории в общий объем продаж и маржинальный доход. В соответствии с принципами категорийного менеджмента необходимо стремиться к увеличению товарооборота высокомаржинальных позиций.

Подытоживая вышеописанное, в работе с ассортиментом «средств от насморка» важно:

  • разделять на подгруппы с учетом влияния на симптом (насморк) или причину его возникновения;
  • особое внимание обращать на высокомаржинальные и высокооборачиваемые позиции, обеспечивающие рентабельность категории;
  • отдавать предпочтение проверенным производителям и препаратам с доказанной эффективностью и благоприятным профилем безопасности.

Среди препаратов для лечения насморка внимание привлекает брэнд СИНУПРЕТ® известного во всем мире производителя препаратов на основе растительных компонентов — компании «Бионорика».

В его состав входят: корень генцианы (Rаdіх Gеntіаnае), цветы первоцвета (Flоrеs Рrіmulае сum Саlyсіbus), трава щавеля (Неrba Rumісіs), цветы бузины (Flоrеs Sаmbuсі) и трава вербены (Неrbа Vеrbеnае), которые дополняют друг друга и оказывают комплексное действие. Препарат восстанавливает естественную работу слизистой оболочки носовой полости, нормализует реологию секрета и ускоряет процесс самоочищения слизистой оболочки. СИНУПРЕТ® облегчает носовое дыхание и уменьшает выраженность головной боли (Савватаева Д., 2010), устраняет отек и воспаление, а также нормализует защитную функцию эпителия дыхательных путей, что предупреждает осложнения и рецидивы.

При производстве препаратов компания «Бионорика» придерживается четких правил и стандартов, охватывающих весь цикл — от этапа выращивания растительного сырья до упаковки готовых лекарственных средств. Такой подход соответствует концепции фитониринга, который является корпоративной философией и изюминкой компании.

Концепция фитониринга, разработанная компанией «Бионорика», объединяет потенциал лекарственных растений и инновационные технологии разработки и изготовления лекарственных средств (phyto — растительный; engineering — разработка, технология).

Основные принципы фитониринга включают:

  • строгое соблюдение принципов селекции и тщательный отбор семенного материала при выращивании растительного сырья;
  • стандартизацию процесса производства с применением сертифицированных технологий на всех этапах изготовления фармацевтической продукции;
  • применение запатентованного высокоэффективного метода экстракции лекарственного растительного сырья (низкотемпературная вакуумная экстракция в закрытом цикле), позволяющего максимально предотвратить количественные и качественные изменения активных компонентов;
  • соблюдение принципов научной доказательности в отношении эффективности и профиля безопасности препаратов;
  • проведение крупных клинических исследований надлежащего дизайна, позволяющих получить статистически достоверные сравнительные данные.

Много внимания компания «Бионорика» уделяет проведению многоцентровых клинических исследований, направленных на подтверждение эффективности и безопасности своих препаратов, сотрудничает с различными исследовательскими институтами мира, которые проводят оценку эффективности и безопасности препаратов компании, результаты которых публикуются в научных журналах.

История развития компании «Бионорика» насчитывает уже более 80 лет. СИНУПРЕТ® является практически ровесником своего производителя и на сегодня имеет весомую научную базу с позиций доказательной медицины.

ЧЕМ ИНТЕРЕСЕН БРЭНД СИНУПРЕТ® ДЛЯ КАТЕГОРИЙНОГО МЕНЕДЖЕРА?

СИНУПРЕТ® — лидер в своей конкурентной группе по объему аптечных продаж в денежном выражении*, который, помимо этого, также входит в десятку лидеров розничного рынка лекарственных средств в целом**. Не это ли является доказательством востребованности и популярности среди потребителей?

Признаком высокого доверия и подтверждением успеха также являются авторитетные награды. Так, в независимом конкурсе торговых марок «Фавориты Успеха», по мнению украинских экспертов, СИНУПРЕТ® признан лучшим лекарственным средством 2016 г. в категории «Препарат от насморка» и награжден Золотой медалью «Фаворит успеха 2016». В этой номинации участвовали 38 брэндов! Признание СИНУПРЕТА в этой категории — свидетельство высокого доверия.

Недавно в копилку наград добавилась еще одна. В XVIII конкурсе профессионалов фармацевтической отрасли Украины «Панацея» в 2017 г. брэнд СИНУПРЕТ® стал победителем в номинации «Препарат года» среди безрецептурных препаратов в группе R05X и получил бронзовую статуэтку «Панацея».

СИНУПРЕТ® популярен у потребителей, хорошо знаком и пользуется доверием профессионалов здравоохранения. Каждую минуту в Украине 28 человек принимают препарат СИНУПРЕТ®***. А значит, он быстро оборачивается, не залеживается в запасах, а также вносит существенный вклад в маржинальный доход аптеки. Безусловно, в своем арсенале аптеке важно иметь такого игрока.

Это выгодно не только с точки зрения экономической эффективности. Ведь потребитель при этом получает препарат на растительной основе с эффективностью и профилем безопасности, доказанными результатами многочисленных клинических исследований, от компании, которая строго придерживается стандартов на всех этапах производства.

Кроме того, сотрудничество с компанией «Бионорика» позволяет добавить изюминку в оформлении торгового зала. Так, компания с 2012 г. реализует проект Фитотека®/Phytothek®. Он предполагает особый подход к выкладке препаратов на растительной основе — оформление специализированного отдела в аптеке, где посетители могут найти фитопрепараты с эффективностью и профилем безопасности, доказанными результатами многочисленных клинических исследований, а также получить профессиональную консультацию по вопросам фитотерапии. О том, что в аптеке представлен такой специализированный отдел, свидетельствует логотип, который состоит из синего и зеленого листочков. Сам отдел легко найти в аптеке благодаря особому дизайну оформления, в котором превалирует яркий зеленый цвет, символизирующий растительную терапию. Как правило, специализированный отдел Фитотека®/Phytothek® располагается на видном месте, например возле кассы.

СИНУПРЕТ® представлен в различных формах выпуска, чтобы каждый смог подобрать для себя наиболее подходящую. Для лечения острых и хронических воспалений околоносовых пазух носа у детей с 2-летнего возраста можно применять СИНУПРЕТ® в форме сиропа и капель. С 6 лет можно применять СИНУПРЕТ® в форме таблеток, а с 12 — его усиленную форму СИНУПРЕТ® ФОРТЕ. На этом компания «Бионорика» не останавливается, и в конце 2016 г. линейка брэнда пополнилась новинкой — препаратом СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ.

НОВАЯ ФОРМА ВЫПУСКА — СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ

В Европе с брэндом СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ знакомы с 2012 г. Теперь и украинские аптечные учреждения имеют возможность заполучить себе эту новинку. В чем «изюминка» новой формы Синупрета?

СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ является усиленной формой выпуска Синупрет® Форте. Так, в 1 таблетке Синупрет® Форте содержится 156 мг растительной смеси, а в СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ концентрация в 4 раза выше — 720 мг растительной смеси, из которой получают 160 мг сухого экстракта (Meißner T., 2013).

Синупрет® Форте содержит высушенные лекарственные растения в форме порошка, а СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ — сухой экстракт из растительной смеси.

СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ показан при острых неосложненных воспалительных заболеваниях околоносовых пазух (острые неосложненные риносинуситы).

При выведении на рынок новинок очень важна информационная поддержка. Чтобы озна­комить профессиональную аудиторию с новой формой выпуска, компания «Бионорика» презентовала новинку в рамках образовательных программ, посвященных особенностям фитотерапии риносинуситов — «Эксперт в фитотерапии». Участие в подобных образовательных программах — хорошая возможность для фармацевта повышать свои знания и квалификацию, более профессионально консультировать по вопросам фитотерапии. Кроме того, формат обучения предполагает проведение телемостов, что позволяет принять участие в образовательных программах фармацевтам из разных городов, ведь не всегда есть возможность поехать на семинар в другой город.

ПОДДЕРЖИВАЕМ ТОВАРНЫЙ ЗАПАС

При управлении товарным запасом важно уделять внимание не только тому, какие позиции включать в ту или иную категорию, но и постоянному наличию таковых в достаточном количестве.

Сформированная ассортиментная матрица является основой для заказа товара у поставщиков. В осенне-весенний период, когда с изменением погоды отмечается резкий всплеск простудных заболеваний, важно заблаговременно позаботиться об остатке товара и поддерживать его на необходимом уровне, чтобы не столкнуться с дефектурой и не упустить потенциальных покупателей.

Для этого аптеки используют программные комплексы заказа товара. В программном обес­печении существуют настройки, автоматические или с ручной корректировкой, позволяющие «заложить» возможный рост спроса на препараты, характеризующиеся сезонностью, в параметры заказа, чтобы наличие товара на полках всегда было достаточным. Конечно же, особое внимание следует уделять пополнению товарных запасов топовых брэндов, лидеров категории.

Важно поддерживать неснижаемый товарный запас, достаточный для бесперебойной работы на протяжении недели или месяца в зависимости от политики аптеки. В программном обеспечении неснижаемые товарные остатки могут быть выставлены в днях или в упаковках. Система может быть настроена автоматически самостоятельно увеличивать товарный остаток с наступлением сезона, или же можно прибегнуть к ручной корректировке.

В преддверии сезона простудных заболеваний не забудьте позаботиться о необходимом товарном запасе «средств от насморка» Особое внимание следует обратить на препарат, способный устранить воспаление слизистой оболочки носа, избавить от насморка и принести желаемое облегчение. В этом контексте незаменимым игроком станет один из лидеров рынка — СИНУПРЕТ ® .

Екатерина Дмитрик
*По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», брэнд СИНУПРЕТ® занимает позицию лидера по объему аптечных продаж в евро с сентября 2016 по август 2017 г. в группе R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях».
**В рейтинге брэндов лекарственных средств с маркетирующей организацией, брэнд СИНУПРЕТ® компании «Бионорика» занимает 7-е место по объему аптечных продаж в евро с сентября 2016 по август 2017 г.
***Показатель рассчитан на основании количества проданных упаковок СИНУПРЕТА с сентября 2016 по август 2017 г., по данным компании «Proxima Research», и количества доз в 1 упаковке с учетом рекомендаций в инструкции по применению (для взрослых и детей в возрасте от 12 лет).

НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА «ЕКСПЕРТ З ФІТОТЕРАПІЇ». ЩО НОВОГО?

Ми продовжуємо розповідати нашим партнерам про те, як просувається реалізація навчальної програми для провізорів «Експерт з фітотерапії». Мета цього проекту — підвищення компетентності провізорів при здійсненні фармацевтичної опіки пацієнтів. Його реалізація відбувається за підтримки Національного фармацевтичного університету (НФаУ), Аптечної професійної асоціації України (АПАУ) та компанії «Біонорика».

З 2016 р. навчання проводиться у новому форматі — телемосту. За допомогою спеціалізованих телекомунікаційних засобів встановлюється зв’язок з конференц-залами різних міст. А отже, взяти участь у навчальній програмі можуть співробітники аптечних закладів декількох регіонів України одночасно.

Матеріали семінарів розроблені співробітниками кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації НФаУ. Навчальні блоки проводять особисто Ігор Зупанець, доктор медичних наук, професор, завідувач кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації НФаУ, голова Експертної проблемної комісії «Клінічна фармакологія та клінічна фармація» МОЗ та НАМН України, а також Тетяна Сахарова, доктор фармацевтичних наук, професор кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації НФаУ. Нагадуємо, що це сертифікована навчальна програма!

З початку 2017 р. проведено 12 конференцій у форматі телемосту. У них взяли участь більше ніж 2900 фармацевтів з 31 міста України.

Тема навчальної програми в цьому році — «Біофармацевтичні аспекти фітотерапії. Оптимізація фітотерапії риносинуситів, захворювань нирок та сечовивідних шляхів».

Також, починаючи із січня 2017 р., компанія «Біонорика» співпрацює з Академією Неперервної Фармацевтичної Освіти (АНФО). Академія реалізує дистанційну форму навчання, що дозволяє навчатися без відриву від роботи. Співробітниками АНФО розроблено інформаційні матеріали щодо брендів компанії «Біонорика». Наразі для ознайомлення доступні матеріали щодо препаратів СИНУПРЕТ® та КАНЕФРОН® Н. До кінця року провізорам Украї­ни буде запропоновано дистанційно отримувати матеріа­ли ще щодо двох брендів компанії — ІМУПРЕТ® та БРОНХІПРЕТ®.

У рамках освітньої програми для фармацевтів працює ще одна дистанційна платформа. На базі навчальної платформи «Medbot» провізори можуть ознайомитися з інформацією про продукти компанії «Біонорика» у вільний час.

BIONORICA WINNERS 2017

Підсумковий навчальний захід «Bionorica Winners 2017» завершить курс освітньої програми поточного року. Ця урочиста щорічна подія проводиться для кращих у навчанні та рекомендації препаратів компанії «Біонорика» серед працівників аптек України 8 грудня в Києві.

Цього року «Bionorica Winners» — особливо хвилююча подія, адже у 2017 р. програма «Експерт з фітотерапії» святкує свій перший 5-річний ювілей.

ПРОЕКТ ФІТОТЕКА®/PHYTOTHEK® ПРОДОВЖУЄ РОЗВИВАТИСЯ

Навчальна програма «Експерт з фітотерапії» та Фітотека®/Phytothek® — нерозривно пов’язані між собою проекти, що реалізуються за підтримки компанії «Біонорика».

Навчальна програма покликана підвищувати знання, необхідні для кваліфікованої консультації щодо фітопрепаратів, адже лікарські засоби на рослинній основі володіють цілим комплексом фармакологічних ефектів. А проект Фітотека®/Phytothek® передбачає відкриття спеціалізованого відділу, де здійснюється компетентна фармацевтична опіка при відпуску безрецептурних рослинних лікарських засобів.

Проект Фітотека®/Phytothek®, як і навчальна програма «Експерт з фітотерапії», відзначає в цьому році ювілей — 5 років.

Перші спеціалізовані відділи було відкрито у  2012 р. в Києві. Того ж року було проведено і перший цикл навчальної програми «Експерт з фітотерапії» для провізорів аптечних мереж, що приєдналися до цієї ініціативи, — «Віталюкс», «Фалбі» та «Аптека гормональних препаратів».

Наразі у проекті беруть участь 11 аптечних мереж: «Аптека гормональних препаратів», «Віталюкс», «Аптека Доброго Дня», «Ваш консультант», «Ваша Аптека», «Конекс», «Аптека «3і», «Подорожник», «Здравица», РАМ «РУАН», ПАТ «Аптечна мережа Фармація».

Усього станом на сьогодні в рамках проекту налічується 31 аптека зі спеціалізованим відділом Фітотека®/Phytothek® у 8 містах України: Київ, Дніпро, Харків, Львів, Одеса, Вінниця, Полтава, Краматорськ.

Проект Фітотека®/Phytothek® активно розвивається. Нещодавно до нього долучилися 2 аптеки аптечної мережі «Здравица» — у Києві та Краматорську.

PHYTOTHEK TRAINING ROOM

Професійну діяльність фармацевти та провізори починають ще на лавах фармацевтичного вищого навчального закладу. Важко уявити ефективне навчання без практики. Як отримати студентам необхідну практику?

Повністю відтворити алгоритм фармацевтичної опіки в умовах, максимально наближених до аптечних, допомагає навчально-тренінговий клас зі спеціалізованим відділом Фітотека®/Phytothek® (Phytothek Training room), створений на базі кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації НФаУ та за підтримки компанії «Біонорика». Перший клас такого формату почав функціонувати у квітні 2014 р. А наприкінці цього року заплановано відкриття другої Phytothek Training room.

Урочисте відкриття заплановано на 7 грудня 2017 р.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

СИНУПРЕТ®. Состав. Корень горечавки, цветки первоцвета с чашечкой, трава щавеля, цветки бузины, трава вербены. Лекарственная форма. Таблетки, капли, сироп. Фармакотерапевтическая группа. Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях. Код АТС R05X. Показания к применению. Острые и хронические воспалительные заболевания придаточных пазух носа. Противопоказания. Повышенная чувствительность к любому из действующих или другим компонентам препарата, к другим видам первоцвета, а также язва. Побочные реакции. Нечасто отмечают случаи желудочно-кишечных расстройств, включая боль в желудке, тошноту, диарею, рвоту, дискомфорт в животе. Также возможны реакции повышенной чувствительности, включая сыпь, покраснение кожи, зуд, крапивницу, отек Квинке, одышку, припухлость лица. При возникновении каких-либо побочных реакций следует прекратить применение препарата и обязательно обратиться к врачу. Производитель. «Бионорика СЕ». Р.с. UA/4373/02/01 от 31.03.2016 до 31.03.2021 г.; UA/4373/01/01. от 06.04.2016 до 06.04.2021 г.; UA/4373/04/01 от 24.07.2015 до 24.07.2020 г.

СИНУПРЕТ® ЭКСТРАКТ. Состав. Корень горечавки, цветки первоцвета с чашечкой, трава щавеля, цветки бузины, трава вербены. Лекарственная форма. Таблетки. Фармакотерапевтическая группа. Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях. Код АТС R05X. Показания к применению. Острые неосложненные воспалительные заболевания придаточных пазух носа (острые неосложненные риносинуситы). Противопоказания. Повышенная чувствительность к любому из действующих или другим компонентам препарата. Язва желудка или двенадцатиперстной кишки. Побочные реакции. Со стороны пищеварительной системы: часто наблюдаются тошнота, метеоризм, диарея, сухость во рту, боль в желудке. Со стороны иммунной системы: редкие локальные реакции повышенной чувствительности кожи (например сыпь, покраснение, зуд), а также возможные системные аллергические реакции (например отек Квинке, одышка, припухлость лица). Со стороны нервной системы: редкие головокружения. При возникновении каких-либо побочных реакций следует прекратить применение препарата и обратиться к врачу. Производитель. «Бионорика СЕ». Р.с. UA/15267/01/01 от 15.08.2016 до 15.08.2021 г.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті